Правовое регулирование статуса и деятельности международных аэропортов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной работы является комплексное изучение правоотношений в сфере защиты прав потребителей по российскому и зарубежному законодательству. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть общий характер правового регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей по законодательству Российской Федерации и зарубежных стран.
2. Раскрыть основные права потребителей.
3. Исследовать основные обязанности изготовителя, исполнителя, продавца.
4. Проанализировать защиту прав потребителей при продаже товаров.
5. Изучить защиту прав потребителей при выполнении работ, оказании услуг.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Общая характеристика правоотношений в сфере защиты прав потребителей по законодательству Российской Федерации и зарубежных стран 7
1.1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей 7
1.2. Основные права потребителей 13
1.3. Основные обязанности изготовителя, исполнителя, продавца 18

Глава 2. Правовое регулирование защиты прав потребителей (по российскому и зарубежному законодательству) 25
2.1. Защита прав потребителей при продаже товаров 25
2.2. Защита прав потребителей при выполнении работ, оказании услуг 34

Глава 3. Государственная и общественная охрана прав потребителей 43
3.1. Ответственность за нарушение прав потребителей 43
3.2. Государственные органы по защите прав потребителей 50
3.3. Общественные организации по охране прав потребителей 55
Заключение 60
Список использованной литературы 65

Файлы: 1 файл

ОБРАЗЕЦ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 2014.doc

— 490.00 Кб (Скачать файл)

Важное значение имеют средства массовой информации. Л.Р.М. Пинто отмечает, что СМИ играют важную роль в защите прав потребителей в демократическом обществе. Они доносят информацию о правах потребителей, наиболее резонансных делах и правонарушениях, проводят собственные расследования225. Периодические издания о защите прав потребителей широко распространены в Германии (журналы «Der Verbraucher», «Verbraucherdienst (Ausgabe)», «Ver-braucherrundschau», «Zcitschrift fur Verbraucherpolitik (Journal of Consumer Policy)», «Hand-buch des Verbraucherrechts», Франции (журналы «60 millions de consommateurs», «Que choisir»), Великобритании (журнал «Which») и других странах.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что создание и деятельность общественных организаций является признанным в России и за рубежом инструментом охраны прав потребителей.

Таким образом, законодательство Российской Федерации, закрепляющее ответственность предпринимателей, систему государственных органов и общественных организаций практически аналогично законодательствам иностранных государств, а в ряде случаев и превосходит их (например, освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при обращении в суд; предоставление дополнительных прав общественным организациям). Вместе с тем, в законодательство Российской Федерации следует внести ряд изменений: 1) снизить размер неустойки, предусмотренной в Законе о ЗПП, до размера, предусмотренного ст. 395 ГК РФ; 2) запретить судам снижать неустойку по делам о защите прав потребителей; 3) установить минимальный и максимальный размер компенсации морального вреда; 4) в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотреть статью, предусматривающую административную ответственность за нарушение запрета на применение методов недобросовестной торговли (оказания услуг); 5) обязать Роспотребнадзор периодически издавать справочники, буклеты, иные материалы о защите прав потребителей; 6) обязать Роспотребнадзор вести перечни (реестры) недобросовестных продавцов (изготовителей, исполнителей); 7) расширить взаимодействие государственных и общественных организаций в виде создания совместных комитетов и исследовательских институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правоотношения в сфере защиты прав потребителей являются наиболее распространенными в современном обществе. Государства мира уделяют их регулированию особое внимание. Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы:

I. Анализ законодательства о защите прав потребителей Российской Федерации и зарубежных стран показывает, что нормы права в данной области во многом схожи в следующих моментах:

1) потребительское право признается  комплексной отраслью права;

2) основными правами потребителя  считаются право на качество  товаров (услуг), право на безопасность, право на просвещение, на информацию и др.;

3) под продавцом (исполнителем, изготовителем) всегда понимается контрагент потребителя;

4) обязанности продавца (исполнителя, изготовителя) всегда корреспондируют  правам потребителя и включают: обязанности по предоставлению качественного товара; по предоставлению полной информации; обязанность по неприменению несправедливых, нечестных практик торговли и др.;

5) признается большинство норм о защите прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг (понятие недостатка товара; права потребителя при обнаружении недостатков и иных нарушениях; возможность предъявления требования к продавцу или изготовителю; принципы ответственности; повышенная защита потребителя; правила расторжения договора и др.);

6) закрепляется гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность предпринимателей;

7) функционирует система государственных  органов и общественных организаций  по защите прав потребителей.

II. Различия в законодательстве о защите прав потребителей Российской Федерации и зарубежных стран сводятся к следующему:

1) потребителем могут признаваться  как физические, так и юридические лица;

2) различаются подходы по нормативному регулированию защиты прав потребителей (издание ряда нормативных актов, кодификация, инкорпорация);

3) различаются отдельные нормы  о продаже товаров, выполнении  работ, оказании услуг (например, особенности  расторжения договора при обнаружении  в товаре несущественных недостатков; бремя доказывания; установление гарантийного срока; гарантийный срок на подержанные товары; право на обмен товара надлежащего качества и др.).

III. Законодательство Российской Федерации в целом не уступает законодательствам ведущих стран мира и во многом это заслуга своевременно принятого Закона о ЗПП. К достоинствам российских законов о защите прав потребителей можно отнести:

1) широкие права потребителей при обнаружении недостатков в товаре (работе, услуге), нарушении сроков;

2) повышенная гражданская, административная и уголовная ответственность продавца (изготовителя, исполнителя);

3) освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при обращении в суд;

4) предоставление дополнительных прав общественным организациям по защите прав потребителей.

IV. Ввиду постоянного развития общества любой закон неизбежно перестает в полной мере отвечать современным отношениям. Поэтому следует признать и существование в российском законодательстве ряда недостатков, устранить которые можно посредством следующих мер:

1) провести кодификацию нормативных  актов о защите прав потребителей  либо произвести укрупнение Закона  о ЗПП за счет включения  иных нормативных актов, регулирующих потребительские отношения;

2) вместо слова «гражданин» в Преамбуле Закона о ЗПП закрепить понятие «физическое лицо»;

3) в Преамбуле Закона о ЗПП указать перечень отношений, на которые распространяется Закон о ЗПП, включив в него также отношения, связанные с договорами участия в долевом строительстве, личного или имущественного страхования, банковского вклада, перевозки, энергоснабжения;

4) включить в Закон о ЗПП открытый перечень несправедливых условий договоров, в том числе включив в него навязывание потребителям дополнительных услуг (в виде платы за предоставление кредита, за открытие, ведение ссудного счета и др.); иных недобросовестных способов и методов торговли (выполнения работ, оказания услуг). Ст. 14.8 КоАП РФ дополнить п. 4 следующего содержания: «Применение способов и методов недобросовестной торговли (выполнения работ, оказания услуг) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей»;

5) дополнить п. 2 ст. 8 Закона о ЗПП требованием о минимальном шрифте букв в информации, доводимой до потребителя, следующего вида: «… При этом шрифт надписей на русском языке не должен быть меньше надписей на иных языках»;

6) абзац 1 п. 6 ст. 5 Закона о ЗПП дополнить абзацем следующего содержания: «Минимальный гарантийный срок для товаров (работ, услуг) составляет два года»;

7) абзац 1 п. 6 ст. 5 Закона о ЗПП дополнить абзацем следующего содержания: «Минимальный гарантийный срок на подержанные товары составляет один год»;

8) абзац 1 п. 1 ст. 9 Закона о ЗПП дополнить обязанностью изготовителя (исполнителя, продавца) довести до сведения потребителя государственный регистрационный номер и почтовый адрес;

9) внести изменения в абзац 2 п. 4 ст. 26.1 Закона о ЗПП об увеличении срока отказа от товара, проданного дистанционным способом, с трех до шести месяцев при не предоставлении информации о порядке и сроках возврата товара;

10) создать систему саморегулируемых организаций по проведению независимой экспертизы товаров массового потребления посредством принятия специального федерального закона;

11) ст. 26.1 Закона о ЗПП дополнить п. 6 следующего содержания: «Запрещается направление товаров по адресу потребителя без предварительного заказа. При направлении товара без предварительного заказа возврат товара осуществляется изготовителем (продавцом) за свой счет и своими средствами». Ст. 14.8 КоАП РФ дополнить п. 5 следующего содержания: «Направление товаров по адресу потребителя без предварительного заказа, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».

12) ст. 33 Закона о ЗПП дополнить п. 4 следующего содержания: «Увеличение сметы в случаях, указанных п.п. 2 и 3 настоящей статьи, допускается в пределах не более десяти процентов от стоимости работ (услуг), указанной в твердой или приблизительной смете. В противном случае потребитель вправе требовать исполнения договора по цене, ранее предусмотренной в смете»;

13) ст. 28 Закона о ЗПП дополнить п. 7 следующего содержания: «При нарушении сроков выполнения работ (оказания услуг) исполнитель несет ответственность при выявлении незначительных недостатков и за неисполнение договора в силу независящих от исполнителя причин»;

14) в п. 1 ст. 23 и п. 5 ст. 28 Закона о ЗПП вместо 1% и 3% за просрочку обязательства предусмотреть, что размер процентов определяется учетной ставкой банковского процента по аналогии со ст. 395 ГК РФ;

15) ст. 333 ГК РФ дополнить следующим абзацем: «Правила настоящей статьи не применяются к отношениям, возникающим на основании законов о защите прав потребителей и иных правовых актов, принятых в соответствии с ними»;

16) специальным федеральным законом установить минимальный и максимальный размер компенсации морального вреда по каждой категории дел;

17) в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322) ввести отдельные пункты, предусматривающие обязанность Роспотребнадзора: а) периодически издавать и распространять среди граждан и организаций справочники, буклеты, иные материалы о защите прав потребителей; б) составлять и публиковать перечни (реестры) недобросовестных продавцов (изготовителей, исполнителей);

18) отдельным федеральным законом предусмотреть создание совместных, с участием представителей государственных органов, потребительских организаций и предпринимателей, комитетов и исследовательских институтов в сфере защиты прав потребителей.

Полагаем, что данные предложения будут способствовать более полной защите прав потребителей в Российской Федерации, устранят существующие пробелы и позволят в определенной степени модернизировать российское законодательство с учетом зарубежного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

I. Нормативно-правовые акты

 

Законодательство Российской Федерации

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ). – М.: Литера, 2012. – 64 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 октября 2012 г.). Ч. 1-4. – М.: Омега-Л, 2012. – 472 с.

3. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях (по состоянию на 7 марта 2012 г.). – М.: Омега-Л, 2012. – 364 с.

4. Уголовный кодекс Российской  Федерации (по состоянию на 1 октября 2012 г.). – М.: Омега-Л, 2012. – 176 с.

5. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (по состоянию на 2012 г.). – М.: Омега-Л, 2012. – 31 с.

6. Закон Российской Федерации  от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 г. № 37-ФЗ) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=128820;fld= 134;dst=4294967295;rnd=0.6305434848181903;from=36049-0.

7. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=49441;div= LAW.

8. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=57521;div=LAW.

9. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=49326;div= LAW.

10. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в ред. Федерального закона от 31.03.2006 № 45-ФЗ) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW; n=59365;div=LAW.

11. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ) // http://www.consultant.ru/popular/techreg/

12. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 г. № 118-ФЗ) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=132500; fld=134;dst=4294967295;rnd=0.8117960207164288;from=51038-0.

13. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 № 252-ФЗ // http://www.consultant.ru/popular/ advert/

Информация о работе Правовое регулирование статуса и деятельности международных аэропортов