Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 14:15, курсовая работа
Рыночная экономика невозможна без применения человеческого труда. Это
аксиома, однако приходится констатировать, что, увлекаясь чисто
экономическими категориями, современные российские политики и
предприниматели нередко забывают об этом. На первое место выходят проблемы
собственности, организационно - правовых форм предпринимательства,
инвестиций, прибыли, налогов. Безусловно, все это очень важные элементы
рыночной экономики, но она не может существовать без рынка труда, на
котором продается и покупается такой специфический "товар", как рабочая
сила, способности человека к тому или иному виду труда. Все остальное
производно от этого. Непонимание этой достаточно простой вещи создает базу
для социальных конфликтов в основной сфере человеческой деятельности.
Введение. 2
Глава 1. Развития законодательства о трудовых спорах. 3
1.1. Развитие российского законодательства, регулирующего коллективные
трудовые споры. 3
1.2. Анализ зарубежного законодательства о регулировании трудовых споров. 5
Глава 2. Современное состояние общества и причины способствующие
коллективным трудовым конфликтам. 7
2.1. Забастовочное движение в России в 90-х годах. 7
2.2. Анализ всесоюзной забастовки шахтеров. 10
2.3. Забастовочное движение в России в настоящее время. 13
2.4. Причины коллективных трудовых конфликтов и споров. 18
Глава 3. Осуществление права на забастовку. 21
3.1. Понятие и виды забастовок в РФ. 21
3.2. Право на забастовку и его ограничение в РФ. 22
Глава 4. Процедура организации забастовки в РФ. 28
4.1. Порядок объявления забастовки в РФ. 28
4.2. Орган возглавляющий забастовку. 30
4.3. Права и обязанности спорящих сторон при забастовке. 31
4.4. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением
забастовки. 33
Глава 5. Незаконные забастовки в РФ. 34
5.1. Понятие незаконной забастовки. 34
5.2. Ответственность за проведение незаконных забастовок. 35
Заключение. 38
Список нормативно-правовых актов и литературы. 40
методом. Порядок разрешения коллективных трудовых споров стал закрепляться
во многих коллективных договорах. Порядок разрешения коллективных трудовых
споров стал закрепляться во многих коллективных договорах. Ныне и в
Англии, и в США сохранилось главным образом коллективно-договорное
регулирование коллективных трудовых споров и ведения коллективных
переговоров.
Международно-правовые акты по трудовому праву, предусматривающие
определенный порядок разрешения споров при коллективных переговорах,
появились лишь после второй мировой войны.
Так, в 1949 г. Международная Организация Труда (МОТ) приняла
Конвенцию № 98 о праве на организацию и на проведение коллективных
переговоров, которая предусматривает свободу и право ведения коллективных
переговоров. Ее же Конвенция №154, и Рекомендация № 163 1981 г. о
коллективных переговорах предусматривают и порядок разрешения разногласий
(споров) при ведение коллективных переговоров.
Что касается регламентации забастовок в ряде стран Запада, то
признание права на забастовку и допущение забастовок в определенных,
юридически фиксируемых рамках считаются на Западе необходимыми условиями
нормального функционирования общества, основанного на частной
собственности, свободном предпринимательстве и рыночной экономике при
наличии объективно существующих и официально признаваемых конфликтов
интересов предпринимателей и наемных работников.
Право на забастовку рассматривается как важнейшая предпосылка
здорового развития системы коллективных договоров и разумного разрешения
противоречий, возникших в сфере труда и трудовых отношений.
В настоящее время право на забастовку закреплено практически во всех
промышленно развитых странах с рыночной экономикой. Оно либо
провозглашается в конституции (Франция, Италия, Португалия, Греция,
Швеция), либо выводится из конституционного права на ассоциацию (Канада,
Австрия, Бельгия, Швейцария, Дания, Люксембург), либо специально закреплено
в законодательстве (США, Новая Зеландия), либо опирается на общие принципы
права, а именно на действие принципа «разрешено то, что не запрещено»
(Финляндия, Норвегия), либо основывается на международном акте
(Нидерланды).
Признание права на забастовку повсюду, однако, сопровождается
ограничительными и запретительными условиями. Они направлены против
незаконных забастовок, к которым обычно относят политические забастовки,
забастовки, не сопровождаемые полной остановкой работы, забастовки при
которых бастующие работники не покидают предприятия, стачки судей,
полицейских, работников тюрем, и работников ряда других профессий.
В отношении разделения забастовок на законные и незаконные имеется
значительная специфика в зависимости от страны. Определенные виды
забастовок незаконны в одних странах и законны в других. Так,
«неофициальная» (не санкционированная профсоюзным руководством) забастовка
незаконна в США, Канаде, Греции, Швеции и законна в Великобритании, Италии,
Швейцарии. Стачка солидарности закона во Франции, Испании, Италии,
Швейцарии. Швеции и незаконна во многих других странах, например, в США и
Великобритании.
По-разному решается вопрос о допустимости забастовок государственных
чиновников, в США – стачки всех федеральных служащих, а во многих штатах,
служащих местных органов. Вместе с тем имеется не мало стран, где право на
стачку государственных служащих признано законным.
Заслуживает быть отмеченным, что грань между законной и незаконной
стачкой подвижна: в зависимости от условий конкретной страны суды могут
расширить или сузить границы законности стачки. Так, Конституционный суд
Италии в решении от 14 декабря 1974 г. № 290 сделал шаг по пути полной
легализации политической стачки, которая ранее считалась полностью не
законной.
Политическая стачка была в 70-х годах признана законной в Швеции (за
исключением государственного сектора). В ФРГ считается, что политическая
забастовка возможна при нарушении государственной властью конституционных
норм. Во Франции суды долгое время признавали незаконной любую политическую
стачку как непозволительное вмешательство в прерогативы правительства.
Однако с начала 60-х годов Кассационный суд в своих решениях обосновывает
необходимость особого подхода к «смешанным стачкам», т.е. к таким, в
которых сочетаются как экономические (профессиональные), так и политические
мотивы. Такие стачки признаются незаконными только при превалировании в них
политических мотивов.
Особо регулируются забастовки работников, занятых в общественных
услугах (электро-, газо-, водоснабжение, АЭС, почтово-телеграфная связь,
общественный транспорт, пожарная охрана, работники больниц, и т.д.). такие
забастовки трактуются как чрезвычайно опасные для общества конфликты,
ведущие к потенциальному разрушению национальной экономики, поскольку
специфика этих услуг требует их бесперебойного функционирования. В
большинстве стран забастовки в общественных услугах либо полностью
запрещены, либо запрещены в определенных отраслях, либо запрещены с большим
числом оговорок и ограничительных условий, определяемых в
законодательстве. Например, во Франции: предупреждение за пять дней,
запрет «неофициальных», «шахматных», забастовок и потеря заработной платы,
непропорциональная отсутствию на работе (за час отсутствия – потеря
дневного заработка). В Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Швеции порядок
проведения забастовок в общественных услугах установлен в коллективных
договорах, действующих в этих отраслях. Там предусматриваются особые
условия проведения таких стачек: предупреждение, продолжение
функционирования служб, необходимых для жизнеобеспечения населения,
ограничение продолжительности, одобрение забастовки квалифицированным
большинством работников, высшим профсоюзным органом и т.п.
В настоящее время в большинстве стран признано, что забастовка,
будучи правом, установленным в законе, ведет к приостановлению трудовых
правоотношений, т.е. по окончании забастовки ее участники подлежат в
принципе восстановлению на работе, а заменявшие их работники должны быть
уволены.
Приостановление на время трудовых правоотношений ведет к тому, что
предприниматель в этот период не отвечает за ущерб, причиненный работником
третьим лицам; несчастный случай на предприятии в период забастовки не
рассматривается как производственная травма. Заболевшему стачечнику обычно
не выплачивается пособие по болезни.
Забастовка влечет за собой прекращение выплаты заработной платы.
Забастовщики могут существовать при отсутствии у них личных сбережений
только за счет стачечного пособия, выплачиваемого профсоюзом, средств
социального вспомоществования, а также материальной помощи, оказываемой в
порядке солидарности другими трудящимися.
Наказания за незаконные забастовки в странах Запада весьма
дифференцированы, и применение их показывает гибкость социальной политики.
Различаются дисциплинарные, гражданско-правовые и уголовно-правовые
меры против забастовок. Объектом их являются организаторы забастовок,
главным образом профсоюзы и их функционеры, и рядовые забастовщики.
Профсоюзы как таковые за организацию незаконной забастовки
подвергаются гражданско-правовой ответственности (договорной или деликатной).
Во Франции профсоюз может быть подвержен гражданско-правовой
(договорной) ответственности за нарушение положений коллективного договора
о предварительном предупреждении о стачке или осуществлении примирительной
процедуры.
Рядовые участники незаконных забастовок подвергаются прежде всего
дисциплинарной ответственности. Теоретически против них можно применить всю
гамму дисциплинарных наказаний, в том числе и штрафы. Однако наиболее
частой реакцией администрации на незаконную забастовку или незаконные
действия в связи со стачкой является «крайняя мера» - увольнение без
предупреждения и выплаты выходного пособия. Эта мера может быть
осуществлена выборочно – в отношении зачинщиков, либо всех забастовщиков в
порядке локаута.
Уголовно-правовые наказания могут применяться за участие в некоторых
видах незаконных забастовок, за акты насилия, сопровождающие забастовку,
либо за «действия, вытекающие из забастовок». Приведу некоторые примеры. В
Японии, согласно Закону 1948 г. о государственной службе (ст.11),
государственные чиновники – участники стачек караются тюремным заключением
до трех лет или штрафом 10 тысяч иен. По толкованию Верховного суда
уголовной ответственности подвергаются только зачинщики или руководители
таких забастовок. В Италии уголовной ответственности подлежат участники в
государственных и общественных службах, если такие стачки подрывают
порядок и дезорганизуют «существенные услуги».
На практике уголовные санкции большей частью применяются в двух
случаях: против покушения на «свободу труда», т.е. против действий
предпринимаемых забастовщиками (забастовочными пикетами) с целью не
допустить на предприятие штрейкбрехеров, и против участников «сидячих»
забастовок.
Хотя в регламентации забастовок на Западе нередко проявляются открыто
насильственные аспекты, следует признать, что эта регламентация далеко не
сводится к прямым запретам и подавлению, является довольно гибкой и
подчинена главной стратегической задаче– институционализировать трудовые
конфликты.
Глава 2. Современное состояние общества и причины способствующие коллективным трудовым конфликтам.
2.1 Забастовочное движение в России в 90-х годах.
Падение уровня реальной заработной платы, несвоевременная ее
индексация, хронические задержки с выплатой стали основными причинами
забастовок и коллективных трудовых споров.
Забастовки стали реальностью девяностых. Если в восьмидесятых годах
забастовка казалась событием экстраординарным, то в девяностых годах 20-го столетия сообщения об этих акциях звучали едва ли не каждый день, а число людей,
участвующих в их проведении, все возрастало.
Анализ соответствующей статистики дает представление как о количестве
трудовых конфликтов, так и о качественных их изменениях.
В период с 1990 г. по 1992 г. количество забастовок ежегодно увеличивалось.
В промышленности их пик пришелся на 1991 г. (в основном в угольной
отрасли); в бюджетной сфере - на 1992 г. (больше всего бастовали учителя).
Главные причины конфликтов, перераставших в забастовки - либерализация цен,
безработица, резкое снижение доходов и т. д.
К 1993 - 1994 гг. количество забастовок резко уменьшилось, причем в
1993 г. в бюджетной сфере их не было вообще. Однако это отнюдь не
свидетельствовало об уменьшении социальной напряженности. От забастовок,
которые не давали желаемых результатов, в этот период профсоюзы (прежде
всего в бюджетной сфере) перешли к давлению на органы региональной
исполнительной власти, используя иные формы протеста: митинги,
пикетирование зданий администраций, шествия и др.
Новый взлет забастовок в стране отмечен в 1995-1997 гг. (в 1997 г. - около
17 тыс.). И если пик забастовок в промышленности не достиг наивысшего
уровня, зафиксированного в 1990-1992 гг., то в бюджетной сфере, и особенно
в образовании, он превысил его почти в три раза. Основная их причина -
несвоевременная выплата заработной платы. Например, 16 сентября 1996 г. в
Приморье начали бессрочную забастовку энергетики на 17 предприятиях
акционерного общества Партизанская ГРЭС, Артемовская ТЭЦ и Владивостокская ТЭЦ-2.
Кроме того, к забастовке присоединилась не входящая в систему "Дальэнерго" Приморская
ГРЭС (г. Лучегорск), на которой началась голодовка персонала. Главной
причиной акций протеста энергетиков Приморья стала невыплата заработной
платы за 4 месяца.
Количественные параметры забастовочного движения в 1998 г. были спокойнее.
Число забастовок и участников забастовочного движения по сравнению с 1997 года
сократилось в два раза. Однако несмотря на сокращение числа забастовок и
количества их участников, они стали жестче. Экономические требования
сопровождались политическими лозунгами, использовались новые формы
протеста, - например, объявление шахтерами "рельсовой войны",
сопровождавшейся значительными народно-хозяйственными потерями. Сугубо
отраслевые коллективные действия стали трансформироваться в региональные и
всероссийские акции протеста.
Из всех забастовок, прошедших в стране в 1999 г., 98% приходилось на
сферу образования, причем большинство из них состоялось 27-29 января, во
время всероссийской акции протеста работников этой отрасли. Они требовали
выплаты задолженности по зарплате, которая только по образовательным
учреждениям субъектов Федерации превысила 10 млрд. руб., или 2,6 их ФОТ.
Например, в поселке Ольга Приморского края объявили голодовку 8 учителей.
Информация о работе Порядок организации и проведения забастовки