Право муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:55, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей системы правового регулирования муниципальной собственности в Российской Федерации; внесение предложений по совершенствованию законодательства, направленного на регулирование отношений муниципальной собственности, их охрану и защиту.
На достижение поставленной цели направлено решение следующих задач:
- проследить динамику правового регулирования отношений муниципальной собственности в России и зарубежных странах;
- исследовать понятие и сущность права муниципальной собственности;
- определить субъектов права муниципальной собственности;
- охарактеризовать объекты права муниципальной собственности;
- проанализировать основания приобретения и прекращения права муниципальной; собственности.
- рассмотреть содержание права муниципальной собственности;
- исследовать формы осуществления права муниципальной собственности.
- сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования отношений муниципальной собственности в контексте развития местного самоуправления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Право муниципальной собственности: общие положения
1.1​. Развитие правового регулирования отношений муниципальной собственности в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ………………………………………………………………………….…….6
1.2. Понятие и сущность права муниципальной собственности….…….….16
1.3. Основания приобретения и прекращения права муниципальной собственности………………………………………………………………….….22
Глава 2. Объекты и субъекты права муниципальной собственности
2.1.​ Объекты права муниципальной собственности……………………..…28
2.2.​ Субъекты права муниципальной собственности……………….………35
Глава 2. Содержание, осуществление, защита права муниципальной собственности.
3.1. Содержание права муниципальной собственности………………..……43
3.2. Осуществление права муниципальной собственности…………....……50
3.3. Защита права муниципальной собственности……………………..……55
Заключение……………………………………………………………….…...…..63
Список литературы………………………………………………………………68

Файлы: 1 файл

МуниципальнСобственность.docx

— 167.46 Кб (Скачать файл)

Например, ст. 296 ГК Молдовы33 устанавливает, что к публичной сфере государства или административно-территориальных единиц относятся вещи, определенные законом, а также вещи, которые по своему характеру являются имуществом общественного пользования или имуществом, представляющим общественный интерес.

Статья 9 Закона о вещном праве Эстонии34 выделяет всеобщие, публичные и частные вещи. Всеобщей вещью является вещь, которая по своей природной сущности не может относиться к чьей-либо собственности, а может использоваться всяким так, как пользуются воздухом и открытым морем. Публичной вещью является вещь, которая относится к государственной или муниципальной собственности и по своей общественной сущности может использоваться всяким так, как пользуются территориальным и внутренним морями, судоходными водоемами, публичными улицами, площадями и парками. Всеобщая и публичная вещи не находятся в гражданском обороте.

Таким образом, А.В. Смолькова  высказывается за «…введение в российское гражданское законодательство особого статуса муниципального имущества, базирующегося на концепции права публичной собственности. Сердцевина данной концепции предполагает, что небольшая часть имущества, принадлежащего публичным образованиям, может участвовать в гражданско-правовом обороте, большая же его часть (находящаяся в публичной собственности) из него изъята или участвует в нем в очень ограниченных законом рамках».35

Количественно оптимальные  объемы муниципальной собственности определить достаточно сложно. Как отмечают В.Г. Игнатов и В.В. Рудой: «Наиболее приемлемым вариантом является применение не количественных, а качественных критериев оценки границ и размеров муниципальной собственности».36

Формирование муниципальной  собственности на основании качественных критериев предполагает, что в ее состав целесообразно включать объекты:

- обеспечивающие  и гарантирующие выполнение социальных, экономических и прочих функций, которые не должны, не могут или не заинтересованы выполнять федеральные и региональные органы власти и управления, а также хозяйствующие субъекты других форм собственности (муниципальные бюджеты и внебюджетные средства, имущество органов местного самоуправления, муниципальные учреждения социальной защиты, муниципальные объекты инженерной инфраструктуры);

- характеризующиеся  высокой степенью технологически- 
функциональных взаимосвязей в рамках территории муниципального образования (водопроводные, канализационные, тепловые, электрические сети);

- наиболее значимые и приоритетные для целей социально-экономического развития муниципального образования;

- способные функционировать в режиме самофинансирования либо финансироваться за счет бюджетных и вне бюджетных источников муниципального образования.

Таким образом, в  основу формирования муниципальной  собственности изначально должны быть положены следующие принципы: строго целевого соответствия собственности требованиям федерального законодательства; достаточности собственности для эффективного решения вопросов местного значения; соблюдения динамического равновесия между доходообразующими и бюджетообременительными объектами муниципальной собственности с учетом возможностей бюджетно-налоговой системы.

В целях разграничения  объектов государственной и муниципальной  собственности необходимо предварительно решить следующие задачи:

1) провести полную инвентаризацию  объектов государственной федеральной  собственности, собственности субъектов  Российской Федерации и муниципальной  собственности путем создания  Единого электронного информационного  реестра таких объектов;

2) разработать и реализовать  систему их учета путем ведения,  систематизации и своевременного  обновления данных Единого электронного  информационного реестра объектов  государственной федеральной собственности,  собственности субъектов Российской  Федерации и муниципальной собственности.

Главной особенностью оборота  муниципальной собственности является ее публичный характер: она призвана служить обеспечению публично-правовых задач и функций муниципальных  образований. В собственности муниципальных  образований может находиться имущество, необходимое для осуществления  их публичных полномочий.

Объекты, находящиеся в  муниципальной собственности, должны служить интересам социально-экономического развития муниципального образования, получения налоговых доходов  в бюджет муниципального образования, развития экономического потенциала территории, с учетом различия вопросов местного значения отнесенных к компетенции  муниципальных образований. Перечень объектов муниципального имущества  необходимо привести в соответствие с вопросами, отнесенными к компетенции  муниципального образования, основываясь  на принципе его эффективного использования. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать, какие объекты  муниципальной собственности требуются  им для решения соответствующих  вопросов местного значения, в пределах установленного перечня. Одновременно, необходимо предусмотреть перечень объектов, входящих в состав муниципальной  собственности, отчуждение которых возможно только с согласия населения путем прямого волеизъявления.

 

2.2.​ Субъекты права муниципальной собственности

Вопрос о субъектах  права муниципальной собственности носит дискуссионный характер.

Законодатель установил, что субъектом права муниципальной собственности является муниципальное образование (п. 1 ст. 215 ГК РФ и ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»37). Однако, поскольку в ч. 1 ст. 130 Конституции РФ говорится: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью», в юридической науке развернулась дискуссия о возможном противоречии ГК РФ и Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Конституции РФ в части определения субъекта права муниципальной собственности.

А.А. Уваров считает, что владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью согласно ч. 1 ст. 130 Конституции РФ - это прежде всего права самого населения.38 Аналогичной точки зрения придерживается Л.А. Чердакова, Е.Л. Глазков.39

А.А. Хорев также полагает, что основным субъектом права  муниципальной собственности Конституция РФ определила население муниципального образования, и это принципиальное положение, по его мнению, получило дальнейшее развитие в ГК РФ, в п. 1 ст. 215 которого субъектами права муниципальной собственности объявлены муниципальные образования.40

 О.В. Бергу считает,  что наделение населением муниципального  образования органов местного  самоуправления компетенцией по  осуществлению права муниципальной  собственности означает лишь  перераспределение полномочий представителей  одного и того же собственника - муниципального образования, но  не передачу от него права  собственности какому-либо другому  лицу.41

С точки зрения А.Л. Алферова, логическая последовательность слов в  конституционной норме свидетельствует, что триада полномочий - владение, пользование  и распоряжение - относится к местному самоуправлению в целом, но не к населению.42

А.М. Цирин, исследуя нормы ст. 130 Конституции РФ, приходит к выводу, что именно жители поселения в целом выступают в роли собственника первого уровня муниципальной собственности, а выборные органы и должностные лица являются субъектами права муниципальной собственности второго уровня.43

Н.С. Бондарь рассматривает  положения ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ в системном единстве, и если в ч. 1 ст. 130 Конституции РФ закрепляются правомочия населения (местного сообщества) как субъекта права муниципальной собственности, то ч. 1 ст. 132 Конституции РФ отражает процесс последующей реализации соответствующих полномочий органами местного самоуправления, выступающими в этом случае от имени муниципального образования (п. 2 ст. 215 ГК РФ, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).44

В иностранных конституциях существуют различные подходы к  определению субъекта права муниципальной  собственности. В некоторых основных законах положения о коммунальной собственности относятся к самим  местным территориальным единицам - общинам, коммунам и т.д. (Андорра, Болгария, Лихтенштейн, Люксембург, Польша, Португалия, Словакия, Чехия), в других - к их представительным органам (Белоруссия, Венгрия), в-третьих - к местным исполнительным органам (Казахстан), в-четвертых - к местным  органам власти в целом (Киргизия, Япония), и от того, какие муниципальные  органы упоминаются в конституции, зависят и формулировки: в одних  случаях муниципальная собственность  определяется как имущество, которым  управляют и распоряжаются, в  других - как сфера регулирования, часть компетенции местного уровня власти.45

По мнению Д.Б. Сергеева, вне  зависимости от толкования положений ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, субъект права муниципальной собственности различен в конституционно-правовых отношениях при конституировании муниципальной собственности, т.е. при создании, установлении и учреждении, в основном законе государства, а также в муниципально-правовых отношениях, связанных с учредительными нормами в уставе муниципального образования, и в прочих муниципально-правовых и гражданско-правовых отношениях. «В конституционно-правовых и учредительных муниципально-правовых отношениях субъектом права муниципальной собственности выступает местное сообщество (население) муниципального образования, в иных муниципальных и гражданско-правовых отношениях - муниципальное образование. Муниципальное законодательство может содержать и конституционно-правовые, и муниципально-правовые, и гражданско-правовые нормы, регулирующие муниципальные имущественные отношения».46

Говоря о субъектах  права муниципальной собственности, следует затронуть еще одну проблему.

Как отмечается в литературе: «Особенности права муниципальной собственности предопределяют необходимость выхода из традиционных для советского и современного российского права рамок юридического лица как организации либо коммерческой, либо некоммерческой».47

Следует отметить, что, во многих зарубежных странах муниципалитеты отнесены к юридическим лицам публичного права в отличие от юридических лиц частного права. В первую очередь, это обусловлено особенностями их имущественных прав. В частности, «муниципальная собственность нередко рассматривается как разновидность, децентрализованная форма государственной собственности».48

Юридическое лицо - фигура гражданского права. Ни государство, ни субъект РФ, ни муниципальное образование с точки зрения ГК РФ юридическими лицами не являются. Этот статус могут иметь только их органы. В то же время государство, субъекты РФ и муниципальные образования с точки зрения ГК РФ могут участвовать в гражданско-правовых отношениях на равных с другими участниками этих отношений началах (ст. 2, 124). Признав гражданскую правосубъектность муниципалитетов, ГК РФ, однако, не предоставляет им статуса в гражданско-правовых отношениях, позволяя выступать в таковых отношениях только органам местного самоуправления (п. 2 ст. 125). Тем самым, муниципалитеты как институты власти практически лишаются гражданской правоспособности. Признав в ст. 124 право на участие муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях, ГК РФ в следующей статье через порядок участия лишает их этого права, так как муниципальные образования не входят в рамки ни коммерческих, ни некоммерческих, ни иных известных ГК РФ организаций - юридических лиц.

Муниципальная собственность  вторична по отношению к самостоятельному решению населением местных вопросов. Главное не собственность, а самостоятельность в решении вопросов. При этом последняя превращается в фикцию, если нет полноправной муниципальной собственности. Если перевести эти рассуждения на уровень реальных ценностей, то можно сказать так: для населения важно не само по себе наличие на территории хорошей больницы, а возможность получения квалифицированных услуг в этой больнице в любое время любым жителем. И наоборот: дорогая для клиента больница не имеет никакой ценности с точки зрения местного самоуправления.

Многие субъекты муниципальной собственности не могут рассматриваться как, прежде всего, коммерческие организации, главной целью которых является извлечение прибыли. Отнесение муниципальных организаций к числу некоммерческих могло бы быть предпочтительнее, если бы не большие ограничения для предпринимательской деятельности, которые законодатель справедливо ввел для этих организаций. Представляется возможным в этом случае вести речь о юридическом лице публичного права.

В.Е. Чиркин выделяет следующие  отличительные признаки юридического лица публичного права:49

Во-первых, если юридические  лица частного права (акционерные общества, товарищества и др.) ориентированы  на коммерческую деятельность, на получение  прибыли, то юридические лица публичного права создаются в публичных, общественных интересах.

Во-вторых, юридические лица публичного права могут участвовать  в хозяйственных отношениях, и  в этой непрофильной, попутной, незначительной деятельности их отношения регулируются гражданским правом. Публичная сущность, статус, место такого юридического лица в обществе регулируются публичным  правом.

В-третьих, органы и учреждения публичной власти своей собственности  не имеют. Находящееся в их оперативном  управлении имущество является публичной  собственностью их создателей, учредителей - публично-правовых образований (государства, субъекта федерации, муниципального образования  и т.д.), которой эти органы и  учреждения владеют и пользуются не в своих интересах, а в интересах  их создателей.

В-четвертых, если юридическое  лицо частного права отделено от публично-властных отношений, то юридические лица публичного права «прикосновенны» к публичной  власти. Одни их разновидности осуществляют такую власть, другие состязаются за нее (политические партии), третьи оказывают организованное давление на публичную власть в своих интересах (профсоюзы).

В-пятых, в отличие от юридических  лиц частного права юридические  лица публичного права могут обладать нормоустановительными правовыми  полномочиями, т.е. принимать обязывающие  правовые акты; могут пользоваться распорядительными полномочиями в  отношении не подчиненных им лиц, не входящих в их состав.

Информация о работе Право муниципальной собственности