Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:14, дипломная работа
Цель исследования заключается в комплексном анализе защиты прав потребителей при продаже бытовой техники.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть исторические этапы развития организационно-правовых форм органов управления в области защиты прав потребителей и благополучия человека;
- определить формы государственной защиты и охраны прав потребителей в Российской Федерации;
- провести анализ контрольно-надзорных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей;
- проанализировать порядок взаимодействия Роспотребнадзора с органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей, внести предложения по совершенствованию указанного взаимодействия;
- раскрыть содержание основных прав и обязанностей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках ее организационно-правового статуса;
- исследовать организационно-правовое положение структурных подразделений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- рассмотреть меры юридической ответственности за нарушение прав потребителей, провести их разграничение.
Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретико-правовые основы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники………………………………………..……..……..…7
§ 1. Возникновение и развитие государственного регулирования в сфере управления по защите прав потребителей…………………………….....7
§ 2. Формы государственной защиты прав потребителей в Российской Федерации………………………………………………………………………..14
§ 3. Контроль в сфере защиты прав потребителей……………………...24
Глава 2. Некоторые проблемы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники………………………………………………………………....36
§ 1. Правовая основа деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека………….…....36
§ 2. Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека………………………………………..43
§ 3. Ответственность за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей……………….………………………………..………….….55
Заключение……………………………………………………….………67
Библиографический список ………………………………..………….70
В соответствии со ст. 2 Постановления Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» основными функциями Роспотребнадзора являются61:
а) организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, а также надзора на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей;
б) предупреждение, обнаружение, а также пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в установленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях;
в) осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией Службы;
г) осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
д) осуществление государственной регистрации представляющих потенциальную опасность для человека продукции, объектов;
е) осуществление санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
ж) организация и осуществление мер, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
контроль за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет лицензирование следующих видов деятельности:
деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека регистрирует:
впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);
отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукции, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;
лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;
устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний (отравлений);
информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;
организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;
осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;
организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право:
организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы вопросам;
запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды. Статья 7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека запрещает Роспотребнадзору осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
С другой стороны, за Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сохранено право давать разъяснения по вопросам применения законодательства по защите прав потребителей (п. 4 ст. 40 Закона о защите прав потребителей). Данная возможность вытекает из п. 7 ст. 3 ГК РФ. В целях практической деятельности Роспотребнадзору необходимо широко применять указанное право – издавать акты толкования и разъяснения, прежде всего в целях просвещения потребителей62.
Подводя итог, необходимо сделать следующие выводы:
1. Проведена классификация
общие (сбор и анализ информации о проводимых мероприятиях по защите прав потребителей, оперативное руководство деятельностью территориальных органов и организаций Федеральной службы, организация деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и др.),
специальные (проверка деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистрация отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека и др.),
обеспечивающие (кадровое дело, планирование, финансовое обеспечение, делопроизводство, материально-техническое обеспечение).
2. Обуславливается необходимость проведения целенаправленной и четко регламентированной просветительской работы по повышению уровня знаний граждан в вопросе своих потребительских прав.
Основные направления работы центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяются постановлениями Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», от 28 июля 2005 года № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», приказами, принятыми Руководителем Федеральной службы и положениями об управлениях центрального аппарата Федеральной службы.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет вертикальную (иерархическую) организационную систему, которую составляют центральный аппарат, управления, а также учреждения и предприятия, входящие в систему Роспотребнадзора: ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации; Федеральный центр гигиены и эпидемиологии; Организация дезинфекционного профиля; Противочумный центр и станции; Научно-исследовательские институты гигиенического и эпидемиологического профиля; Информационно-методический центр «Экспертиза».
Основными структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются следующие Управления: Управление санитарного надзора; Управление эпидемиологического надзора, санитарной охраны территории, надзора на транспорте; Управление защиты прав потребителей; Управление организации службы, государственной регистрации и лицензирования; Управление нормативно-правового обеспечения; Финансово-экономическое управление; Управление делами.
Управление санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека состоит из отдела организации санитарного надзора, отдела организации надзора за питанием населения, отдела организации надзора за радиационной безопасностью.
Установленной сферой деятельности Управления санитарного надзора является:
- организация и осуществление
государственного санитарно-
- оперативное руководство
- разработка мероприятий в
- организация мероприятий по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом микронутриентов и контроль за их выполнением;
- организация и проведение
- участие в пределах
- определение приоритетных
- определение мероприятий по
предотвращению вредного
- определение приоритетных
- определение мероприятий по предотвращению вредного воздействия факторов неионизирующей природы на организм человека;
- определение мероприятий по
обеспечению радиационной
Информация о работе Совершенствование сферы защиты прав потребителей при продаже бытовой техники