Совершенствование сферы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:14, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в комплексном анализе защиты прав потребителей при продаже бытовой техники.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть исторические этапы развития организационно-правовых форм органов управления в области защиты прав потребителей и благополучия человека;
- определить формы государственной защиты и охраны прав потребителей в Российской Федерации;
- провести анализ контрольно-надзорных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей;
- проанализировать порядок взаимодействия Роспотребнадзора с органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей, внести предложения по совершенствованию указанного взаимодействия;
- раскрыть содержание основных прав и обязанностей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках ее организационно-правового статуса;
- исследовать организационно-правовое положение структурных подразделений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- рассмотреть меры юридической ответственности за нарушение прав потребителей, провести их разграничение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретико-правовые основы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники………………………………………..……..……..…7
§ 1. Возникновение и развитие государственного регулирования в сфере управления по защите прав потребителей…………………………….....7
§ 2. Формы государственной защиты прав потребителей в Российской Федерации………………………………………………………………………..14
§ 3. Контроль в сфере защиты прав потребителей……………………...24
Глава 2. Некоторые проблемы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники………………………………………………………………....36
§ 1. Правовая основа деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека………….…....36
§ 2. Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека………………………………………..43
§ 3. Ответственность за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей……………….………………………………..………….….55
Заключение……………………………………………………….………67
Библиографический список ………………………………..………….70

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

- проводит анализ практики применения  санитарного законодательства РФ  и законодательства о защите  прав потребителей, направляет обобщенную  информацию в Федеральную службу;

- осуществляет иные функции  в сфере деятельности Федеральной  службы в соответствии с законодательством.

Деятельность управления Федеральной службы обеспечивают федеральные государственные учреждения здравоохранения (ФГУЗ) «Центры гигиены и эпидемиологии».

В России немало отдаленных населенных пунктов, где фактически только органы местного самоуправления осуществляют полномочия по выявлению товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья имущества потребителей и окружающей среды. Статья 44 Закона РФ «О защите прав потребителей» обязывает органы местного самоуправления в случае выявления нарушений потребительских прав незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

В реальной действительности осуществление оперативного взаимодействия территориальных органов Роспотребнадзора и органов местного самоуправления затрудняется отсутствием четкого правового регулирования и регламентации указанного взаимодействия.

В целях решения сложившейся проблемы и повышения эффективности взаимодействия вышеуказанных органов, необходимо установить порядок обмена информацией (ее состав и периодичность предоставления соответствующим органам) о состоянии санитарно-эпидемиологической обстановки и о нарушениях на потребительском рынке64.

Четкое правовое регулирование информационного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления65 с территориальными подразделениями Роспотребнадзора необходимо в целях предотвращения возникновений чрезвычайных ситуаций эпидемиологического и иного характера. Для решения указанных задач необходимо создание в структуре Роспотребнадзора информационных центров, предназначенных для сбора и анализа информации об эпидемиологической обстановке в каждом муниципальном районе субъекта РФ. С целью решения проблем взаимодействия указанных органов, считаем целесообразным создание в структуре органов Роспотребнадзора – Координационного совета местных органов власти по вопросам защиты прав потребителей и благополучия человека. Указанное структурное подразделение обеспечит непосредственное оперативное и постоянное информирование средств массовой информации о чрезвычайных ситуациях и мерах по ее купированию, а также не допустит искажение информации о чрезвычайной ситуации эпидемиологического и иного характера и мерах по ее ликвидации.

 

Подводя итог, необходимо сделать следующие выводы:

1.Предлагаются меры, направленные  на укрепление взаимодействия структурных подразделений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с органами местного самоуправления:

- систематическое и оперативное  информирование органов законодательной  и исполнительной власти, органов местного самоуправления о санитарно-эпидемиологической обстановке и мерах по ее улучшению;

- подготовка предложений по  реализации мер, направленных на  улучшение санитарно-эпидемиологической  обстановки и выполнению требований  санитарного законодательства, а также предложений, касающихся формирования и реализации региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды;

- подготовка проектов нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- участие в работе комиссий, советов, иных совещательных органов  при обсуждении вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Аргументируется необходимость  создания в структуре органов  Роспотребнадзора Координационного  совета местных органов власти  по вопросам защиты прав потребителей  и благополучия человека, что позволит обеспечить информационное взаимодействие органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными подразделениями Роспотребнадзора. 

 

 

 

§ 3. Ответственность за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей

 

В последнее десятилетие в научной юридической литературе подробно исследуются вопросы гражданско-правовой ответственности в сфере защиты прав потребителей. Закон РФ «О защите прав потребителей» в статье 13 закрепил нормы, предусматривающие ответственность за нарушения потребительских прав. Гражданско-правовые санкции, охраняющие потребительские права, предусмотренные Законом, носят самый разнообразный характер: неустойка, выплата убытков, пени, штрафы, исполнение обязательства перед потребителем в натуре. Статьей 15 указанного Закона предусмотрена также компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, организацией, индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителей, предусмотренных законом и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.

Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает следующие основания гражданско-правовой ответственности: не предоставление информации о товаре (работе, услуге); просрочка выполнения требований потребителя; конструктивные, производственные, рецептурные недостатки товара (работы, услуги) после передачи его потребителю, а также приведшие к причинению вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя. В последнем случае виновный обязан возместить нанесенный вред в полном объеме, в том числе убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности потребителя и, кроме того, виновное лицо может быть привлечено к уголовной или административной ответственности (при наличии соответствующего состава).

Все указанные меры воздействия на недобросовестных предпринимателей предусмотрены Гражданским кодексом РФ, например, статьей 15, которая определяет убытки как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы. В судебной практике по делам о защите прав потребителей часто применяется такой вид гражданско-правовой санкции как выплата неустойки.

Закон РФ «О защите прав потребителей» в своих нормах предусматривает выплату неустойки в различных ситуациях, например: за каждый день просрочки выполнения требований потребителя об устранении недостатков товара (ст. 20), о возмещении расходов на исправление недостатков, о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара с недостатками, о возмещении убытков в связи с расторжением договора купли-продажи (с возвратом товара изготовителю), о предоставлении товара в пользование на время ремонта или замены (ст.ст. 21, 22) продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя), на основании договора с ним обязаны уплатить потребителю неустойку в размере 1 % от цены товара (ст. 23). В случае нарушения установленных сроков выполнения работ (оказания услуги) или назначенных потребителем новых сроков исполнитель (ст. 28) уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 3 % цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором не определена – общей цены заказа. Договором между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, статья 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» предоставляет суду полномочие взыскания с изготовителя (исполнителя, продавца) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Имеются некоторые проблемы возмещения морального вреда с точки зрения применения гражданско-процессуальных норм. Согласно ч. 1 ст. 15 Закона «О защите прав потребителей», размер компенсации морального вреда определяется судом. Из этого следует, что в отличие от других видов взысканий, требования о компенсации морального ущерба подлежат удовлетворению только в судебном порядке.

Как показывает судебная практика, фактически каждый иск, предъявляемый в соответствии с рассматриваемым Законом, сопровождается требованиями о произведении подобного рода взысканий, и очень часто разрешение подобных споров доводится до суда именно потому, что камнем преткновения сторон, достигших соглашения по всем остальным принципиальным позициям, является этот пункт требований.

В этой связи возникает вопрос: почему стороны имеют процессуальные возможности во внесудебном порядке разрешать все другие претензии, а в отношении компенсации морального вреда – нет? Ведь для того, чтобы возникло право на компенсацию, вполне достаточно двух условий (нарушение прав потребителя и установление вины причинителя в их нарушении), наличие которых вполне возможно выявить и без обращения в суд, самими сторонами.

Если в законодательство о защите прав потребителей внести соответствующие изменения в плане предоставления сторонам права на внесудебный порядок компенсации морального вреда (как в случаях со всеми другими требованиями истцов), будет достигнута стабильность и эффективности подобных соглашений сторон, тогда судам не придется констатировать их несоответствие нормам действующего законодательства, а следовательно – и заново рассматривать такие требования.

Конечно, и в случае законодательного закрепления подобных положений предприниматель, возместивший моральный вред в добровольном порядке, никогда не сможет быть уверен в отсутствии в последующем каких-либо претензий со стороны потерпевшего и не «застрахован» от определения судом (в случае, если потребитель туда все-таки обратится) совершенно иного размера компенсации, однако проблема будет легко разрешима, если добровольная выплата компенсации будет надлежащим образом документально оформлена. В этой связи автор поддерживает позицию А.М. Эрделевского66, предлагающего оформлять такие договоренности в форме досудебного мирового соглашения.

Если же законодатель согласится с предложенным вариантом изменений в Законе и будучи до конца последовательным, введет также и изменения в часть 2 ст. 129 ГПК РФ (либо введя такую норму непосредственно в Закон «О защите прав потребителей»), дополнив ее пунктом, предусматривающим возможность отказа судом в принятии заявления в случае наличия между сторонами письменного соглашения о добровольном разрешении спора, позиции внесудебного порядка урегулирования возникших отношений будут еще более укреплены и им будет придана значительно большая юридическая сила.

Административно-правовая ответственность является следствием осуществления федеральными органами исполнительной власти своих контрольных функций и состоит в применении к правонарушителям мер административного наказания67.

Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства по защите прав потребителей в первую очередь осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей – Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Меры административной ответственности установлены за различные нарушения прав потребителей68 при купле-продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, обеспечении безопасности товаров (услуг), за предоставление ненадлежащей информации и т.д.

Например, органами Федеральной службы Роспотребнадзора в 2012 году проведено 1716 обследований продовольственных рынков, из них совместно с органами внутренних дел, ФМС России, ФНС России – 985 (57,4 %); неудовлетворительное санитарно-техническое состояние выявлено при 410 проверках (23,9 %), выявлены нарушения санитарно-гигиенического режима – 685 (39,9 %). По результатам выявленных нарушений санитарного законодательства наложено 3352 штрафа на сумму более 8 450 000 руб., забраковано 1 008 партий продукции в объеме 23 400 кг69.

На основании приказа Федеральной службы Роспотребнадзора от 1 июня 2005 г. № 421 «Об утверждении Перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» составлять протоколы по вышеназванным административным правонарушениям уполномочены следующие должностные лица:

- руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора);

- заместители руководителя Федеральной  службы Роспотребнадзора;

- начальники и заместители начальников  управлений Федеральной службы  Роспотребнадзора;

- руководители и заместители руководителей территориальных управлений Федеральной службы Роспотребнадзора;

- начальники отделов и их  заместители, советники, консультанты, главные специалисты, ведущие специалисты, специалисты первой и второй  категории Федеральной службы Роспотребнадзора и ее территориальных управлений;

- начальники и их заместители, советники, консультанты, главные специалисты, ведущие специалисты, специалисты  первой и второй категории  территориальных отделов территориальных  управлений Федеральной службы Роспотребнадзора70.

Информация о работе Совершенствование сферы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники