Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:55, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей системы правового регулирования муниципальной собственности в Российской Федерации; внесение предложений по совершенствованию законодательства, направленного на регулирование отношений муниципальной собственности, их охрану и защиту.
На достижение поставленной цели направлено решение следующих задач:
- проследить динамику правового регулирования отношений муниципальной собственности в России и зарубежных странах;
- исследовать понятие и сущность права муниципальной собственности;
- определить субъектов права муниципальной собственности;
- охарактеризовать объекты права муниципальной собственности;
- проанализировать основания приобретения и прекращения права муниципальной; собственности.
- рассмотреть содержание права муниципальной собственности;
- исследовать формы осуществления права муниципальной собственности.
- сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования отношений муниципальной собственности в контексте развития местного самоуправления.
Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Право муниципальной собственности: общие положения
1.1. Развитие правового регулирования отношений муниципальной собственности в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ………………………………………………………………………….…….6
1.2. Понятие и сущность права муниципальной собственности….…….….16
1.3. Основания приобретения и прекращения права муниципальной собственности………………………………………………………………….….22
Глава 2. Объекты и субъекты права муниципальной собственности
2.1. Объекты права муниципальной собственности……………………..…28
2.2. Субъекты права муниципальной собственности……………….………35
Глава 2. Содержание, осуществление, защита права муниципальной собственности.
3.1. Содержание права муниципальной собственности………………..……43
3.2. Осуществление права муниципальной собственности…………....……50
3.3. Защита права муниципальной собственности……………………..……55
Заключение……………………………………………………………….…...…..63
Список литературы………………………………………………………………68
Л.А. Чердакова подчеркивает,
что: «Если по отношению к частной
собственности важнейшим
Институционализация муниципальной собственности подчиняется закономерностям сочетания частного и публичного интереса, частноправовых и публично-правовых начал, отношений властвования, с одной стороны, и реализации прав местного сообщества на решение вопросов местного значения, в том числе через управление и распоряжение муниципальной собственностью - с другой.
Очевидно, что специфика
отношений муниципальной
Характерными особенностями муниципальной собственности являются:
- непосредственная
связь данной собственности с
интересами местного
- воплощение в ней особой совокупности экономических отношений между человеком и властью;
- отнесение ее
к разновидности публичной (
- муниципальная
собственность является
Муниципальная собственность
как форма публичной
По мнению О.В. Дубровина, публично-правовая составляющая института муниципальной собственности выражается в следующем:16
– институт муниципальной
собственности является одним из
институтов конституционного права, системообразующим
элементом местного самоуправления,
экономической основой, обеспечивающей
целостность и управляемость
системы, социальную защиту населения
и поддержку качества его жизни,
решение публично-правовых задач
и функций муниципальных
– приоритет конституционно-
– имущество, находящее в
собственности муниципальных
– основой публичной (в
том числе, муниципальной) собственности
выступает публичный интерес
– конституционно-правовая категория,
имеющая в конституционном
– публично-правовая составляющая
институционализации
– публичный мотив как
основание ограничения права
собственности должен отвечать следующим
требованиям: требование соответствия
закону, требование справедливости, соразмерности
конституционно закрепленным целям
и охраняемым законом интересам,
соразмерность ограничения
Учитывая характерные признаки муниципальной собственности, можно предложить следующую ее модель:
- она определяет нормальные условия жизнедеятельности населения муниципального образования;
- часть объектов производственной и социальной инфраструктуры работает на принципах коммерческого расчета и укрепляет доходную базу местного бюджета;
- создает механизм, позволяющий населению муниципального образования реально участвовать в процессе распоряжения, владения и пользования муниципальной собственностью;
- элементы муниципальной собственности
подвижны. При
необходимости местные
органы власти могут ставить вопрос о
передаче некоторых объектов федеральной
или областной собственности в муниципальную,
и наоборот;
- наличие в достаточном размере муниципальной собственности призвано обеспечить стабильность местной власти и ее относительную независимость от вышестоящих структур властной иерархии.17
Муниципальная собственность - это категория, имеющая в своей основе динамические проявления. Она не просто характеризует принадлежность объекта (средств производства, муниципальной инфраструктуры, коммуникаций) определенному субъекту (опосредованному соответствующими социальными институтами), а «…должна удовлетворять разнообразные потребности населения муниципальных образований, приносить реальную пользу местным коллективам».18 Это возможно только в том случае, если муниципальная собственность эффективно реализуется, т.е. приносит стабильный доход, обеспечивая рост благосостояния граждан, или непрерывно создает соответствующий ее профилю продукт, воспроизводя все условия существования муниципальной социально-экономической системы.
Однако, как отмечает А.В. Смолькова: «в современной России муниципальная собственность является особенно уязвимой в силу своих отличительных черт:
1) неспособности совладельца
муниципальной собственности
2) отсутствия тесной связи
между поведением
3) меньшей заинтересованности
в контроле за использованием
имущества, что создает
4) отсутствия надежного
способа выявления
Таким образом, на основе проанализированных признаков и функций муниципальной собственности, последняя, может быть определена как система отношений по присвоению населением муниципального образования (субъектно-опосредованным органами местного самоуправления) средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными условиями, производственной и социальной инфраструктурой в целях удовлетворения потребностей населения муниципального образования, повышения его благосостояния.
Право муниципальной собственности
в субъективном смысле - это принадлежащие
населению муниципального образования
(местному сообществу) как коллективному
субъекту муниципальных отношений
правомочия по владению, пользованию
и распоряжению имуществом и денежными
средствами, принадлежащими муниципальному
образованию. Правомочие по распоряжению
муниципальной собственностью от имени
и в интересах местного сообщества
осуществляют органы местного самоуправления.
Право муниципальной
Задачей законодателя является, с одной стороны, обеспечение равной доступности всем членам общества к объектам муниципальной собственности, с другой стороны - ограничение органов местного самоуправления, наделенных в силу действующего законодательства правами владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в принятии решений, не соответствующих интересам большинства населения.
1.3. Основания приобретения и прекращения права муниципальной собственности
Основания возникновения
(приобретения) права муниципальной
собственности представляют
Основания приобретения права собственности муниципальными образованиями можно подразделить на общегражданские и присущие только публично-правовым образованиям. К последним, в частности, относится изъятие земельного участка для муниципальных нужд (ч. 1 ст. 279 ГК РФ), отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится (ч. 1 ст. 239 ГК РФ), перераспределение публичного имущества на основании актов законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Данные основания совпадают с основаниями прекращения права собственности физических и юридических лиц (ч. 2 ст. 235 ГК РФ). Это существенно отличает муниципальные образования от иных субъектов права собственности.
Общегражданские основания приобретения права собственности муниципальными образованиями, хотя и включают основания, предусмотренные гл. 14 ГК РФ, но применительно к муниципальным образованиям также имеют свою специфику. Особенно ярко указанная специфика проявляется в случае с приобретением права собственности на основе договора, в частности договора купли-продажи.
Во-первых, подобное приобретение
регламентируется на основе специальных
положений законодательства, а именно
параграфа 4 гл. 30 ГК РФ (часть вторая)
«Поставка товаров для
Во-вторых, муниципальные образования лишены свободы в решении указанного вопроса. Согласно подп. «о» стр. 71 Конституции РФ гражданское законодательство является предметом ведения Российской Федерации, по которому принимаются федеральные законы и федеральные конституционные законы (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ). Учитывая, что договорные обязательства, основания возникновения и порядок осуществления права собственности определяются гражданским законодательством (ч. 1 ст. 2 ГК РФ), то их регулирование в принципе не может осуществляться какими-либо актами, кроме федеральных.
В-третьих, приобретение права
собственности тщательно
Право собственности по договору у муниципальных образований возникает на основе государственных и муниципальных контрактов на поставки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд,21 за исключением закупки товаров, работ, услуг бюджетными учреждениями, вложений в уставные капиталы юридических лиц - открытых акционерных обществ, а также совместных с другими лицами вложений в строительство (реконструкцию) объектов муниципальной собственности (преимущественно объектов капитального строительства).
Размещение муниципального заказа по общему правилу должно осуществляться через проведение торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Проведение аукциона или конкурса предполагает осуществление достаточно сложной процедуры, которая, вместе с тем, является гарантией максимально эффективного использования бюджетных средств.
Существенно облегчило процедуру заключения муниципальных контрактов на поставки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд введение единого портала госзакупок,22 и реализация механизма трехлетнего бюджетного планирования (благодаря которому органы местного самоуправления, получили возможность устанавливать долгосрочные договорные отношения
Своей спецификой отличаются
основания возникновения права
собственности муниципальных
Основу имущественной
самостоятельности
- регулярные и единовременные поступления от учредителей, в том числе ассигнования из государственного бюджета;
- добровольные имущественные взносы и пожертвования;
- доходы, получаемые от
использования своего
- дивиденды (доходы, проценты),
получаемые по акциям, облигациям,
другим ценным бумагам и
- другие, не запрещенные законом поступления.
Основания прекращения
права муниципальной