Правовое регулирование статуса и деятельности международных аэропортов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной работы является комплексное изучение правоотношений в сфере защиты прав потребителей по российскому и зарубежному законодательству. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть общий характер правового регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей по законодательству Российской Федерации и зарубежных стран.
2. Раскрыть основные права потребителей.
3. Исследовать основные обязанности изготовителя, исполнителя, продавца.
4. Проанализировать защиту прав потребителей при продаже товаров.
5. Изучить защиту прав потребителей при выполнении работ, оказании услуг.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Общая характеристика правоотношений в сфере защиты прав потребителей по законодательству Российской Федерации и зарубежных стран 7
1.1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей 7
1.2. Основные права потребителей 13
1.3. Основные обязанности изготовителя, исполнителя, продавца 18

Глава 2. Правовое регулирование защиты прав потребителей (по российскому и зарубежному законодательству) 25
2.1. Защита прав потребителей при продаже товаров 25
2.2. Защита прав потребителей при выполнении работ, оказании услуг 34

Глава 3. Государственная и общественная охрана прав потребителей 43
3.1. Ответственность за нарушение прав потребителей 43
3.2. Государственные органы по защите прав потребителей 50
3.3. Общественные организации по охране прав потребителей 55
Заключение 60
Список использованной литературы 65

Файлы: 1 файл

ОБРАЗЕЦ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 2014.doc

— 490.00 Кб (Скачать файл)

Существуют и проблемы. Например, в Австралии обязанность продавца (исполнителя) об информировании потребителя о его правах должна быть более конкретизирована в действующем законодательстве страны, поскольку многие предприниматели ограничиваются лишь ссылкой на «иные права, предусмотренные законами», что не позволяет потребителям правильно оценить ситуацию97.

С развитием современных технологий к продавцу (изготовителю) предъявляются все новые требования. Например, даже наличие защитной программы на компьютерном компакт-диске, не позволяющая использовать его на других компьютерах, не оговоренная продавцом (изготовителем), судами Бельгии и Франции рассматривается как нарушение прав потребителя и влечет ответственность контрагента98.

Многие нормы Закона о ЗПП об обязанностях контрагента потребителя имеют аналоги в зарубежном праве. Например, в соответствии со ст. 6 Закона о ЗПП, изготовитель обязан обеспечить  возможность ремонта и технического обслуживания товара в течение срока его службы (через сеть фирменного обслуживания или другими способами)99. Кодекс о защите потребителей Бразилии обязывает изготовителя товара или импортера гарантировать поставку запасных деталей или компонентов в течение разумного срока после прекращения производства или импорта товара (ст. 32). Такое же требование предъявляется к изготовителям в США100.

Статья 16 Закона о ЗПП указывает, что условия договора, ущемляющие права потребителей, недействительны. В литературе отмечается, что недействительным можно признать условие договора, которое 1) ограничивает содержание прав потребителя, уменьшает объем его возможностей; 2) уменьшает их по сравнению с законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей101. При этом закон говорит о недействительности не договора в целом, а отдельных его условий102. В.Н. Ткачев подчеркивает, что эта норма в первую очередь направлена на охрану потребителя от организаций, занимающих доминирующее положение на рынке и навязывающих потребителям невыгодные условия103. Похожее требование существует во многих странах, однако лишь в некоторых из них закрепляется конкретный перечень незаконных условий договора с потребителем. Например, в Великобритании существует законы о несправедливых условиях договора 1977 г. и 1999 г. Среди несправедливых условий сделок в них указываются: условия договора, которые потребители не замечают или не понимают; условия, включаемые в качестве части договора, неизвестные потребителю и лишающие его основных прав; условия, ограничивающие или исключающие ответственность предпринимателя; условия, ведущие к нанесению вреда потребителю и противоречащие требованиям о добросовестности104. Такое же положение содержится в Кодексе о защите потребителей Бразилии (ст. 51), Законе о защите прав потребителей Канады (ст. 14). В Чехии различают недобросовестную практику; практику, вводящую в заблуждение и «агрессивное» предпринимательство (ст.ст. 4, 5, 5а Закона о защите потребителей). Напротив, в Японии в ст. 8 Закона о потребительских договорах запрещается внесение в договоры любых условий, несправедливо исключающих или снижающих ответственность предпринимателя, однако конкретного перечня не приводится105.

В связи с этим полагаем, что в Закон о ЗПП, по аналогии с законами Великобритании, Бразилии, Канады и Чехии следует внести открытый перечень примерных недобросовестных видов распространения информации и предпринимательской деятельности. В данный перечень необходимо внести и запрет на дополнительные услуги (в виде платы за предоставление кредита, за открытие, ведение ссудного счета и др.), так как, несмотря на незаконность данных услуг и положительную судебную практику, такие услуги российскими кредитными организациями навязываются до сих пор106.

Как видим, в плане определения контрагента потребителя большинство государств сходятся на признании таковым продавца, изготовителя, исполнителя. Во всех государствах правам потребителя корреспондируют соответствующие обязательства контрагента.

Таким образом, потребительское право признается комплексной отраслью права как в Российской Федерации, так и за рубежом. При регулировании отношений по защите прав потребителей применяется четыре основных подхода: 1) издание законов по отдельным аспектам потребительских отношений; 2) издание кодифицированных актов; 3) инкорпорация норм о защите прав потребителей в уже существующий кодифицированный акт; 4) принятие основного закона о защите прав потребителей и ряда дополнительных нормативных актов. Понятие «потребитель» различается в зависимости от законодательства того или иного государства. В одних странах под потребителем признается только физическое лицо, в других – физические и юридические лица. В качестве основных прав потребителя во всех странах закрепляются: право на качество товаров (услуг), право на безопасность, право на просвещение, на информацию и др. Под продавцом (исполнителем, изготовителем) всегда понимается контрагент потребителя, именуемый «поставщик», «оператор» и т.д. Обязанности продавца (исполнителя, изготовителя) тесно связаны с правами потребителя и включают: обязанности по предоставлению качественного товара; по предоставлению полной информации; обязанность по неприменению несправедливых, нечестных практик торговли и др.

Хотя законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей не уступает законодательствам зарубежных стран, в отечественное право следует внести следующие изменения: 1) провести кодификацию нормативных актов о защите прав потребителей либо произвести укрупнение Закона о ЗПП за счет включения иных нормативных актов, регулирующих потребительские отношения; 2) вместо слова «гражданин» в законе закрепить понятие «физическое лицо»; 3) закрепить перечень отношений, на которые распространяется Закон о ЗПП; 4) закрепить открытый перечень несправедливых условий договоров; 5) закрепить в Законе о ЗПП требование о минимальном шрифте букв в информации, доводимой до потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (ПО РОССИЙСКОМУ И ЗАРУБЕЖНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ)

 

2.1. Защита прав потребителей  при продаже товаров

Защита прав потребителей при продаже товаров регулируется главой 2 Закона о ЗПП (ст.ст. 18-26.2), устанавливающей «гарантии защиты» потребителя, тогда как общие нормы о договорах купли-продажи содержатся в Гражданском кодексе РФ107. При сравнении норм российского и зарубежного законодательств обнаруживаются как сходства, так и различия.

Безусловно, главную роль в отношениях между потребителем и его контрагентом играет качество товара. При ненадлежащем качестве в товаре существует определенный недостаток108. В Законе о ЗПП под недостатком понимается несоответствие товара обязательным требованиям закона, условиям договора или определенным целям. Хотя требования о качестве оговариваются во всех странах, критерии определения недостатков могут различаться. Например, анализ, проведенный К. Твиг-Флеснером, позволяет говорить о том, что в Германии приоритетом при определении недостатков пользуется соглашение сторон, а в Чехии – соответствие образцу, описанию или определенным целям109.

При обнаружении в товаре недостатка российский потребитель вправе потребовать: 1) замены на товар этой же марки (модели) либо другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены; 2) соразмерного уменьшения покупной цены; 3) незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление; либо 4) отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы (ст. 18 Закона о ЗПП). Практически все страны предоставляют потребителю выбор между различными видами поведения при обнаружении в товаре недостатка. Так, в Великобритании покупатель на основании Закона о продаже товаров 1979 г. имеет право при обнаружении в товаре недостатков требовать замены или устранения недостатков, уменьшения цены либо полностью расторгнуть договор, вернуть товар и требовать возврата уплаченной суммы в полном размере или частично110. Наоборот, в Бразилии, согласно ст. 18 Кодекса о защите потребителей, при обнаружении недостатка потребитель имеет право на его исправление. Если поставщик не делает этого в течение тридцати дней, то потребитель имеет право требовать 1) замены товара на другой товар того же вида; 2) возврата уплаченной суммы; 3) пропорционального уменьшения покупной цены. Аналогично в штате США Калифорния замена, к примеру, автомобиля либо возврат покупной цены возможен только после обращения потребителя к изготовителю с требованием об устранении недостатка, последующих четырех и более попыток изготовителя устранить проблему или превышения тридцати дней для устранения любого количества недостатков, в течение первых восемнадцати месяцев или 18 000 миль пробега после доставки111.

Не во всех странах существует возможность расторгнуть договор при несущественных недостатках товара. Например, согласно ст. L211-10 Потребительского кодекса Франции, договор купли-продажи не может быть расторгнут в случае, если недостаток товара является несущественным. Такой же порядок предусмотрен в Германии (ст. 439 Гражданского кодекса). Потребителю приходиться в этом случае выбирать между заменой товара либо устранением его недостатков112. Достаточно интересна позиция Верховного Суда Австрии по отношению к товарам с несущественными недостатками. Признавая невозможность расторжения договора по австрийскому закону, Верховный Суд одновременно постановил, что совокупность нескольких несущественных недостатков нужно относить уже к существенному недостатку. При этом следует учитывать соизмеримость между последствиями расторжения договора и существующим недостатком113. Как видим, в российском законе права потребителя в этом плане шире.

Соразмерное уменьшение покупной цены является обычным в зарубежном законодательстве. В Германии законом определен порядок «пропорционального» уменьшения цены в зависимости от характера недостатков (п. 3 ст. 441 Гражданского кодекса). В Великобритании, наоборот, особых правил определения соразмерного уменьшения покупной цены законом не закреплено, поэтому данные вопросы решаются по усмотрению суда или иного уполномоченного органа114.

Требования, связанные с недостатками товара, российский потребитель может предъявить не только к непосредственному продавцу, но и к изготовителю, уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру (п.п. 2 и 3 ст. 18 Закона о ЗПП). Такой способ защиты прав потребителей принят во многих развитых странах. Например, С. Уиттакер отмечает, что во Франции и Бельгии возможность «прямого иска» создала систему, при которой потребитель может обратиться с соответствующим требованием к любому из участников поставки товара. Все участники при этом несут солидарную ответственность перед потребителем за нанесенный вред115. Такой же порядок принят в Китае116.

В России обязанность по доказыванию причин возникновения в товаре недостатков, обнаруженных в течение гарантийного срока, возлагается на продавца (изготовителя) (п. 5 ст. 19 Закона о ЗПП). Аналогичный подход существует в Великобритании (при обнаружении недостатков в пределах шести месяцев после покупки)117. В Германии и Франции такой же срок установлен для обнаружения скрытых недостатков (соответственно ст. 476 Гражданского кодекса, ст. L211-7 Потребительского кодекса). Есть и противоположная практика. Например, в Китае Закон о защите прав потребителей не предусматривает, кто должен доказывать факт наличия недостатков, поэтому суды часто прибегают к традиционной формуле: «Тот, кто подает иск, должен доказать свою позицию»118.

Различно отношение российского и зарубежного законодателя к проблеме установления гарантийного срока. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара в Российской Федерации ограничиваются гарантийным сроком, либо, если он не установлен, периодом в два года с момента передачи товара (ст. 19 Закона о ЗПП). Данная норма позволяет продавцу установить гарантийный срок менее двух лет, что освобождает его от обязательств по отношению к потребителю. Например, если гарантийный срок один год, то потребитель имеет право, в соответствии с Законом о ЗПП, предъявить требования к продавцу (изготовителю) только в том случае, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Между тем, в законодательстве, например, европейских стран двухлетний гарантийный срок считается нормой. Так, в Германии, Франции и Чехии для большей части товаров устанавливается минимальный срок в два года (пп. 3, п. 1 ст. 438 Гражданского кодекса Германии, ст. L211-12 Потребительский кодекс Франции, п. 1 ст. 620 Гражданского кодекса Чехии119). Полагаем, что данное правило более справедливо и логично. Ведь если обычный срок обнаружения недостатков по закону составляет два года, то гарантийный срок не может быть менее двух лет, поскольку в противном случае данный пункт сделки можно рассматривать как условие договора, ущемляющее права потребителя. А согласно п. 1 ст. 16 Закона о ЗПП, такие условия признаются недействительными. Поэтому считаем, что в Закон о ЗПП следует внести поправку, в соответствии с которой гарантийный срок, устанавливаемый продавцом (изготовителем), не может быть менее двух лет.

Отдельно стоит упомянуть сроки предъявления претензий по подержанным товарам. Например, в Германии срок обнаружения недостатков по товарам категории «секонд-хенд» установлен в один год (п. 2 ст. 475 Гражданского кодекса). В российском законе категория товаров «секонд-хенд» не оговаривается и нормы Закона о ЗПП применяются по отношению к данной категории товаров без ограничений120. Заметим, что российский подход не является новым: во Франции Потребительский кодекс также не делает разграничений по срокам обнаружения недостатков между новыми и подержанными товарами. Конечно, расширение прав потребителей в этой сфере можно отнести и в заслугу российскому законодателю. В то же время нельзя не отметить, что приравнивание подержанного товара к новому не совсем справедливо. Ведь в нем, как правило, уже имеются отдельные недостатки. Поэтому считаем, что в будущем будет возможно внести поправки в законодательство и уменьшить срок обнаружения недостатков подержанного товара до одного года.

В Российской Федерации потребителю предоставляется право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, если он не подошел по форме, габаритам, иным критериям (ст. 25 Закона о ЗПП). В случае, если обмен произвести невозможно, то договор может быть расторгнут, а потребителю возвращена уплаченная сумма. Указанный срок называют «периодом охлаждения»121. Он дает возможность потребителю еще раз обдумать заключение договора122. Во многих европейских странах, по словам Х. Эйденмюллера, право на расторжение договора является охранительным средством123. К примеру, семидневный срок возврата товара надлежащего качества предусматривается в Потребительском кодексе Франции (ст. L121-20). Однако Г. Шульте-Нольке и А. Бёргер считают, что данный срок слишком короткий и следует изменить его на 14 дней по аналогии с Германией124. Наоборот, в некоторых развитых странах подобное право потребителю не предоставляется. Например, Л. Конвей пишет, что у английского потребителя нет законных оснований для возврата товара, если он просто решил, что товар ему не нравится или не подходит по цвету, размеру, форме125.

Информация о работе Правовое регулирование статуса и деятельности международных аэропортов