Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:21, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – проанализировать законодательство с области защиты прав потребителей. Указанная цель предопределила задачи исследования:
- изучить развитие законодательства о защите прав потребителей в РФ;
- проанализировать общественные отношения, регулируемые законом о защите прав потребителей;
- исследовать правовую природу договора розничной купли-продажи;
- рассмотреть формы гражданской ответственности за нарушение прав потребителей;
- раскрыть полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей;
- выявить особенности реализации судебной защиты прав потребителей;
- осветить права общественных объединений потребителей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Законодательство о защите прав потребителей и особенности его применения
§1. Развитие законодательства о защите прав потребителей
§2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»: специфика применения и регламентации общественных отношений
Глава 2. Договор розничной купли-продажи и гражданская ответственность за нарушение прав потребителей
§1. Правовая природа договора розничной купли-продажи
§2. Гражданская ответственность за нарушение прав потребителей
Глава 3. Государственная и общественная защита прав потребителей
§1. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей
§2. Особенности реализации судебной защиты прав потребителей
§3. Права общественных объединений потребителей
Заключение
Список использованных нормативных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ..docx

— 125.36 Кб (Скачать файл)

     Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или  уполномоченный индивидуальный  предприниматель, импортер отвечает  перед потребителем за передачу  товара ненадлежащего качества. Так, потребитель, которому продан  товар ненадлежащего качества, если  оно не было оговорено продавцом,  вправе по своему выбору потребовать:

   1) безвозмездного  устранения недостатков товара  или возмещения расходов на  их исправление потребителем  или третьим лицом;

  2) соразмерного уменьшения  покупной цены;

  3) замены на товар  аналогичной марки (модели, артикула);

  4) замены на такой  же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом  покупной цены (ст. 18 Закона РФ "О  защите прав потребителей").

     Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав  потребителей" потребитель вместо  предъявления одного из этих  требований вправе отказаться  от исполнения договора купли-продажи  и потребовать возврата уплаченной  за товар денежной суммы. При  этом по требованию продавца  и за его счет.

    Предъявить претензию продавцу с требованием возмещения морального вреда невозможно. Ведь согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" размер возмещения морального вреда определяется судом. Таким образом, требование о возмещении морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав продавцом (изготовителем, исполнителем), может быть удовлетворено только в судебном порядке.

    Претензия - это  материальное выражение всех  ваших требований к продавцу, изготовителю либо производителю.  Претензия излагается в вольной  форме, но ее содержание должно  быть абсолютно понятно. Претензия  должна быть составлена в письменной  форме, подписана лично или  представителем потребителя и  включать в себя:

    1) полное наименование  торгового предприятия и его  юридический адрес;

    2) фамилию, имя,  отчество (полностью) и домашний  адрес потребителя;

    3) условия, место  и время приобретения товара;

    4) в чем выражено  нарушение ваших прав как потребителя;

    5) краткое описание  дефектов товара;

    6) требования потребителя  (устранить неисправность, расторгнуть  договор купли-продажи и т.д.);

    7) перечень прилагаемых  к претензии документов и других  доказательств;

    8) ваше мнение  о наличии вины продавца, в  чем именно она выражена;

     9) требование  о компенсации морального вреда  и размер этой компенсации;

    10) иные сведения, необходимые для решения спора.

     К претензии  должны быть приложены документы  (их копии), обосновывающие претензионные  требования (например, документ, подтверждающий  приобретение товара у конкретного  продавца, талон из гарантийной  мастерской и т.п.). Если к претензии  прилагаются какие-то документы,  подтверждающие заявленные требования, они могут быть как подлинниками, так и заверенными копиями.  Можно дать документ не полностью,  а представить выписку из него.

Один экземпляр претензии  передается продавцу, а на втором продавец делает отметку о получении заявления  потребителя.

 Передать претензию  продавцу можно любым способом: вручить лично, отправить заказным  или ценным письмом, по телеграфу,  телетайпу, а также с использованием  иных средств связи, фиксирующих  отправление (факт направления  претензии). В любом случае у  покупателя обязательно должно  остаться подтверждение того, что  его претензия была направлена  продавцу: квитанция об отсылке  заказного (или с уведомлением  о вручении) почтового отправления  или отметка (с входящим номером  и датой, печатью (штампом), подписью  должностного лица) организации-адресата  о получении материалов претензии  (на другом экземпляре претензии).

    Организация или  индивидуальный предприниматель,  получившие претензию, обязаны  сообщить заявителю о результатах  рассмотрения. Однако если на  продавца законом или договором  не возложена обязанность дать  ответ покупателю, то он может  его и не давать.

     При положительном  ответе на претензию в нем  указываются признанная сумма,  срок и способ удовлетворения  претензии, если она не подлежит  денежной оценке.

      При полном  или частичном отказе в удовлетворении  претензии следует сообщить причины  отказа со ссылкой на правовые  нормы и доказательства, обосновывающие  отказ. Заявителю должны быть  возвращены подлинники, которые  были к ней приложены, а также  направлены документы, обосновывающие  отказ, если их нет у заявителя  претензии.

      Из вышеизложенного  можно сделать вывод, что в современном законодательстве Российской Федерации уделяется большое внимание гражданско-правовой ответственности продавца, изготовителя, исполнителя за нарушение прав потребителя, которая установлена нормами гражданского Кодекса РФ, федеральных законов специальной направленности и Законом о защите прав потребителей, которые действуют в комплексе и дополняют друг друга. Гражданское законодательство предусматривает такие формы ответственности за нарушения, как возмещение убытков, уплата неустойки, компенсация морального вреда.

Законодатель императивно  закрепил обязательность соблюдения досудебного  порядка в сфере защиты прав потребителей  - это споры, возникающие из правоотношений,  возникающих из договора железнодорожной, воздушной, водной перевозки пассажиров и багажа, из договора о предоставлении услуг связи.41По остальным категориям дел о защите прав потребителей такой порядок не является обязательным, но нам представляется, что необходимо его законодательно закрепить. Метод: сначала – обращение с претензией к продавцу и лишь затем. В случае невозможности добровольного разрешения конфликта, - в суд, должен носить обязательный, а не рекомендательный характер. В судебной практике часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда ответчик лишь при получении повестки в суд и копии искового заявления, когда уже иск принят к производству суда, узнает что со стороны потребителя к нем есть какие-то претензии, а конфликт оказывается можно было решить добровольно.42 Следовательно, без предварительного обращения к ответчику для внесудебного обращения разрешения спора вообще нет основания для принятия такого иска к производству, так как нельзя усмотреть, наличествует ли в каждом конкретном случае условие любого дела – спор о праве, либо предприниматель не оспаривает законности требования истца и готов был удовлетворить его добровольно.

 

Глава 3.Государственная и общественная защита прав потребителей

 

  §1. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей

 

Государственная защита прав потребителей - это довольно широкая  правовая категория, призванная обеспечить строгое и неуклонное исполнение закона и подзаконных актов, а  также соблюдение дисциплины не только юридическими лицами различных форм собственности, но и общественными  объединениями и гражданами.

    Согласно ст. 40 Закона РФ "О защите прав  потребителей" государственный контроль  и надзор в области защиты  прав потребителей предусматривают:

   1) проведение мероприятий,  связанных с контролем, проверки  соблюдения изготовителями (исполнителями,  продавцами, уполномоченными организациями  или уполномоченными индивидуальными  предпринимателями, импортерами)  обязательных требований законов  и иных нормативных правовых  актов РФ, регулирующих отношения  в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований  к товарам (работам, услугам);

   2) выдачу в пределах  полномочий, предусмотренных законодательством  РФ, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям  или уполномоченным индивидуальным  предпринимателям, импортерам) о прекращении  нарушений прав потребителей, необходимости  соблюдения обязательных требований  к товарам (работам, услугам);

  3) в установленном  законодательством РФ порядке  принятие мер по приостановлению  производства и реализации товаров  (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным  требованиям (в том числе с  истекшим сроком годности), и товаров,  на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка  и (или) от потребителя или  потребителей товаров (работ,  услуг), которые не соответствуют  обязательным требованиям, и информированию  об этом потребителей;

   4) направление в  орган, осуществляющий лицензирование  соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов  о нарушении прав потребителей  для рассмотрения вопросов о  приостановлении действия или  аннулировании соответствующей  лицензии в установленном законодательством  РФ порядке;

   5) направление в  органы прокуратуры, другие правоохранительные  органы по подведомственности  материалов для решения вопросов  о возбуждении уголовных дел  по признакам преступлений, связанных  с нарушением установленных законами  и иными нормативными правовыми  актами РФ прав потребителей;

   6) обращение в суд  с заявлениями в защиту прав  потребителей, законных интересов  неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о  ликвидации изготовителя (исполнителя,  продавца, уполномоченной организации,  импортера) либо о прекращении  деятельности индивидуального предпринимателя  (уполномоченного индивидуального  предпринимателя) за неоднократное  или грубое нарушение установленных  законами и иными нормативными  правовыми актами РФ прав потребителей.

   В соответствии  с п. 3 ст. 40 Закона РФ "О защите  прав потребителей" уполномоченные  органы исполнительной власти (их  территориальные органы), осуществляющие  функции по контролю и надзору  в области защиты прав потребителей  и безопасности товаров (работ,  услуг), могут быть привлечены  судом к участию в деле или  вступать в дело по своей  инициативе или по инициативе  лиц, участвующих в деле, для  дачи заключения по делу в  целях защиты прав потребителей. Эти организации дают также  разъяснения по вопросам применения  законов и иных нормативных  правовых актов РФ, регулирующих  отношения в области защиты  прав потребителей, а также утверждают  положение о порядке рассмотрения  ими дел о нарушении законов  и иных нормативных правовых  актов РФ, регулирующих отношения  в области защиты прав потребителей. Закон устанавливает, что изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная  организация или уполномоченный  индивидуальный предприниматель,  импортер) по требованию соответствующих  органов исполнительной власти  и их должностных лиц обязан  представить в установленный  ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной  и (или) устной форме и иную  необходимую информацию (ст. 41 Закона  РФ "О защите прав потребителей").

    Ведущую роль  в проведении государственного  контроля и надзора на потребительском  рынке играют следующие федеральные  органы исполнительной власти:

    1) Федеральная  служба по надзору в сфере  защиты прав потребителей и  благополучия человека;

    2) Министерство  внутренних дел РФ;

    3) Федеральное  агентство по техническому регулированию  и метрологии;

    4) иные федеральные  органы исполнительной власти, осуществляющие  контрольно-надзорные функции.

Согласно Положению о  Федеральной службе по надзору в  сфере защиты прав потребителей и  благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 32243 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Свою деятельность Служба осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.

   Федеральную службу  по надзору в сфере защиты  прав потребителей и благополучия  человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и  освобождаемый от должности Правительством  РФ по представлению Министра  здравоохранения и социального  развития РФ. Руководитель Федеральной  службы по надзору в сфере  защиты прав потребителей и  благополучия человека является  главным государственным санитарным  врачом РФ.

   К полномочиям  Федеральной службы по надзору  в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека относятся  надзор и контроль за исполнением  обязательных требований законодательства  РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, защиты  прав потребителей и в области  потребительского рынка, в том  числе государственный контроль  соблюдения законов и иных  нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области  защиты прав потребителей, а также  контроль соблюдения правил продажи  отдельных предусмотренных законодательством  видов товаров, выполнения работ,  оказания услуг.

   Федеральная служба  по надзору в сфере защиты  прав потребителей и благополучия  человека в целях реализации  полномочий в установленной сфере  деятельности имеет право:

Информация о работе Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ