Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:21, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – проанализировать законодательство с области защиты прав потребителей. Указанная цель предопределила задачи исследования:
- изучить развитие законодательства о защите прав потребителей в РФ;
- проанализировать общественные отношения, регулируемые законом о защите прав потребителей;
- исследовать правовую природу договора розничной купли-продажи;
- рассмотреть формы гражданской ответственности за нарушение прав потребителей;
- раскрыть полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей;
- выявить особенности реализации судебной защиты прав потребителей;
- осветить права общественных объединений потребителей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Законодательство о защите прав потребителей и особенности его применения
§1. Развитие законодательства о защите прав потребителей
§2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»: специфика применения и регламентации общественных отношений
Глава 2. Договор розничной купли-продажи и гражданская ответственность за нарушение прав потребителей
§1. Правовая природа договора розничной купли-продажи
§2. Гражданская ответственность за нарушение прав потребителей
Глава 3. Государственная и общественная защита прав потребителей
§1. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей
§2. Особенности реализации судебной защиты прав потребителей
§3. Права общественных объединений потребителей
Заключение
Список использованных нормативных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ..docx

— 125.36 Кб (Скачать файл)

-участвовать в разработке  требований к безопасности товаров  (работ, услуг), стандартов, проектов  законов и иных правовых актов  в области защиты прав потребителей;

-проводить независимую  экспертизу качества и безопасности  товаров (работ, услуг), а также  по фактам нарушения прав потребителей;

-проверять соблюдение  прав потребителей, правил торговли, бытового и иных видов обслуживания  населения;

-вносить в федеральные  органы власти и организации  предложения о мерах по повышению  качества, снятию с производства, изъятию из оборота опасных  для потребителя товаров (работ,  услуг);

-вместе с федеральными  органами исполнительной власти  участвовать в осуществлении  контроля за применением регулируемых  цен;

-вносить в органы прокуратуры  и федеральные органы исполнительной  власти материалы о привлечении  к ответственности лиц, виновных  в нарушении законодательства  о защите прав потребителей;

-обращаться в органы  прокуратуры с просьбами принести  протесты о признании недействительными  актов органов исполнительной  власти как федеральных, так  и субъектов федерации и местного  самоуправления, находящихся в противоречии  с законодательством о защите  прав потребителей;

обращаться в суды в  защиту прав индивидуальных потребителей, а также их неопределенного круга.

  Сегодня такие объединения  сформировались в большинстве  административных центров. Сфера  их деятельности многообразна, в  частности, они могут действовать  в микрорайонах, районах и городах,  представлять собой ассоциации  и союзы, объединяющие организации  административного центра, региона  или нескольких регионов.

 Из числа наиболее  крупных рассматриваемых объединений  России можно назвать Международную  конфедерацию обществ потребителей, Независимую ассоциацию потребителей, Союз потребителей. Названные организации  издают журналы и газеты («Спрос»,  «Покупатель», АБВ (Ассоциация Большая  Волга), «Голос потребителя» и  проч.), в которых публикуют советы  потребителям, анализируют потребительские  ситуации, результаты тестов, юридические  консультации для потребителей, антирекламу ненадлежащих товаров  (работ, услуг), а также фирм, реализующих  эту продукцию.

 Особое значение имеет  деятельность объединений по  защите интересов неопределенного  круга потребителей: организация  и проведение проверок соблюдения  законодательства о защите прав  потребителей на рынке различных  товаров, работ и услуг. Здесь  открывается широкое поле деятельности  — от наведения элементарного  порядка на отдельном предприятии  потребительского рынка до решения  крупных вопросов, например, приведение  условий гарантии на импортную  теле-, видео-, аудиоаппаратуру в  соответствии с действующим законодательством.

Т.о, проанализировав особенности реализации прав общественных объединений потребителей, можно отметить следующее: в настоящее время общественным организациям по защите прав потребителей принадлежит одна из главных ролей в деле пропаганды потребительских знаний среди всех слоев российского общества, решения проблемы безопасного производства, в поиске гармоничного решения проблемы взаимодействия продавца и покупателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проанализировав законодательство о защите прав потребителей можно  сделать ряд выводов:

  1. До середины 80-х годов ХХ века отношения по защите прав потребителей регулировались нормами гражданского законодательства. Но классическое гражданское законодательство было не в полной мере рассчитано на эффективное регулирование мер по защите прав потребителей. В этих условиях появилась настоятельная необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании специального законодательства о защите прав потребителей, концентрирующего правовые нормы, обеспечивающего приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и услугодателями на рынке товаров и услуг. В Законе о защите прав потребителей  нашла отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на защиту прав граждан. Законодательство о защите прав потребителей, как подчеркивается в нем, включает, в первую очередь, именно законодательные акты. Наряду с этим, положения Закона о защите прав потребителей будут дополняться и раскрываться в законодательных актах, регулирующих отношения в самых различных сферах деятельности (при предоставлении транспортных, страховых, банковских  и т.д. услуг). В связи с этим важной гарантией охраны прав потребителей является установление положения о том, что законодательные акты, затрагивающие права потребителей, не могут ограничивать права или снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными рассматриваемым законом. Очевидно, что в законе вряд ли возможно решить все возникающие вопросы. Поэтому некоторые из них, безусловно, будут урегулированы подзаконными актами. Но такое регулирование возможно лишь постановлениями Правительства Российской Федерации только в случаях, прямо указанных в законе о защите прав потребителей или иных законодательных актах.
  2. Вопрос о том, какие правоотношения им  регулируются, был предметом споров и вызывал неоднозначные толкования в судебной практике. Верховный Суд РФ, который рассмотрев судебную практику по применению законодательства по защите прав потребителей, в п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 29 сентября 1994 г.(в ред. от 17 мая 2004 г.) №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»53,указал следующее.При рассмотрении дел, возникших в связи с осуществлением и защитой прав потребителей, необходимо иметь в виду, что законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем-гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, с другой стороны. Учитывая это, суды не вправе руководствоваться законодательством о защите прав потребителей при разрешении споров, вытекающих из отношений между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также из отношений, возникающих в связи с приобретение гражданином – предпринимателем товаров, выполнением для него работ или предоставлением  услуг не для личных, семейных, домашних и иных нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности либо в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций.
  3. Особое значение договора рознично купли-продажи обусловлено гибкостью и широтой сферы его применения, на основании этого договора товар может быть «перемещен» различными способами и практически любому количеству потребителей. Ежедневно совершаются миллионы сделок купли-продажи, которые в своей совокупности образуют розничный торговый оборот. Снабжение потребителей товарами осуществляется в виде купли-продажи, которая является финальной правовой формой процесса обращения материальных благ. Договор розничной купли-продажи является одним из наиболее встречающихся видов купли-продажи. Каждый человек ежедневно выступает одной из сторон этого договора. В ГК РФ этому договору посвящен параграф 2 главы 30. Таким образом, к данному договору применяются специальные нормы, а в случае если какие-то вопросы не регламентированы указанным параграфом, применяются общие положения о купле-продаже (приоритет специальных норм).
  4. В современном законодательстве Российской Федерации уделяется большое внимание гражданско-правовой ответственности продавца, изготовителя, исполнителя за нарушение прав потребителя, которая установлена нормами граж<span class="List_0020Paragraph__Char" s

Информация о работе Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ