Совершенствование сферы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:14, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в комплексном анализе защиты прав потребителей при продаже бытовой техники.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть исторические этапы развития организационно-правовых форм органов управления в области защиты прав потребителей и благополучия человека;
- определить формы государственной защиты и охраны прав потребителей в Российской Федерации;
- провести анализ контрольно-надзорных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей;
- проанализировать порядок взаимодействия Роспотребнадзора с органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей, внести предложения по совершенствованию указанного взаимодействия;
- раскрыть содержание основных прав и обязанностей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках ее организационно-правового статуса;
- исследовать организационно-правовое положение структурных подразделений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- рассмотреть меры юридической ответственности за нарушение прав потребителей, провести их разграничение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретико-правовые основы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники………………………………………..……..……..…7
§ 1. Возникновение и развитие государственного регулирования в сфере управления по защите прав потребителей…………………………….....7
§ 2. Формы государственной защиты прав потребителей в Российской Федерации………………………………………………………………………..14
§ 3. Контроль в сфере защиты прав потребителей……………………...24
Глава 2. Некоторые проблемы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники………………………………………………………………....36
§ 1. Правовая основа деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека………….…....36
§ 2. Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека………………………………………..43
§ 3. Ответственность за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей……………….………………………………..………….….55
Заключение……………………………………………………….………67
Библиографический список ………………………………..………….70

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………....3

 

Глава 1. Теоретико-правовые основы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники………………………………………..……..……..…7

 

§ 1. Возникновение и развитие государственного регулирования в сфере управления по защите прав потребителей…………………………….....7

§ 2. Формы государственной защиты прав потребителей в Российской Федерации………………………………………………………………………..14

§ 3. Контроль в сфере защиты прав потребителей……………………...24

 

Глава 2. Некоторые проблемы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники………………………………………………………………....36

 

§ 1. Правовая основа деятельности Федеральной службы по надзору     в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека………….…....36

§ 2. Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека………………………………………..43

§ 3. Ответственность за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей……………….………………………………..………….….55

 

Заключение……………………………………………………….………67

 

Библиографический список ………………………………..………….70

 

 

 

 

 

Введение

 

           Актуальность темы исследования. Образование гармоничной системы государственных и общественных органов, защищающих интересы потребителей, отражает процесс становления в России демократического общества. За относительно небольшой период времени сформирована мощная правовая база, защищающая потребительские права граждан от недобросовестных предпринимателей, созданы и успешно функционируют многочисленные общественные объединения потребителей, чья повседневная деятельность направлена не на великие проекты по улучшению качества жизни, а на ежедневное рассмотрение конфликтов в потребительской сфере. Президент России Владимир Владимирович Путин отметил в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации: «Главный конкурентный капитал, главный источник развития страны – это ее граждане. Для того чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека, человека, создающего качественные товары и услуги, создающего культурное достояние державы, создающего новую страну. Для раскрытия такого потенциала мы должны общими усилиями создать безопасные условия жизни, снизить уровень преступности в стране, необходимо улучшить состояние здоровья российской нации…». «…Главная наша задача - инвестиции в человека, в повышение качества жизни».

Существовавшая система исполнительных органов, уполномоченных осуществлять контроль и надзор на потребительском рынке товаров и услуг, показала свою неэффективность и неспособность в должной мере реализовать права потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Контрольные органы зачастую дублировали друг друга, отсутствовали налаженные контакты и координация их деятельности. Численный рост контрольного аппарата был неоправдан. Эти недостатки мешали использовать заложенные в контроле потенциальные возможности для совершенствования управления в экономической сфере.

В результате проведения реформы системы органов исполнительной власти Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2012 года № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"1образовалась Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). В настоящее время данная Федеральная служба, обеспечивая методическое единство, согласование способов и средств контроля является ведущим органом в области контроля за соблюдением потребительских прав, действует на основании Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 3222 и ему же подчиняется.

В реальной действительности, вновь созданное ведомство столкнулось со старыми проблемами: недостаточная правовая регламентация межведомственного взаимодействия контролирующих органов, а также контролирующих органов с органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей; нечеткое, размытое правовое регулирование порядка привлечения нарушителей потребительских прав к административной ответственности.

На потребительском рынке в настоящее время сохраняется ситуация, когда значительные объемы товаров ненадлежащего качества создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан3. Государство, используя свои контрольно-надзорные полномочия, способно обеспечить безопасность в сфере производства товаров и оказания услуг через грамотно организованную систему уполномоченных на то органов.4 

          Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в  сфере защиты прав потребителей при продаже бытовой техники.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие общественные отношения, связанные с защитой прав потребителей при продаже бытовой техники.

          Цель исследования заключается в комплексном анализе защиты прав потребителей при продаже бытовой техники.

            Для достижения поставленной  цели решались следующие задачи:

- рассмотреть исторические этапы  развития организационно-правовых  форм органов управления в  области защиты прав потребителей  и благополучия человека;

- определить формы государственной  защиты и охраны прав потребителей  в Российской Федерации;

- провести анализ контрольно-надзорных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей;

- проанализировать порядок взаимодействия  Роспотребнадзора с органами  местного самоуправления и общественными  объединениями потребителей, внести предложения по совершенствованию указанного взаимодействия;

- раскрыть содержание основных  прав и обязанностей Федеральной  службы по надзору в сфере  защиты прав потребителей и  благополучия человека в рамках  ее организационно-правового статуса;

- исследовать организационно-правовое  положение структурных подразделений  Федеральной службы по надзору  в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека;

- рассмотреть меры юридической  ответственности за нарушение  прав потребителей, провести их разграничение.

Методологическую основу исследования образует система принятых в юридической науке принципов познания социальной реальности и социально-правовых институтов в их историческом развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности с точки зрения теории и практики, истории и современности.

В работе использовались методы: диалектический, системный и структурно-функциональный, сравнительно-правовой, формально-логический и историко-юридический, статистический.

         Теоретической основой исследования послужили работы С.С. Алексеева, Н.В. Витрука, В.Н. Кудрявцева, О.Е. Кутафина, А.В. Малько, Н.И. Матузова, А.С. Мордовца, И.Н. Сенякина, В.И. Фадеева и других ученых.

Непосредственную научную базу составили труды ученых А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, С.А. Беляцкого, В.Н. Лопатина, М.А. Катыса, Ю.Н. Козлова, Н.Н. Ковалевой, А.В. Колесникова, Н.М. Конина, А.П. Коренева, В.М. Манохина, С.Н. Махиной, В.И. Новоселова, Ю.Н. Старилова, М.С. Студеникиной, Ю.А. Тихоморова, В.Н. Ульяновой. Специфика темы потребовала изучения научных работ, посвященных институту защиты прав потребителей: В.В. Антонова, А.С. Дудинцева, А.И. Гуфина, Д.И. Гущина, А.Б. Кудикова, П.Г. Лахно, Т.Л. Левшица, Я.Е. Парций, В.Ф. Попондопуло, Б.И. Пушинского, О.Н. Садикова, Г.А. Толпыгина, Ф.Р. Шахуриной, Г.Н. Цыкоза и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-правовые основы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники

 

§ 1. Возникновение и развитие государственного регулирования в сфере управления по защите прав потребителей

 

Отечественным законодательством советского периода заложены основные начала института защиты прав потребителя, были сформулированы и действовали следующие правовые нормы: например, ст. 195 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г.5; ст. 246 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.6 и некоторые подзаконные нормативные акты7. В указанный период отсутствовал базовый нормативно-правовой акт, регулирующий данные правоотношения. Необходимость создания системы защиты прав потребителей диктовалась с конца 80-х начала 90-х годов прежде всего переходом изготовителей товаров народного потребления, сферы торговли и обслуживания населения к рыночным отношениям. До начала 90-х годов прошлого столетия в России регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан как потребителей осуществлялось главным образом нормами кодифицированного гражданского законодательства. И как следствие этого, в нормативных актах отсутствовала специфика взаимоотношений потребителей с предприятиями сферы обслуживания, а также не было системы гарантий охраны прав граждан при заключении договоров, направленных на обслуживание их потребностей.

Организация товарного обращения и торговли, управление торговлей являлись важной хозяйственно-политической задачей Советского государства с первых же дней революции. Ее выполнение было возложено на созданный по декрету II Всероссийского съезда Советов Наркомат торговли и промышленности и его местные органы – Отделы торговли и промышленности исполкомов Советов.

В мае 1922 г. в качестве центра по руководству советской внутренней торговлей была создана Комиссия по внутренней торговле РСФСР.

6 июля 1923 г. Наркомат внешней торговли  РСФСР преобразован в общесоюзный  Наркомат внешней торговли СССР. Наркомат внешней торговли СССР  имел своих уполномоченных при  правительствах союзных республик.

В ноябре 1925 г. Наркомат внешней торговли и Наркомат внутренней торговли СССР слились в объединенный Наркомат внешней и внутренней торговли СССР.

В феврале 1930 г. произошло перераспределение функций между наркоматами. За Наркоматом внешней и внутренней торговли СССР осталось руководство внешней торговлей, а в области внутренней торговли он ведал лишь снабжением населения. Но именно в области снабжения населения страна испытывала большие трудности. В связи с нехваткой товаров в качестве временной меры в 1928/1929 годах был осуществлен переход к карточной системе снабжения населения. Все это привело к тому, что в ноябре 1930 г. Наркомат внешней и внутренней торговли разделился на два самостоятельных ведомства – Наркомат внешней торговли СССР и Наркомат снабжения СССР8.

В июле 1934 года Наркомат снабжения СССР был разделен на два наркомата – внутренней торговли СССР и пищевой промышленности СССР.

При Наркомвнуторге СССР была создана государственная торговая инспекция со своими органами при Наркомвнуторгах республик, краевых, областных, городских и районных отделах торговли. Госторгинспекции вменялось в обязанность проверять фактическое выполнение всеми государственными и кооперативными предприятиями торговли и общественного питания установленных правил торговли. Госторгинспекция и ее органы на местах были призваны осуществлять систематический контроль за строгим соблюдением во всей системе торговли установленных цен на товары, правильным отпуском товаров населению, вести борьбу со всякого рода фактами обсчета, обвеса, обмера и иного обмана покупателей.

На первой сессии Верховного Совета СССР первого созыва в январе 1938 года Народный Комиссариат внутренней торговли СССР был переименован в Народный Комиссариат торговли СССР.

В составе Наркомторга СССР находилась Государственная торговая инспекция. В марте 1946 года Наркомат торговли СССР, как и другие наркоматы, на основании Закона, принятого первой сессией ВС СССР, был преобразован в Министерство торговли Союза ССР. В марте 1953 года Министерство внешней торговли и Министерство торговли СССР были объединены в одно - Министерство внутренней и внешней торговли СССР. Указом Президиума ВС СССР от 24 августа 1953 года было вновь образовано союзно-республиканское Министерство торговли СССР.

26 ноября 1958 года Министерство торговли СССР было упразднено. Однако, дальнейший ход событий показал, что внутренняя торговля как отрасль государственного управления не может регулироваться в общесоюзном масштабе. 7 декабря 1962 года создается специальный орган в этой области – Государственный комитет Совета Министров СССР по торговле. В соответствии с хозяйственной реформой 3 октября 1965 года он был преобразован в союзно-республиканское Министерство торговли СССР, в структуру которого вошла и Госторгинспекция9.

В 1984 году постановлением Совета Министров от 10 февраля 1984 г. № 52 утверждено Положение о Государственной инспекции по качеству товаров и торговле по РСФСР10.

Политические и экономические изменения в стране привели в необходимости в пересмотре вышеуказанного Положения, регулирующего контроль за качеством товаров и торговли. Так, 27 мая 1993 года Постановлением Совета Министров Российской Федерации было утверждено новое Положение о Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей11. Госторгинспекция перешла в ведение Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Информация о работе Совершенствование сферы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники