Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 09:43, курсовая работа
Поэтому целью данной работы является комплексное изучение правоотношений в сфере защиты прав потребителей по российскому и зарубежному законодательству. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть общий характер правового регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей по законодательству Российской Федерации и зарубежных стран.
2. Раскрыть основные права потребителей.
3. Исследовать основные обязанности изготовителя, исполнителя, продавца.
4. Проанализировать защиту прав потребителей при продаже товаров.
5. Изучить защиту прав потребителей при выполнении работ, оказании услуг.
Введение 2
Глава 1. Общая характеристика правоотношений в сфере защиты прав потребителей по законодательству Российской Федерации и зарубежных стран 7
1.1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей 7
1.2. Основные права потребителей 13
1.3. Основные обязанности изготовителя, исполнителя, продавца 18
Глава 2. Правовое регулирование защиты прав потребителей (по российскому и зарубежному законодательству) 25
2.1. Защита прав потребителей при продаже товаров 25
2.2. Защита прав потребителей при выполнении работ, оказании услуг 34
Глава 3. Государственная и общественная охрана прав потребителей 43
3.1. Ответственность за нарушение прав потребителей 43
3.2. Государственные органы по защите прав потребителей 50
3.3. Общественные организации по охране прав потребителей 55
Заключение 60
Список использованной литературы 65
В Великобритании законодательство о защите прав потребителей регулируется законами: о несправедливых договорных условиях 1977 г., о продаже товаров 1979 г., о защите потребителя 1987 г., о защите потребителя от недобросовестной торговли 2008 г. и др. Поэтому некоторые английские авторы предлагают издать единый закон о правах потребителей, поскольку законодательство «неоправданно усложнено»49. В Австралии законодательство о защите прав потребителей состоит из нескольких законов, в связи с чем высказываются надежды на все большую централизацию потребительского законодательства страны50.
А.А. Райлян, анализируя процессы в законодательстве зарубежных стран о защите прав потребителей, отмечает, что в данной сфере сложились две тенденции: 1) применение к потребительским правоотношениям общих норм гражданского права и 2) принятие специальных обобщающих нормативных актов51. Полагаем, что российскому законодателю следует следовать опыту Франции, Германии и Бразилии, объединив большинство существующих законов и подзаконных акты в области прав потребителей в единый нормативный акт в виде кодекса или в рамках отдельного крупного федерального закона на базе Закона о ЗПП, так как последний, по словам М.Н. Малеиной, «имеет приоритет по отношению к иным законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей»52.
Отсутствие единого закона о правах потребителей, в частности, порождает следующую проблему. Российский Закон о ЗПП не содержит конкретного перечня регулируемых им отношений. Подобный пробел отчасти восполняется решениями судов общей юрисдикции. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 17 от 28 июня 2012 г. нормы Закона о ЗПП распространяются на отношения, связанные с договорами участия в долевом строительстве, личного или имущественного страхования, банковского вклада, перевозки, энергоснабжения и иные отношения в той части, которая не урегулирована специальными федеральными законами (п. 2)53. В субъектах РФ суды последовали данному решению54. Однако приведенное выше мнение Пленума ВС РФ отличается от его более ранних выводов. Например, в 2006 г. Верховный Суд РФ указал, что к отношениям, вытекающим, например, из Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», законодательство о защите прав потребителей не применяется, так как договоры ОСАГО направлены на защиту интересов третьих лиц, а не собственных нужд страхователя55. В 2008 г. Верховный Суд РФ подтвердил свою позицию, разъяснив, что законодательство о защите прав потребителей не применяется к отношениям имущественного страхования56.
Между тем, стоит обратить внимание на опыт зарубежных стран. Так, в Законе о защите потребителей Канады 2002 г. законодатель прямо оговаривает отношения, на которые закон не распространяется: финансовые услуги по инвестированию, страхованию, ипотеке, на сделки с недвижимостью (за исключением тайм-шера) и др. (ст. 2). К сожалению, непоследовательность в правовой позиции Верховного Суда РФ негативно отражается на защите прав потребителей в Российской Федерации. Поэтому считаем, что одним из решений проблемы на данный момент может стать внесение соответствующих изменений в Закон о ЗПП, закрепляющих более конкретизированный перечень регулируемых им отношений, с указанием отношений, связанных с договорами участия в долевом строительстве, личного или имущественного страхования, банковского вклада, перевозки, энергоснабжения. В последующем, при создании единого закона о правах потребителей все отдельные законы и постановления можно будет объединить в один правовой акт.
Из приведенного анализа следует, что правовое регулирование отношений в сфере защиты прав потребителей во всех странах мира носит комплексный характер, однако подходы к законодательному оформлению различаются, начиная от издания разнообразных актов по правам потребителей и заканчивая кодификацией норм.
1.2. Основные права потребителей
Согласно Преамбуле Закона о ЗПП, потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Последнее уточнение особенно важно, т.к. оно не позволяет распространить Закон о ЗПП на все без исключения отношения с участием граждан57. Отметим, что под гражданином в данном случае подразумевается физическое лицо58. Некоторые исследователи, например А.В. Агафонов, предлагают заменить понятие «гражданин» в Законе о ЗПП на «физическое лицо»59. Полагаем, что данное предложение уместно с точки зрения приведения терминологии в логическое соответствие, поскольку понятие «физическое лицо» шире по объему, чем «гражданин».
Законодательства зарубежных стран также признают, что потребителем может быть физическое лицо, приобретающее и использующее товары для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью (например, в ст. 13 Гражданского кодекса Германии, в ст. 2 Закона о защите прав потребителей Китая, п. 1 ст. 4B Закона о конкуренции и потребителях Австралии 2010 г.60, ст. 3 Правил о защите потребителей при дистанционной торговле 2000 г. Великобритании61). Однако защита прав потребителей может распространяться и на юридических лиц как «конечных» получателей товаров, работ и услуг (например, в Испании) либо на юридических лиц, приобретающих товары, работы, услуги для частных непредпринимательских целей (в Бельгии62, Чехии63, Румынии64, Бразилии65). Во Франции, по словам Т.В. Шашихина66 и А.Е. Шерстобитов67, французские суды дают профессионалу (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю) право воспользоваться положениями законодательства о защите прав потребителей, если он оказывается в положении неведения и договор не входил в его профессиональную компетенцию, что вызывает критику французских юристов. В Великобритании в некоторых случаях организацию, которая приобретала товары без предпринимательской цели, также могут признать потребителем68. По этому поводу А. Барроуз пишет, что более правильным будет единое определение английским законодателем потребителя как физического лица69.
Ключевую роль в защите прав потребителей играет признание и закрепление в законе основных потребительских прав. В Российской Федерации основные права потребителя включают: право на качество товара (работы, услуги), право на безопасность товаров, работ и услуг; право на информацию, право на возмещение ущерба, право на просвещение в области защиты прав потребителей, право на свободный выбор товаров, работ и услуг (ст.ст. 3, 4, 7-10, 12-15 Закона о ЗПП). В отечественной литературе к основным правам относят также право на государственную и общественную защиту прав и интересов потребителей70. Б.А. Шабля выделяет специальные права потребителей, которыми потребитель обладает лишь в конкретных правоотношениях (например, права потребителей при продаже товаров, права потребителей при выполнении работ и оказании услуг)71.
Схожий подход сложился в зарубежном законодательстве. Потребитель в Великобритании имеет право на получение информации о товаре, право на «удовлетворяющее требованиям» качество товара72. В Австралии ключевыми правами потребителя признаются право на информацию, на качество товара (услуги), на возмещение вреда73. В Канаде потребитель имеет право: на расторжение договора без указания причин; доступную и всеобъемлющую информацию в договоре; на возврат уплаченных денег; на заключение письменного договора по сделкам, превышающим определенную сумму; защиту от ложной и вводящей в заблуждение информации и др.74
В Китае в Законе о защите прав и интересов потребителей предусматривается право на защиту, право на выбор, право на информацию, право на независимость и честность при заключении сделок, право на компенсацию, право на объединение, право на просвещение, право на достоинство и уважение традиций, право на контроль за продавцом (исполнителем, изготовителем) (ст. ст. 7-15). Бразильский Кодекс о защите потребителей в ст. 6 перечисляет основные права потребителей: на защиту жизни, здоровья и безопасности; на образование и публикацию сведений о товарах и услугах; на полную и доступную информацию; на защиту от ложной и вредной рекламы, насильственных или нечестных методов предпринимательства; на защиту несправедливых условий договора; на эффективное предотвращение и возмещение морального, личного, общественного или иного вреда и другие права. В Индии к основным правам потребителей относят: право на защиту от опасных товаров; право на информацию о количестве, качестве, свойствах, цене товара; право быть услышанным; право на компенсацию вреда; право на просвещение75.
Однако не все государства прямо закрепляют в законах основные права потребителей. Например, в США к правам потребителя причисляют права: на безопасность товаров, работ и услуг; на просвещение, на выбор товара (услуги), право быть услышанным, на удовлетворение основных потребностей, право на компенсацию, на образование в сфере товаров и услуг, на благоприятную окружающую среду (т.н. «Билль о правах потребителей», основанный на выступлении Дж.Ф. Кеннеди перед Конгрессом США в 1962 г.)76. Но в США до настоящего момента отсутствует на федеральном уровне единый акт, закрепляющий основные права потребителей. В результате, признает М.Э. Бадниц, суды при вынесении решений часто руководствуются положениями договоров между потребителем и предпринимателем, составленных зачастую не в пользу первого и непонятным для потребителей языком, превращающих договор в простое одностороннее уведомление и исключают любую свободу договора77.
В Германии и Франции основные права потребителей не выделяются в отдельной статье или главе Гражданского или Потребительского кодексов, однако по содержанию специальных статей можно выделить право на информацию, качество и безопасность товара, право на расторжение договора в оговоренных случаях, право на компенсацию вреда и неустойки, другие права.
Безусловно, право на информацию является одним из наиболее важных по признанию М.Ю. Челышева78 и Н.Н. Агафоновой79, позволяющих лицу сделать правильный выбор, и одновременно одним из наиболее часто нарушаемых прав потребителя на практике. Именно из-за этого российский законодатель выделил это право в отдельную статью. Неслучайно в российской практике суды обязывают продавцов (исполнителей) довести до сведения потребителей предписанную законом информацию80. В зарубежных странах праву потребителей на информацию также уделяют повышенное внимание. Так, ст. 31 Кодекса о защите потребителей Бразилии предусматривает, что информация о товаре или услуге должна содержать сведения о его характеристиках, качестве, количестве, составе, цене, гарантиях, сроке годности, месте изготовления товара или услуги.
Информация о товаре (услуге) в РФ доводится до сведения потребителя на русском языке. В Великобритании под таким языком понимается английский язык81. Подобное же требование в отношении чешского языка содержится в п. 1 ст. 11 Закона о защите прав потребителей Чехии82. В Италии, согласно п. 4 ст. 133 Кодекса о защите потребителей, шрифт надписей на итальянском языке на товаре не должен быть не меньше размера шрифта других языков83. Полагаем, что такое уточнение полезно внести и в Закон о ЗПП.
Кроме прав, в России существуют и обязанности потребителей (по оплате товара; соблюдению правил пользования, иные обязанности)84. Вышеуказанные обязанности как правило существуют во всех странах мира, поскольку вытекают из торговой практики85. Однако возможно и установление особых обязанностей. Например, в Китае предусматривается обязанность потребителей по совершенствованию своих познаний о необходимых им товарах и услугах, их правильному использованию и разумной предосторожности (ст. 13 Закона о защите потребителей).
Вышеизложенное позволяет заключить, что единого определения понятия «потребитель» в мировой практике не существует. Однако бесспорными являются основные права потребителей: право на информацию, на качество и безопасность товара (услуги), право на защиту и компенсацию вреда, право на просвещение. Наделение потребителя иными правами (а также обязанностями) возможно в зависимости от особенностей законодательства того или иного государства.
1.3. Основные обязанности изготовителя, исполнителя, продавца
Преамбула Закона о ЗПП содержит определения изготовителя, исполнителя и продавца, выделяя, соответственно, лиц, производящих товары, выполняющих работы (услуги) и продающих товары. Подобная градация принята и в большинстве зарубежных стран, например, в Чехии выделяют продавца, изготовителя, импортера, поставщика (пп.пп. b-e п. 1 ст. 2 Закона о защите потребителей). В Великобритании и Германии в законодательстве выделяется продавец, изготовитель и поставщик услуг, хотя в немецком законодательстве существует и собирательное понятие «предприниматель» (ст. 14 Гражданского кодекса). В некоторых государствах делается исключение. Например, в ст. 3 Кодекса о защите потребителей Бразилии продавец, исполнитель и изготовитель объединены одним термином «поставщик». Под ним понимается физическое или юридическое лицо, государственное или частное, бразильское или иностранное, которое производит, собирает, создает, строит, преобразует, импортирует, экспортирует, распределяет или продает товары, или оказывает услуги. В Китае используется термин «оператор»86. Заметим, что данный подход, возможно, удобен с точки зрения законодательной техники, но в российском праве не принят.
Рассматривая круг обязанностей контрагента потребителя, необходимо сказать, что отношения между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем) носят особый характер. В них изначально отсутствует равенство сторон из-за разного экономического положения простого обывателя и предпринимателя. Согласимся с мнением А.М. Аврах о том, что, учитывая ограниченный характер принципа свободы договора, законодатель устанавливает для контрагента потребителя дополнительные обязанности87. К таким обязанностям в Российской Федерации относятся обязанности: по предоставлению потребителю информации, которая обеспечивает возможность правильного выбора потребителем товара (работы, услуги), по предоставлению информации об изготовителе (продавце, исполнителе), обязанность по обеспечению в соответствии с договором качества переданного товара, выполненной работы, оказанной услуги (ст. ст. 9, 10, 14 Закона о ЗПП).
В зарубежных странах законодательство аналогично накладывает на продавца (производителя, исполнителя) расширенный круг обязанностей. Например, в США среди обязанностей продавца (изготовителя, исполнителя) выделяют обязанность по производству и продаже качественного и безопасного товара (услуги), предоставлению надлежащей информации; по надлежащему оформлению и маркировке товаров, установлению справедливой цены88. Аналогичные обязанности предусматриваются в Чехии89, Китае, Индии90.
Английские правоведы Д. Оутон и Дж. Лоури пишут, что главной обязанностью продавца (изготовителя, исполнителя) является честное осуществление предпринимательской деятельности91. Одновременно авторы замечают, что Великобритания в этом плане обладает преимуществом, поскольку английский законодатель предпочитает приводить конкретные перечни недобросовестных торговых практик, в отличие от Австралии и США, где допускается расширительное толкование, приводящее к бесконечным судебным разбирательствам.
Мировая практика показывает, что обязанности предпринимателя всегда корреспондируют соответствующим правам потребителя. Например, праву потребителя на информацию о товаре, продавце и изготовителе соответствует обязанность продавца (изготовителя) предоставить такого рода информацию. Т.В. Богачева отмечает, что чрезвычайно важным в российском законе является запрет изготовителю (исполнителю, продавцу) ссылаться в свое оправдание на осведомленность потребителя о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги)92. Такое правовое предположение некоторые авторы называют презумпцией непрофессионализма или презумпцией некомпетентности потребителя93. Такой же подход существует, например, в США. Как отмечается в литературе, в отличие от Великобритании, потребитель имеет право обратиться с иском непосредственно к изготовителю товара в случае предоставления неполной информации или недобросовестной рекламы94. Однако в некоторых случаях американские суды встают на сторону предпринимателей. Например, в одном из дел факт распространения недостоверной информации был признан Верховным судом США всего лишь реализацией права на свободу слова95. В Японии по Закону о регулировании отдельных видов торговли продавец (исполнитель) обязан предоставить потребителю документ, содержащий в доступном виде всю информацию по сделке; сообщить ему о его правах и обязанностях. Дополнительно продавцы (исполнители) обязаны удостовериться в дееспособности потребителя, его целях, финансовых возможностях96.
Информация о работе Правовое регулирование статуса и деятельности международных аэропортов