Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:21, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – проанализировать законодательство с области защиты прав потребителей. Указанная цель предопределила задачи исследования:
- изучить развитие законодательства о защите прав потребителей в РФ;
- проанализировать общественные отношения, регулируемые законом о защите прав потребителей;
- исследовать правовую природу договора розничной купли-продажи;
- рассмотреть формы гражданской ответственности за нарушение прав потребителей;
- раскрыть полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей;
- выявить особенности реализации судебной защиты прав потребителей;
- осветить права общественных объединений потребителей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Законодательство о защите прав потребителей и особенности его применения
§1. Развитие законодательства о защите прав потребителей
§2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»: специфика применения и регламентации общественных отношений
Глава 2. Договор розничной купли-продажи и гражданская ответственность за нарушение прав потребителей
§1. Правовая природа договора розничной купли-продажи
§2. Гражданская ответственность за нарушение прав потребителей
Глава 3. Государственная и общественная защита прав потребителей
§1. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей
§2. Особенности реализации судебной защиты прав потребителей
§3. Права общественных объединений потребителей
Заключение
Список использованных нормативных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ..docx

— 125.36 Кб (Скачать файл)

2) дело неподсудно данному  суду;

3) исковое заявление подано  недееспособным лицом;

4) исковое заявление не  подписано или подписано и  подано лицом, не имеющим полномочий  на его подписание и предъявление  в суд;

5) в производстве этого  или другого суда либо третейского  суда имеется дело по спору  между теми же сторонами, о  том же предмете и по тем  же основаниям;

6) до вынесения определения  суда о принятии искового заявления  к производству суда от истца  поступило заявление о возвращении  искового заявления.

  Так же как и  в случае отказа, при возвращении  искового заявления судья в  силу ч. 2 ст. 135 ГПК РФ выносит  мотивированное определение, в  котором указывает, в какой  суд следует обратиться заявителю,  если дело неподсудно данному  суду, или как устранить обстоятельства, препятствующие возбуждению дела. Определение суда должно быть  вынесено в течение пяти дней  со дня поступления заявления  в суд и вручено или направлено  заявителю вместе с заявлением  и всеми приложенными к нему  документами.

    Учитывая, что  на основании ч. 3 ст. 123 Конституции  РФ судопроизводство осуществляется  на основе состязательности и  равноправия сторон, суд во время  судебного разбирательства предлагает  истцу и ответчику представить  доказательства, необходимые для  всестороннего, полного и объективного  выяснения действительных обстоятельств  возникшего спора. В первую  очередь должны быть представлены  и исследованы документы, устанавливающие  характер взаимоотношений сторон, их права и обязанности (договор,  квитанция, квитанция-обязательство,  квитанция-заказ, транспортная накладная,  расчет убытков, которые, по  мнению истца, должны быть возмещены  ответчиком, и другие документы) (п. 7 Постановления Пленума Верховного  Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О  практике рассмотрения судами  дел о защите прав потребителей"48).

   Необходимо иметь  в виду, что по общему правилу  бремя доказывания обстоятельств,  освобождающих от ответственности  за неисполнение либо ненадлежащее  исполнение обязательства, лежит  на продавце (изготовителе, исполнителе) (ст. 56 ГПК РФ).

В судебном процессе по защите прав потребителей подлежат доказыванию:

1) факт отказа руководителем  или иным должностным лицом  торгового места произвести указанные  выше действия;

2) наличие гарантийного  срока (срока годности) для этого  товара;

3) дата уведомления потребителем  продавца о недостатке товара (уведомление должно быть в  пределах гарантийного срока  товара);

4) наличие понесенных  потребителем убытков вследствие  приобретения товара ненадлежащего  качества;

5) иные обстоятельства  в конкретном случае.

Для подтверждения предмета доказывания в суд необходимо представить следующие доказательства:

1) документ, подтверждающий  покупку товара в соответствующем  торговом месте. В соответствии  со ст. 18 Закона РФ "О защите  прав потребителей" отсутствие  у потребителя кассового или  товарного чека либо иного  документа, удостоверяющего факт  и условия покупки товара, не  является основанием для отказа  в удовлетворении его требований. Однако на потребителя возлагается  обязанность доказать, что именно  в этом торговом месте был  куплен товар. Подобными доказательствами  могут служить отметки о продаже  в паспорте товара, договор купли-продажи,  квитанция, транспортная накладная;

2) заключение специалиста.  В случае, если при рассмотрении  спора в суде возникли вопросы,  для разрешения которых требуются  специальные познания, по ходатайству  любой из сторон судом может  быть назначена экспертиза;

3) заключение мастерской  гарантийного обслуживания об  установленных неисправностях в  технически сложных товарах;

4) претензия потребителя  ответчику с указанными требованиями  с отметкой, подтверждающей факт  вручения претензии продавцу;

5) ответ на претензию.  По общим правилам гражданского  права срок, в течение которого  ответчик должен дать письменный  ответ, устанавливается в один  месяц;

6) доказательства, подтверждающие  убытки потребителя от использования  товара ненадлежащего качества.

   При принятии решения  суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение  для рассмотрения дела, установлены,  а какие нет, каковы правоотношения  сторон, какой закон должен быть  применен по данному делу и  подлежит ли иск удовлетворению (ст. 196 ГПК РФ). В соответствии со ст. 197 ГПК РФ решение суда излагается в письменной форме председательствующим или одним из судей.

В соответствии со ст. 209 ГПК  РФ решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное  или кассационное обжалование, если они не были обжалованы. В случае подачи апелляционной жалобы решение  мирового судьи вступает в законную силу после рассмотрения районным судом  этой жалобы, если обжалуемое решение  суда не отменено. Если решением районного  суда отменено или изменено решение  мирового судьи и принято новое  решение, оно вступает в законную силу немедленно.

   Согласно ст. 210 ГПК  РФ решение суда приводится  в исполнение после вступления  его в законную силу, за исключением  случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным  законом.

 Таким образом, проанализировав особенности реализации судебной  защиты прав потребителей, можно сделать вывод, что данная форма защиты – это важный элемент государственной защиты прав человека, который занимает центральное место среди всех форм защиты прав человека и является главным способом восстановления нарушенных прав. В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции российской Федерации каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.49 В соответствии со ст.11 Гражданского Кодекса российской федерации защита нарушенных ил оспоренных гражданских прав осуществляется судом.50 Статья 17 закона о защите прав потребителей предоставляет потребителям такое право, закрепляя за ними право альтернативно подсудности и освобождая их от государственной пошлины.51 Целью обращения в суд является не удовлетворение каких-либо конкретных материальных требований, а признание незаконными действий, нарушающих права и законные интересы потребителей и их пресечение.

 

§3. Права общественных объединений потребителей, особенности их реализации

 

    Общественная  защита прав потребителей осуществляется  организациями потребителей, которые  создаются как по территориальному  признаку (районные, городские, областные,  республиканские и др.), так и  в зависимости от конкретного  интереса группы потребителей (например, Общество потребителей автомобильной  техники России; клуб потребителей "Привереда" и др.).

Общества потребителей могут  объединяться в союзы, конфедерации (например, Московский союз потребителей).

      Общественные  организации потребителей, созданные  на территории России, объединились  в Союз потребителей Российской  Федерации (СПРФ), а в СНГ - в  Международную конфедерацию обществ  потребителей (КОНФОП). Таким образом,  Закон о защите прав потребителей  устанавливает важнейшие гарантии  в правовом обеспечении защиты  прав потребителей, определяя, что  граждане вправе объединяться  на добровольной основе в общественные  объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою  деятельность в соответствии  с уставами указанных объединений  (их ассоциаций, союзов) и законодательством  Российской Федерации. 

     Общественные  объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих  уставных целей вправе:

1) участвовать в разработке  обязательных требований к товарам  (работам, услугам), а также проектов  законов и иных нормативных  правовых актов Российской Федерации,  регулирующих отношения в области  защиты прав потребителей;

2) проводить независимую  экспертизу качества, безопасности  товаров (работ, услуг), а также  соответствия потребительских свойств  товаров (работ, услуг), информации  о них, представленной продавцами (изготовителями, исполнителями);

3) проверять соблюдение  прав потребителей и правил  торгового, бытового и иных  видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных  нарушениях прав потребителей  и направлять указанные акты  для рассмотрения в уполномоченные  органы государственной власти, а также информировать органы  местного самоуправления о выявленных  нарушениях, участвовать по просьбе  потребителей в проведении экспертиз  по фактам нарушения прав потребителей;

4) распространять информацию  о правах потребителей и о  необходимых действиях по защите  этих прав, о результатах сравнительных  исследований качества товаров  (работ, услуг), а также иную  информацию, которая будет способствовать  реализации прав и законных  интересов потребителей. Публикуемые  общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты  сравнительных исследований качества  товаров (работ, услуг) не являются  рекламой;

5) вносить в федеральные  органы исполнительной власти, организации  предложения о принятии мер  по повышению качества товаров  (работ, услуг), по приостановлению  производства и реализации товаров  (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка  товаров (работ, услуг), не соответствующих  предъявляемым к ним и установленным  законодательством Российской Федерации  о техническом регулировании  обязательным требованиям; 

6) вносить в органы  прокуратуры и федеральные органы  исполнительной власти материалы  о привлечении к ответственности  лиц, осуществляющих производство  и реализацию товаров (выполнение  работ, оказание услуг), не соответствующих  предъявляемым к ним обязательным  требованиям, а также нарушающих  права потребителей, установленные  законами и иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации; 

7) обращаться в органы  прокуратуры с просьбами принести  протесты о признании недействительными  актов федеральных органов исполнительной  власти, актов органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации и актов органов  местного самоуправления, противоречащих  законам и иным регулирующим  отношения в области защиты  прав потребителей нормативным  правовым актам Российской Федерации; 

8) обращаться в суды  с заявлениями в защиту прав  потребителей и законных интересов  отдельных потребителей (группы  потребителей, неопределенного круга  потребителей).

     Предусмотренные  Законом  о  защите прав  потребителей права общественных  объединений потребителей могут  осуществляться ими, если они  отражены в уставе организации. 

     Названным  Законом также предусмотрены  широкие права общественных объединений  потребителей по оказанию влияния  на определение требований к  качеству товаров (работ, услуг), повышение их качества, а также  снятие с производства и изъятие  из оборота опасных товаров. 

   Право общественных  организаций потребителей на  участие в разработке стандартов  обеспечивается указанием в соответствующих  нормативных документах Госстандарта  РФ о согласовании с ними  соответствующих показателей товаров  (работ, услуг) по безопасности.

       Весьма  нужными для потребителей являются  полномочия по проведению экспертиз.  Результаты экспертизы, проводимой  общественными объединениями, в  случае рассмотрения спора в  суде оцениваются последним наряду  с другими доказательствами.

       Предусмотренное  ст. 45 Закона о защите прав потребителей  право общественных объединений  потребителей на проведение проверок  Федеральным законом от 17 декабря  1999 г. N 211-ФЗ "Об общих принципах  организации и деятельности ассоциаций  экономического взаимодействия  субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп. от 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г52.) подкреплено правом составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти.

   Законодательством  о защите прав потребителей  предусмотрена возможность не  только индивидуальной, но и общественной  защиты. Потребители вправе на  добровольной основе создавать  общественные объединения, ассоциации, союзы в целях защиты потребительских  прав частных лиц и неопределенного  круга потребителей. Деятельность  общественных объединений потребителей  осуществляется в соответствии  с Федеральным законом «Об  общественных объединениях» и  их уставами. Все общественные  объединения должны быть зарегистрированы  в установленном порядке. Данные  общественные объединения имеют  право:

Информация о работе Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ