Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 09:43, курсовая работа
Поэтому целью данной работы является комплексное изучение правоотношений в сфере защиты прав потребителей по российскому и зарубежному законодательству. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть общий характер правового регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей по законодательству Российской Федерации и зарубежных стран.
2. Раскрыть основные права потребителей.
3. Исследовать основные обязанности изготовителя, исполнителя, продавца.
4. Проанализировать защиту прав потребителей при продаже товаров.
5. Изучить защиту прав потребителей при выполнении работ, оказании услуг.
Введение 2
Глава 1. Общая характеристика правоотношений в сфере защиты прав потребителей по законодательству Российской Федерации и зарубежных стран 7
1.1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей 7
1.2. Основные права потребителей 13
1.3. Основные обязанности изготовителя, исполнителя, продавца 18
Глава 2. Правовое регулирование защиты прав потребителей (по российскому и зарубежному законодательству) 25
2.1. Защита прав потребителей при продаже товаров 25
2.2. Защита прав потребителей при выполнении работ, оказании услуг 34
Глава 3. Государственная и общественная охрана прав потребителей 43
3.1. Ответственность за нарушение прав потребителей 43
3.2. Государственные органы по защите прав потребителей 50
3.3. Общественные организации по охране прав потребителей 55
Заключение 60
Список использованной литературы 65
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»
Юридический факультет
Кафедра конституционного и международного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Международное право»
на тему «Правовое регулирование статуса и деятельности международных аэропортов»
Работу выполнил
студент гр.Ю-071
Научный руководитель
доктор юрид.
наук, профессор
__________________
Казань - 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Общая характеристика правоотношений в сфере защиты прав потребителей по законодательству Российской Федерации и зарубежных стран 7
1.1. Правовое регулирование
1.2. Основные права потребителей
1.3. Основные обязанности
Глава 2. Правовое регулирование защиты прав потребителей (по российскому и зарубежному законодательству) 25
2.1. Защита прав потребителей при продаже товаров 25
2.2. Защита прав потребителей при выполнении работ, оказании услуг 34
Глава 3. Государственная и общественная охрана прав потребителей 43
3.1. Ответственность за нарушение прав потребителей 43
3.2. Государственные органы по защите прав потребителей 50
3.3. Общественные организации по охране прав потребителей 55
Заключение 60
Список использованной литературы 65
ВВЕДЕНИЕ
Потребительские отношения, складывающиеся в сфере товаров и услуг, являются наиболее распространенными в современном обществе. По мере развития экономических отношений, роста благосостояния населения и его потребительской активности происходит увеличение доли потребительских отношений и встает вопрос о правовом регулировании указанных отношений, определении прав и обязанностей участников, правовой защите потребителей. Учитывая, что Российская Федерация не является единственным государством мира, где складываются потребительские отношения, все более актуальным становится изучение опыта зарубежных стран. Исследование законодательства иностранных государств и защите прав потребителей позволяет не только познакомиться с регулированием правоотношений в сфере защиты прав потребителей за рубежом, но также позволяет выявить возможные недостатки и пробелы в российском законодательстве, получить представление о тенденциях развития законодательства о защите прав потребителей для последующего его учета в отечественном праве. Полагаем, что подобный «обмен опытом» не потеряет свою актуальность и в будущем.
Степень изученности темы исследования. Правоотношения в сфере защиты прав потребителей по российскому и зарубежному законодательству являются предметом исследования многих авторов. Изучению правоотношений по защите прав потребителей в Российской Федерации посвящены работы таких российских исследователей, как А.М. Аврах1, Г.Р. Гафарова2, А.А. Кирилловых3, А.А. Райлян4, Л.Б. Ситдикова и К.К. Токарева5, М.Ю. Челышев6, Б.А. Шабля7, А.Е. Шерстобитов8 и др. О законодательстве зарубежных стран пишут как отечественные авторы (например О.А. Глобенко9, А.А. Кабанов10, Е.С. Курилова11, А.Х. Саидов12 и др.), так и зарубежные (Д.Л.А. Баркер13, М.Э. Бадниц14, Ю. Гездер15, П. Картрайт16, Л.Р.М. Пинто17 и др.). Заслуживает внимания сравнительный анализ законодательства стран Европейского Союза о защите прав потребителей, осуществленный Х. Шульте-Нольке, К. Твигг-Флеснером, М. Эберсом18. К сожалению, на настоящий момент недостаточным является количество работ, посвященных комплексному исследованию и сравнению отечественного и иностранного законодательств по указанной теме. В связи с постоянным изменением законодательства, многие работы (например, И.А. Зенина19, Т.В. Шашихиной20 и др.) уже не в полной мере способны отразить современный этап развития права.
Поэтому целью данной работы является комплексное изучение правоотношений в сфере защиты прав потребителей по российскому и зарубежному законодательству. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть общий характер правового регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей по законодательству Российской Федерации и зарубежных стран.
2. Раскрыть основные права потребителей.
3. Исследовать основные обязанности изготовителя, исполнителя, продавца.
4. Проанализировать защиту прав потребителей при продаже товаров.
5. Изучить защиту прав потребителей при выполнении работ, оказании услуг.
6. Исследовать вопросы правовой ответственности за нарушение прав потребителей.
7. Определить систему государственных органов по защите прав потребителей.
8. Рассмотреть систему общественных организаций по охране прав потребителей.
9. Выявить возможные недостатки и пробелы действующего российского законодательства по защите прав потребителей и сформулировать предложения по их решению.
Объектом исследования в настоящей работе являются правоотношения в сфере защиты прав потребителей по российскому и зарубежному законодательству. Предметом исследования являются законодательство Российской Федерации и законодательство зарубежных стран. В целях наиболее полного охвата мирового опыта в достаточно ограниченных рамках, в настоящем исследовании мы в основном ограничиваемся исследованием стран англосаксонской (Великобритания, США, Канада, Австралия) и романо-германской (Германия, Франция, Чехия, Бразилия) правовых семей, а также законодательства Китая и Японии. В отдельных случаях приводятся примеры и по некоторым иным государствам мира (Австрии, Бельгии, Испании, Италии, Индии, Румынии, Турции, Швеции).
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы исследования - формально-логический и системный методы, описание, сравнение, анализ и синтез, а также правовые методы - сравнительно-правовой, метод юридического анализа.
Источниковую базу данной работы составляют 1) нормативные правовые акты Российской Федерации (в первую очередь Закон РФ «О защите прав потребителей»), 2) законодательство иностранных государств, 3) отечественная и иностранная юридическая литература (учебные пособия, монографии, комментарии законодательства, материалы периодических изданий, отдельные статьи), 4) российская и зарубежная судебная практика.
Структура работы основана на структуре Закона РФ «О защите прав потребителей» и состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка источников и литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООТНОШЕНИЙ
В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
1.1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
При исследовании вопроса о правовом регулировании отношений в области защиты прав потребителей, следует в первую очередь дать определение таким понятиям, как «правовое регулирование» и «правоотношение». Как пишет А.В. Малько, правовое регулирование – это «осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения», а правоотношения – это урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей21.
В Российской Федерации Преамбула Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о ЗПП) к отношениям по защите прав потребителей относит «отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)». Нормативные акты, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей, включают: Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон о ЗПП, другие федеральные законы22 и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (п. 1 ст. 1 Закона о ЗПП). Обширная сфера отношений в сфере защиты прав потребителей регулируется Правительством РФ23.
Приведенный перечень российских нормативных правовых актов разного уровня позволяет говорить о том, что защита прав потребителей в российском законодательстве является комплексной отраслью права, «совокупностью разноотраслевых нормативных правовых актов». Подобной точки зрения придерживаются Г.Р. Гафарова24, А.А. Кирилловых25, М.Ю. Челышев26, А.Е. Шерстобитов27 и Т.Л. Левшина28. Это мнение российских исследователей в целом совпадает с зарубежной оценкой. Например, Д. Оутон и Дж. Лоури пишут, что потребительское право – это гибрид, сборник взаимосвязанных законов29.
В законодательствах зарубежных стран существует несколько подходов к нормативному регулированию защиты прав потребителей. В некоторых странах правоотношения по защите прав потребителей регулируются несколькими нормативными актами без издания специального закона о защите прав потребителей. Например, Р.И. Бердж определяет потребительское право США как особую сферу права, составной частью которого являются нормы о защите прав потребителя, закрепленные в ряде нормативных актов30. К ним можно отнести законы: о безопасности потребительских товаров 1972 г., о создании комиссии по федеральной торговле 1914 г., о безопасных продуктах питания и медикаментах 1906 г., о связи 1934 г., о добросовестной кредитоспособности 1970 г., о страховании здоровья 1996 г. и др. Кроме того, в каждом из штатов существует свое законодательство о правах потребителей. Например, отдельные законы о защите прав потребителей приняты в штате Нью-Йорк31, в Калифорнии32, в Пенсильвании33.
Второй подход заключается в унификации норм о защите прав потребителя. Так, французское законодательство о защите прав потребителей состоит из Потребительского кодекса 1992 г. и ряда отдельных дополнений к нему34. Кроме того, в 2005 г. утвержден Туристический кодекс Франции35. Несколько ранее Франции в Бразилии в 1990 г. был принят Кодекс о защите потребителей36, по признанию Р.А. Гайдри, являющийся наиболее продуманным и всеобъемлющим актом в данной сфере во всей Южной Америке37.
Кроме издания отдельного кодифицированного акта возможна инкорпорация норм о защите прав потребителей в уже существующие кодексы (третий метод). Например, защита прав потребителей в Германии основывается на Гражданском кодексе, который с января 2002 г. включил в себя положения изданных ранее законов о продаже товаров на дому, правовом регулировании предпринимательских стандартов, тайм-шере, дистанционной продаже товаров, несправедливых условиях в договорах, потребительском кредите; правила о предоставлении информации организаторами туристических поездок и др.38 По оценке М. Лёвиша, в Германии в связи с этим насчитывается более чем 300 отмененных, измененных или дополненных нормативных актов39.
Если следовать терминологии И.А. Зенина, законодательные акты Франции, Бразилии и Германии можно назвать «комплексными законами»40. Данный подход вполне обоснован, однако нельзя не отметить, что единого подхода в отношении системы законодательства о защите прав потребителей нет. По словам Ф.А. Шурра, даже в пределах Европейского Союза существует 27 различных по своей природе систем договорного права, что создает значительные трудности и риски41.
Четвертый подход к регулированию защиты прав потребителей схож с российским и заключается в принятии 1) основного закона о защите прав потребителей и 2) ряда законов и подзаконных актов, тесно с ним связанных. Такой способ реализован, например, в Турции (Закон о защите прав потребителей 1995 г.)42, Канаде (Закон о защите прав потребителей 2002 г.)43, Индии (Закон о защите потребителей 1986 г.)44. В Японии действует Закон об основных правах потребителя 1968 г., содержащий перечень основных прав потребителя и дополняемый законами о потребительских договорах, об отдельных видах торговли и др. Позволим не согласится с мнением А.Х. Саидова о том, что в сфере защиты потребителя Япония разрабатывает правовой механизм, не оглядываясь на иностранное право, подавая другим государствам пример законодательного решения возникающих проблем45, так как данный вывод не разделяют сами японские исследователи, отмечающие существование пробелов и недостатков в законодательстве46.
Аналогично в Китае, наряду с принятым в 1993 г. Законом «О защите прав и интересов потребителя в Китайской Народной Республике»47, существует множество законов и подзаконных актов, регулирующих права потребителей. По оценке Л. Шиганга и Дз. Гуангяна, только по самым приблизительным подсчетам число актов, касающихся прав потребителя, в Китае насчитывается более 16048. Данный факт, по мнению исследователей, не благоприятствует защите прав и интересов потребителей.
Информация о работе Правовое регулирование статуса и деятельности международных аэропортов