Проблемы интереса в семейном праве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:47, реферат

Описание работы

Главной идеей очередного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию явилась особая забота государства о возрождении и обеспечении семейных ценностей. Государственный интерес в регулировании семейных отношений выражен в ст. 7 Конституции РФ, согласно которой "в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства", в ст. 38 Основного Закона закреплено, что "материнство и детство находятся под защитой государства".

Файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРЕСА В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.rtf

— 1.80 Мб (Скачать файл)

--------------------------------

<*> Комментарий к Жилищному кодексу РФ / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2005. С. 57 - 58.

 

Ныне действующий ГК РФ в п. 1 ст. 292 к членам семьи собственника жилого помещения относит его супруга, детей и родителей. В контексте данного законодательного положения необходимо отметить, что другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи, если они проживают совместно с собственником и ведут с ним общее хозяйство <*>.

--------------------------------

<*> Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М., 2004. С. 324.

 

Заметим, что ранее согласно ст. 301 ГК РСФСР, регулирующей правоотношения по жилищному праву, членами семьи нанимателя кроме супруга, детей и родителей могли быть признаны другие родственники, а также нетрудоспособные иждивенцы, если они проживали совместно с нанимателем и вели с ним общее хозяйство <*>. И сейчас в жилищных правоотношениях в качестве главного признака, характеризующего членов семьи нанимателя, кроме родственных можно назвать экономические связи (т.е. иждивение) и общность быта (п. 1 ст. 69 ЖК РФ).

--------------------------------

<*> ГК РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР от 18 июня 1964 г. N 24. Ст. 407.

 

Иногда для ограничения круга членов семьи, наделяемых комплексом прав и обязанностей, законодатель идет по пути их прямого перечисления. Например, согласно ст. 33 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. (с изм. от 29 декабря 2004 г.) N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" к членам семьи работника относятся жена (муж), несовершеннолетние дети (ранее - просто дети), родители обоих супругов <*>.

--------------------------------

<*> Ведомости РФ от 22 апреля 1993 г. N 16. Ст. 551.

 

Таким образом, Законом названы лишь те члены семьи работника, на которых распространяются льготы, этот перечень не подлежит расширительному толкованию.

Наиболее широко состав семьи определен в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (с изм. от 22 августа 2004 г.) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Это - дети, братья и сестры, внуки, супруги, мать, отец, дед, бабушка, усыновители и усыновленные, отчим, мачеха, пасынок и падчерица <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831.

 

Можно сделать вывод, что основой семьи в пенсионном праве являются брачные и родственные связи. Но, поскольку право на материальное обеспечение в связи со смертью кормильца предоставляется не всем родственникам, законодатель идет по пути перечисления круга лиц, входящих в состав семьи в данном пенсионном правоотношении. Однако право на материальное обеспечение в виде пенсии за умершего возникает у таких лиц лишь при наличии дополнительных условий (признаков), предусмотренных нормативно-правовыми актами. К числу таких условий относятся нетрудоспособность указанных лиц и факт нахождения их на иждивении умершего.

Достаточно широкий "список" членов семьи приводится в Федеральном законе от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" <*>. В нем к членам семьи отнесены:

--------------------------------

<*> Там же. 2004. N 34. Ст. 3532.

 

1) супруга или супруг;

2) несовершеннолетние дети;

3) дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

4) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

5) лица, находящиеся на иждивении военнослужащего <*>.

--------------------------------

<*> См.: Чаленко А.Ю. Права членов семьи участника накопительно-ипотечной системы на жилищное обеспечение в случае исключения его из списков личного состава воинской части в связи с гибелью или смертью либо признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 5. Май. С. 13 - 14.

 

Несмотря на то что Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ) имеет специальную главу о преступлениях против семьи и несовершеннолетних (гл. 20) <*>, определение понятия "семья" и "члены семьи" он не содержит. Тем не менее УК РФ исходит из того, что жертвой преступления могут быть члены семьи, если мы рассматриваем такие составы преступлений, как убийство лица в связи с осуществлением последним служебной деятельности <**>, иных общественных обязанностей, а также совершение других действий в интересах общества или других лиц (пресечение правонарушений, сообщение органам власти о совершенном или готовящемся преступлении и т.п.). К ним относятся родственники по восходящей и нисходящей линии до второй степени родства, родные братья и сестры <***>. Рассматривая такой состав преступления, как злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ), необходимо отметить, что для целей данной статьи относительно содержания понятия "члены семьи" используется семейно-правовая понятийная база, в соответствии с которой под ними (членами семьи) понимаются брат и сестра, дедушка и бабушка, внуки, фактический воспитатель, отчим и мачеха.

--------------------------------

<*> УК РФ от 13 июня 1996 г. (с изм. от 21 июля 2005 г.) N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

<**> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. "О судебной практике по делам об умышленных убийствах" // БВС РФ. 1993. N 2. С. 3 - 6.

<***> Комментарий к УК РФ / В.К. Дуюнов и др.; отв. ред. Л.Л. Кругликов. М., 2005. С. 123 - 124.

 

Подводя итоги вышесказанному, мы можем утверждать, что в различных отраслях права в основном используются производные определения понятия "семья" от определения, приведенного в Федеральном законе от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ", согласно которому семья - это лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Изучение понятия "семья" в науке семейного права характеризуется и различными подходами к определению места семьи в структуре отношений, регулируемых семейным правом. Именно два своеобразных "среза" - семья как субъект права и семья как объект правовой охраны - являются основой для определения правового пространства в отношениях между членами семьи, а именно предмета семейного права. В частности, А.М. Нечаева признает семью как самостоятельный объект охраны, определяя ее как "общность, коллектив, имеющий свои интересы, главенствующие над интересами ее членов" <*>. По мнению автора, "семья с любой точки зрения не может быть субъектом права, носителем лишь ей принадлежащих прав и обязанностей, поскольку не обладает признаками ни физического, ни юридического лица" <**>. Действительно, принцип охраны и защиты семьи - один из основополагающих принципов в области прав человека.

--------------------------------

<*> Нечаева А.М. Семья как самостоятельный объект правовой охраны // Государство и право. 1996. N 9. С. 104.

<**> Там же.

 

Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г. закрепила норму, определяющую характер взаимоотношений семьи и государства: "Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства" (п. 3 ст. 16) <*>. Впоследствии это положение было воспроизведено и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ООН 1966 г.: "Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должна предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании" (п. 1 ст. 10).

--------------------------------

<*> Здесь и далее тексты международных актов по правам человека цитируются по изданию: Международные акты о правах человека: Сб. док. / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М., 2002.

 

Национальное законодательство впервые закрепило принцип государственной защиты семьи в Конституции СССР 1977 г. (ст. 53). Ныне действующая Конституция РФ 1993 г., следуя установленной традиции, также провозглашает: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства" (ч. 1 ст. 38). В ч. 2 ст. 7 указывается на то, что в Российской Федерации "обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...".

Значимость государственной поддержки и защиты семьи обусловила формирование в нашем государстве особого направления - семейной политики. Указом Президента РФ "Об основных направлениях государственной семейной политики" от 14 мая 1996 г. N 712 <*> были сформулированы основные принципы и содержание государственной семейной политики, где семья названа в качестве объекта семейной политики государства (п. 3).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 21. Ст. 2460.

 

Как уже отмечалось выше, семья в наибольшей степени подвержена влиянию социального реформирования. В связи с этим государственно-правовое регулирование отношений между членами семьи приобретает особое значение. "В условиях разрушающихся, разрушенных и новых социальных связей, формирующихся адекватных рынку гражданских отношений, - пишет Г.И. Климантова, - семья становится уникальным консолидирующим и интегрирующим началом" <*>. Государство должно быть заинтересовано "в нормальной, активно действующей семье, способной выработать новую жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание в условиях нестабильного трансформирующегося общества, но и успешно развиваться" <**>. В то же время сегодня возрастает и роль семьи в развитии государства, в становлении гражданского общества. Можно выделить следующие положения, обосновывающие обозначенную взаимозависимость государства, общества, с одной стороны, и семьи - с другой.

--------------------------------

<*> Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России. М., 2004. С. 5.

<**> Там же. С. 5.

 

Реализация основных направлений государственной семейной политики имеет глобальные цели, а не только правовую охрану семьи. Более того, такая охрана осуществляется нормами как семейного, так и уголовного, административного и другого отраслевого законодательства. В связи с этим говорить о семье как объекте семейно-правовой охраны, объекте исключительно семейно-правового регулирования (т.е. самостоятельном предмете семейного права) вряд ли обоснованно. Семейное право регулирует лишь некоторые отношения, возникающие между отдельными членами семьи, предоставляя, таким образом, последним охрану и защиту их прав и интересов. Поэтому важно различать два момента, определяющих специфику воздействия на семью: семья может выступать как объект государственной защиты и как объект воздействия семейно-правовых норм.

Задаваясь вопросом, какой смысл вкладывается в понятие "защита семьи", О.Ю. Косова рассуждает следующим образом. Защита семьи в обществе, по ее мнению, может осуществляться самыми разными субъектами. "Защита каждой конкретной семьи повседневно осуществляется теми, кто дорожит своим домашним очагом, ценит своих близких и семейное благополучие. ...Защита семьи может осуществляться различными общественными или религиозными объединениями, деятельность которых связана с поддержкой отдельных категорий семей..." Вне зависимости от того, кем она осуществляется, "защита семьи представляет собой социально полезную деятельность, направленную на поддержку либо социального института семьи в целом, либо определенных разновидностей семей, либо конкретных семей" <*>.

--------------------------------

<*> Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России. С. 23 - 24; Она же. О конституционном принципе защиты семьи государством // Изв. вузов: Правоведение. 1997. N 3. С. 14 - 23.

 

Разделяя данную точку зрения, тем не менее мы считаем важным обратить внимание на определение того круга отношений, складывающихся между членами семьи, который подлежит правовой охране и защите, т.е. руководствуясь какими критериями, государство очерчивает названный круг.

В Конституции РФ в качестве очевидно самостоятельных, обособленных объектов государственной защиты, в том числе и правовой, названы материнство и детство, семья. Критикуя данное положение, А.М. Нечаева отмечает: "Объединение разных по своей сути объектов охраны, во-первых, отвлекает от главной задачи (охраны семьи как таковой); во-вторых, размывает границы между ее неодинаковыми объектами. В результате охрана семьи теряет свое собственное лицо" <*>.

--------------------------------

<*> Нечаева А.М. Указ соч. С. 105.

 

Необходимо отметить, что значимость определенных явлений общественной жизни может меняться, что ведет к разрыву между складывающимися общественными интересами и их отражением в праве. На основании этого считаем возможным определять предмет семейного права как категорию, постоянно эволюционирующую. Речь идет о том, что право вынуждено вторгаться в такие социальные сферы, которые прежде считались неправовыми. Ярким примером могут служить репродуктивные права. Громкие дискуссии вокруг темы суррогатного материнства и искусственного оплодотворения заставляют законодателей выбирать, какой метод применить: дозволения, или запрета, или, может быть, сочетание того и другого <*>.

--------------------------------

<*> См.: Романовский Г. Евгеника и публичный статус семьи // Российская юстиция. 2004. N 4. С. 66.

 

В некоторых случаях законодатель закрепляет приоритет интересов лиц при реализации ими своих семейных прав. Примером является регламентация отношений между суррогатной матерью и супругами, которые дали согласие на имплантацию эмбриона женщине с целью его вынашивания. Включение данной сферы отношений в предмет семейно-правового регулирования потребовало одновременно и выражения заинтересованности государства. Действительно, сложной этической, моральной и психологической является ситуация, когда суррогатная мать отказывается отдать ребенка супругам-заказчикам <*>. В семейно-правовой литературе по этому поводу были высказаны различные точки зрения. Одни авторы полагают, что при решении данного спора приоритет должен быть отдан интересам суррогатной матери, поскольку она имеет биологическую связь с ребенком, кроме того, в процессе вынашивания ребенка у нее могут появиться родительские чувства к нему, может полностью измениться отношение к ребенку и заключенному соглашению. В этом случае передача ребенка супругам-заказчикам будет переживаться ею как потеря ребенка <**>. Другие авторы полагают, что приоритет при решении этого вопроса должен быть отдан супругам-заказчикам, так как именно они предоставили генетический материал, биологическая же связь суррогатной матери и ребенка существует временно и прекращается после рождения ребенка <***>.

Информация о работе Проблемы интереса в семейном праве РФ