Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:21, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – проанализировать законодательство с области защиты прав потребителей. Указанная цель предопределила задачи исследования:
- изучить развитие законодательства о защите прав потребителей в РФ;
- проанализировать общественные отношения, регулируемые законом о защите прав потребителей;
- исследовать правовую природу договора розничной купли-продажи;
- рассмотреть формы гражданской ответственности за нарушение прав потребителей;
- раскрыть полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей;
- выявить особенности реализации судебной защиты прав потребителей;
- осветить права общественных объединений потребителей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Законодательство о защите прав потребителей и особенности его применения
§1. Развитие законодательства о защите прав потребителей
§2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»: специфика применения и регламентации общественных отношений
Глава 2. Договор розничной купли-продажи и гражданская ответственность за нарушение прав потребителей
§1. Правовая природа договора розничной купли-продажи
§2. Гражданская ответственность за нарушение прав потребителей
Глава 3. Государственная и общественная защита прав потребителей
§1. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей
§2. Особенности реализации судебной защиты прав потребителей
§3. Права общественных объединений потребителей
Заключение
Список использованных нормативных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ..docx

— 125.36 Кб (Скачать файл)

    1) организовывать  проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов  и оценок, в том числе научных  исследований по вопросам осуществления  надзора в установленной сфере  деятельности;

     2) давать юридическим  и физическим лицам разъяснения  по вопросам, отнесенным к компетенции  Службы;

      3) запрашивать  и получать сведения, необходимые  для принятия решений по отнесенным  к компетенции Службы вопросам;

     4) привлекать  в установленном порядке для  проработки вопросов установленной  сферы деятельности научные и  иные организации, ученых и  специалистов;

      5) пресекать  факты нарушения законодательства  РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные  законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического  характера, направленные на недопущение  и (или) ликвидацию последствий  нарушений юридическими лицами  и гражданами обязательных требований  в установленной сфере деятельности;

     6) осуществлять  контроль деятельности территориальных  органов Службы и подведомственных  организаций;

    7) создавать совещательные  и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной  сфере деятельности (п. 6 Положения  о Федеральной службе по надзору  в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека).

     Отметим, что  в соответствии с вышеуказанным  Положением Федеральная служба  по надзору в сфере защиты  прав потребителей и благополучия  человека не имеет права осуществлять  в установленной сфере деятельности  нормативно-правовое регулирование,  кроме случаев, устанавливаемых  указами Президента РФ и постановлениями  Правительства РФ, а также управление  государственным имуществом и  оказание платных услуг.

    Согласно Положению  о Министерстве внутренних дел  РФ, утвержденному Указом Президента  РФ от 19 июля 2004 г. N 927 "Вопросы  Министерства внутренних дел  Российской Федерации"44, Министерство внутренних дел РФ (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.

     Согласно указанному  Положению МВД России осуществляет  свою деятельность во взаимодействии  с другими федеральными органами  исполнительной власти, органами  исполнительной власти субъектов  РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и  организациями.

     В соответствии  с п. 8 Положения о Министерстве  внутренних дел РФ МВД России  осуществляет следующие полномочия: организует производство по делам  об административных правонарушениях,  отнесенных к их компетенции,  производит дознание и предварительное  следствие по уголовным делам,  участвует в работе по стандартизации, метрологии и сертификации, а  также организует прием граждан,  своевременное и полное рассмотрение  устных и письменных обращений  граждан, принятие по ним решений  и направление ответов в установленный  законодательством РФ срок.

В соответствии с п. 5 Положения  о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии45 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет такие полномочия в установленной сфере деятельности, как организация экспертизы проектов национальных стандартов, проверка в установленном порядке средств измерений в РФ, сбор и обработка информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов, учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам.

Полномочия органов местного самоуправления в области защиты законных интересов и прав потребителей в муниципальных образованиях определены ст. 44 Закона РФ "О защите прав потребителей". В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования  органы местного самоуправления вправе:

    1) рассматривать  жалобы потребителей, консультировать  их по вопросам защиты прав  потребителей;

    2) обращаться в  суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

     При выявлении  по жалобе потребителя товаров  (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни,  здоровья, имущества потребителей  и окружающей среды незамедлительно  извещать об этом федеральные  органы исполнительной власти, осуществляющие  контроль качества и безопасности  товаров (работ, услуг).

    В соответствии  с действующим законодательством  органы местного самоуправления  самостоятельно формируют в составе  местных администраций структуры  по защите прав потребителей (службы, отделы) или возлагают эти обязанности  на работников других структурных  подразделений.

    Полномочия органов  местного самоуправления по защите  прав потребителей реализуются  ими в соответствии с Федеральным  законом "Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации".

    Работа структурных  подразделений по защите прав  потребителей в органах местного  самоуправления определяется положением, утверждаемым главой органа местного  самоуправления.

    Указанное структурное  подразделение возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый  от должности главой органа  местного самоуправления. Последний  несет полную ответственность  за работу своего подразделения.

     Если структура  администрации не позволяет иметь  самостоятельное подразделение,  то работа по защите прав  потребителей возлагается на  конкретных работников других  подразделений местных администраций.  В случае, если такое возложение  обязанностей невозможно, то в  штатном расписании муниципального  образования можно предусмотреть  должность специального уполномоченного.

      Конечно,  органы местного самоуправления  не могут самостоятельно решать  все вопросы по защите прав  потребителей, поэтому в своей  работе они обязательно сотрудничают  с различными организациями, например  с территориальными структурами  федеральных органов исполнительной  власти, в чью компетенцию входят  вопросы защиты прав потребителей, органами исполнительной власти  субъектов РФ, некоммерческими общественными  объединениями потребителей и  т.д.

      Согласно  п. 2.2 Методических рекомендаций  для органов местного самоуправления  по организации защиты прав  потребителей (разработаны Министерством  РФ по антимонопольной политике  и поддержке предпринимательства  на основании ст. 44 Закона РФ "О  защите прав потребителей"46) органы местного самоуправления:

    1) рассматривают  письменные и устные обращения  и заявления потребителей;

   2) консультируют их  по вопросам защиты прав потребителей;

   3) оказывают помощь  потребителям в восстановлении  их нарушенных прав, в том числе  и при составлении исков в  суды;

   4) анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями,  с целью выявления условий,  ущемляющих права потребителей;

   5) обращаются в  суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

   Этим же пунктом  Методических рекомендаций предусмотрено,  что заявления потребителей должны  рассматриваться в срок не  более месяца. В случаях, когда  для рассмотрения заявления необходимы  проведение экспертизы, востребование  дополнительных материалов и  т.д., сроки рассмотрения могут  быть в порядке исключения  продлены, но не более чем на  один месяц.

    Работники подразделений  по защите прав потребителей, рассматривая заявления и обращения  потребителей, при необходимости  проводят проверки хозсубъектов.

   В случае подтверждения  нарушений в соответствии с  установленными полномочиями принимают  следующие меры по их устранению:

   1) разъясняют потребителям  их права, помогают в составлении  претензий к хозяйствующим субъектам  по выявленным фактам нарушений  законодательства о защите прав  потребителей. Претензия вручается  адресату лично с отметкой  о вручении либо отсылается  по почте заказным письмом  с уведомлением. У потребителя  должна оставаться копия претензии;

   2) проводят работу  с хозяйствующими субъектами  в целях устранения нарушений  в добровольном порядке, разъясняют  их обязанности и установленные  Законом РФ "О защите прав  потребителей" последствия несоблюдения  норм настоящего Закона;

   3) по фактам выявления  товаров (работ, услуг) ненадлежащего  качества, а также опасных для  жизни, здоровья, имущества потребителей  и окружающей среды составляют  акты о выявленных нарушениях  и незамедлительно извещают об  этом федеральные органы исполнительной  власти, осуществляющие контроль  качества и безопасности продукции  и услуг;

    4) помогают потребителям  составлять исковые заявления  в суд либо самостоятельно  предъявляют иски в защиту  прав конкретного потребителя  или о признании действия продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными  в отношении неопределенного  круга потребителей и прекращении  этих действий. В соответствии  со ст. 13 Закона РФ "О защите  прав потребителей", если с  заявлением в защиту прав потребителей  выступают органы местного самоуправления, а суд вынес решение о взыскании  с изготовителя, продавца, исполнителя,  нарушившего права потребителя,  штрафа за несоблюдение добровольного  порядка удовлетворения требований  потребителя, пятьдесят процентов  суммы взысканного штрафа перечисляются  соответствующему органу местного  самоуправления. При этом важно,  чтобы орган местного самоуправления  заявил требование о взыскании  такого штрафа с хозяйствующего  субъекта;

   5) обращаются за  консультациями в соответствующие  органы или передают им на  рассмотрение материалы по конкретным  нарушениям законодательства о  защите прав потребителей (п. 2.2 Методических  рекомендаций).

    По результатам  проверок, проводимых органами местного  самоуправления:      

    1) товаров (работ,  услуг) ненадлежащего качества, а  также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей  среды незамедлительно извещают  об этом территориальные структуры  федеральных органов исполнительной  власти, осуществляющие контроль  качества и безопасности товаров  (работ, услуг);

    2) продажи товаров  (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной  и достаточной информацией, приостанавливают  продажу товаров (выполнение работ,  оказание услуг) до представления  информации или прекращают продажу.  Указанные нарушения и сроки  его устранения отмечаются в  акте проверки. Продажа товаров  (выполнение работ, оказание услуг)  возобновляется при условии доведения  до потребителя необходимой информации, что подтверждается актом по  результатам повторной проверки. В случае непредставления информации  и после повторной проверки  продажа товаров (выполнение работ,  оказание услуг) прекращается;

   3) продажи товаров  с просроченными сроками годности  или без сроков годности, если  установление этих сроков обязательно,  прекращают продажу товаров. В  акте отмечаются выявленные нарушения,  информация о которых направляется  в соответствующие территориальные  подразделения федеральных органов  исполнительной власти (п. 3 Методических  рекомендаций для органов местного  самоуправления по организации  защиты прав потребителей).

    Методическими рекомендациями для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей закреплено, что представители органов местного самоуправления могут привлекаться к участию в работе комиссии по изъятию из продажи недоброкачественной или опасной для потребления и окружающей среды продукции.

Таким образом, проанализировав полномочия органов государственной власти и местного управления, можно сделать вывод, что государство в лице своих уполномоченных органов обеспечивает защиту прав граждан в области прав потребителей. Но если механизм работы государственных органов четко урегулирован нормативно-правовыми актами, то в осуществлении полномочий по защите прав потребителей органами местного самоуправления имеются определенные проблемы. Они связаны как с несовершенством существующего законодательства, так и различиями в полномочиях структур, в чью компетенцию входит защита прав потребителей. Статья 44 Закона о защите прав потребителей, определяя права органов местного самоуправления в этой сфере, не раскрывает механизм их реализации. В результате в разных муниципальных образованиях идет свободная трактовка применения указанной статьи, что порой приводит к нарушению законодательства. Так, органы местного самоуправления не наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать взыскания за нарушение пра потребителей. Они лишь могут передать информацию о выявленных правонарушениях в соответствующие органы исполнительной власти.

Информация о работе Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ