Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:21, дипломная работа
Цель дипломной работы – проанализировать законодательство с области защиты прав потребителей. Указанная цель предопределила задачи исследования:
- изучить развитие законодательства о защите прав потребителей в РФ;
- проанализировать общественные отношения, регулируемые законом о защите прав потребителей;
- исследовать правовую природу договора розничной купли-продажи;
- рассмотреть формы гражданской ответственности за нарушение прав потребителей;
- раскрыть полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей;
- выявить особенности реализации судебной защиты прав потребителей;
- осветить права общественных объединений потребителей.
Введение
Глава 1. Законодательство о защите прав потребителей и особенности его применения
§1. Развитие законодательства о защите прав потребителей
§2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»: специфика применения и регламентации общественных отношений
Глава 2. Договор розничной купли-продажи и гражданская ответственность за нарушение прав потребителей
§1. Правовая природа договора розничной купли-продажи
§2. Гражданская ответственность за нарушение прав потребителей
Глава 3. Государственная и общественная защита прав потребителей
§1. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей
§2. Особенности реализации судебной защиты прав потребителей
§3. Права общественных объединений потребителей
Заключение
Список использованных нормативных источников и литературы
Продавец (изготовитель),
уполномоченная организация
1) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
2) соразмерного уменьшения покупной цены;
3) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
4) замены на такой
же товар другой марки (модели,
артикула) с соответствующим
Согласно п.
1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав
потребителей" потребитель вместо
предъявления одного из этих
требований вправе отказаться
от исполнения договора купли-
Предъявить претензию продавцу с требованием возмещения морального вреда невозможно. Ведь согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" размер возмещения морального вреда определяется судом. Таким образом, требование о возмещении морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав продавцом (изготовителем, исполнителем), может быть удовлетворено только в судебном порядке.
Претензия - это
материальное выражение всех
ваших требований к продавцу,
изготовителю либо
1) полное наименование торгового предприятия и его юридический адрес;
2) фамилию, имя, отчество (полностью) и домашний адрес потребителя;
3) условия, место и время приобретения товара;
4) в чем выражено
нарушение ваших прав как
5) краткое описание дефектов товара;
6) требования потребителя
(устранить неисправность,
7) перечень прилагаемых
к претензии документов и
8) ваше мнение о наличии вины продавца, в чем именно она выражена;
9) требование
о компенсации морального
10) иные сведения, необходимые для решения спора.
К претензии
должны быть приложены
Один экземпляр претензии передается продавцу, а на втором продавец делает отметку о получении заявления потребителя.
Передать претензию
продавцу можно любым способом:
вручить лично, отправить
Организация или
индивидуальный
При положительном
ответе на претензию в нем
указываются признанная сумма,
срок и способ удовлетворения
претензии, если она не
При полном
или частичном отказе в
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в современном законодательстве Российской Федерации уделяется большое внимание гражданско-правовой ответственности продавца, изготовителя, исполнителя за нарушение прав потребителя, которая установлена нормами гражданского Кодекса РФ, федеральных законов специальной направленности и Законом о защите прав потребителей, которые действуют в комплексе и дополняют друг друга. Гражданское законодательство предусматривает такие формы ответственности за нарушения, как возмещение убытков, уплата неустойки, компенсация морального вреда.
Законодатель императивно закрепил обязательность соблюдения досудебного порядка в сфере защиты прав потребителей - это споры, возникающие из правоотношений, возникающих из договора железнодорожной, воздушной, водной перевозки пассажиров и багажа, из договора о предоставлении услуг связи.41По остальным категориям дел о защите прав потребителей такой порядок не является обязательным, но нам представляется, что необходимо его законодательно закрепить. Метод: сначала – обращение с претензией к продавцу и лишь затем. В случае невозможности добровольного разрешения конфликта, - в суд, должен носить обязательный, а не рекомендательный характер. В судебной практике часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда ответчик лишь при получении повестки в суд и копии искового заявления, когда уже иск принят к производству суда, узнает что со стороны потребителя к нем есть какие-то претензии, а конфликт оказывается можно было решить добровольно.42 Следовательно, без предварительного обращения к ответчику для внесудебного обращения разрешения спора вообще нет основания для принятия такого иска к производству, так как нельзя усмотреть, наличествует ли в каждом конкретном случае условие любого дела – спор о праве, либо предприниматель не оспаривает законности требования истца и готов был удовлетворить его добровольно.
Глава 3.Государственная и общественная защита прав потребителей
§1. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей
Государственная защита прав потребителей - это довольно широкая правовая категория, призванная обеспечить строгое и неуклонное исполнение закона и подзаконных актов, а также соблюдение дисциплины не только юридическими лицами различных форм собственности, но и общественными объединениями и гражданами.
Согласно ст. 40
Закона РФ "О защите прав
потребителей" государственный контроль
и надзор в области защиты
прав потребителей
1) проведение мероприятий,
связанных с контролем,
2) выдачу в пределах
полномочий, предусмотренных
3) в установленном
законодательством РФ порядке
принятие мер по
4) направление в
орган, осуществляющий
5) направление в
органы прокуратуры, другие
6) обращение в суд
с заявлениями в защиту прав
потребителей, законных интересов
неопределенного круга
В соответствии
с п. 3 ст. 40 Закона РФ "О защите
прав потребителей" уполномоченные
органы исполнительной власти (их
территориальные органы), осуществляющие
функции по контролю и надзору
в области защиты прав
Ведущую роль
в проведении государственного
контроля и надзора на
1) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
2) Министерство внутренних дел РФ;
3) Федеральное
агентство по техническому
4) иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 32243 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Свою деятельность Служба осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.
Федеральную службу
по надзору в сфере защиты
прав потребителей и
К полномочиям
Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав
Федеральная служба
по надзору в сфере защиты
прав потребителей и
Информация о работе Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ