Лекции по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:38, лекция

Описание работы

1. Предмет, метод, система и принципы трудового права. Отграничение трудового права от смежных отраслей права.
2. Общая характеристика основных (отраслевых) принципов трудового права.
....
12. Социальная поддержка безработного.
13. Пособие по безработице. Основание и порядок его выплаты.
20. Меры социально-правовой защиты безработных граждан

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 367.37 Кб (Скачать файл)

Кодекс лучше, чем указанный Закон, установил  правовые основы и принципы коллективных переговоров, разработки, заключения и  действия коллективных договоров и  социально-партнерских соглашений, закрепил в национальном законодательстве ряд положений международных  актов, в том числе и Конвенции  МОТ. Коллективные переговоры дают возможность  работникам и работодателям как  социальным партнерам выявить свои интересы, их согласовать и закрепить  в договоре, соглашении итог их согласования.

Кодекс еще  более расширил коллективно-договорное установление условий труда на различных  уровнях; четче закрепил понятие  коллективного договора и соглашения, виды соглашений, их стороны и содержание, а также понятие представителей сторон; расширил сферу заключения коллективных договоров, распространил  их на организации и учреждения и  предоставил право трудовым коллективам  самим решать, заключать ли коллективный договор.

2. Стороны, органы, система и формы социального  партнерства, представители работников  и работодателей

ТК четко указал разницу между сторонами, участниками, формами и органами социального  партнерства, определил его формы  и понятия представителей работников и представителей работодателей, закрепил принципы социального партнерства (ст. 25-35).

Сторонами социального  партнерства являются работники  и работодатели в лице их представителей. Стороной его может быть орган  государственной власти или орган  местного самоуправления, если он является работодателем.

В отличие от сторон социального партнерства его  участниками являются соответствующие  органы государственной власти или  органы местного самоуправления (трипартизм). Когда такой орган, как ранее  указывалось, сам является работодателем, то он также выступает и как  сторона социального партнерства. Например, профсоюз шахтеров и Правительство  РФ заключали в 1989 г. при забастовках  шахтеров соглашения (двупартизм).

Органами (а не сторонами) социального партнерства  являются комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений. Социально-трудовые отношения – понятие более  широкое, чем трудовые отношения. Они  включают в себя трудовые отношения, отношения по социальному обеспечению  и бытовому обслуживанию, т.е. все  отношения социальной сферы. Указанные  комиссии создаются для ведения  коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях. Трехсторонние  комиссии создаются на паритетной основе по решению сторон и из их представителей, наделенных соответствующими полномочиями. На федеральном уровне образуется постоянно  действующая трехсторонняя комиссия, работающая на основании Федерального закона от 1 мая 1999 г. “О Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений” (СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2219). Это  постоянный орган системы социального  партнерства, образованный тремя социальными партнерами федерального уровня. Задачи Комиссии – выработка общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики, развитие системы социального партнерства, ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение генерального соглашения. Членами ее являются представители общероссийских объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. На региональном и территориальном уровне могут образовываться такие комиссии, действующие на основе закона субъекта Федерации или положений, разработанных представительными органами местного самоуправления.

Отраслевые трехсторонние  комиссии могут образовываться как  на федеральном, так и на региональном уровне.

На уровне организации  комиссия образовывается для ведения  коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения (ст. 35 ТК).

Система социального  партнерства включает пять уровней (ст. 26 ТК):

федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования  отношений в сфере труда в  Российской Федерации;

региональный  уровень, устанавливающий такие  основы регулирования в субъекте Федерации;

отраслевой уровень, устанавливающий такие основы регулирования  в отрасли (отраслях);

территориальный уровень, устанавливающий такие  основы в муниципальном образовании;

уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда  между работниками и работодателями, например коллективным договором.

Представителями работников в социальном партнерстве  являются профессиональные союзы и  их объединения или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом.

Интересы работников при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений, контроле за их выполнением, при реализации права на участие в управлении организацией и при рассмотрении трудовых споров представляют первичная  профсоюзная организация, ее орган (профком) или иные представители, избираемые работниками, а при формировании трехсторонних комиссий, проведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений –  соответствующие объединения профсоюзов на различных уровнях социального  партнерства и их представители (ст. 29 ТК).

При отсутствии в  организации первичной профсоюзной  организации или если таковая  объединяет менее половины работников, на общем собрании работники могут  поручить представлять их интересы этому  профкому либо иному представительному  органу. Наличие иного представителя  не является препятствием для осуществления  профкомом его полномочий.

Кодекс и здесь, говоря об общем собрании (конференции) работников, к сожалению, не употребляет  уже укоренившийся в нашем  обществе термин “трудовой коллектив”, а указывает расплывчато –  “работники”. Трудовой коллектив –  это объединение работников данной организации, ее структурного подразделения  на основе заключенных ими трудовых договоров с работодателем. И  говоря в ряде статей о полномочиях  общих собраний работников, Кодекс по существу закрепляет в них и  полномочия трудового коллектива, его  высшего органа – собрания (конференции).

Федеральный закон  от 12 января 1996 г. “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”  в ст. 11 предусмотрел право профсоюзов на представительство от имени работников (независимо от членства в профсоюзах) в области коллективных прав и  интересов в случаях наделения  их таким полномочием на представительство  и защиту социально-трудовых прав и  интересов работников. Статья 13 этого  Закона предусматривает, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные  профорганизации и их органы имеют  право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в  соответствии с Федеральным законом. Если в организации действует  несколько первичных профорганизаций (что редко: у нас это не привилось), их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза.

Запрещено вести  переговоры и заключать соглашения и коллективные договоры от имени  работников лицам, представляющим работодателя.

Представителями работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении  коллективного договора является руководитель организации или уполномоченные им лица. При заключении или изменении  социально-партнерских соглашений на разных их уровнях, разрешении при  этом возникших коллективных трудовых споров, деятельности соответствующей  трехсторонней комиссии интересы работодателей  представляет соответствующее объединение  работодателей (ст. 33 ТК).

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

9. Понятие и содержание коллект. дог-ра. Порядок его заключения.

Коллективный  договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в орг-ции и заключаемый  работниками и работодателем  в лице их представителей. Содержание и структура коллект. дог-ра определяются сторонами.

В коллект. дог-р  могут включаться взаимные обязательства  работников и работодателя по следующим  вопросам: - формы, системы и размеры  оплаты труда; - выплата пособий, компенсаций; - механизм регулирования оплаты труда  с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллект. дог-ром; - занятость, переобучение, условия высвобождения работников; - рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; - улучшение условий и охраны труда  работников, в т.ч. женщин и молодежи; - соблюдение интересов работников при приватизации орг-ции, ведомственного жилья; - экологическая безопасность и охрана здоровья работников на пр-ве; - гарантии и льготы работникам, совмещающим  работу с обучением; - оздоровление и отдых работников и членов их семей; - контроль за выполнением коллект. д-ра, порядок внесения в него изменений  и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий  деятельности представителей работников; - отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллект. дог-ра; - др. вопросы, определенные сторонами.

Порядок проведения коллект. переговоров по подготовке,  заключению или изменению колл. договора:

1. Предложение  о начале коллект. переговоров.  Проявить инициативу по проведению  коллект. переговоров могут как  работники, так и работодатель.

Представители стороны, которые получили предложение в  письменной форме о начале коллект. переговоров, обязаны вступить в  переговоры в течение 7 календарных  дней со дня его получения.

Те представители  работников, которые выступили с  инициативой проведения коллект. переговоров, обязаны известить (одновременно с  направлением работодателю предложения  о начале коллект. переговоров) об этом все иные первичные профсоюзные  организации. Несоблюдение данной процедуры  мб признано нарушением правил начала коллект. переговоров.

В течение последующих 5 рабочих дней инициатор должен создать единый представительный орган  либо включить их представителей в  состав уже имеющегося органа. За профсоюзами, не участвующими в коллект. переговорах, сохраняется право направить  своих представителей в состав единого  представительного органа. Реализовать  данное право они могут в течение 1 мес. со дня начала коллективных переговоров.

 Важно! Уклонение  работодателя или его представителя  от участия в переговорах влечет  наложение адм. штрафа.

 На полученное  предложение сторона должна дать  ответ в письменной форме. В  нем указываются представители  стороны и их полномочия.

2. Коллективные  переговоры. Сроки, место и порядок  проведения коллект. переговоров  определяются представителями сторон, участвующими в переговорах.

Стороны должны подписать  коллективный договор в течение 3-х мес. со дня начала переговоров. Днем начала коллективных переговоров  является день, следующий за днем получения  инициатором их проведения ответа на предложение начать переговоры.

Для проведения коллект. переговоров формируется комиссия, которая должна выработать проект коллект. договора. Информация, необходимая  для его разработки, предоставляется  сторонами не позднее 2-х недель со дня получения соответствующего запроса, составленного в письм. форме в 2-х экземплярах, чтобы  на втором был зафиксирован факт получения  данного документа.

Если для составления  проекта коллект. договора могут  понадобиться сведения, содержщие гос., коммерческую или иную охраняемую законом  тайну, то участников х переговоров  уведомляют об обязательстве о неразглашении. Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисц., адм., гражданско-правовой, уг. ответственности.

3. Урегулирование  разногласий

 В процессе  составления проекта колл. договора  у сторон могут возникнуть  разногласия. ТК РФ обязывает  подписать дог-р в течение 3-х  месяцев со дня начала переговоров.  Если стороны не достигли согласия  по всем или отдельным вопросам, составляется протокол разногласий,  и данные разногласия могут  являться предметом дальнейших  переговоров. Неурегулированные  разногласия сторон могут стать  предметом колл. трудового спора. 

4. Подписание коллективного  договора

 После того  как проект  дог-ра согласован  сторонами, он подписывается представителями  работодателя и работников: со  стороны работодателя - руководитель  орг-ции или лицо, которое им  на это уполномочено, со стороны работников - председатель профсоюзной орг-ции или иной представитель, избранный на общем собрании тайным голосованием.

5. Регистрация  коллективного договора

 Коллективный  договор дб направлен работодателем  на уведомительную регистрацию  в соответствующий орган по  труду в течение 7 дней со  дня подписания. Орган, который  осуществляет такую регистрацию,  определяется на уровне субъектов  РФ. Напрмер, в г. Москве регистрацией  колл. дог-ров занимается Комитет  общественных связей г. Москвы. Стороны обязаны исполнять условия  дог-ра с момента его подписания, независимо от  его регистрации.  Задача уведомительной рег-ции  - выявление условий колл. дог-ра, ухудшающих положение работника  по сравнению с нормами трудового  законодательства. Такие условия  являются недействительными и  не подлежат применению. При этом  орган, который занимается регистрацией  колл. договоров, не вправе требовать  от сторон внесения изменений  в коллективный договор, а лишь  сообщает им о существующих  противоречиях с действующим  законодательством. 

Сведения о  всех договорах, прошедших регистрацию, заносятся в Регистр соглашений и коллективных договоров.

 

 

 

Понятие и содержание коллективного договора. Порядок  его заключения.

ПОНЯТИЕ – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или  у индивидуального предпринимателя  и заключаемый работниками и  работодателем в лице их представителей.

СОДЕРЖАНИЕ И  СТРУКТУРА – формы, системы и  размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; механизм регулирования  оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; занятость, переобучение, условия высвобождения  работников; рабочее время и время  отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;улучшение  условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

Соблюдение интересов  работников при приватизации госуд. и муниципального имущества; экологическая  безопасность и охрана здоровья работников на производстве; гарантии и льготы работникам, совмещающих работу с  учебой; оздоровление и отдых работников и членов их семьи; частичная или  полная оплата питания работников; контроль за выполнением коллективного  договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность  сторон, обеспечение нормальных условий  деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора; отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного  договора; другие вопросы, определенными  сторонами.

Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"