-участвовать в разработке
требований к безопасности товаров
(работ, услуг), стандартов, проектов
законов и иных правовых актов
в области защиты прав потребителей;
-проводить независимую
экспертизу качества и безопасности
товаров (работ, услуг), а также
по фактам нарушения прав потребителей;
-проверять соблюдение
прав потребителей, правил торговли,
бытового и иных видов обслуживания
населения;
-вносить в федеральные
органы власти и организации
предложения о мерах по повышению
качества, снятию с производства,
изъятию из оборота опасных
для потребителя товаров (работ,
услуг);
-вместе с федеральными
органами исполнительной власти
участвовать в осуществлении
контроля за применением регулируемых
цен;
-вносить в органы прокуратуры
и федеральные органы исполнительной
власти материалы о привлечении
к ответственности лиц, виновных
в нарушении законодательства
о защите прав потребителей;
-обращаться в органы
прокуратуры с просьбами принести
протесты о признании недействительными
актов органов исполнительной
власти как федеральных, так
и субъектов федерации и местного
самоуправления, находящихся в противоречии
с законодательством о защите
прав потребителей;
обращаться в суды в
защиту прав индивидуальных потребителей,
а также их неопределенного круга.
Сегодня такие объединения
сформировались в большинстве
административных центров. Сфера
их деятельности многообразна, в
частности, они могут действовать
в микрорайонах, районах и городах,
представлять собой ассоциации
и союзы, объединяющие организации
административного центра, региона
или нескольких регионов.
Из числа наиболее
крупных рассматриваемых объединений
России можно назвать Международную
конфедерацию обществ потребителей,
Независимую ассоциацию потребителей,
Союз потребителей. Названные организации
издают журналы и газеты («Спрос»,
«Покупатель», АБВ (Ассоциация Большая
Волга), «Голос потребителя» и
проч.), в которых публикуют советы
потребителям, анализируют потребительские
ситуации, результаты тестов, юридические
консультации для потребителей,
антирекламу ненадлежащих товаров
(работ, услуг), а также фирм, реализующих
эту продукцию.
Особое значение имеет
деятельность объединений по
защите интересов неопределенного
круга потребителей: организация
и проведение проверок соблюдения
законодательства о защите прав
потребителей на рынке различных
товаров, работ и услуг. Здесь
открывается широкое поле деятельности
— от наведения элементарного
порядка на отдельном предприятии
потребительского рынка до решения
крупных вопросов, например, приведение
условий гарантии на импортную
теле-, видео-, аудиоаппаратуру в
соответствии с действующим законодательством.
Т.о, проанализировав особенности
реализации прав общественных объединений
потребителей, можно отметить следующее:
в настоящее время общественным организациям
по защите прав потребителей принадлежит
одна из главных ролей в деле пропаганды
потребительских знаний среди всех слоев
российского общества, решения проблемы
безопасного производства, в поиске гармоничного
решения проблемы взаимодействия продавца
и покупателя.
Заключение
Проанализировав законодательство
о защите прав потребителей можно
сделать ряд выводов:
- До середины 80-х годов ХХ века отношения по защите прав потребителей регулировались нормами гражданского законодательства. Но классическое гражданское законодательство было не в полной мере рассчитано на эффективное регулирование мер по защите прав потребителей. В этих условиях появилась настоятельная необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании специального законодательства о защите прав потребителей, концентрирующего правовые нормы, обеспечивающего приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и услугодателями на рынке товаров и услуг. В Законе о защите прав потребителей нашла отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на защиту прав граждан. Законодательство о защите прав потребителей, как подчеркивается в нем, включает, в первую очередь, именно законодательные акты. Наряду с этим, положения Закона о защите прав потребителей будут дополняться и раскрываться в законодательных актах, регулирующих отношения в самых различных сферах деятельности (при предоставлении транспортных, страховых, банковских и т.д. услуг). В связи с этим важной гарантией охраны прав потребителей является установление положения о том, что законодательные акты, затрагивающие права потребителей, не могут ограничивать права или снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными рассматриваемым законом. Очевидно, что в законе вряд ли возможно решить все возникающие вопросы. Поэтому некоторые из них, безусловно, будут урегулированы подзаконными актами. Но такое регулирование возможно лишь постановлениями Правительства Российской Федерации только в случаях, прямо указанных в законе о защите прав потребителей или иных законодательных актах.
- Вопрос о том, какие правоотношения им регулируются, был предметом споров и вызывал неоднозначные толкования в судебной практике. Верховный Суд РФ, который рассмотрев судебную практику по применению законодательства по защите прав потребителей, в п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 29 сентября 1994 г.(в ред. от 17 мая 2004 г.) №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»53,указал следующее.При рассмотрении дел, возникших в связи с осуществлением и защитой прав потребителей, необходимо иметь в виду, что законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем-гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, с другой стороны. Учитывая это, суды не вправе руководствоваться законодательством о защите прав потребителей при разрешении споров, вытекающих из отношений между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также из отношений, возникающих в связи с приобретение гражданином – предпринимателем товаров, выполнением для него работ или предоставлением услуг не для личных, семейных, домашних и иных нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности либо в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций.
- Особое значение договора рознично купли-продажи обусловлено гибкостью и широтой сферы его применения, на основании этого договора товар может быть «перемещен» различными способами и практически любому количеству потребителей. Ежедневно совершаются миллионы сделок купли-продажи, которые в своей совокупности образуют розничный торговый оборот. Снабжение потребителей товарами осуществляется в виде купли-продажи, которая является финальной правовой формой процесса обращения материальных благ. Договор розничной купли-продажи является одним из наиболее встречающихся видов купли-продажи. Каждый человек ежедневно выступает одной из сторон этого договора. В ГК РФ этому договору посвящен параграф 2 главы 30. Таким образом, к данному договору применяются специальные нормы, а в случае если какие-то вопросы не регламентированы указанным параграфом, применяются общие положения о купле-продаже (приоритет специальных норм).
- В современном законодательстве Российской Федерации уделяется большое внимание гражданско-правовой ответственности продавца, изготовителя, исполнителя за нарушение прав потребителя, которая установлена нормами граж<span class="List_0020Paragraph__Char" s