Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:14, дипломная работа
Цель исследования заключается в комплексном анализе защиты прав потребителей при продаже бытовой техники.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть исторические этапы развития организационно-правовых форм органов управления в области защиты прав потребителей и благополучия человека;
- определить формы государственной защиты и охраны прав потребителей в Российской Федерации;
- провести анализ контрольно-надзорных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей;
- проанализировать порядок взаимодействия Роспотребнадзора с органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей, внести предложения по совершенствованию указанного взаимодействия;
- раскрыть содержание основных прав и обязанностей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках ее организационно-правового статуса;
- исследовать организационно-правовое положение структурных подразделений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- рассмотреть меры юридической ответственности за нарушение прав потребителей, провести их разграничение.
Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретико-правовые основы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники………………………………………..……..……..…7
§ 1. Возникновение и развитие государственного регулирования в сфере управления по защите прав потребителей…………………………….....7
§ 2. Формы государственной защиты прав потребителей в Российской Федерации………………………………………………………………………..14
§ 3. Контроль в сфере защиты прав потребителей……………………...24
Глава 2. Некоторые проблемы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники………………………………………………………………....36
§ 1. Правовая основа деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека………….…....36
§ 2. Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека………………………………………..43
§ 3. Ответственность за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей……………….………………………………..………….….55
Заключение……………………………………………………….………67
Библиографический список ………………………………..………….70
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»30 сертификацией является форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, а сертификатом соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта данным требованиям. В соответствии с указанным законом в России действует обязательная и добровольная сертификация31.
Необходимость обязательной сертификации обусловлена правами потребителей на качественные и безопасные товары и услуги. Нормы и характеристики, определяющие качество товара, устанавливаются в государственных стандартах (обязательные требования) и в технических условиях предприятий – изготовителей (потребительские характеристики).
Перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации устанавливается Правительством РФ. В настоящее время в России существует также государственная таможенная, гигиеническая, ветеринарная сертификация, обязательная сертификация безопасности товаров и т.д.
Российское законодательство осуществляет также и другие предусмотренные законодательством полномочия в области защиты прав потребителей (например, лицензирование, государственная маркировка отдельных видов продукции и т.д.).
С целью ограждения граждан-потребителей от недобросовестных производителей и недоброкачественных товаров и услуг, Российское государство проводит обязательное лицензирование некоторых видов экономической деятельности32. Указанные отношения регулируются статьями 49 и 52 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»33.
Правительство Российской Федерации может вводить специальную маркировку на наиболее важные или опасные для здоровья продукты потребления. Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 648 с 1 августа 1999 г. введена обязательная маркировка табака и табачных изделий, производимых на территории РФ, специальной маркой, подтверждающей легальность их производства, за исключением табака и табачных изделий, поставляемых на экспорт в соответствии с заключенными контрактами34.
Согласно Федеральному закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более девяти процентов объема годовой продукции, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками35.
Защита прав потребителей является не только важнейшим объектом государственного регулирования, но и объектом регулирования органов местного самоуправления, которые наиболее тесно связаны с населением и несут ответственность «за решение практически всех проблем локального характера»36. Являясь «неотъемлемой составляющей экономической жизни страны»37, местное самоуправление призвано осуществлять наряду с органами государства национальную политику по защите прав потребителей.
Полномочия органов местного самоуправления в области защиты законных интересов и прав потребителей – граждан в муниципальных образованиях определены ст. 44 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», которые реализуются ими в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»38, нормы главы 6 которого наделяют указанные органы в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Таким образом, включение в устав функций по защите прав потребителей является правомерным и достаточным основанием для их осуществления на территории муниципального образования.
Судебная защита прав потребителей как правовой институт появился в Российском законодательстве с принятием Закона РФ «О защите прав потребителей», и не встречался ранее в судебной практике. Гражданский Кодекс «признает приоритет судебной защиты субъективных гражданских прав»39. В судах общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства осуществлялась защита субъективных прав и интересов конкретных граждан. Судебная защита направлена на обеспечение правового, экономического, социального, экономического благополучия населения.
Закон «О защите прав потребителей» предусматривает возможность защиты потребительских прав, как в судебном, так и внесудебном порядке. Внесудебный порядок состоит в том, что потребитель может предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), не обращаясь с иском в суд. Судебный порядок заключается в том, что потребитель обращается с иском об удовлетворении указанных требований непосредственно в суд.
Внесудебный порядок рассмотрения требований потребителя предусмотрен Законом с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, а предпринимателя – добровольно удовлетворить обоснованные требования потребителя. Он позволяет быстро восстановить нарушенное право и избежать судебных расходов, а также санкций в отношении нарушителя.
Широко используемый в отношениях на потребительском рынке метод: сначала – обращение потребителя с претензией к предпринимателю и лишь затем, в случае невозможности добровольного разрешения конфликта – в суд, должен носить обязательный, а не рекомендательный характер, так как в судебной практике часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда ответчик лишь при получении повестки в суд и копии искового заявления, когда иск уже принят к производству суда, узнает, что со стороны потребителя к нему есть какие-либо претензии, а конфликт, оказывается, можно было решить добровольно.
Истец же, желая, чтобы дело было рассмотрено по существу, с вынесением решения, вынуждает суд, не имеющий формально возможности отказать ему в этом, иск удовлетворять и тем самым «наказывать» вполне добросовестного предпринимателя, как минимум, взысканием госпошлины, помимо удовлетворения требований потребителя, которые и без этого могли быть удовлетворены в добровольном порядке.
С другой стороны, без предварительного обращения к ответчику, потребитель сам ухудшает и свое положение, лишая себя возможности получить с него возмещение морального вреда, неустойки, других санкций, предусмотренных рассматриваемым Законом лишь в случаях неудовлетворения законных требований потребителя в добровольном порядке, при несоблюдении сроков этого, наличии вины предпринимателя, коих при отсутствии досудебного обращения истца установлено не будет.
Автор полагает, что суд, с учетом изложенного, должен стать лишь крайним средством разрешения подобных споров.
О целесообразности предлагаемого автором процессуального нововведения свидетельствует практический опыт работы органов и организаций (государственных и общественных), деятельность которых связана с защитой потребительских прав (в том числе и Федеральная служба Роспотребнадзора): консультируя граждан по вопросам их взаимоотношений с предпринимателями по конкретным их обращениям, либо сами выступая в их интересах, такие органы и организации настоятельно рекомендуют сначала обратиться к ответчику с претензией и лишь затем, при отсутствии ответа, либо при получении не удовлетворяющего потребителя ответа – в суд, что вызвано, видимо, жизненной необходимостью и оптимальностью такого подхода.
Тем более, что в ряде правоотношений, подпадающих под действие рассматриваемого Закона, в случае возникновения по ним споров, законодателем уже установлен обязательный досудебный порядок их разрешения (например, ст. 797 ГК РФ, которая предусматривает обязательное предъявление претензии перевозчику по поводу перевозки груза до обращения истца в суд, которое может последовать лишь после полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения от него ответа в тринадцатидневный срок). Такой подход свидетельствует о непоследовательности законодателя, который по непонятным основаниям вычленяет лишь некоторые правоотношения, к которым должны применяться нормы об обязательной досудебной возможности разрешения конфликта. Чтобы ликвидировать такой пробел, необходимо распространить этот порядок на все случаи отношений потребителей и предпринимателей, освободив потребителя от обязанности предварительного претензионного обращения к хозяйствующему субъекту лишь в случаях, когда подобные обращения затруднены или невозможны (например, когда не представляется возможным обнаружить ответную сторону, когда она ликвидирована, реорганизована или признана банкротом и возникают проблемы с определением правопреемства, круга лиц, ответственных перед кредиторами; когда предприниматель уклоняется или не реагирует на обращения потребителя).
При воплощении в законодательную практику указанных положений, в судах значительно уменьшится нагрузка при рассмотрении гражданских дел, а, следовательно, уменьшаться и сроки их рассмотрения, улучшится качество проводимых процессов, обоснованность выносимых по ним решений, это будет способствовать эффективности их исполнения.
Таким образом, на основе изучения нового российского законодательства, регулирующего общественные отношения в области защиты прав потребителей и благополучия человека, выделены следующие формы государственной защиты и охраны прав потребителей:
- нормотворческая (например, принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; принятие законов и иных нормативных актов субъектов РФ; разработка и реализация федеральных целевых и научно-технических программ обеспечения защиты прав потребителей, качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий и др.);
- государственное нормирование
в области защиты прав
- контрольно-регистрационная (например,
организация и осуществление
государственной регистрации
- организация и проведение
- контрольно-надзорная (например, государственный
санитарно-эпидемиологический
- судебная и административная
формы защиты прав
При рассмотрении судебной формы защиты прав потребителей установлена целесообразность введения обязательного предварительного внесудебного порядка рассмотрения споров потребителей и предпринимателей.
Государственный контроль и надзор является основным административным средством предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, а также предотвращения заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) некачественной, опасной продукции.
В юридической литературе, посвященной изучению проблем обеспечения законности государственной дисциплины в организации деятельности органов государственного управления40 выделяют три организационно-правовых способа обеспечения законности и государственной дисциплины субъектов организационных управленческих отношений в сфере административно-правового регулирования: государственный контроль, государственный надзор и государственная контрольно-надзорная деятельность41.
Контроль – это одна из функций в компетенции каждого и любого государственного и общественного органа42. Контроль за исполнением положений Конституции РФ, законов, других нормативных и индивидуальных предписаний – это всеобщая и универсальная функция43.
Существуют общегосударственный и функциональный виды государственного контроля. Первый вид контроля отличается тем, что он осуществляется в масштабах всего государства, от имени высших государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти, а в имущественно-финансовом отношении – и других властей. Общегосударственная контрольная деятельность, имеющая глубокую историю в России, в настоящее время осуществляется Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации, Счетной палатой Федерального Собрания, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Второй вид контроля носит узкоспециализированный межотраслевой функциональный характер.
В сфере защиты прав потребителей государство осуществляет также и надзорную деятельность. Надзор – это отличный от контроля, другой организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования. Он представляет собой особую специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов, также направленную на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий нормам действующего законодательства44. По мнению М.С. Студеникиной, надзор – это своего рода суженный контроль, а различие между административным надзором и контролем проявляется в широте охвата обследованием сферы деятельности, а также в специфике методов и правовых форм воздействия45. Надзор как один из способов обеспечения законности «отличается от контроля прежде всего тем, что органы надзора и поднадзорные органы не находятся в отношениях подчиненности…. Кроме того, выявляются у поднадзорных только нарушения законности, но не целесообразности»46. При осуществлении надзора «не допускается оценка объяснений причин несоответствия…действий нормативно установленным правилам какими-либо непредвиденными обстоятельствами, сложившейся ситуацией…»47. Не случайно, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г № 322 в названии указанной Федеральной службы представлено слово надзор48. Так, ст. 5.9. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливает, что служба осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, а также осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров. Следовательно, поднадзорность деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека состоит в том, что поднадзорные ей объекты могут быть не связаны друг с другом какими-либо общими ведомственными интересами, поскольку ее надзор распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на потребительском рынке. Указанная служба выносит также обязательные предписания о ликвидации нарушений, выдает указания и рекомендации о способах и сроках их устранения, что также характерно для форм реагирования административного надзора49.
Информация о работе Совершенствование сферы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники