При осуществлении
уведомительной регистрации коллективного
договора, соглашения орган по труду
выявляет условия, ухудшающие положение
работников по сравнению с трудовым
законодательством, и сообщает об этом
представителям сторон, подписавшим
коллективный договор, соглашение, а
также в соответствующую государственную
инспекцию труда. По поводу коллективных
договоров и соглашений местного
и регионального уровней такое
сообщение направляется в государственную
инспекцию труда соответствующего
субъекта Российской Федерации. Информация
о выявленных противоречиях трудовому
законодательству в соглашениях
федерального уровня направляется в
федеральную инспекцию труда, находящуюся
в ведении Минтруда РФ.
В ч. 3 ст. 50 ТК РФ сказано
о том, что условия коллективного
договора, соглашения, ухудшающие положение
работников по сравнению с действующим
законодательством, недействительны
и не подлежат применению. Применение
терминологии о недействительности
условий коллективного договора,
соглашения означает, что признанное
недействительным условие коллективного
договора, соглашения не порождает
правовых последствий с момента
его издания. Нельзя не заметить, что
в ч. 3 ст. 50 ТК РФ говорится о недействительности
условий колдоговоров, соглашений,
ухудшающих положение работников по
сравнению с законодательством,
но ничего не сказано о том, каким
образом условия коллективного
договора, соглашения признаются недействительными.
Из содержания ст. 50 ТК РФ можно сделать
вывод о том, что орган по труду,
осуществляя уведомительную регистрацию
коллективного договора, соглашения,
выявляя условия договора о труде,
ухудшающие положение работников по
сравнению с законодательством,
доводит сведения о недействительных
условиях до представителей сторон.
После получения
уведомления о недействительности
условий коллективного договора,
соглашения представители сторон обязаны
сообщить об этом лицам, на которых
распространяется данный коллективный
договор или соглашение. Такое
сообщение должно быть сделано тем
же способом, который применен для
распространения коллективного
договора, соглашения. Например, если соглашение
опубликовано в средствах массовой
информации, в них же должно быть
опубликовано и уведомление о
недействительности условий соглашения.
Таким образом, данное уведомление
влечет недействительность условий
коллективного договора, соглашения,
ухудшающих положение работников по
сравнению с законодательством.
В связи с этим стороны коллективного
договора, соглашения, лица, по отношению
к которым применено недействительное
условие, могут в судебном порядке
обжаловать содержание уведомления
органа по труду в части признания
недействительным условий колдоговора,
соглашения. При рассмотрении подобных
заявлений суд вправе признать уведомление
незаконным, что влечет применение
условия колдоговора, соглашения, признанного
в нем недействительным, а также
отказать в удовлетворении заявления,
что не позволяет применять данное
условие.
Из ч. 3 ст. 50 ТК
РФ следует, что сообщение о недействительных
условиях коллективного договора, соглашения
должно быть сделано в соответствующую
государственную инспекцию труда.
На основании данного сообщения
государственная инспекция труда
может выдать представителям работодателя
предписание о неприменении недействительного
условия коллективного договора
или соглашения. Применение недействительного
условия коллективного договора,
соглашения представителями работодателя
является нарушением трудового законодательства.
Ведь в этом случае работодатель, вопреки
требованиям трудового законодательства,
применяет условия договора о
труде, нарушающие права работников.
Совершение подобных правонарушений является
основанием для привлечения представителей
работодателя к установленным законодательством
мерам ответственности. В ч. 2 ст.
50 ТК РФ закреплена обязанность представителей
работодателя в течение семи дней
со дня подписания коллективного
договора, соглашения направить его
в соответствующий орган по труду
для уведомительной регистрации. Направление
колдоговора, соглашения в орган
по труду является одной из форм
контроля за их содержанием, поскольку
в ходе уведомительной регистрации
выявляются недействительные условия
договоров о труде. По этой причине
неполучение органом по труду
коллективного договора, соглашения
следует рассматривать в качестве
необходимой информации для осуществления
контроля за его содержанием, в частности
для выявления недействительных
условий. В соответствии со ст. 51 ТК
РФ предоставление такой информации
органам по труду является обязанностью
представителей работодателя, за неисполнение
которой они могут быть привлечены
к административной ответственности.
В ч. 2 ст. 50 ТК РФ закреплено
правило о том, что вступление
коллективного договора, соглашения
в силу не зависит от факта их
уведомительной регистрации. В связи
с этим отказ от применения условий
коллективных договоров, соглашений, которые
не прошли процедуру уведомительной
регистрации, является незаконным. В
связи с чем судебные органы, органы
государственного контроля за соблюдением
трудового законодательства не могут
отказать в применении условий соглашений,
колдоговоров, которые не прошли уведомительную
регистрацию. Вместе с тем названные
органы государственной власти могут
возбудить административное производство
в отношении представителей работодателя,
не выполнивших обязанность по направлению
коллективного договора, соглашения
в орган по труду для уведомительной
регистрации.
Стороны коллективного
договора, соглашения также осуществляют
контроль за их выполнением. Стороны
могут требовать выполнения условий
коллективного договора, соглашения.
Представители работников могут
использовать для этой цели установленные
законодательством процедуры для
разрешения индивидуальных трудовых споров
и урегулирования коллективных трудовых
споров. Выполнение условий колдоговора,
соглашения стороны могут также
требовать путем обращения в
органы государственной инспекции
труда, полномочные представители
которой вправе выдать предписание,
обязывающее работодателя выполнить
условия коллективного договора
или соглашения.
Стороны могут
требовать от органов по труду
или в судебном порядке признания
недействительными условий коллективных
договоров, соглашений, ухудшающих положение
работников по сравнению с трудовым
законодательством, а также принятых
без участия полномочных представителей
сторон. Стороны могут потребовать
от государственных органов контроля
за соблюдением трудового законодательства
в судебном порядке признания
недействующими условий коллективного
договора, соглашения, которые противоречат
законодательству или вышестоящему
по юридической силе договору о труде.
Признание условия коллективного
договора, соглашения недействующим
означает, что такое условие не
может применяться с момента
вступления в законную силу судебного
решения или предписания органа
государственного надзора за соблюдением
трудового законодательства.
Контроль за выполнением
условий коллективного договора,
соглашения могут осуществлять отдельные
работники, по отношению к которым
применяются данные договоры о труде.
В частности, конкретный работник вправе
требовать от органа государственного
контроля за соблюдением трудового
законодательства или в судебном
порядке предоставления льгот и
преимуществ, установленных коллективным
договором, соглашением. Установленные
при рассмотрении подобных заявлений
факты не требуют нового доказывания
при разрешении заявлений других
работников о применении по отношению
к ним условий коллективного
договора, соглашения. Конкретный работник,
по отношению к которому применены
коллективный договор, соглашение, может
требовать в судебном порядке
признания условий коллективного
договора, соглашения недействительными
и (или) недействующими. При удовлетворении
заявления работника признанные
судом недействительными или
недействующими условия коллективного
договора, соглашения не могут быть
применены и по отношению к
другим работникам, на которых распространяет
свое действие коллективный договор, соглашение,
обжалованные в судебном порядке.
Таким образом, для
осуществления контроля за содержанием
и выполнением условий коллективного
договора, соглашения конкретными работниками
требуется доказать их применение по
отношению к ним.
В свою очередь
стороны коллективного договора,
соглашения при осуществлении контроля
за содержанием и выполнением
коллективного договора, соглашения
не должны доказывать применение или ненадлежащее
применение содержащихся в них условий,
так как они могут выступать в защиту неопределенного
круга лиц. Например, требовать повышения
заработной платы на основании коллективного
договора, соглашения всем работникам
организации, региона, отрасли, признания
недействительным условия колдоговора,
соглашения, которое в случае его применения
может создавать препятствия для реализации
трудовых прав работников.
Органы по труду
могут осуществлять контроль за содержанием
коллективного договора, соглашения
только после его получения от
представителей работодателя (работодателей)
для уведомительной регистрации.
Органы государственного
контроля за соблюдением трудового
законодательства и суд могут
контролировать содержание и выполнение
коллективных договоров и соглашений
только после обращения к ним
полномочных представителей сторон,
работодателей, работников, по отношению
к которым применяются коллективный
договор, соглашение.
17-19
Законом о занятости,
безработными признаются трудоспособные
граждане, которые не имеют работы
и заработка, зарегистрированы в
органах службы занятости в целях
поиска подходящей работы, ищут работу
и готовы приступить к ней. Признание
гражданина безработным влечет назначение
ему пособия по безработице в
период, когда ему выплачено выходное
пособие. За ним сохраняется средний
заработок на период трудоустройства
в течение второго, третьего месяца
после увольнения в связи с
высвобождением.Выплата пособия
по безработице преследует цель материальной
поддержки именно безработных граждан.
К гражданам, которые не признаются
безработными, Закон о занятости
дополнительно отнес лиц, представивших
документы, содержащие заведомо ложные
сведения об отсутствии работы и заработка,
а также представивших другие
недостоверные сведения.Основная задача
службы занятости - предложить безработному
гражданину подходящую работу. Подходящая
работа не должна быть связана с
переменой места жительства гражданина
без его согласия; условия труда
должны соответствовать правилам и
нормам по охране труда;
предлагаемый
средний заработок не должен быть
ниже среднего заработка гражданина
исчисленного за последние три месяца
по последнему месту работы. Величина
прожиточного минимума является основой
для установления минимального размера
оплаты труда, а также для определения
размеров стипендий, пособий и других
социальных выплат. Со дня его утверждения
среднемесячный заработок гражданина,
исчисленный за последние три
месяца, будет сравниваться не с
уровнем средней заработной платы
в субъекте РФ, а с величиной
прожиточного минимума трудоспособного
населения, исчисленного в субъекте
РФ в установленном порядке. На законодательном
уровне получило закрепление понятие
общественных работ. Под общественными
работами понимается общедоступная
трудовая деятельность, имеющая социально
полезную направленность и организуемая
в качестве дополнительной социальной
поддержки граждан, ищущих работу. Закон
о занятости уточняет порядок
подсчета средней заработной платы
для начисления пособия по безработице
в отношении граждан, проживающих
в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, а также в
районах и местностях, где применяются
районные коэффициенты к заработной
плате за проживание в тяжелых
природно-климатических условиях. Закон
о занятости расширяет перечень
оснований. предоставляющих возможность
отделу занятости приостановить
выплату пособия по безработице
на срок до трех месяцев.Так, в дополнение
к основаниям за нарушение трудовой
дисциплины и другие виновные действия,
а также отчисление гражданина, направленного
на обучение отделом занятости с
места обучения за виновные действия;
нарушения безработным без уважительных
причин условий и сроков его перерегистрации
в качестве безработного; самовольного
прекращения гражданином обучения
по направлению службы занятости), вводятся
следующие основания:
отказ по истечении
трехмесячного периода безработицы
от участия в оплачиваемых общественных
работах или от направления на
обучение отделом занятости граждан,
впервые ищущих работу (ранее не
работавших), не имеющих профессии (специальности),
стремящихся возобновить трудовую
деятельность после длительного (более
одного года) перерыва. В текст Закона
о занятости включены положения,
отсылающие к законодательному об исполнительном
производстве при удержаниях по исполнительным
документам со стипендий, выплачиваемых
гражданам в период профессиональной
подготовки, повышения квалификации и
переподготовки по направлению отдела
занятости, пособий по безработице.
. Законодательство
о занятости населения. Правовой
статус безработного.
Занятость - это
деятельность граждан, связанная с
удовлетворением личных и общественных
потребностей, не противоречащая законодательству
РФ и приносящая, как правило, им
заработок, труд. доход
В Конституции
закреплено право гражданина на защиту
от безработицы. Тем самым на государство
возлагается обязанность проведения
такой политики на рынке труда, кот.
позволила бы реализовать это
субъективное право личности.
Закон «О занятости
населения в РФ» основополагающий
акт в сфере занятости населения.
Определяет правовые,
экономические и организационные
основы гос. политики содействия занятости
населения, в том числе гарантии
государства по реализации конституционных
прав граждан РФ на труд и социальную
защиту от безработицы.
Гарантии государства
по реализации прав граждан РФ, проживающих
за ее пределами, определяются м/нари договорами
(соглашениями) РФ.
Законодательство
о занятости населения основывается
на Конституции и состоит из Закона
о занятости, фед. законов, иных нормативных
правовых актов РФ, а также законов
и иных нормативных правовых актов
субъектов РФ.
Законодательство
о занятости населения распространяется
также на иностранных граждан
и лиц без гражданства, если иное
не предусмотрено фед.и законами
или м/нари договорами РФ
Правовой статус
безработного.
Определение правового
статуса безработных означает установление
круга лиц, относящихся к данной
категории граждан, их прав и обязанностей,
а также гарантий соблюдения этих
прав.
Безработными
признаются граждане, кот.: а) трудоспособны;
б) не имеют работы и заработка (при
этом в качестве заработка не учитываются
выплаты выходного пособия и
сохраняемого среднего заработка гражданам,
уволенным из организаций в связи
с их ликвидацией, сокращением численности
или штата); в) зарегистрированы в
органах занятости в целях
поиска подходящей работы; г) ищут работу;
д) готовы приступить к ней.