Проблемы российского федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - анализ сущности, содержания и назначения федерализма, его функции места и роли в жизни общества и государства, характера взаимоотношений центра и субъектов федерации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и принципы российского федерализма ……………....8
1. Федерализм как разновидность государственного устройства…….8
2. Основные концепции о моделях федерации ……………………….12
3. Принципы российского федерализма ……………………………...22
4. Особенности российского федерализма ………………………...37
Глава 2. Проблемы государственного устройства Российской Федерации……………………………………………………………………….53
1. Проблемы суверенитета Российской Федерации ………………… 53
2. Коллизии конституционно-правового регулирования....……….....64
3. Проблемы соответствия законодательства субъектов РФ федеральному законодательству…………………………………….78
4. Разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации ….84
5. Договоры о разграничении предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов: забвение или реанимация …………………………………………...95
6. Вопросы регионализма и регионализации ………………………..109
Глава 3. Основные направления деятельности федерального центра по укреплению российского федерализма ………………………………….. 121
1. Укрепление вертикали власти …………………………………..121
2. Возможность федерального вмешательства в деятельность органов власти на местах ………………………………………..125
3. Развитие парламентской демократии ………………………….
4. Организация диалога руководителей субъектов РФ и главы государства………………………………………………………..137
5. Новые тенденции в развитии российской государственности ...140
Заключение……………………………………………………………………...143
Литература…………………………………………………………………….. 146

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 645.00 Кб (Скачать файл)

В связи с изменениями в формировании Совета Федерации возникла еще одна проблема. Совет Федерации всегда был палатой регионов. Члены Совета Федерации, в связи со своим должностным положением, проживали на территории субъекта и как ни кто другой знали его проблемы и возможные способы их решения. Но в результате реформы верхней палаты она неожиданно стала формироваться за счет бюрократического аппарата, который живет в г. Москве. Для того, чтобы Совет Федерации не превратился в бюрократический аппарат в ближайшее время планируется поправки в закон о реформе Совета федерации.

И последнее. Многие руководители субъектов Российской Федерации считают, что президент РФ принял ошибочное решение, которое в последствии может привести к ликвидации верхней палаты парламента. Но несмотря на все указанные минусы и сомнения Президент РФ твердо убежден, что работа Совета Федерации на постоянной основе будет способствовать разработке качественных законов, укреплению основ федерализма.

Возвратимся к правовому статусу  губернаторской должности. Многие ученые-правоведы  считают, что необходимо продолжить реформу в этой области. Предлагается сократить число субъектов Федерации до 40-50 единиц. 89 субъектов РФ, причем разных по видам, являют собой сложную политическую арифметику, доставшуюся России от СССР, далеко не адекватную реальностям жизни, мешающую центру эффективно управлять страной. Предлагается лишить 10 существующих ныне автономных округов статуса субъекта Федерации и возвратиться к статусу, который делал их органической частью соответствующего края. Некоторые из округов предлагается вообще ликвидировать из-за малочисленности коренных жителей, отсутствия организационных, кадровых ресурсов на этом уровне.185

В настоящее время в литературе обсуждается модель формирования наднациональной  концепции государственности России

Важнейшей частью реформы губернаторской должности является внесение таких модификаций в ее правовой статус, которые изменят ее политическую конфигурацию, более точно очертят обязанности, полномочия и ответственность губернатора. Предлагается замена выборности губернатора населением региона принципом их назначения главой государства. Такой порядок имел место в царской России, а в настоящее время - в ряде других стран, например во Франции. Для изменения статуса должности губернатора и укрупнению субъектов Федерации необходимо вносить поправки в Конституцию, но это будет оправданный шаг, направленный на усиление вертикали власти, улучшение управляемости государства.186

 

  

4. Организация постоянного диалога руководителей субъектов Российской Федерации и главы государства по вопросам подготовки и принятия важнейших общегосударственных решений.

Для того, чтобы сохранить политическое влияние руководителей субъектов  над происходящими в стране процессами президент Татарстана М. Шаймиев  предложил президенту РФ для принятия особо важных для страны решений  создать при Президенте РФ Государственный Совет. Президент согласился с этим предложением, однако определил, что функции Государственного Совета могут быть только совещательного характера, т.к. в противном случае необходимо вносить поправки в Конституцию Российской Федерации. Вместе с тем Государственному Совету отводиться роль политического консультативного центра при обсуждении ключевых вопросов развития страны.187

1 сентября 2000 г. издан Указ Президента  РФ  № 1602 «О Государственном совете РФ». В Положении о Государственном совете РФ, утвержденном этим Указом отмечается, что Государственный совет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Основными задачами Государственного совета являются:

- обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской федерации и субъектов Российской федерации;

- обсуждение вопросов, касающихся исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных законов и других нормативных правовых актов и внесение соответствующих предложений Президенту РФ;

- содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- рассмотрение по предложению Президента РФ проектов федеральных законов и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение;

 обсуждение проекта федерального  закона о федеральном бюджете;

- обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской федерации.

Положение о Государственном совете определят состав Государственного совета. Государственный совет формируется  в составе председателя и членов. Председателем является Президент  РФ. Членами являются по должности  высшие должностные лица субъектов РФ. Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета в составе семи членов. Персональный состав президиума определяется Президентом РФ и подлежит ротации один раз в полгода.188 При Государственном совете образуется должность секретаря Государственного совета. Обязанности секретаря по решению Президента возлагаются на одного из заместителей Руководителя Администрации Президента РФ. Секретарь Государственного совета не входит в его состав.

Анализ правового статуса Государственного совета, его места в федеративной системе позволяет предположить, что создание такого органа на уровне главы государства заполнит вакуум представительства субъектов федерации, занимаемый до нынешнего времени лишь центральными структурами. Помимо этого Государственный совет может повлиять на форму правления, гармонично дополнив институт единоличного президентства и  обеспечив его укрепление через прямую связь с регионами и как ее следствие - выработку согласованных, а не навязанных сверху решений. Ведь противодействие региональных властей центру во многом определено их стремлением гарантировать себя от последствий политики, в разработке которой они не принимали участия, но реализация которой непосредственно влияет на их благополучие.189

В перспективе Государственный совет должен стать центром политического прогнозирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.  НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

Процесс единения России и Белоруссии начался 21 февраля 1995 г., когда был  заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Договор предусматривал создание условий для формирования единого экономического пространства, координации финансовой, таможенной и других политик.

В этот период было много сделано  в области военного сотрудничества. В начале марта 1995 г. президенты Белоруссии и России санкционировали переговоры между ПВО двух стран, в результате чего началась работа по созданию объединенной системы ПВО. Одновременно шли переговоры об объединении усилий в сотрудничестве по вопросам безопасности. 29 ноября 1995 г. руководители КГБ Белоруссии и ФСБ России подписали документ о противодействии разведывательным органам третьих стран, борьбе с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков и в других сферах деятельности.

Наиболее кропотливая работа шла  в сфере экономического сотрудничества. Этому способствовало создание в ноябре 1995 г. Таможенного союза, в соответствии с которым был введен режим свободной торговли без изъятий и ограничений между странами.190

Следующими шагами к углублению экономической интеграции стали:

Договор об образование Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г.; Договор о Союзе Белоруссии и России от 2 апреля 1997 г.; Устав Союза Белоруссии и России от 23 мая 1997 г.; Декларация о дальнейшем единении России и Белоруссии от 25 декабря 1998 г.; Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.

 Межгосударственное  объединение  двух стран стало приобретать  черты, присущие единой государственности. 

 Сегодня главное внимание  в строительстве Союзного государства сосредоточено на следующих направлениях:

- создание единого платежного средства, единой тарифно-ценовой политики;

- создание единого таможенного пространства;

- создание единой налоговой базы, союзного бюджета;

- формирование единого пограничного пространства;

- создание единого гражданства Союзного государства.

Договор о создании Союзного государства  от 8 декабря 1999 г. определяет цели Союзного государства. Ими являются:

- обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;

- создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использование рыночных механизмов функционирования экономики;

- неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

- проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;

- формирование единой правовой системы демократического государства;

- проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- обеспечение безопасности Союзного государства, и борьба с преступностью;

- укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств (ст.2 Договора).

По своей сути Союзное государство  будет, видимо, конфедерацией, так как в ст. 3 Договора указывается: «Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств».

Одним из ключевых положений Договора о создании Союзного государства является придание прямого действия некоторым актам Союзного государства. Если на предыдущих этапах интеграции принимались акты рекомендательного характера, то в Союзном государстве законы и декреты Высшего государственного совета носят обязательный характер. Прямое действие предполагает обязательность исполнения акта как для государств-участников, так и для их юридических и физических лиц. В случае расхождения норм закона или декрета Союзного государства с национальным правовым актом приоритет будет отдаваться союзному документу. Однако данное положение не распространяются на нормы конституций государств-участников, которые обладают верховенством над актами Союзного государства, что служит дополнительной гарантией государственного суверенитета.191

Вместе с тем необходимо отметить, что некоторые политики прогнозируют осложнение федерального центра с некоторыми из республик (Татарстан, Башкортостан) в результате создания Союзного государства. Политические элиты указанных республик  неоднократно заявляли, что в случае создания Союза они будут строить отношения с надгосудартвенными органами также как Россия и Белоруссия, т.е. как независимые государства и субъекты международного права, а это прямая угроза целостности федерации.

  Будем надеяться, что этого не произойдет и Союзное государство послужит укреплению экономического и военного потенциала государств-участников, повышению жизненного уровня двух братских народов. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Все изложенное выше дает основания считать сегодняшнюю федеративную государственность России как еще не сложившуюся систему, испытывающую на себе исторические, национальные, культурные и иные традиции, обусловливающие ее уникальность, не вписывающуюся в жесткие рамки классических образцов федеративных систем.

Конституционная модель федеративной государственно-правовой системы содержит потенциалом государственно-правового единства, однако он не был своевременно реализован из-за длительного отсутствия соответствующего федерального законодательства. Предпринимаемые в настоящее время федеральными органами государственной власти реформаторские меры отвечают потребностям укрепления целостности и государственно-правового единства Российской Федерации.

Создание Союзного государства, несмотря на потенциальные угрозы, станет новым  шагом в развитии российской государственности, способствующим экономическому развитию страны и повышению политического авторитета России.

Одной из приоритетных задач  в утверждении федеративного  устройства в России является решение  проблем разделения государственной власти по вертикали и формирование действенного механизма гармонизации юридически закрепленных связей. Особая актуальность данных проблем заключается в том, что она вышла за чисто юридические рамки и приобрела политическую окраску. В системе разделения государственной власти по вертикали были нарушены такие базовые конституционно-правовые устои российского федерализма, как государственный суверенитет Российской Федерации, верховенство федеральной конституционно-правовой системы, единство государственной власти, единство правовой системы, равноправие субъектов РФ, конституционное разграничение предметов ведения и другие. Весьма противоречиво формировались и развивались отношения, обусловленные идеями субсидарности, кооперации деятельности, солидарной ответственности носителей власти, бикамерализма как инструмента гармонизации федеральных и региональных интересов.

Информация о работе Проблемы российского федерализма