Лекции по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:38, лекция

Описание работы

1. Предмет, метод, система и принципы трудового права. Отграничение трудового права от смежных отраслей права.
2. Общая характеристика основных (отраслевых) принципов трудового права.
....
12. Социальная поддержка безработного.
13. Пособие по безработице. Основание и порядок его выплаты.
20. Меры социально-правовой защиты безработных граждан

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 367.37 Кб (Скачать файл)

Трудоспособность  гражданина определяется их возрастом  и состоянием здоровья. Не м/б признаны безработными граждане, не достигшие 16 лет, а также те, кому в соответствии с пенсионным законодательством  РФ назначена пенсия по старости.

Граждане, претендующие на получение статуса безработных, должны искать работу. Этот критерий характеризует  субъективное намерение гражданина, однако у такого намерения есть внешние  проявления. Свидетельством того, что  гражданин ищет работу, является его  явка по приглашению органов занятости  д/знакомства с предлагаемой работой. Предусмотрен отказ в регистрации  в качестве безработных тех, кто  отказался в течение 10 дней со дня  регистрации в органах занятости  в целях поиска работы от двух вариантов  подходящей работы, включая работу временного характера, а д/впервые  ищущих работу, не имеющих профессии (специальности) — также от двух предложений профессиональной подготовки.

В регистрации  в качестве безработного будет отказано гражданину, не явившемуся без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации  в целях поиска работы в органы занятости д/предложения ему подходящей работы, а также не явившемуся в  срок, установленный этими органами д/регистрации в качестве безработного.

Наконец, безработный  гражданин д/б готов приступить к работе. Это означает, что в  момент регистрации не должно быть препятствий к тому, чтобы гражданин  смог начать работу, как только она  ему будет найдена. Если такие  препятствия неустранимы, то признание  безработным невозможно. Гражданин, признанный безработным, приобретает  определенные права и обязанности.

Права: - на получение  помощи государства в поиске работы и в трудоустройстве; - на получение  бесплатной информации от органов службы занятости.

Обязанности: - представить  ряд документов при регистрации  в качестве безработных; - являться на перерегистрацию в сроки, установленные  органами службы занятости, и т.д.

 

 

 

 

 

10. Правовой статус безработного.

Правовой статус безработного включает в себя: определение  понятия безработного; его права  и обязанности; социальные гарантии и компенсации при потере работы и в др. случаях.

Безработные - трудоспособные, не имеющие работы и заработка  гр-не, зарегистрированные в службе занятости, готовые приступить к  работе.

Безработными  НЕ мб признаны граждане:— не достигшие 16-летнего возраста, а также гра-не, которым назначена пенсия;— отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения  в службу занятости от двух вариантов  подходящей работы. Гражданину НЕ мб предложена одна и та же работа дважды. Главный  признак подходящей работы —соответствие  проф. пригодности работника, при  этом учитываются уровень проф. подготовки, прежняя работа, состояние здоровья, транспортная доступность рабочего места. Право на выбор места работы мб реализовано как путем прямого  обращения к работодателям, так  и через бесплатное посредничество службы занятости.

Регистрация безработных  осуществляется в органах службы занятости по месту постоянного  ж-ва при предъявлении паспорта и  труд. книжки. В обязанности безработного входит регулярная перерегистрация  в органах службы занятости (не реже 2-х раз в мес.) и недопустимость отказов от предложений подходящей работы.

 К гарантиям  мат. и соц. поддержки безработных  относятся: предоставление компенсаций  работникам, высвобождаемым с предприятий,  из организаций и учреждений; выплата стипендий в период  проф. подготовки, переподготовки или  повышения квалификации; выплата  пособия по безработице; возможность  участия в обществ. работах;  компенсация затрат в связи  с добровольным переездом в  др. местность по предложению  службы занятости. 

11. Законодательство о занятости населения.

По з-ну о занятости  безработные - трудоспособные гр-не, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в  целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к  ней. Безработному гр-ну назначается  пособие по безработице в период, когда ему выплачено выходное пособие. За ним сохраняется средний  заработок на период трудоустройства  в течение 2-го, 3-го мес. после увольнения. К гражданам, которые не признаются безработными, Закон о занятости  дополнительно отнес лиц, представивших  документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представивших др. недостоверные  сведения. Основная задача службы занятости - предложить безработному гр-ну подходящую работу, которая не дб связана с  переменой места жит-ва гр-на без  его согласия; условия труда должны соответствовать правилам и нормам по охране труда; предлагаемый средний  заработок не дб ниже среднего заработка  гр-на исчисленного за последние 3 мес. по последнему месту работы. На законодательном  уровне получило закрепление понятие  общественных работ - общедоступная  труд. деят-ть, имеющая социально  полезную направленность и организуемая в кач-ве доп. социальной поддержки  гр-н, ищущих работу. Закон о занятости  уточняет порядок подсчета средней  з/платы для начисления пособия  по безработице в отношении граждан, проживающих в р-нах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в р-нах и местностях, где применяются районные коэффициенты к з/плате за проживание в тяжелых  природно-климатических условиях. Закон  о занятости расширяет перечень оснований, предоставляющих возможность  отделу занятости приостановить  выплату пособия по безработице  на срок до 3-х мес. Так, в дополнение к основаниям за нарушение труд. дисциплины и др. виновные действия, а также отчисление гр-на, направленного  на обучение отделом занятости с  места обучения за виновные действия; нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации  в качестве безработного; самовольного прекращения гр-ном обучения по направлению  службы занятости, вводятся следующие  основания: отказ по истечении 3-месячного  периода безработицы от участия  в оплачиваемых обществ. работах  или от направления на обучение отделом  занятости гр-н, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих  профессии (специальности), стремящихся  возобновить трудовую деят-ть после  длительного (более 1 года) перерыва.

12. Социальная поддержка безработного.

Соц. гарантии и  компенсации устанавливаются как  для гр-н, потерявших работу, высвобожденных с орг-ций, так и для гр-н, впервые  ищущих работу или желающих возобновить  труд. деят-ть после длит. Перерыва (более  года). Необходимые условия предоставления гарантий и компенсаций: достижение трудоспособного возраста и получение  статуса безработного.

К гарантиям относятся: предоставление компенсаций работникам, высвобождаемым с из организаций; выплата  стипендий в период проф. подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплата пособия по безработице; возможность участия в обществ. работах; компенсация затрат в связи  с добровольным переездом в др. местность по предложению службы занятости. Важная соц. гарантия - льготный порядок исчисления труд. стажа. Время, в течение которого безработный  получает стипендию, пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых обществ. работах, а также время, необходимое для переезда по направлению  службы занятости в др. местность  и трудоустройства, засчитывается  в общий трудовой стаж и не прерывает  стажа.

13. Пособие по безработице. Основание и порядок его выплаты.

Пособие по безработице  выплачивается гр-нам, уволенным  из орг-ций по любым основаниям,   и устанавливается в % отношении  к среднему заработку, исчисленному за последние 3 мес. по последнему месту  работы, если они в течение 12 мес., предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного  рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем. Пособие по безработице во всех иных случаях, в т.ч. гр-нам, впервые ищущим работу; стремящимся возобновить трудовую деят-ть после длит. перерыва; уволенным из орг-ций по собств. желанию без уважит. причин; уволенным за нарушение труд. дисциплины или др. виновные действия, предусмотренные закон-вом РФ; уволенным по любым основаниям в течение 12 мес., предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гр-нам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в % отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

При невозможности  предоставления органами службы занятости  подходящей работы в течение 10 дней после регистрации в центре занятости, гр-н признаётся безработным и  получает право на получение пособия  по безработице с 1-го дня постановки на учет.

Гр-нам, уволенным  из организации в связи с их ликвидацией, сокращением штата  и признанным в установленном  порядке безработными, но не трудоустроенным, пособие по безработице выплачивается, начиная с 1-го дня по истечении  периода, в течение которого за гр-нами по последнему месту работы сохраняется  заработная плата на период трудоустройства

 

20

 

 

 

 

 

 

Меры социально-правовой защиты безработных граждан

В соответствии с  Законом о занятости населения  государство гарантирует безработным:

выплату пособия  по безработице, в том числе в  период временной нетрудоспособности безработного;

выплату стипендии  в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

возмещение затрат в связи с добровольным переездом  в другую местность для трудоустройства  по предложению органов службы занятости;

возможность участия  в оплачиваемых общественных работах.

Согласно Положению  об организации общественных работ*(51), утв. постановлением Правительства  РФ от 14 июля 1997 г. (с изм. и доп.), под  общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

К общественным работам  не относится деятельность, связанная  с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной  подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных  действий в кратчайшие сроки.

Общественные  работы организуются органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по предложению и  при участии территориальных  органов по вопросам занятости населения. Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогате


Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"