Проблемы российского федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - анализ сущности, содержания и назначения федерализма, его функции места и роли в жизни общества и государства, характера взаимоотношений центра и субъектов федерации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и принципы российского федерализма ……………....8
1. Федерализм как разновидность государственного устройства…….8
2. Основные концепции о моделях федерации ……………………….12
3. Принципы российского федерализма ……………………………...22
4. Особенности российского федерализма ………………………...37
Глава 2. Проблемы государственного устройства Российской Федерации……………………………………………………………………….53
1. Проблемы суверенитета Российской Федерации ………………… 53
2. Коллизии конституционно-правового регулирования....……….....64
3. Проблемы соответствия законодательства субъектов РФ федеральному законодательству…………………………………….78
4. Разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации ….84
5. Договоры о разграничении предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов: забвение или реанимация …………………………………………...95
6. Вопросы регионализма и регионализации ………………………..109
Глава 3. Основные направления деятельности федерального центра по укреплению российского федерализма ………………………………….. 121
1. Укрепление вертикали власти …………………………………..121
2. Возможность федерального вмешательства в деятельность органов власти на местах ………………………………………..125
3. Развитие парламентской демократии ………………………….
4. Организация диалога руководителей субъектов РФ и главы государства………………………………………………………..137
5. Новые тенденции в развитии российской государственности ...140
Заключение……………………………………………………………………...143
Литература…………………………………………………………………….. 146

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 645.00 Кб (Скачать файл)

В исследуемом контексте регион - это территория, наделенная соответствующим статусом для административных целей, занимающая промежуточную позицию между центральным и местным уровнями власти. Он может также означать территорию, претендующую на «политическую индивидуальность» (государственность), обусловленную этническими, историческими, лингвистическими особенностями или отвечающую обеим характеристикам. Следовательно, регионализм постепенно приводит к определенной децентрализации государства.

В этой связи многие ученые рассматривают  развитие процесса регионализации как кризис государства и конец суверенитета. Однако было бы ошибкой переоценивать степень упадка европейских государств на данном этапе, поскольку пока еще национальные государства сохраняют огромный арсенал сил, ресурсов и возможностей.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что регион в настоящее время  может рассматриваться в качестве своеобразной динамической характеристики развития политико-территориальной  организации различных стран. А регионализм в этом аспекте можно рассматривать как в качестве одного из аспектов трансформации формы государства, который обретает со временем очертания  правового института. Нередко, государство, меняясь, становится более децентрализованным, но в то же время не стремится закрепить федеральную форму государственного устройства (в силу различных факторов). Данное государство именуется региональным.168

Следовательно, сам регионализм  не может рассматриваться в качестве угрозы суверенитету и целостности государства, являясь на современном этапе своеобразным «знаком трансформации» его политико-территориальной организации. Но он становится предвестником возникновения новых форм публичной власти, которые в условиях глобализации могут сменить традиционные государства

 

 

 

Глава 3.  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ     

                 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПО  УКРЕПЛЕНИЮ       

                             РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА.

1. Укрепление вертикали власти. Создание федеральных округов и назначение в них представителей Президента России.

К сожалению,  в России сложилась  ситуация,  при которой губернаторы  и другие руководители субъектов  были долгое время никому не подотчетны, безраздельно пользовались по своему усмотрению бюджетными средствами, местными ресурсами, что привело к потере авторитета власти в глазах населения. Более того, федеральные органы исполнительной власти попали под полную зависимость главы субъекта федерации. Причинами такого положения дел послужили:

Во-первых, деятельность органов федеральной исполнительной власти на территориях (прокуратура, органы внутренних дел, налоговой инспекции) на протяжении ряда лет не финансировалась. В результате они попали в зависимость от тех, чью деятельность должны контролировать. И как итог -  1/3 налогоплательщиков не платят налоги, 50% экономики находится в тени.

Во-вторых, лоббирование отдельными представителями  федерального центра личных интересов  руководителей регионов. Например, по требованию бывшего губернатора  Курской области А. Руцкого были заменены областной прокурор, начальник управления ФСБ, начальник налоговой инспекции, другие руководящие работники федеральных структур.169

Такие случаи в субъектах не единичны, руководители некоторых субъектов  Федерации, пользуясь слабостью  центра, стали вести себя как «удельные князья», стали возникать сбои в государственном управлении.

Мириться с таким положением дел далее стало невозможно и  Президент РФ В. Путин предложил  реформу, направленную на укрепление вертикали  власти в стране.

Реформа предусматривает выстраивание федеральной вертикали от Президента через полномочных представителей в федеральных округах к территориальным федеральным органам для того, чтобы контролировать, как реализуются функции, которые принадлежат центру.

Стремясь к усилению вертикали власти, В. Путин своим Указом от 13 мая 2000 г. № 849 утвердил «Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе». Основные цели Указа Президента:

- укрупнение структур президентской вертикали в территориях;

- повышение эффективности власти;

- создание условий для упрочения федерализма;

- формирование единого правового, экономического пространства, обеспечивающего дееспособность власти в целях строительства единой демократической России.

В соответствии с Указом полномочный  представитель является должностным лицом, представляющим Президента РФ и обеспечивающим реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. 170

Нововведения по мнению политиков  должны стать переломным моментом в реформировании государственно-правовой системы Российской Федерации.

Во-первых, они помогут сконцентрировать усилия территориальных органов  федеральной исполнительной власти на эффективном исполнении федеральных  полномочий, оптимизировать контроль за их деятельностью.

Во-вторых, позволят вывести полномочного представителя Президента РФ из-под  влияния конкретного руководителя региона, сделав его действительно  самостоятельным  и независимым  в своих действиях по представлению  интересов центра в регионах.

  В-третьих, послужат дополнительным средством разрешения конфликтов между территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти и органами власти субъектов федерации, преодоления межрегиональных противоречий, разумной унификации государственно-правовых систем субъектов федерации171

По словам Президента РФ, предпринятые меры послужат укреплению и усилению государства как гаранта прав и свобод граждан, заставят четко  работать всю систему государственной  власти снизу доверху, все ее составные  части действовать как единое целое, без сбоев.

Постановлением Правительства  РФ от 12 августа 2000 года «О взаимодействии Правительства Российской Федерации  и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями  Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» статус полномочных представителей Президента РФ значительно укреплен посредством  предоставления следующих возможностей:

- присутствовать на заседаниях Правительства РФ с правом совещательного голоса, а также на заседаниях создаваемых Правительством РФ комиссий и советов по вопросам, затрагивающим интересы соответствующих федеральных округов;

- обращаться в Правительство за помощью в разрешении споров и устранении разногласий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации;

- участвовать в ежемесячно проводящихся рабочих встречах заместителей Председателя Правительства РФ, осуществляющих координацию вопросов федеративных отношений, с руководителями федеральных органов исполнительной власти;

- обращаться к заместителям Председателя Правительства РФ за содействием в организации контроля за исполнением в федеральном округе федерального законодательства.

В целях укрепления вертикали власти и борьбы с коррупцией руководители федеральных структур на местах стали  выводиться из-под контроля  главы  субъекта федерации и подчинятся полномочному представителю Президента в округе. Например, вместо министерств, управлений юстиции при администрации республик, краев и областей, созданы управления юстиции в субъектах федерации, которые замыкаются на федеральные управления Минюста по округам. Руководители в управления назначаются Минюстом по согласованию с полномочными представителями Президента в округах.

В этих же целях в субъектах федерации  созданы коллегии федеральных структур, возглавляемые Главными федеральными инспекторами. Главная задача коллегий – координация деятельности федеральных  структур на местах.

Целесообразность принятого Президентом  решения о создании федеральных  округов, по мнению автора, не вызывает сомнения, однако эффективность работы полномочных представителей в федеральных  округах зависит от многих факторов. Немаловажное значение имеет личность полномочного представителя.172

Следующая проблема. Создание федеральных  округов может привести к бесконтрольному  росту бюрократического аппарата, что  скажется дополнительной нагрузкой  на бюджет, а не повышением эффективности  работы государственного механизма. И это притом, что численность федеральных государственных служащих в субъектах федерации исчисляется тысячами. Например, в Курской области насчитывается более 12 тыс. служащих федеральных служб.

 Таким образом, создание федеральных  округов должно, по замыслу Президента, коренным образом улучшить управляемость государством, проведение в практическую плоскость решений федеративного центра.

 

 

 

2. Возможность федерального вмешательства в деятельность органов власти на местах в случаях нарушения ими Конституции России, федерального законодательства, прав и свобод граждан России.

Остро сегодня стоит  проблема  приведения в соответствие актов  субъектов РФ Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Федеральный закон «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. с изменениями и дополнениями от 29 июля 2000 г. устанавливает ответственность органов государственной власти субъектов РФ за нарушение федерального законодательства.173

Закон определяет: если соответствующим  судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной  власти  субъекта федерации приняты  закон или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а указанный орган в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда не принял мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, вступивший в противоречие с федеральным законодательством, Президент РФ выносит предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ. Решение Президента о предупреждении принимается в форме указа.

Если в течение трех месяцев  со дня вынесения Президентом РФ предупреждения указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Государственная Дума в течение двух месяцев обязана рассмотреть указанный проект федерального закона.

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ прекращаются со дня вступления в силу указанного закона.174

Срок, в течение которого Президент  РФ вносит в государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ не может превышать один год  со дня вступления в силу решения суда (ст.9 п.4).

Президент РФ вправе приостанавливать действие акта высшего должностного лица субъекта РФ, а также действие акта органа исполнительной власти субъекта РФ в случае противоречия этого акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст.29 п.1).

Президент РФ выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ в следующих случаях:

- издание высшим должностным лицом субъекта РФ нормативного правового акта, противоречащего федеративному законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда не приняло, мер исполнения решений суда;

- уклонения высшего должностного лица субъекта РФ  от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного указом Президента нормативного правового акта, противоречащего федеральному законодательству, или от внесения в указанный акт изменений, если в течение двух месяцев указанное лицо не обратилось в суд для решения спора.

Срок, в течение которого Президент  РФ выносит предупреждение высшему  должностному лицу субъекта РФ, не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу решения суда или со дня официального опубликования указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного правового акта, если высшее должностное лицо не обратилось в суд для решения спора (ст.29 п.2 Закона).

Если в течение месяца со дня  вынесения Президентом РФ предупреждения высшее должностное лицо субъекта РФ не приняло в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших  основанием для вынесения ему предупреждения, Президент РФ отрешает указанное лицо от должности (ст.29 п.3).

Президент вправе, в порядке установленном  уголовно-процессуальным законодательством  РФ, по мотивированному представлению  Генерального прокурора РФ временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления. (ст.29 п.4).

Информация о работе Проблемы российского федерализма