Совершенствование сферы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:14, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в комплексном анализе защиты прав потребителей при продаже бытовой техники.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть исторические этапы развития организационно-правовых форм органов управления в области защиты прав потребителей и благополучия человека;
- определить формы государственной защиты и охраны прав потребителей в Российской Федерации;
- провести анализ контрольно-надзорных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей;
- проанализировать порядок взаимодействия Роспотребнадзора с органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей, внести предложения по совершенствованию указанного взаимодействия;
- раскрыть содержание основных прав и обязанностей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках ее организационно-правового статуса;
- исследовать организационно-правовое положение структурных подразделений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- рассмотреть меры юридической ответственности за нарушение прав потребителей, провести их разграничение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретико-правовые основы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники………………………………………..……..……..…7
§ 1. Возникновение и развитие государственного регулирования в сфере управления по защите прав потребителей…………………………….....7
§ 2. Формы государственной защиты прав потребителей в Российской Федерации………………………………………………………………………..14
§ 3. Контроль в сфере защиты прав потребителей……………………...24
Глава 2. Некоторые проблемы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники………………………………………………………………....36
§ 1. Правовая основа деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека………….…....36
§ 2. Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека………………………………………..43
§ 3. Ответственность за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей……………….………………………………..………….….55
Заключение……………………………………………………….………67
Библиографический список ………………………………..………….70

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

В качестве мер административного наказания за правонарушения в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологической безопасности населения Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает:

1. Предупреждение.

2. Административный штраф.

3. Конфискация предметов административного  правонарушения. Установлена за  совершение правонарушений, предусмотренных  ст. 6.14.; ст.14.2; ч. 2 ст. 14.1; ч. 2 ст. 14.4; ст. 14.10; ст. 14.16; ст. 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» пополнил перечень мер административного наказания новой мерой – административным приостановлением деятельности. Данная мера административного наказания заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг71.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Назначается исключительно судьей и только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижения цели административного наказания, согласно перечня статей, указанных выше.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Кодекс РФ об административных правонарушениях ввел такую необходимую меру обеспечения как временный запрет деятельности. Временный запрет деятельности согласно п. 10 ч. 1 ст. 27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях относится к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

 Временный запрет деятельности  может применяться только в  исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

Срок временного запрета деятельности не должен превышать пяти суток. Срок исчисляется с момента фактического приостановления деятельности, указанного в протоколе о временном запрете деятельности.

В перечень составов административных правонарушений, протоколы по которым уполномочены составлять должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вошел состав, предусмотренный статьей 14.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях – нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Необходимо отметить, что правоотношения в сфере участия граждан в долевом совместном строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости охраняются Законом РФ «О защите прав потребителей», причем такой позиции придерживается Верховный Суд Российской Федерации72.

Сложившаяся ситуация прокомментирована в письме Федеральной службы Роспотребнадзора от 1 августа 2005 г. № 0100/5932-05-32 «О правовых основаниях защиты прав потребителей в сфере долевого строительства жилья»: «…с учетом п. 5.1.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, закрепившего за Роспотребнадзором компетенцию по осуществлению государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей в сфере долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости являются предметом соответствующей контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы и ее территориальных органов, связанной среди прочего с реализацией полномочий, установленных ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также выявлением в рассматриваемой сфере правоотношений административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.ч. 1, 2 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В то же время, не являясь уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, Роспотребнадзор не вправе осуществлять административное производство по ст. 14.28 и ч. 4 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях»73.

Однако,  в настоящее время государственные контрольно-надзорные полномочия дублируются различными органами в некоторых областях потребительских правоотношений. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы»74 функции упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства были переданы вновь созданному органу – Федеральной антимонопольной службе. Одной из основных функций указанной Федеральной службы является надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе. «…По объемам использования рекламы Россия занимает одно из ведущих мест в Европе. Несмотря на это договорные отношения по созданию и распространению рекламы специально ГК не регулируются и другими гражданско-правовыми законами»75 не рассматриваются. Поэтому основная нагрузка по регулированию ложится на административное законодательство.

Кроме того, в статье 23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях четко установлено, что рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса, отнесены к ведению Федерального антимонопольного органа и его территориальным подразделениям. Однако, Приказом Федеральной службы Роспотребнадзора от 1 июня 2005 г. № 421 должностные лица этого ведомства также уполномочены осуществлять контрольно-надзорные полномочия за соблюдением законодательства о рекламе, а также составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.3 (Нарушение законодательства о рекламе) Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, следует считать необходимым четкое законодательное закрепление передачи контрольно-надзорных полномочий за соблюдением общих и специальных требований к процессу производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Аналогичная ситуация сложилась в вопросе применения административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения). В соответствии с ч. 1 ст. 23.23  Кодекса РФ об административных правонарушениях дела об указанном нарушении рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов. Однако, в соответствии с Приказом Федеральной службы Роспотребнадзора от 1 июня 2005 г. № 421 протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, уполномочены составлять должностные лица Роспотребнадзора. Следует отметить, что указанное контрольно-надзорное полномочие согласуется с предметом ведения  Федеральной службы Роспотребнадзора, но все же данный вопрос требует четкого законодательного закрепления.

Одним из видов государственной защиты интересов потребителей является установление уголовной ответственности за деяния, нарушающие их права. К составам преступления нарушающим права потребителей можно отнести, в первую очередь, преступление, предусмотренное ст. 238 Уголовного кодекса Российской Федерации – производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Часть  3 статьи 238 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от четырех до десяти лет за деяния, предусмотренные частями первой или второй указанной статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц.

К преступлениям, нарушающим права потребителей, следует отнести также преступления, предусмотренные статьями 171.1 (производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции); 180 (незаконное использование товарного знака); 181 (нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм); 235 (незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью); 236 (нарушение санитарно-эпидемиологических правил) действующей редакции Уголовного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, анализируя вышеизложенное, необходимо сделать вывод, что выявлены несоответствия в действующем законодательстве об административной ответственности за нарушение потребительских прав граждан и сформулированы предложения по устранению дублирования государственными органами контрольно-надзорных полномочий в сфере защиты прав потребителей:

- на основе анализа действующего  законодательства о рекламе обосновывается  точка зрения о необходимости  законодательного закрепления передачи  контрольно-надзорных полномочий  за соблюдением общих и специальных  требований к процессу производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- на основе анализа положений  ч. 2 ст. 7.8, ч. 1 ст. 23.23 Кодекса РФ об  административных правонарушениях, Приказа Федеральной службы по  надзору в сфере защиты прав  потребителей и благополучия  человека от 1 июня 2005 г. № 421 «Об утверждении Перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» обосновывается необходимость передачи полномочий по вопросам применения административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Российской Федерации) в ведение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

- необходимо законодательно закрепить  возможность внесудебного порядка  компенсации морального вреда.

- ввести пункт в Закон «О  защите прав потребителей», предусматривающий возможность отказа судом в принятии заявления в случае наличия между сторонами письменного соглашения о добровольном разрешении спора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие теоретические положения, выводы, предложения и рекомендации:

1. Проведенная реформа системы  и структуры исполнительной власти  не в полной мере оправдала  ожиданий по эффективности реорганизации  контролирующих органов, не устранила  их множественности и сохранила частичное дублирование их функции и полномочий. Поэтому на первый план выдвигается задача организации управления посредством распределения функций между управляющими субъектами в исследуемой сфере.

2. Обуславливается необходимость  проведения целенаправленной и четко регламентированной просветительской работы по повышению уровня знаний граждан в вопросе своих потребительских прав.

3. Предлагаются меры, направленные  на укрепление взаимодействия  структурных подразделений Федеральной  службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с органами местного самоуправления:

- систематическое и оперативное  информирование органов законодательной  и исполнительной власти, органов  местного самоуправления о санитарно-эпидемиологической  обстановке и мерах по ее улучшению;

- подготовка предложений по  реализации мер, направленных на  улучшение санитарно-эпидемиологической  обстановки и выполнению требований  санитарного законодательства, а  также предложений, касающихся формирования  и реализации региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды;

- подготовка проектов нормативно-правовых  актов органов законодательной  и исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- участие в работе комиссий, советов, иных совещательных органов  при обсуждении вопросов обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

4. Аргументируется необходимость  создания в структуре органов  Роспотребнадзора Координационного  совета местных органов власти  по вопросам защиты прав потребителей  и благополучия человека, что  позволит обеспечить информационное  взаимодействие органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными подразделениями Роспотребнадзора. 

Информация о работе Совершенствование сферы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники