Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:21, дипломная работа
Цель дипломной работы – проанализировать законодательство с области защиты прав потребителей. Указанная цель предопределила задачи исследования:
- изучить развитие законодательства о защите прав потребителей в РФ;
- проанализировать общественные отношения, регулируемые законом о защите прав потребителей;
- исследовать правовую природу договора розничной купли-продажи;
- рассмотреть формы гражданской ответственности за нарушение прав потребителей;
- раскрыть полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей;
- выявить особенности реализации судебной защиты прав потребителей;
- осветить права общественных объединений потребителей.
Введение
Глава 1. Законодательство о защите прав потребителей и особенности его применения
§1. Развитие законодательства о защите прав потребителей
§2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»: специфика применения и регламентации общественных отношений
Глава 2. Договор розничной купли-продажи и гражданская ответственность за нарушение прав потребителей
§1. Правовая природа договора розничной купли-продажи
§2. Гражданская ответственность за нарушение прав потребителей
Глава 3. Государственная и общественная защита прав потребителей
§1. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей
§2. Особенности реализации судебной защиты прав потребителей
§3. Права общественных объединений потребителей
Заключение
Список использованных нормативных источников и литературы
Еще одним нововведением
Закона стала возможность
Основным органом,
контролирующим соблюдение
Существенной гарантией
защиты интересов потребителей
стало закрепление в Законе
широких прав общественных
В 1996 году Российская Федерация
вступила во Всемирную организацию
союзов прав потребителей. Следует
подчеркнуть неразрывную связь
государственно-экономических
Законодательство о защите прав потребителей состоит не только из Закона РФ "О защите прав потребителей". Это целая группа нормативных актов и постановлений, речь о которых подробно пойдет в следующей главе. К ним относятся, например, законы РФ "О сертификации продукции и услуг"8, "О стандартизации"9, "О рекламе"10, "О страховании"11, "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров"12, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"13 и т. д.
В следующую
группу входят нормативные
Законодательство РФ в сфере защиты прав потребителей - одно из самых жестких в мире. Для государства, в котором рыночные отношения только начинают складываться, это оправдано. На этом этапе самым важным для них является насыщение рынка товарами. Главная задача предпринимателей в это время - накопление капитала. Культура рыночных отношений отсутствует. И то, что в стране с давними традициями рынка регулируется на уровне менталитета, здесь при формировании рыночных отношений требует законодательного закрепления.
Жесткое потребительское
законодательство является в
этот период единственным
Сегодня в рынок
уже насыщен товарами, начался
другой этап. Главными стратегическими
задачами для многих фирм
На этом этапе
жесткая законодательная
Следует отметить, что потребительское законодательство идет по пути смягчения: защита интересов потребителей становится выгодной для предпринимателей. Уже создаются и развиваются органы саморегулирования бизнеса, одной из основных целей которых является распространение правил (кодексов поведения), устанавливающих повышенные (по сравнению с законодательством) обязательства бизнеса в отношениях с потребителями. Кроме того, уже начался и будет продолжен процесс сближения потребительского законодательства стран СНГ. Первым шагом на этом пути стало принятие в январе 2000 г. Межгосударственного соглашения "Об основных направлениях сотрудничества государств-участников в области защиты прав потребителей"14.
Таким образом, анализ развития законодательства о защите прав потребителей позволяет сделать вывод, что до середины 80-х годов ХХ века отношения по защите прав потребителей регулировались нормами гражданского законодательства. Но классическое гражданское законодательство было не в полной мере рассчитано на эффективное регулирование мер по защите прав потребителей. В этих условиях появилась настоятельная необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании специального законодательства о защите прав потребителей, концентрирующего правовые нормы, обеспечивающего приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и услугодателями на рынке товаров и услуг. В Законе о защите прав потребителей нашла отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на защиту прав граждан. Законодательство о защите прав потребителей, как подчеркивается в нем, включает, в первую очередь, именно законодательные акты. Наряду с этим, положения Закона о защите прав потребителей будут дополняться и раскрываться в законодательных актах, регулирующих отношения в самых различных сферах деятельности (при предоставлении транспортных, страховых, банковских и т.д. услуг). В связи с этим важной гарантией охраны прав потребителей является установление положения о том, что законодательные акты, затрагивающие права потребителей, не могут ограничивать права или снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными рассматриваемым законом. Очевидно, что в законе вряд ли возможно решить все возникающие вопросы. Поэтому некоторые из них, безусловно, будут урегулированы подзаконными актами. Но такое регулирование возможно лишь постановлениями Правительства Российской Федерации только в случаях, прямо указанных в законе о защите прав потребителей или иных законодательных актах.
§2. Закон РФ «О защите прав потребителей»: специфика применения и регламентации общественных отношений.
Закон РФ "О
защите прав потребителей" стоит
на защите всех прав
Глава I настоящего Закона называется "Общие положения" и содержит статьи, которые носят общий характер, т.е. устанавливают общее регулирование отношений, являющихся следствием договоров купли-продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг потребителям (ст. 1 - 17 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Глава II настоящего Закона называется "Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям" и содержит статьи, которые носят строго специальный характер, т.е. регламентируют особенные (специфические) вопросы, относящиеся к сфере отношений, регулируемых данным Законом, но не рассматривающихся в его первой главе. Во вторую главу входят ст. 18 - 26 Закона РФ "О защите прав потребителей". Здесь регулируются отношения, связанные с последствиями продаж потребителям товаров ненадлежащего качества, со сроками удовлетворения конкретных требований потребителей, с вопросами расторжения договора купли-продажи и т.п.
Глава III настоящего Закона называется "Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)" и посвящена особенностям отношений, складывающихся по поводу осуществления работ и оказания потребителям услуг (ст. 27 - 39 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Глава IV настоящего Закона называется "Государственная и общественная защита прав потребителей" и, как и первая глава, содержит вопросы общего характера, распространяющиеся на отношения, которые вытекают из договоров купли-продажи, проведения работ и оказания услуг потребителям (ст. 40 - 46 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Рассматриваемая глава содержит положения, закрепляющие полномочия федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений потребителей в сфере защиты прав потребителей.
Основное регулирование
отношений с участием
Согласно преамбуле
рассматриваемого Закона он
Таким образом, Закон
РФ "О защите прав потребителей"
регулирует отношения, которые
возникают из возмездных
1) розничной купли-продажи (в том числе недвижимости, энергоснабжения);
2) аренды, включая прокат;
3) найма жилого помещения, в том числе социального найма;
4) в части выполнения
работ, оказания услуг по
5) подряда (бытового, строительного,
подряда на выполнение
6) перевозки граждан, их багажа и грузов, комиссии;
7) хранения;
8) на оказание финансовых
услуг, направленных на
9) возмездного оказания услуг связи (почтовых, телефонных, телеграфных), медицинских, образовательных, ветеринарных, гостиничных, туристических и иных;
10) других договоров,
Закон РФ "О защите
прав потребителей" применяется
к отдельным видам гражданско-
1) конкретизирует и детализирует положения ГК РФ;
Информация о работе Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ