Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:21, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – проанализировать законодательство с области защиты прав потребителей. Указанная цель предопределила задачи исследования:
- изучить развитие законодательства о защите прав потребителей в РФ;
- проанализировать общественные отношения, регулируемые законом о защите прав потребителей;
- исследовать правовую природу договора розничной купли-продажи;
- рассмотреть формы гражданской ответственности за нарушение прав потребителей;
- раскрыть полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей;
- выявить особенности реализации судебной защиты прав потребителей;
- осветить права общественных объединений потребителей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Законодательство о защите прав потребителей и особенности его применения
§1. Развитие законодательства о защите прав потребителей
§2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»: специфика применения и регламентации общественных отношений
Глава 2. Договор розничной купли-продажи и гражданская ответственность за нарушение прав потребителей
§1. Правовая природа договора розничной купли-продажи
§2. Гражданская ответственность за нарушение прав потребителей
Глава 3. Государственная и общественная защита прав потребителей
§1. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей
§2. Особенности реализации судебной защиты прав потребителей
§3. Права общественных объединений потребителей
Заключение
Список использованных нормативных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ..docx

— 125.36 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Челябинский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Юридический факультет 

Кафедра гражданского права и гражданского процесса

 

 

«Допустить к защите»

Заведующий кафедрой______________

«____» ________________20____ года

 

 

Правовое регулирование  защиты прав потребителей в Российской федерации
Дипломная работа

 

 

Выполнила студентка гр. ЮЗ-601

 

Научный руководитель

кандидат юридических  наук, доцент

 

 

Челябинск

2012

Оглавление

Введение

 

Глава 1. Законодательство о защите прав потребителей и особенности его применения

 

§1. Развитие законодательства о защите прав потребителей

 

§2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»: специфика применения и регламентации общественных отношений

 
   

Глава 2. Договор розничной купли-продажи и гражданская ответственность за нарушение прав потребителей

 

§1. Правовая природа договора розничной купли-продажи

 

§2. Гражданская ответственность за нарушение прав потребителей

 
   

Глава 3. Государственная и общественная защита прав потребителей

 

§1. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей

 

§2. Особенности реализации судебной защиты прав потребителей

§3. Права общественных объединений  потребителей

 

Заключение

 

Список использованных нормативных  источников и литературы

 

Приложение

 

 
   
 
 
 

 

Введение

В последнее время в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг) Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.

В связи с этим, одной  из задач современной России признана необходимость применения эффективных  методов защиты прав потребителей. Российская Федерация законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой сфере. Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», который определил круг прав потребителей, установил механизм реализации этих прав. Кроме этого, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского законодательства конституционное, гражданское, административное, уголовное. Обширная правоприменительная практика постоянно выявляет новые и новые пробелы в современном законодательстве, вызывая тем самым настоятельную необходимость в его совершенствовании.

С каждым годом интерес  к защите прав потребителей не только не уменьшается, но и наоборот –  растет. Причем это интерес не только граждан –потребителей, но и юристов теоретиков, юристов –практиков. Актуальность данной темы объясняется тем, что с одной стороны мы являемся потребителями, и элементарное знание своих прав помогает в обычной ежедневной жизни, с другой – в сфере защиты прав потребителей остается довольно много спорных вопросов, по которым законодатель либо молчит, либо дает повод для научных дискуссий, либо в нормативно-правовых актах используются расплывчатые формулировки, что порождает неоднозначность толкования норм законодательства о защите прав потребителей.

Проблема правового регулирования  защиты прав потребителей интересует многих юристов. При написании дипломной  работы автор опирался на труды ученых-юристов  и практиков: Тихомирова М. Ю., Валеева Д.Х., Челышева М.Ю., Бозаджиева В.Ю., Парций Я.Е., Ткачева В.Н., Алехиной Е.Е., Медведевой Е.М., Минасян О.К., Беловой О.А. и др.

Объектом данного исследования является законодательство в сфере  защиты прав потребителей. Предметом исследования является договор розничной купли-продажи и защита прав потребителей.

В ходе работы использован  комплекс общенаучных и специальных  методов познания правовой действительности. Основу исследования составили: системный  подход и системный анализ правового  регулирования защиты прав потребителей, сравнительно-правовой метод, метод  исторического анализа, формально-юридические  методы. Использованы также системно-структурные  методы анализа, моделирование и  толкование норм права.

Цель дипломной работы – проанализировать законодательство с области защиты прав потребителей. Указанная цель предопределила задачи исследования:

- изучить развитие законодательства  о защите прав потребителей  в РФ;

- проанализировать общественные отношения, регулируемые законом о защите прав потребителей;

- исследовать правовую  природу договора розничной купли-продажи;

- рассмотреть формы гражданской ответственности за нарушение прав потребителей;

- раскрыть полномочия  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  в области защиты прав потребителей;

- выявить особенности  реализации судебной защиты прав  потребителей;

- осветить права общественных  объединений потребителей.

Дипломная работа состоит  из трех глав.

Первая глава раскрывает развитие законодательства о защите прав потребителей и специфику применения закона о защите прав потребителей.

Во второй главе рассматривается  правовая природа договора розничной  купли продажи и гражданская  ответственность за нарушение прав потребителей.  Третья глава посвящена  государственной и общественной защите прав потребителей.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Законодательство о защите прав потребителей и особенности его применения

 

§1. Развитие законодательства о защите прав потребителей

 

 

Движение по защите прав потребителей в бывшем СССР начало зарождаться в 80-х годах ХХ века в виде создания  обществ, ассоциаций по защите прав потребителей. В 1987-1988 годы эти общественные организации объединились в Федерацию обществ потребителей, а к началу 1992 года Федерация преобразуется в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП)1. В ее состав вошли общества потребителей бывших союзных республик СССР - России, Беларуси, Украины, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и др. Представители потребительских организаций от этих республик образовали Координационный совет. В начале 1992 г. Прошел первый конгресс Конфедерации, и теперь он собирается через каждые три года.  Основой КонфОП являются многочисленные общественные потребительские организации, которые были созданы на основе гражданских инициатив. Эти общественные организации подчас тесно сотрудничают с другими объединениями, например, с советами ветеранов ВОВ, с организациями инвалидов, клубами автолюбителей, региональными центрами стандартизации, метрологии и сертификации, независимыми экспертизами, государственными органами по защите прав потребителей.

    Одними их основных целей КонфОП являются:

- предоставление правдивой информации о товарах, работах, услугах, реализуемых на российском рынке;

-формирование потребительской  культуры  у всех слоев населения;

-непрерывное потребительское  образование, охватывающее все  уровни системы образования учащихся и многое другое.

    До середины 80-х гг. XX в. в России отношения по защите прав потребителей в основном регулировались нормами гражданского законодательства (например, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. "Права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества", ст. 364 ГК РСФСР "Права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком")2. Указанные нормативные акты регламентировали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан, но в то же время не были специально направлены на регулирование защиты прав и законных интересов потребителей.

 Правовое регулирование  торгового обслуживания осуществлялось  рядом подзаконных нормативных  актов, различными инструкциями, ведомственными и межведомственными  правилами, которые иногда в  одностороннем порядке навязывали  потребителям невыгодные для  них условия, ставя в привилегированное  положение специализированные организации,  обслуживающие население. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемлявшие интересы потребителей, а в некоторых случаях прямо противоречившие законодательству.

 Действовавшее законодательство  не вполне соответствовало и  нормам международного права,  в частности Руководящим принципам  для защиты интересов потребителей, единогласно принятым 9 апреля 1985 г. (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 30/248)3. Это несоответствие проявлялось, прежде всего, в том, что не все права потребителей, признанные международным сообществом (право на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, право объединяться в потребительские организации для защиты собственных интересов), были надлежащим образом законодательно урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве, не имели механизма реализации и потому носили декларативный характер. Кроме того, отсутствовала система государственной защиты интересов потребителей. Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно не выгодных для них условий договора, товаров, не пользующихся спросом, и т.д.

 В условиях свободы  предпринимательской деятельности, тотального дефицита, отсутствия  культуры потребления необходимость  в специальном законодательстве  стала особенно острой. Осенью 1988 г. была предпринята первая попытка разработки и применения специализированного законодательства о защите прав потребителей, которая заключалась в принятии Закона СССР "О качестве продукции и защите прав потребителей"4. Этот законопроект большей своей частью посвящался рассмотрению и решению проблем, связанных с качеством товаров и услуг, предоставляемых потребителям. Проект не был лишен недостатков. Во-первых, он не делал различий между потребителем-гражданином и потребителем - юридическим лицом. Во-вторых, все его нормы были так или иначе связаны с качеством товаров, т.е. все основные права потребителей (на информацию, на возмещение вреда, право на объединение и др.) формулировались лишь относительно обеспечения права на качество. Проект широко обсуждался, но был отвергнут, т.к. большинство его положений носило декларативный характер и не могло быть реализовано.

 Весной 1991 г. (22 мая) был принят еще один нормативный акт, регулирующий отношения в данной сфере, - Закон СССР "О защите прав потребителей"5. Однако в связи со сложной политической обстановкой в стране и последующим распадом СССР он так и не был введен в действие.

 Указанный нормативный  акт содержал большое количество  положений, которые не были  регламентированы гражданским законодательством,  а также специальные механизмы  реализации всех закрепленных  в нем норм. Указанные черты,  несомненно, являлись достоинствами  этого нормативного акта.

 Законодательные акты  в данной сфере правоотношений  многих республик, ранее входивших  в состав СССР, а позднее образовавших  Содружество Независимых Государств, основываются на Законе СССР "О  защите прав потребителей".

Отказ от государственной  формы собственности в экономике  страны, от системы жесткого государственного регулирования, учета и контроля, сопровождаемый процессами массовой приватизации государственных и муниципальных  предприятий, привлечения иностранных  инвестиций, расширения внешнеэкономической  деятельности привели к необходимости  не только законодательного закрепления, но и практического применения на территории Российской Федерации норм по защите прав потребителей.  Закон  «О защите прав потребителей»6 был принят 7 февраля 1992 года, ставший отражением международного права в национальном законодательстве. Одним из существенных его положений стала норма, запрещавшая при принятии других нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей, снижать гарантии защиты их прав по сравнению с установленными в Законе. Не менее важна норма Закона, предоставившая право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты только Правительству РФ и прямо запретившая ему поручать принятие таких актов министерствам и ведомствам. Закон определил, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд. Юридические лица были выведены из сферы действия Закона. Тем самым законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для потребителя-непрофессионала.

 Впервые в российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии их реализации. Закон предусмотрел повышенные гарантии защиты при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию как перед потребителем, так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений. Гарантией реализации прав потребителей на защиту стали установление в Законе подсудности по выбору истца по делам о нарушении потребительского законодательства и освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков. Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей Закон предусмотрел и возможность их коллективной защиты, предоставив государственным органам право пресечения нарушений потребительского законодательства и наложения штрафных санкций на нарушителей.

Информация о работе Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ