Проблемы российского федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - анализ сущности, содержания и назначения федерализма, его функции места и роли в жизни общества и государства, характера взаимоотношений центра и субъектов федерации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и принципы российского федерализма ……………....8
1. Федерализм как разновидность государственного устройства…….8
2. Основные концепции о моделях федерации ……………………….12
3. Принципы российского федерализма ……………………………...22
4. Особенности российского федерализма ………………………...37
Глава 2. Проблемы государственного устройства Российской Федерации……………………………………………………………………….53
1. Проблемы суверенитета Российской Федерации ………………… 53
2. Коллизии конституционно-правового регулирования....……….....64
3. Проблемы соответствия законодательства субъектов РФ федеральному законодательству…………………………………….78
4. Разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации ….84
5. Договоры о разграничении предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов: забвение или реанимация …………………………………………...95
6. Вопросы регионализма и регионализации ………………………..109
Глава 3. Основные направления деятельности федерального центра по укреплению российского федерализма ………………………………….. 121
1. Укрепление вертикали власти …………………………………..121
2. Возможность федерального вмешательства в деятельность органов власти на местах ………………………………………..125
3. Развитие парламентской демократии ………………………….
4. Организация диалога руководителей субъектов РФ и главы государства………………………………………………………..137
5. Новые тенденции в развитии российской государственности ...140
Заключение……………………………………………………………………...143
Литература…………………………………………………………………….. 146

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 645.00 Кб (Скачать файл)

Решение Президента об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта РФ принимается в форме указа, указ вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования  (ст.29 п.5,6).175

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ) вправе обжаловать данный указ в Верховном Суде РФ в течении 10 дней со дня опубликования указа.

Верховный Суд РФ должен рассмотреть  жалобу и принять решение не позднее 10 дней со дня ее подачи (ст.29 п.6).

В целях приведения нормативной  базы органов местного самоуправления в соответствие с федеральным законодательством, 4 августа 2000 Федеральным законом были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35; 1997, № 12).

Закон устанавливает, что представительный орган местного самоуправления, глава  муниципального образования, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом противоречим Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции, уставу, законы субъекта РФ, уставу муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок отменить нормативный правовой акт или отдельные его положения.

В случае, если представительным органом  местного самоуправления, главой муниципального образования не отменены нормативный  правовой акт или отдельные его  положения, которые признаны судом  противоречащими федеральному законодательству, законодательству субъекта РФ, уставу муниципального образования и при этом повлекли признанные судом нарушения прав и свобод человека и гражданина, или наступление иного вреда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, полномочия главы муниципального образования могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности.176

Федеральный закон определяет порядок  роспуска представительного органа местного самоуправления.

В случае, если представительным органом  местного самоуправления не отменены нормативный правовой акт, или отдельные его положения в соответствии с решением суда, вступившим в силу, то законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ по собственной инициативе или по обращению высшего должностного лица субъекта РФ письменно предупреждает представительный орган местного самоуправления о возможности принятия мер в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если представительный орган  местного самоуправления в течение  месяца со дня вынесения письменного предупреждения не принял мер по исполнению решения суда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для роспуска представительного органа местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления распускается законом  субъекта РФ либо федеральным законом (ст.49 п.3).

В случае, если в течение трех месяцев  со дня вступления в силу решения  суда представительным органом местного самоуправления не отменены нормативный правовой акт, или отдельные его положения, а законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ не приняты предусмотренные Федеральным законом меры, то Президент РФ вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления (ст.49 п.4).

Одновременно с роспуском представительного  органа местного самоуправления законом  субъекта РФ либо федеральным законом  назначаются новые выборы (ст.49 п.6).

Федеральный закон определяет порядок  отрешения от должности главы  муниципального образования.177

В случае если главой муниципального образования не отменены нормативный  правовой акт, или отдельные его  положения в соответствии с решением суда, вступившим в силу, то высшее должностное лицо субъекта РФ письменно предупреждает главу муниципального образования о возможности принятия мер в соответствии с Федеральным законом.

В случае, если глава муниципального образования в течение месяца со дня вынесения письменного предупреждения не принял мер по исполнению решения суда, то глава муниципального образования может быть отрешен от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для отрешения главы муниципального образования от должности.

Глава муниципального образования  отрешается от должности указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, за исключение глав муниципальных  образований – столиц и административных центров субъектов РФ, либо указом Президента РФ (ст.49 п.3).178

В случае, если в течение трех месяцев  со дня вступления в силу решения  суда главой муниципального образования  не отменены нормативно-правовой акт  или отдельные его положения, а высшим должностным лицом субъекта РФ не приняты предусмотренные Федеральным законом меры, то Президент РФ вправе отрешить главу муниципального образования от должности (ст.49 п.5).

Отрешение главы муниципального образования  от должности и одновременное  назначение новых выборов осуществляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ либо указом Президента РФ (ст.49 п.6).

В случае отрешения главы муниципального образования от должности высшее должностное лицо субъекта РФ либо Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности главы муниципального образования на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования (ст.49 п.7).

Предложения об отрешении Президентом  РФ главы муниципального образования  от должности могут быть внесены:

- законодательным органом государственной власти субъекта РФ;

- высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

- Правительством РФ;

- Генеральным прокурором РФ (ст.49 п.8).

Таким образом, сегодня федеральным центром  принимаются меры для того, чтобы Российская федерация была жизнеспособной и эффективной, а это возможно при условии, когда федеральный центр и субъекты федерации, органы местного самоуправления  будут действовать в рамках конституции и текущего законодательства, децентрализация заменена на сильную вертикаль государственной власти, будут строго соблюдаться права и свободы граждан.

 

 

3.  Развитие парламентской деятельности.

Один из шагов в этом направлении  – изменение принципов формирования Совета Федерации.

В своем послании к Федеральному собранию президент России В.В. Путин  отметил, что формирование верхней  палаты парламента  на профессиональной основе устранит противоречие в самой  организации власти в Российской Федерации. Сегодня губернаторы  и руководители республик сами являются институтами исполнительной власти, а, будучи членами Совета Федерации и одновременно парламентариями, соавторами законов, которые сами же и должны исполнять. Это фактически – нарушение принципа разделения властей179 .

Дело в том, что Совет Федерации второго созыва не выбирался как первый, а формировался из губернаторов и руководителей законодательных органов субъектов Федерации. Совмещая свою деятельность в регионе с членством в Совете Федерации, губернатор занял положение, которого никогда не занимал губернатор в истории России.

Присутствие губернатора как руководителя исполнительной власти соответствующего региона в верхней палате парламента поставило федеральный законодательный  процесс под его непосредственный контроль и позволило тормозить принятие законов, которые ограничивали самовластие бюрократии на местах. Далее: став членом Совета Федерации и получив депутатский иммунитет, губернатор был поставлен в привилегированное положение к федеральным министрам и выведен из-под юрисдикции судов и прокуратуры. Такой защищенности перед законом никогда не имели ни царские губернаторы, ни даже советские первые секретари обкомов. Безмерно усилили власть губернаторов региональные законодательные собрания (думы). Если в первой половине 90-х годов эти органы вели свою самостоятельную линию и могли, возражая, поправлять губернатора, то во второй половине десятилетия они превратились в подобие бывших Советов и стали играть роль «группы поддержки» при губернаторах (президентах республик). Председателей законодательных собраний избирали, как правило, по рекомендации губернатора. Подобный тандем способствовал принятию законодательных актов, нередко противоречащих федеральному законодательству.180

Так как корень зла лежал в  среднем, т.е. губернаторском, звене властной вертикали, то, естественно, данное управленческое звено требовало внесение радикальных изменений в его правовой статус.

В этих целях по инициативе президента был принят Федеральный закон  «О порядке формирования Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 года».181 Федеральный закон определяет, что в Совет Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации входит по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ

Членом Совета Федерации может  быть избран (назначен) гражданин РФ, не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации  правом избирать и быть избранным в органы государственной власти (ст.1).

Член Совета Федерации – представитель  от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом субъекта РФ на срок полномочий этого органа.

Член Совета Федерации – представитель  от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока  полномочий соответствующей палаты (ст.2).

Далее Закон устанавливает, что кандидатура для избрания представителя в Совет Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ выносится на рассмотрение этого органа его председателем.182

Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может вынести на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта федерации альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации (ст.3).

Решение законодательного (исполнительного) органа государственной власти субъекта федерации об избрании представителя в Совет Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа -–совместным постановлением обеих палат.

Из данной формулировки следует, что  представитель от двухпалатного  парламента хотя и выдвигается одной  из палат, но голосование производится на совместном заседании палат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта федерации.

Теперь рассмотрим, как в Совет  Федерации назначается, в соответствии с Законом, представитель от исполнительного  органа государственной власти субъекта федерации

Представитель в Совет Федерации  от исполнительного органа государственной власти субъекта федерации назначается высшим должностным лицом субъекта федерации на срок его полномочий.

Например, в соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия), Президент  Республики Саха (Якутия) избирается сроком на пять лет. Следовательно, срок полномочий члена Совета Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) составит пять лет.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя  в Совет Федерации от исполнительного  органа государственной власти субъекта федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица.183

Указ (постановление) в трехдневный  срок передается в законодательный (представительный) орган государственной  власти субъекта РФ. Данный указ (постановление) вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совет Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта федерации. (ст.5).

Решение об избрании (о назначении) направляется в Совет Федерации  не позднее пяти дней после вступления в силу указанных решение (ст.8).

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения об его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) нового члена Совета Федерации (ст.9).

Избрание (назначение) всех членов Совета Федерации должно быть завершено не позднее 1 января 2002 года.

Федеральный закон о формировании верхней палаты парламента устранил противоречие, связанное с нарушением принципа разделения властей, но, видимо,  создал новое.

В соответствии с Конституцией РФ к ведению Совета Федерации  относятся: утверждение указа Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации; отрешение Президента РФ от должности и др. (ст. 102 Конституции РФ).

Когда указанные вопросы находились в ведении руководителей субъектов  РФ, людей имеющих большой политический и жизненный опыт, возможность  принятия ошибочного решения была небольшая. В соответствии с новым законом  Совет Федерации будет формироваться не первыми лицами субъектов и на постоянной основе, а ответственность на них  ляжет не только в области разрешения текущих проблем своих регионов.184

Информация о работе Проблемы российского федерализма