Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:21, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – проанализировать законодательство с области защиты прав потребителей. Указанная цель предопределила задачи исследования:
- изучить развитие законодательства о защите прав потребителей в РФ;
- проанализировать общественные отношения, регулируемые законом о защите прав потребителей;
- исследовать правовую природу договора розничной купли-продажи;
- рассмотреть формы гражданской ответственности за нарушение прав потребителей;
- раскрыть полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей;
- выявить особенности реализации судебной защиты прав потребителей;
- осветить права общественных объединений потребителей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Законодательство о защите прав потребителей и особенности его применения
§1. Развитие законодательства о защите прав потребителей
§2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»: специфика применения и регламентации общественных отношений
Глава 2. Договор розничной купли-продажи и гражданская ответственность за нарушение прав потребителей
§1. Правовая природа договора розничной купли-продажи
§2. Гражданская ответственность за нарушение прав потребителей
Глава 3. Государственная и общественная защита прав потребителей
§1. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей
§2. Особенности реализации судебной защиты прав потребителей
§3. Права общественных объединений потребителей
Заключение
Список использованных нормативных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ..docx

— 125.36 Кб (Скачать файл)

 Еще одним нововведением  Закона стала возможность предъявления  исков в интересах неопределенного  круга потребителей. К сожалению,  из-за несовершенства законодательных  формулировок эта форма защиты  интересов потребителей пока  не получила должного распространения.

 Основным органом,  контролирующим соблюдение потребительского  законодательства, является Министерство  по антимонопольной политике  и поддержке предпринимательства  (МАП РФ). Территориальные органы  МАП РФ действуют почти во  всех субъектах РФ. Федеральное  подчинение позволяет им быть  независимыми в отношениях с  местной властью. В более сложной  ситуации находятся органы по  защите прав потребителей при  местных администрациях, действующие  практически в каждом населенном  пункте России. Практика показывает, что именно им приходится решать  более 80% потребительских проблем.

 Существенной гарантией  защиты интересов потребителей  стало закрепление в Законе  широких прав общественных объединений  потребителей, позволяющих им реально  участвовать в формировании потребительской  политики в государстве.

В 1996 году Российская Федерация  вступила во Всемирную организацию  союзов прав потребителей. Следует  подчеркнуть неразрывную связь  государственно-экономических формирований различных уровней с необходимостью установления комплекса единых законодательных  принципов создания и деятельности хозяйствующих субъектов на определенной территориальной зоне, в том числе  в области защиты интересов потребителей. Так в процессе формирования основных законодательных принципов деятельности Евразийского экономического сообщества возникла необходимость подготовки и принятия Типового законодательного акта «О защите прав потребителей»7, который был принят постановлением Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества № 7-12 от 26 мая 2006 года. Данный документ определяет общие правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей на территории государства-члена ЕврАзЭС, регулирует отношения, возникающие между потребителями и индивидуальными предпринимателями, производящими товары, выполняющими работы или оказывающими услуги потребителям, реализующими товары потребителям. Применение данного документа реализуется в области розничной торговли, бытовом подряде, медицинском, гостиничном обслуживании и тому подобных договорах, при приобретении товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. Типовой законодательный акт «О защите прав потребителей» также регламентирует государственную и общественную защиту интересов потребителей, неопределенного круга потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.

Законодательство о защите прав потребителей состоит не только из Закона РФ "О защите прав потребителей". Это целая группа нормативных  актов и постановлений, речь о  которых подробно пойдет в следующей  главе. К ним относятся, например, законы РФ "О сертификации продукции и услуг"8, "О стандартизации"9, "О рекламе"10, "О страховании"11, "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров"12, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"13 и т. д.

    В следующую  группу входят нормативные акты, принимаемые Правительством РФ. Согласно ст. 25 и 26 Закона "О  защите прав потребителей" Правительство  РФ утверждает правила отдельных  видов договоров купли-продажи,  правила продажи отдельных видов  товаров, перечень непродовольственного  товара надлежащего качества, который  не подлежит обмену, перечень  товаров длительного пользования,  на которые не распространяется  требование о безвозмездном предоставлении  товара в пользование на время.

    Законодательство РФ в сфере защиты прав потребителей  - одно из самых жестких в мире. Для государства, в котором рыночные отношения только начинают складываться, это оправдано. На этом этапе самым важным для них является насыщение рынка товарами. Главная задача предпринимателей в это время - накопление капитала. Культура рыночных отношений отсутствует. И то, что в стране с давними традициями рынка регулируется на уровне менталитета, здесь при формировании рыночных отношений требует законодательного закрепления.

    Жесткое потребительское  законодательство является в  этот период единственным барьером  для проникновения на рынок  некачественных и небезопасных  товаров.

    Сегодня в рынок  уже насыщен товарами, начался  другой этап. Главными стратегическими  задачами для многих фирм стали  привлечение постоянных потребителей  и, следовательно, создание прочной  репутации. У предпринимателя  появилась возможность привлекать  потребителя не только и не  столько ценами, сколько дополнительными  услугами (по доставке, обслуживанию, гарантиям и т.п.). Что касается  потребителей, то они, пережив  первый шок от вхождения в  рынок, стали более осторожными  в выборе товаров и одновременно  более осведомленными в том,  что связано с защитой их  интересов. Появился даже определенный  круг людей, научившихся зарабатывать  деньги на Законе "О защите  прав потребителей".

    На этом этапе  жесткая законодательная регламентация  поведения предпринимателя становится  тормозом дня развития нормальных  рыночных отношений. Все больше  норм из разряда императивных, т.е. не дающих сторонам права  выбора, стало переходить в сферу  договорных отношений. И это требует некоторого смягчения законодательства. Именно такое ослабление вмешательства государства во взаимоотношения между потребителями и предпринимателями началось в 1996 г. и продолжилось в 1999 и 2011 гг. при принятии новой редакции Закона в России.

    Следует отметить, что потребительское законодательство идет по пути смягчения: защита интересов потребителей становится выгодной для предпринимателей. Уже создаются и развиваются органы саморегулирования бизнеса, одной из основных целей которых является распространение правил (кодексов поведения), устанавливающих повышенные (по сравнению с законодательством) обязательства бизнеса в отношениях с потребителями. Кроме того, уже начался и будет продолжен процесс сближения потребительского законодательства стран СНГ. Первым шагом на этом пути стало принятие в январе 2000 г. Межгосударственного соглашения "Об основных направлениях сотрудничества государств-участников в области защиты прав потребителей"14.

Таким образом, анализ развития законодательства о защите прав потребителей позволяет сделать вывод, что  до середины 80-х годов ХХ века отношения  по защите прав потребителей регулировались нормами гражданского законодательства. Но классическое гражданское законодательство было не в полной мере рассчитано на эффективное регулирование мер по защите прав потребителей. В этих условиях появилась настоятельная необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании специального законодательства о защите прав потребителей, концентрирующего правовые нормы, обеспечивающего приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и услугодателями на рынке товаров и услуг. В Законе о защите прав потребителей  нашла отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на защиту прав граждан. Законодательство о защите прав потребителей, как подчеркивается в нем, включает, в первую очередь, именно законодательные акты. Наряду с этим, положения Закона о защите прав потребителей будут дополняться и раскрываться в законодательных актах, регулирующих отношения в самых различных сферах деятельности (при предоставлении транспортных, страховых, банковских  и т.д. услуг). В связи с этим важной гарантией охраны прав потребителей является установление положения о том, что законодательные акты, затрагивающие права потребителей, не могут ограничивать права или снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными рассматриваемым законом. Очевидно, что в законе вряд ли возможно решить все возникающие вопросы. Поэтому некоторые из них, безусловно, будут урегулированы подзаконными актами. Но такое регулирование возможно лишь постановлениями Правительства Российской Федерации только в случаях, прямо указанных в законе о защите прав потребителей или иных законодательных актах.

 

 

§2. Закон РФ «О защите прав потребителей»: специфика применения и регламентации общественных отношений.

 

 

    Закон РФ "О  защите прав потребителей" стоит  на защите всех прав потребителей, закрепленных в Резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН, т.е. соответствует  основным международным стандартам  в области защиты прав потребителей. Он разделен на четыре главы.

    Глава I настоящего Закона называется "Общие положения" и содержит статьи, которые носят общий характер, т.е. устанавливают общее регулирование отношений, являющихся следствием договоров купли-продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг потребителям (ст. 1 - 17 Закона РФ "О защите прав потребителей").

     Глава II настоящего Закона называется "Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям" и содержит статьи, которые носят строго специальный характер, т.е. регламентируют особенные (специфические) вопросы, относящиеся к сфере отношений, регулируемых данным Законом, но не рассматривающихся в его первой главе. Во вторую главу входят ст. 18 - 26 Закона РФ "О защите прав потребителей". Здесь регулируются отношения, связанные с последствиями продаж потребителям товаров ненадлежащего качества, со сроками удовлетворения конкретных требований потребителей, с вопросами расторжения договора купли-продажи и т.п.

     Глава III настоящего Закона называется "Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)" и посвящена особенностям отношений, складывающихся по поводу осуществления работ и оказания потребителям услуг (ст. 27 - 39 Закона РФ "О защите прав потребителей").

     Глава IV настоящего Закона называется "Государственная и общественная защита прав потребителей" и, как и первая глава, содержит вопросы общего характера, распространяющиеся на отношения, которые вытекают из договоров купли-продажи, проведения работ и оказания услуг потребителям (ст. 40 - 46 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Рассматриваемая глава содержит положения, закрепляющие полномочия федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений потребителей в сфере защиты прав потребителей.

    Основное регулирование  отношений с участием потребителей  осуществляется нормами Закона  РФ "О защите прав потребителей".

     Согласно преамбуле  рассматриваемого Закона он регулирует  отношения, возникающие между  потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при  продаже товаров (выполнении работ,  оказании услуг), устанавливает права  потребителей на приобретение  товаров (работ, услуг) надлежащего  качества и безопасных для  жизни, здоровья, имущества потребителей  и окружающей среды, получение  информации о товарах (работах,  услугах) и их изготовителях  (исполнителях, продавцах), просвещение,  государственную и общественную  защиту их интересов, а также  определяет механизм реализации  этих прав.

 Таким образом, Закон  РФ "О защите прав потребителей" регулирует отношения, которые  возникают из возмездных гражданско-правовых  договоров на приобретение товаров,  выполнение работ, оказание услуг,  в частности из договоров:

1) розничной купли-продажи  (в том числе недвижимости, энергоснабжения);

2) аренды, включая прокат;

3) найма жилого помещения,  в том числе социального найма;

4) в части выполнения  работ, оказания услуг по обеспечению  надлежащей эксплуатации жилого  дома, в котором находится данное  жилое помещение, по предоставлению  или обеспечению предоставления  нанимателю необходимых коммунальных  услуг, проведению текущего ремонта  общего имущества многоквартирного  дома и устройств для оказания  коммунальных услуг;

5) подряда (бытового, строительного,  подряда на выполнение проектных  и изыскательских работ, на  техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения,  находящегося в собственности  граждан);

6) перевозки граждан, их  багажа и грузов, комиссии;

7) хранения;

8) на оказание финансовых  услуг, направленных на удовлетворение  личных, семейных, домашних и иных  нужд потребителя-гражданина, не  связанных с осуществлением предпринимательской  деятельности, в том числе предоставление  кредитов, открытие и ведение  счетов клиентов-граждан, осуществление  расчетов по их поручению, услуги  по приему от граждан и хранению  ценных бумаг и других ценностей,  оказание им консультационных  услуг;

9) возмездного оказания  услуг связи (почтовых, телефонных, телеграфных), медицинских, образовательных,  ветеринарных, гостиничных, туристических  и иных;

10) других договоров, направленных  на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных  с осуществлением предпринимательской  деятельности.

   Закон РФ "О защите  прав потребителей" применяется  к отдельным видам гражданско-правовых  договоров в части, не противоречащей  ГК РФ (ст. 4 Федерального закона "О  введении в действие части  второй Гражданского кодекса  Российской Федерации"). При этом Закон РФ "О защите прав потребителей" применяется независимо от того, есть или нет на него ссылка в ГК РФ, в случаях, если Закон РФ "О защите прав потребителей":

 1) конкретизирует и детализирует положения ГК РФ;

Информация о работе Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ