Проблемы российского федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - анализ сущности, содержания и назначения федерализма, его функции места и роли в жизни общества и государства, характера взаимоотношений центра и субъектов федерации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и принципы российского федерализма ……………....8
1. Федерализм как разновидность государственного устройства…….8
2. Основные концепции о моделях федерации ……………………….12
3. Принципы российского федерализма ……………………………...22
4. Особенности российского федерализма ………………………...37
Глава 2. Проблемы государственного устройства Российской Федерации……………………………………………………………………….53
1. Проблемы суверенитета Российской Федерации ………………… 53
2. Коллизии конституционно-правового регулирования....……….....64
3. Проблемы соответствия законодательства субъектов РФ федеральному законодательству…………………………………….78
4. Разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации ….84
5. Договоры о разграничении предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов: забвение или реанимация …………………………………………...95
6. Вопросы регионализма и регионализации ………………………..109
Глава 3. Основные направления деятельности федерального центра по укреплению российского федерализма ………………………………….. 121
1. Укрепление вертикали власти …………………………………..121
2. Возможность федерального вмешательства в деятельность органов власти на местах ………………………………………..125
3. Развитие парламентской демократии ………………………….
4. Организация диалога руководителей субъектов РФ и главы государства………………………………………………………..137
5. Новые тенденции в развитии российской государственности ...140
Заключение……………………………………………………………………...143
Литература…………………………………………………………………….. 146

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 645.00 Кб (Скачать файл)

В силу особенностей политического и экономического развития России в советский и постсоветский период позиции федеральных властей и властей субъектов Федерации оказались различными по целому ряду ценностей, установленных в Конституции России. Разногласия выразились понимании содержания конституционных принципов государственного суверенитета, равноправия субъектов Федерации, равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий, степени самостоятельности субъектов Федерации, принципов, форм и процедур разделения и реализации государственной власти по вертикали и несения ответственности за ее осуществление.

         Как следствие не решенных теоретических вопросов, путь России к созданию оптимальной модели федеративного устройства проходил весьма болезненно. Напряженность в отношениях между Федерацией и ее субъектами в начале 1990-х годов выразилась в самых крайних формах конфликта: "парад суверенитетов, "война законов", "бюджетно-финансовые войны", сепаратизм, рост национализма, терроризм и даже вооруженные столкновения, создавшие прецедент развязывания гражданской войны (конфликт между Северной Осетией-Аланией и Ингушетией, сепаратизм Чечни, этническая напряженность в Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии). В течение первых лет постконституционного развития в условиях соревнования между Федерацией и составными частями России каждая из сторон стремилась на свою сторону перетянуть канат власти, в то время как рычаги гармонизации отношений - сотрудничество, солидарная ответственность - недооценивались192.

    За последние несколько лет наметился прогресс в развитии федеративных отношений. Это выразилось в стабилизации государственности и интеграции правовой системы; достижении большей прозрачности в разграничении предметов ведения и полномочий, объектов собственности между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Принятие и обновление целого ряда конституционных федеральных и федеральных законов, постановлений Конституционного Суда РФ, конституций (уставов) и законов субъектов РФ; реформирование верхней палаты, института полномочного представителя Президента РФ и осуществление целого ряда иных государственно-правовых мер позволило в значительной мере легитимизировать процесс функционирования государства и права в режиме федеративных отношений. В процессе интеграции федерального и регионального законодательства обнаружились, однако, определенные тенденции централизации государственной власти, сужения прав субъектов РФ.

Феномен успеха федерализма кроется  в его способности служить средством разрешения самых сложных задач государственного строительства, межгосударственного и международного мироустройства; организации местной власти на началах разграничения предметов ведения и полномочий, субсидарности, широкого самоуправления193.

    Будущее России  – это не отказ от федерализма,  а реализация на практике федеративного  потенциала, заложенного Конституцией  РФ, гибкой и двойственной формы  устройства и разделения государственной  власти, позволяющей, с одной стороны,  сохранять суверенность, централизм, единство и неделимость государственной власти, а с другой – учитывать в единстве многообразие и специфику отдельных регионов.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Нормативно-правовой материал:

  1. Конституция Российской Федерации. 1993 ( в ред. ФКЗ 2008г.).
  2. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной    Советской республики. 1918.
  3. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной    Советской республики.1925.
  4. Конституция Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977.
  5. Конституции республик в составе Российской Федерации. М., 1996.
  6. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999г. № 119-ФЗ // Собрание законодательства РФ.М., 1999. № 26 Ст. 3176.
  7. Федеральный конституционный закон "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" от 25 марта 2004г. // Собрание законодательства РФ. 2004. № 13.Ст.1110
  8. Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» от 30 декабря 2006 г.
  9. Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г.
  10. Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г.
  11. Федеральный конституционный закон «О Государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г.
  12. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.
  13. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.
  14. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 октября 2001 г. № 3-ФКЗ
  15. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ».
  16. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 г.
  17. Федеральный закон «О мировых судьях Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г.
  18. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 года;
  19. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации» от 6 октября 1999 года с изменениями и дополнениями от 29 июля 2000 года;
  20. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года с изменениями и дополнениями от 4 августа 2000 года;
  21. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской федерации» от 24 июня 1999 г.».
  22. Федеративный договор: Документы. Комментарий. М. 1992.
  23. Федеративный договор: Документы. Комментарий / Л.Ф. Болтенкова, Г.А. Гаджиев, Крылов. М., 1994.
  24. Декларация о суверенитете союзных и автономных республик. М., 1990.
  25. Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Утвержден I съездом Советов Союза ССР 30 декабря 1922г. // Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М., 1984.
  26. Договор о создании Союзного государства Российской федерации и Республики Беларусь от 8 декабря 1999 г.
  27. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан от 4 марта 2006 г.
  28. Договор о Союзе Белоруссии и России от 2 апреля 1997 г.
  29. Указ Президента РФ № 61 «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».
  30. Указ президента РФ от 13 мая 2000 года № 849 «Положение о полномочном представителе Президента Российской федерации в федеральном округе»;
  31. Указ Президента РФ №   «Об организации временной системы органов исполнительной власти в Чеченской Республике» от 8 июня 2000 года (в редакции от 19 января 2001 года).
  32. Указ Президента РФ. № 1602 «О государственном совете Российской Федерации» от 1 сентября 2000 г;
  33. Указ Президента РФ.№ «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» от 3 октября 1994 г;
  34. Постановление Правительства РФ №  «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» от 12 августа 2000 года.
  35. Постановление Правительства РФ. № 96 «Федеральная целевая программа восстановления экономики и социальной сферы Чеченской республики в 2001 г.» от 9 февраля 2001 г.
  36. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. //Российская газета от 4 апреля 2001 г.
  37. Указ президен<span class="dash041e_0431_044

Информация о работе Проблемы российского федерализма