Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель исследования. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы, проследив этапы конституционного контроля как средство обеспечения верховенства конституции, о его роли в зарубежных странах, в современной правовой системе выявить все его недостатки и преимущества, использовать конституционный опыт соотношения международного права и национального права в деятельности органов конституционного контроля для дальнейшего совершенствования законодательства и определить место, которое занимают конституционные суды (Конституционный Совет Республики Казахстан) в конституционной системе. Были изучены предпосылки и теоретические основы создания органов конституционного контроля, их место в системе разделения власти. Результаты диссертации могут послужить материалом для дальнейших исследований роли международного права в деятельности органов конституционного контроля.
Введение
Роль конституционных судов и иных органов конституционного контроля в защите конституции
Конституционный контроль как средство обеспечения верховенства конституции
Конституционный контроль в зарубежных странах
Применение органами конституционного контроля норм международного права
Роль и значение международного права в современной правовой системе
Роль и значение норм международного права в деятельности органов конституционного контроля
Международное право в деятельности органов конституционного контроля стран-членов Таможенного Союза
Международное право в деятельности Конституционного Совета Республики Казахстан
Международное право в деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь
Международное право в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
Заключение
Использованная литература
Международное право в деятельности конституционных судов и иных органов конституционного контроля
Введение
Заключение
Использованная литература
Введение
Актуальность темы исследования. Во второй половине XX века после окончания второй мировой войны перед человечеством встал вопрос о чрезвычайной остроте защиты Конституции, защиты прав и свобод человека и гражданина на современном этапе политического развития карте. В данном процессе позитивными оказались конституционно-правовое развитие в различных государствах.
Во второй половине 40-х годов на путь построения общества на основе демократических преобразований, встали государства Европы – Франция, США, страны Бенилюкса, Германия (ФРГ), Австрия, страны Скандинавии и другие страны, конституционно-правовой опыт которых интересен достоин более детального изучения.
Процесс становления и развития демократии в Европе и других странах, проходил на фоне борьбы между представителями либеральных и консервативных идей, но в тоже время в определенные этапы своего развития, видя бесперспективность такой борьбы, противостоящие друг другу силы находили взаимопонимание и умели договариваться. Это, в конечном счете, и позволило создать демократически развитых государств, достигших значительные экономические, социальные, правовые успехи.
В данном контексте следует
особо выделить роль конституционных
судов и иных органов конституционного
контроля. Именно, конституционные
суды и иные органы конституционного
контроля, в конечном счете оказались
теми основными механизмами и
конституционно-
Безусловно, для многих конституции
стран-участников международного права
международное право является основным
критерием их демократичности. Многие
действующие конституции
Всеобщая декларация прав человека впервые в истории международных отношений провозгласила круг основных гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека. В основе всех прав, провозглашенных в Декларации, лежит принцип равноправия, зафиксированный в ст. 1.
Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает обязанность государств обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено официальными лицами. Он содержит положения, запрещающие рабство, подневольное состояние, принуждение к обязательному труду и др. К данному пакту было принято два протокола. Первый предусматривает процедуру рассмотрения индивидуальных жалоб на предполагаемое нарушение прав и свобод индивида со стороны государства Комитетом по правам человека, второй, принятый в 1989 г., направлен на отмену смертной казни.
Участники Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах обязуются принимать меры, с тем чтобы обеспечить постепенное полное осуществление прав, признаваемых в нем. Это такие права, как право на справедливые и благоприятные условия труда, социальное обеспечение, разумные ограничения рабочего времени и т.д.
Большое внимание, которое уделяется международному праву в деятельности конституционных судов и иных органов конституционного контроля, можно объяснить в основном двумя обстоятельствами. Во-первых, без четких представлений о соотношении и влиянии международного права на деятельность конституционных судов и иных органов конституционного контроля невозможно правильное понимание и адекватное практическое воплощение международного права в национальное законодательство. Механизм воздействия международного права на законодательство и правоприменительную практику, порядок их исполнения, порядок применения ответственности за их неисполнение определяются в основном как раз особой правовой природой международного права. Во-вторых, само конституционный контроль как таковое иногда все воспринимается как новое явление, несмотря на то, что история конституционных судов насчитывает уже несколько десятков лет.
Практика государственного строительства в СССР не знала конституционного контроля, и в науке советского государственного права институт конституционного контроля рассматривался как орудие капиталистов, охраняющее их интересы, а появление и утверждение в нашей Республике и многих постсоветских странах конституционных судов и иных органов конституционного контроля (за исключением Туркмении) стало возможным только после слома тоталитарного режима и начала широких демократических преобразований.
Актуальность темы исследования, прежде всего, исходит из того, что проблемы, связанные с теорией конституции, её места в системе правовых норм, роли международного права в деятельности конституционных судов и иных органов конституционного контроля, внедрения (имплементирование) норм международного права в национальное законодательство посредством конституционного контроля, в применении норм и принципов международного права, обеспечение органами конституционного контроля приоритетности норм международного права перед национальным законодательством и другие вопросы.
Научная разработанность темы. Научная, аналитическая и иная теоретическая литература по конституционному контролю, в том числе по внедрению международного права в национальное законодательство достаточно объемна, и книг, и учебников написано много. Казахстанскими, российскими и другими авторами, такими как С.А.Авакьян, А.С.Автономов, К.К.Айтхожин, М.В.Баглай, Ж.Н.Баишев, М.Т.Баймаханов, Д.М.Баймаханова, С.В. Боботов, Н.А. Богданова, Н.В. Витрук, А.К.Даулбаев, Л.С.Жакаева, С.З.Зиманов, А.А.Караев, Котов А.К., Малиновский В.А., М.А. Нудель, Ж.И. Овсепян, А.Г. Орлов, Ш.Ш.Орманова, С.Н.Сабикенов, Г.С.Сапаргалиев, И.А. Старостина, М.К.Сулейменов, А.С.Сулейманов, Ю.А.Тихомиров, В.А. Туманов, Б.Н. Топорнин, Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин, С.Ф.Ударцев и другие полно и глубоко освещали в своих работах проблемы, международного права, конституционного контроля, деятельности конституционных судов и иных органов конституционного контроля.
В тоже время необходимо отметить, что проблеме соотношения международного права и национального законодательства в фокусе деятельности конституционных судов и иных органов конституционного контроля, развития конституционного права на основе решений органов конституционного контроля основанных на международном праве не уделялось достаточного внимания, и диссертационных исследований по теме «Международное право в деятельности конституционных судов и иных органов конституционного контроля» не проводилось.
Вопросы о роли международного права в деятельности конституционных судов и иных органов конституционного контроля в последнее время рассматривались лишь в некоторых учебниках по конституционному праву, где основной акцент делался на становление современного конституционного контроля. Однако большинство научных трудов не затрагивает проблемы возникновения и развития международного права в деятельности конституционных судов и иных органов конституционного контроля, а также не уделяет должного внимания вопросам конституционного законотворчества в аспекте международного права.
Научная новизна исследования. Научная новизна работы состоит я том, что она является первой попыткой исследования и анализа всех этапов возникновения и развития соотношения международного права в деятельности конституционных судов и иных органов конституционного контроля на уровне дипломного исследования. В работе подробно исследован процесс возникновения и развития конституционного контроля в русле международного права. Детально описывается применение органами конституционного контроля норм международного права, роль и значение международного права в современной правовой системе, роль и значение норм международного права в деятельности органов конституционного контроля, как самостоятельная часть исследования – международное право в деятельности органов конституционного контроля стран-членов Таможенного Союза.
Цель исследования. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы, проследив этапы конституционного контроля как средство обеспечения верховенства конституции, о его роли в зарубежных странах, в современной правовой системе выявить все его недостатки и преимущества, использовать конституционный опыт соотношения международного права и национального права в деятельности органов конституционного контроля для дальнейшего совершенствования законодательства и определить место, которое занимают конституционные суды (Конституционный Совет Республики Казахстан) в конституционной системе. Были изучены предпосылки и теоретические основы создания органов конституционного контроля, их место в системе разделения власти. Результаты диссертации могут послужить материалом для дальнейших исследований роли международного права в деятельности органов конституционного контроля.
Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней выводы и положения, а также фактический материал способствует более полному и глубокому пониманию конкретных проявлений общих тенденций развития конституционного контроля, в том числе применение международного права в конституционном контроле. Определенные положения могут быть использованы в работе научно-исследовательских целях, занимающихся изучением права и конституционного контроля зарубежных государств и международного права, а также быть полезны для работы Конституционного Совета Республики Казахстан.
Источники дипломной работы. Основными источниками для данного исследования являются источники международного права такие как: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г. и другие документы международного права; конституции Республики Казахстан, США, Российской Федерации, Франции, Германии и других стран.
Содержание работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы по теме исследования.
1.1. Конституционный контроль как средство обеспечения верховенства конституции
Законодательные акты представляют собой достаточно мощные инструменты, при помощи которых государство регулирует довольно широкий спектр общественных отношений, устанавливает внутренний правовой порядок, правовое положение высших и местных органов власти, граждан, общественных объединений и организаций, обеспечивает реализацию внешней политики, участвует в межгосударственных отношениях. В этом отношении предварительный конституционный контроль законов представляет собой наиболее действенный инструмент эффективной охраны Конституции, обеспечения единства законодательства и поддержания баланса интересов между Парламентом и Правительством в законотворческой сфере.
Данный вид контроля может
проводиться как в
во-первых, непосредственно направлен на защиту принципа конституционной законности в деятельности законодательной власти;
во-вторых, способствует стабильности и единству текущего законодательства;
в-третьих, устраняет необходимость отмены противоречащих Конституции и законам актов;
в-четвертых, позволяет конституционному суду сдерживать законодательную активность, связанную с перераспределением властных ресурсов;
Решения конституционных судов, в этом случае, выступают в качестве средства, при помощи которых обеспечивается стабильность политической системы и «неприкасаемость» базовых конституционных положений. Конституционные суды посредством правовых процедур как бы «сдерживает» Парламент от радикальных шагов, способных нанести урон общественной стабильности.
Стоит также обратить внимание и на то обстоятельство, что признание неконституционным акта Парламента выступает формой конституционной ответственности. В подобных случаях конституционные суды как бы предупреждает законодателя, ориентируя его на необходимость провести дополнительную «работу над ошибками», быть более внимательным в будущем, чтобы исключить рецидивы нарушений Конституции. Причем в зависимости от вида контроля «замечания» могут касаться не только содержания закона, но и неточностей формального характера, которые может допускать из-за недостаточного профессионализма законодатель.