Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:14, дипломная работа
Цель исследования заключается в комплексном анализе защиты прав потребителей при продаже бытовой техники.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть исторические этапы развития организационно-правовых форм органов управления в области защиты прав потребителей и благополучия человека;
- определить формы государственной защиты и охраны прав потребителей в Российской Федерации;
- провести анализ контрольно-надзорных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей;
- проанализировать порядок взаимодействия Роспотребнадзора с органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей, внести предложения по совершенствованию указанного взаимодействия;
- раскрыть содержание основных прав и обязанностей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках ее организационно-правового статуса;
- исследовать организационно-правовое положение структурных подразделений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- рассмотреть меры юридической ответственности за нарушение прав потребителей, провести их разграничение.
Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретико-правовые основы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники………………………………………..……..……..…7
§ 1. Возникновение и развитие государственного регулирования в сфере управления по защите прав потребителей…………………………….....7
§ 2. Формы государственной защиты прав потребителей в Российской Федерации………………………………………………………………………..14
§ 3. Контроль в сфере защиты прав потребителей……………………...24
Глава 2. Некоторые проблемы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники………………………………………………………………....36
§ 1. Правовая основа деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека………….…....36
§ 2. Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека………………………………………..43
§ 3. Ответственность за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей……………….………………………………..………….….55
Заключение……………………………………………………….………67
Библиографический список ………………………………..………….70
28.Махина С.Н. Административная децентрализация в Российской Федерации. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного ун-та, 2005.
29.Мездвецкий А., Головкова Н. Как отстоять свои права // социальное обеспечение. 2010. № 7.
30.Миронов В.Ф. Федеральное законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности в России: Нормативные акты и комментарии. М.: Норма, 2001.
31.Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: Учебник. Проспект, 2006.
32.Потребителям: Домашняя юридическая энциклопедия. М.: ОЛИМП. АСТ. 2013.
33.Предпринимательское право
34.Сергеев И.Права потребителей на редактировании//Домашний адвокат. 2009. № 15.
35.Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления, (проблемы надведомственного контроля). М.: Юрид. литература, 1974.
36.Таурова Т.Г. Антимонопольный орган России: создание, эволюция, перспективы // Законодательство и экономика. 2005. № 7. С. 53.
37.Тихомиров Ю.А. Предприниматель и закон. М., 1996.
38.Укусова Е. Дела о защите прав неопределенного круга лиц // Российская юстиция. 2007. № 11.
39.Ульянова В.Н. Административная
ответственность в сфере
40.Чистяков О.И. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. М., 1997.
1 СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2754
2 СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2899
3 См.: Мездвецкий А., Головкова Н. Как отстоять свои права // Социальное обеспечение. 2010. № 7. С. 24
4 См.: Защита прав потребителей: Учебно-практическое пособие. М., 2013. С. 7
5 Чистяков О.И. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. М., 1997. С. 92.
6 См.: Ведомости Верховного Совета РСФРС. 1964. № 24. Ст. 406.
7 Например, Типовые правила обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети государственной и кооперативной торговли, принятые Министерством торговли СССР и Госстандартом СССР 1974 года.
8 Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 1930. 8 июля.
9 СП РСФСР. 1965. № 16. Ст. 112.
10 Там же 1984. № 4. Ст. 29
11 Собрание законодательства РФ 1993. № 23. Ст. 2112
12 Там же 1996. № 34. Ст. 4082.
13 Там же 1998. № 43. Ст. 5356.
14 К числу указанных органов относились: Министерство по антимонопольной политике РФ (МАП РФ), Госторгинспекция, Госсанэпиднадзор Минздрава России, Госстандарт России, Государственная ветеринарная служба, а также ряд ведомственных инспекций.
15 См.: Отчет Главного контрольного управления Президента РФ от 19 ноября 2003 г. о результатах проверки работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по исполнению требований законодательства об ограничении административного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов среднего и малого предпринимательства. Официальный Интернет-сайт Президента Российской Федерации http^//www/kremlin/ru/
16 См.: Российская газета. 2004. 8 июля.
17 Потребителям: Домашняя юридическая энциклопедия. М., 2013. С. 7.
18 Голубцов В.Г. Государственное регулирование экономики: правовые формы реализации // Законодательство и экономика. 2005. № 3. С. 15.
19 См.: Административная реформа в России: Научно-практическое пособие // Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2010. С. 4.
20 См.: Законодательство и экономика. 1993. № ¾. С. 60-64
21 В связи с утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией государства-члены ООН обязались проводить политику по защите прав потребителей.
22 Сергеев И.Права потребителей на редактировании. // Домашний адвокат. 2009. № 15. С. 13
23 Российская газета. 1993. 25 декабря.
24 Программа развития государственного санитарно-эпидемиологического нормирования в 2002-2005 годах (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2001 г.)// Здравоохранение. 2002. № 2.
25 Собрание законодательства РФ. 2000. № 31. Ст. 3295
26 Конин Н.М. Российское административное право. Особенная часть: Курс лекций. Саратов, 2002. С. 35.
27 Подробнее см.: Лазариди А.С. Государственная регистрация юридических лиц. (административно-правовые вопросы): Дис….канд. юрид. Наук. Саратов, 2004; Степанов Д.А. Государственная регистрация юридических лиц. Автореф. Дис….канд.юрид.наук. Омск, 2004. Регистрация юридических лиц. М., 2002.
28 См.: Административное право России (Особенная часть)/ Д.Н. Бахрах, Ю.П. Соловей, И.М. Чермакин и др. Екатеринбург, 1997. С. 236,241.
29 Собрание законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 150; 2002. № 1, ч.1.Ст. 2; 2003. № 2.Ст.167; № 27,оч.1.Ст.2700.
30 Российская газета. 2002. 31 декабря.
31 Проведение добровольной сертификации регулируется постановлением Госстандарта РФ от 21 августа 2003 г. № 97 «Об утверждении нормативных документов Системы сертификации ГОСТ Р при проведении добровольной сертификации услуг» и Правилами функционирования системы добровольной сертификации услуг, утвержденными настоящим постановлением. (см.: Вестник Госстандарта России. 2003. № 9).
32 Подробнее о лицензировании отдельных видов деятельности см.: Мильшин Ю.Н. Лицензирование как административно-правовой институт: Дис….канд.юрид.наук. Саратов, 1999. Миронов В.Ф. Федеральное законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности в России: Нормативные акты и комментарии. М., 2001г. Тарасов С.А. Лицензирование как метод государственной разрешительной политики в сфере предпринимательской деятельности: Автореф. Дис….канд.юрид.наук. М., 2001г.; Богданов А.Б. Лицензионное право. Теория, законодательство, практика: Учебник. М., 2012.
33 Собрание законодательства РФ. 2001. № 33, ч.1. Ст. 3430.
34 Собрание законодательства РФ. 1999. № 25. Ст. 3126.
35 Собрание законодательства РФ. 1995.№ 48.Ст.4553; 1999.№ 2.Ст.245; 2001. №53.Ст.5022; 2002.№30.Ст.3026; 2007. №1.ч.1.Ст.11.
36 Игнатов В.Г., Бутов В.И.Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие. М.; Ростов н/Д, 2009. С.5.
37 Антонова Н.А.Органы местного самоуправления: Нормативно-правовые акты. М., 2013. С.5.
38 Собрание законодательства РФ. 2003.№ 40.Ст.3822.
39 Богданова Е.Административный порядок защиты гражданских прав // Право и экономика. 2004. № 5. С. 33.
40 См., например: Государственная дисциплина и ответственность / Под ред. Л.И. Антоновой, Б.Л. Кожохина. Л., 1990; Черняк Б.А. Законность в организации и деятельности органов государственного управления: Автореф. Дис…. канд. юрид.наук. Воронеж, 2003г.; Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления. М., 2003.
41 Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебное пособие. Саратов, 2000. С. 180-183; Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. Саратов, 2001. С. 326-327.
42 О понятии и сущности государственного контроля см.: Руфин А.И. Государственный контроль как форма осуществления государственной власти: Автореф. Дис….канд. юрид наук.М., 2005.; Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления, (проблемы надведомственного контроля). М., 1974.
43 Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебное пособие. С. 12.
44 Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. С. 328.
45 Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления (Проблемы надведомственного контроля). С. 18.
46 Попов Л.Л., Михачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: Учебник. М., 2006. С. 330.
47 Административное право. Общая часть: Учебник. М., 2013. С. 287-288.
48 Российская газета. 2004. 8 июля.
49 Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебное пособие. С. 182.
50 Тихомиров Ю.А. Предприниматель и закон. М., 1996. С. 162.
51 Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» //Собрание законодательства РФ. 2001. № 1. ч. 2. Ст. 123.
52 Письмо Минздрава РФ от 4 апреля 2001 г. № 2510/3461-01-12 «О Госсанэпиднадзоре за хлебопекарными предприятиями»
53 Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Смоленской области в 2012 г.» Управление Роспотребнадзора по Смоленской области – 2013
54
Приказом Росгосхлебинспекции при Правительстве
РФ от 11 января 2002 г. № 2 утверждены Правила
проведения государственного контроля
за качеством и рациональным использованием
зерна и продуктов его переработки//Информационно-
55 Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2000 г. № 380 «О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации»// собрание законодательства РФ. 2000. № 19.Ст. 2086.
56 Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. С.П. Губина, П.Г. Лахно. М., 2011. С. 424-425.
57 Лопатин В.Н. Теоретико-правовые и организационные проблемы проведения административной реформы // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003. С. 26-27.
58 Махина С.Н. Административная децентрализация в Российской Федерации. Воронеж, 2005. С. 3.
59 Российская газета. 2004. 11 марта.
60 Таурова Т.Г. Антимонопольный орган России: создание, эволюция, перспективы // Законодательство и экономика. 2005. № 7. С. 53.
61 Российская газета. 2004. 9 апреля.
62 Думается, что осуществление профилактических мер, в числе которых можно рассматривать просвещение потребителей, будет играть более прогрессивную роль, чем репрессивное законодательство в сфере защиты прав потребителей. Толкование и разъяснение населению прав потребителей, обязанностей производителей товаров, субъектов, оказывающих услуги населению, порядок защиты своих прав потребителями товаров и услуг постоянно стали проводиться в специальной литературе (см., например: Как защищаются права потребителей. М., 2007. Вып.6), а также в специальных выпусках периодических изданий (см., например, журналы «Социальное обеспечение», «Адвокат», «Домашний адвокат»).
63
Информация селекторного совещания руководителя
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека «О надзоре за розничной торговлей
на рынках» от 23 марта 2013 г.// Официальный
Интернет-сайт Роспотребнадзора.//www.
64 Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. М., 2013. С. 51.
65 Подробнее см.: Ковалева Н.Н. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти в информационной сфере//Вестник СГАП. 2004. № 4; Она же. Информационное право России. М., 2006.
66 Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда в России и за рубежом. М. , 1997, с. 123, 197-198
67 Понятие и сущность административной ответственности подробно рассмотрены в следующих работах: Бахрах Д.Н. Административная ответственность по российскому законодательству: Краткий учебный курс. М., 2004; Административная ответственность: вопросы теории и практики/Отв. Ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2004; Дудинец А.С. Административная ответственность в российском праве: Автореф. Дис….канд.юрид.наук. М., 2005.
68 См. подробнее: Катыс М.А. Административная ответственность за нарушения законодательства о защите прав потребителей. Автореф.Дис….канд.юрид.наук. М., 2002; Ульянова В.Н. Административная ответственность в сфере потребительского рынка: Учебное пособие. Саратов, 1998.
69 Информация селекторного совещания руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О надзоре за розничной торговле на рынках» от 19 января 2013 г.// Официальный Интернет-сайт Роспотребнадзора.// www.rospotrebnadzor.ru/
70 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 26.
71 Собрание законодательства РФ. 2005. № 19. Ст. 1752.
72 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 2.
73 Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2010. № 10.
74 Собрание законодательства РФ. 2004. № 15. Ст. 1482.
75 Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2012. С. 233.
Информация о работе Совершенствование сферы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники