Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:14, дипломная работа
Цель исследования заключается в комплексном анализе защиты прав потребителей при продаже бытовой техники.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть исторические этапы развития организационно-правовых форм органов управления в области защиты прав потребителей и благополучия человека;
- определить формы государственной защиты и охраны прав потребителей в Российской Федерации;
- провести анализ контрольно-надзорных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей;
- проанализировать порядок взаимодействия Роспотребнадзора с органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей, внести предложения по совершенствованию указанного взаимодействия;
- раскрыть содержание основных прав и обязанностей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках ее организационно-правового статуса;
- исследовать организационно-правовое положение структурных подразделений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- рассмотреть меры юридической ответственности за нарушение прав потребителей, провести их разграничение.
Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретико-правовые основы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники………………………………………..……..……..…7
§ 1. Возникновение и развитие государственного регулирования в сфере управления по защите прав потребителей…………………………….....7
§ 2. Формы государственной защиты прав потребителей в Российской Федерации………………………………………………………………………..14
§ 3. Контроль в сфере защиты прав потребителей……………………...24
Глава 2. Некоторые проблемы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники………………………………………………………………....36
§ 1. Правовая основа деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека………….…....36
§ 2. Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека………………………………………..43
§ 3. Ответственность за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей……………….………………………………..………….….55
Заключение……………………………………………………….………67
Библиографический список ………………………………..………….70
Следовательно, разновидностью государственного управления и регулирования в экономической сфере является «функциональный контроль и надзор»50. По своему правовому характеру Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является контрольно-надзорным государственным органом, осуществляющим свою межотраслевую деятельность, направленную на защиту прав потребителей.
В сфере защиты прав потребителей Российское государство осуществляет контрольно-надзорную деятельность: за выполнением требований государственных стандартов, государственных санитарно-эпидемиологических правил, норм и гигиенических нормативов и ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы (далее именуются – нормативные документы) при разработке новой продукции, подготовке ее к производству, изготовлении, хранении, транспортировке и реализации, оказании услуг в сфере торговли и сфере общественного питания, а также утилизации или уничтожении некачественной, опасной продукции;
за выполнением правил продажи отдельных видов товаров и правил оказания услуг в сфере потребительского рынка, бытового, транспортного обслуживания и общественного питания;
за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения подтверждения соответствия продукции и услуг, оказываемых в сфере торговли и сфере общественного питания, требованиям нормативных документов;
за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических), ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения и ликвидацию инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) продукции, а также болезней животных, общих для животных и человека.
Выполняя контрольно-надзорные полномочия, государство в лице уполномоченных органов осуществляет пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и применяет меры административного воздействия к лицам, допустившим такие правонарушения.
В сфере защиты прав потребителей государство осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль. А именно, органами и учреждениями Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соответствием государственным санитарно-эпидемиологическим правилам, нормам и гигиеническим нормативам: пищевой ценности продуктов; безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, парфюмерной и косметической продукции, средств гигиены, а также табачных изделий; безопасности условий разработки, подготовки к производству и изготовления продукции, ее хранения, транспортировки, реализации и употребления (использования); безопасности услуг, оказываемых в сфере розничной торговли и сфере общественного питания; условий утилизации или уничтожения некачественной, опасной продукции; организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) продукции; условий и качества питания населения51.
Указанный орган также осуществляет государственный контроль за соответствием государственным стандартам качества, упаковки, маркировки, информации о продукции, реализуемой в торговле, качества услуг, оказываемых в сфере торговли и сфере общественного питания, а также за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, правил оказания услуг в сфере общественного питания.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которой Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, осуществляет государственный ветеринарный и фитосанитарный надзор за соответствием ветеринарным правилам, нормам и правилам ветеринарно-санитарной экспертизы: безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения, а также продуктов растительного происхождения; безопасности условий заготовки пищевых продуктов животного и растительного происхождения, подготовки их к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок; безопасности условий реализации на продовольственных рынках пищевых продуктов животного и растительного происхождения, в том числе их использования на корм животных или уничтожения; организации и проведения ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предотвращение болезней животных, общих для животных и человека.
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии, который согласно ст. 15 Указа Президента Российской федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» преобразован в Федеральную службы по техническому регулированию и метрологии, осуществляет государственный надзор и контроль в сфере стандартизации, метрологии и сертификации за соответствием государственным стандартам: качества продукции, упаковки, маркировки и информации о продукции при ее разработке, подготовке к производству, изготовлении, хранении, транспортировке и поставке; безопасности в техническом отношении технологического оборудования, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами; технических документов, в соответствии с которыми изготавливается продукция; производственного контроля за качеством и безопасностью продукции, методик ее исследований (испытаний) и идентификации; организации и проведения подтверждения соответствия продукции, установленным требованиям, а также систем управления качеством.
Государственный надзор и контроль осуществляется указанными органами посредством проведения: проверок деятельности граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по изготовлению и обороту пищевой продукции, оказанию услуг в сфере торговли и сфере общественного питания, включающих в себя при необходимости: обследований объектов надзора (контроля); рассмотрение документов; проведение исследований (испытаний), экспертизы; расследования и пресечения нарушений законодательства РФ в области защиты прав потребителей; анализа причин и условий возникновения и распространения болезней людей и животных, а также проведения мероприятий, направленных на их ликвидацию и профилактику52.
Проверки и расследования осуществляются должностными лицами и специалистами органов государственного надзора и контроля по вопросам, относящимся к их компетенции, в соответствии с методическими и инструктивными документами, утвержденными в установленном порядке органами государственного надзора и контроля. Упомянутые проверки подразделяются, в свою очередь, на плановые и внеплановые.
Плановые проверки проводятся, как правило, по комплексу вопросов обеспечения качества и безопасности продукции. При необходимости для проведения таких проверок образуются комиссии, в состав которых включаются представители заинтересованных органов государственного надзора и контроля. Внеплановые проверки проводятся при получении органами государственного надзора и контроля информации об аварийных ситуациях, изменениях или нарушениях технологических процессов изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции, связанных с ее употреблением (использованием), случаях заболеваний (отравлений) людей и других нарушениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Результаты проверок и расследований оформляются документами (актами, заключениями) установленного образца, оригиналы которых вручаются гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и руководителям проверяемых организаций.
По результатам указанных проверок в случае выявления нарушений в области защиты прав потребителей и обеспечения качества и безопасности продукции должностные лица и специалисты органов государственного надзора и контроля в пределах своей компетенции применяют меры административного воздействия в соответствии с законодательством РФ.
Контроль за соблюдением прав потребителей также проводится уполномоченными государственными органами в форме: рассмотрений отчетов по результатам деятельности подконтрольных объектов, всестороннего целевого инспектирования, целевых проверок по жалобам потребителей, сообщениям средств массовой информации, сообщениям различных правоохранительных органов, ревизий финансово-хозяйственной деятельности.
Например, за 2012 год специалистами отдела Управления Роспотребнадзора по Смоленской области рассмотрено более 10000 писем, обращений, заявлений граждан на нарушение их прав. В ходе рассмотрения обращений в 90 % случаев конфликтные ситуации, возникшие между продавцом и потребителем, разрешались в досудебном порядке.
Характер и количество
Государственный контроль в сфере защиты прав потребителей осуществляют различные инспекции, подчиненные федеральным министерствам и ведомствам. Например, Государственной хлебной инспекцией при Правительстве Российский Федерации – государственный контроль за соответствием государственным стандартам качества продовольственного зерна и продуктов его переработки, используемых для производства пищевых продуктов, при их закупке, изготовлении, ввозе на территорию Российской Федерации, хранении, транспортировке и поставке54.
Органы Госсвязьнадзора России осуществляют контроль за соблюдением правил технической эксплуатации средств и систем связи и охраны труда, техники безопасности при обслуживании средств связи, дают обязательные для руководителей организаций и физических лиц, осуществляющих деятельность в области связи и информатизации, указания о принятии мер к лицам, не прошедшим проверки знания техники безопасности и правил технической эксплуатации или нарушающим эти правила; приостанавливать работу средств и систем связи при грубых нарушениях правил охраны труда и техники безопасности55.
Учитывая изложенное, можно выделить следующие основные функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека:
осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами общеобязательных правил поведения;
выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
Таким образом, суть государственного контроля в сфере защиты прав потребителей будет состоять в проведении проверки выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам) установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами56.
В результате проведенной реформы образованы 34 федеральные службы, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия в различных сферах деятельности.
Система органов государственного контроля в целом уже давно подвергалась резкой критике как со стороны специалистов, осуществляющих этот контроль, так со стороны «подконтрольных» объектов.
Не составляли исключение и органы, осуществляющие государственный контроль в сфере защиты прав потребителей, а также за качеством и безопасностью потребительских товаров.
За последнее время контрольный аппарат значительно вырос, и не всегда этот численный рост оправдан. Зачастую контрольные органы дублируют друг друга. Отсутствуют налаженные контакты и координация деятельности различных контрольных органов. Как справедливо отмечается некоторыми учеными, в «конкретной деятельности исполнительной власти наблюдается тревожная тенденция, когда при росте числа структур федеральных органов исполнительной власти снижается число и качество проводимых ими проверок»57. Эти недостатки мешают использовать заложенные в контроле потенциальные возможности для совершенствования управления в экономической сфере.
Из проведенного анализа в сфере осуществления контроля и надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека следует сделать вывод, что проведенная реформа системы и структуры исполнительной власти не в полной мере оправдала ожиданий по эффективности реорганизации контролирующих органов, не устранила их множественности и сохранила частичное дублирование их функции и полномочий. Поэтому на первый план выдвигается задача «организация управления посредством распределения функций между управляющими субъектами»58 в исследуемой сфере.
Как уже отмечалось в первой главе настоящего исследования, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возникла в результате проводимой в стране административной реформы. Согласно Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» было упразднено Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а его функции, за исключением функций в сфере защиты прав потребителей и поддержки малого бизнеса были переданы Федеральной антимонопольной службе59. В соответствии с данным Указом Президента РФ в России был образован абсолютно новый государственный орган - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая получила полномочия по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения РФ, в сфере надзора на потребительском рынке – Министерства экономического развития и торговли РФ, в сфере защиты прав потребителей – упраздняемого Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Необходимость создания подобного органа, наделенного широкими полномочиями по максимальному удовлетворению запросов потребителей и защиту их законных интересов60 продиктована укреплением экономических позиций России, сформированного в результате реформ и интенсивно развивающегося в настоящее время свободного рынка товаров, работ, услуг.
Информация о работе Совершенствование сферы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники