Порядок организации и проведения забастовки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика невозможна без применения человеческого труда. Это
аксиома, однако приходится констатировать, что, увлекаясь чисто
экономическими категориями, современные российские политики и
предприниматели нередко забывают об этом. На первое место выходят проблемы
собственности, организационно - правовых форм предпринимательства,
инвестиций, прибыли, налогов. Безусловно, все это очень важные элементы
рыночной экономики, но она не может существовать без рынка труда, на
котором продается и покупается такой специфический "товар", как рабочая
сила, способности человека к тому или иному виду труда. Все остальное
производно от этого. Непонимание этой достаточно простой вещи создает базу
для социальных конфликтов в основной сфере человеческой деятельности.

Содержание работы

Введение. 2
Глава 1. Развития законодательства о трудовых спорах. 3
1.1. Развитие российского законодательства, регулирующего коллективные
трудовые споры. 3
1.2. Анализ зарубежного законодательства о регулировании трудовых споров. 5

Глава 2. Современное состояние общества и причины способствующие
коллективным трудовым конфликтам. 7
2.1. Забастовочное движение в России в 90-х годах. 7
2.2. Анализ всесоюзной забастовки шахтеров. 10
2.3. Забастовочное движение в России в настоящее время. 13
2.4. Причины коллективных трудовых конфликтов и споров. 18

Глава 3. Осуществление права на забастовку. 21

3.1. Понятие и виды забастовок в РФ. 21
3.2. Право на забастовку и его ограничение в РФ. 22

Глава 4. Процедура организации забастовки в РФ. 28

4.1. Порядок объявления забастовки в РФ. 28
4.2. Орган возглавляющий забастовку. 30
4.3. Права и обязанности спорящих сторон при забастовке. 31
4.4. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением
забастовки. 33

Глава 5. Незаконные забастовки в РФ. 34

5.1. Понятие незаконной забастовки. 34
5.2. Ответственность за проведение незаконных забастовок. 35

Заключение. 38

Список нормативно-правовых актов и литературы. 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

методом. Порядок разрешения коллективных трудовых споров стал закрепляться

во многих коллективных договорах. Порядок разрешения коллективных трудовых

споров стал закрепляться во многих коллективных договорах.  Ныне и в

Англии, и в США сохранилось   главным   образом   коллективно-договорное

регулирование коллективных   трудовых   споров   и   ведения   коллективных

переговоров.

       Международно-правовые акты по трудовому праву, предусматривающие

определенный порядок разрешения споров при   коллективных   переговорах,

появились лишь после второй мировой войны.

       Так, в 1949 г.  Международная Организация Труда (МОТ) приняла

Конвенцию № 98 о праве на организацию и на проведение коллективных

переговоров, которая предусматривает свободу и право ведения коллективных

переговоров. Ее же Конвенция №154, и Рекомендация № 163 1981 г.  о

коллективных переговорах предусматривают и порядок разрешения разногласий

(споров) при ведение коллективных  переговоров.

       Что касается регламентации забастовок в ряде стран Запада, то

признание права на забастовку и допущение забастовок в определенных,

юридически фиксируемых рамках считаются на Западе необходимыми условиями

нормального    функционирования    общества, основанного    на    частной

собственности, свободном предпринимательстве и рыночной экономике   при

наличии объективно существующих и официально   признаваемых   конфликтов

интересов предпринимателей и наемных работников.

      Право на забастовку рассматривается   как   важнейшая   предпосылка

здорового развития системы коллективных договоров и разумного разрешения

противоречий, возникших в сфере труда и трудовых отношений.

      В настоящее  время право на забастовку закреплено практически во всех

промышленно   развитых   странах   с   рыночной   экономикой.    Оно    либо

провозглашается в конституции (Франция, Италия, Португалия, Греция,

Швеция), либо выводится из конституционного права на ассоциацию (Канада,

Австрия, Бельгия, Швейцария, Дания, Люксембург), либо специально закреплено

в законодательстве (США, Новая Зеландия), либо опирается на общие принципы

права, а именно на действие принципа «разрешено то, что не запрещено»

(Финляндия, Норвегия), либо   основывается   на    международном    акте

(Нидерланды).

       Признание права на забастовку повсюду, однако, сопровождается

ограничительными и запретительными условиями.   Они   направлены   против

незаконных забастовок, к которым обычно относят политические забастовки,

забастовки, не сопровождаемые полной остановкой работы, забастовки при

которых бастующие работники не покидают   предприятия, стачки   судей,

полицейских, работников тюрем, и работников ряда других профессий.

      В отношении разделения забастовок на законные и незаконные имеется

значительная специфика в зависимости   от   страны.   Определенные   виды

забастовок незаконны в одних   странах   и   законны   в   других.   Так,

«неофициальная» (не санкционированная профсоюзным руководством) забастовка

незаконна в США, Канаде, Греции, Швеции и законна в Великобритании, Италии,

Швейцарии.  Стачка солидарности закона во   Франции, Испании, Италии,

Швейцарии. Швеции и незаконна во многих других странах, например, в США и

Великобритании.

      По-разному решается вопрос о допустимости забастовок государственных

чиновников, в США – стачки всех федеральных служащих, а во многих штатах,

служащих местных органов. Вместе с тем имеется не мало стран, где право на

стачку государственных служащих признано законным.

      Заслуживает быть отмеченным, что грань между законной и незаконной

стачкой подвижна: в зависимости от условий конкретной страны суды могут

расширить или сузить границы законности стачки.  Так, Конституционный суд

Италии в решении от 14 декабря 1974 г. № 290 сделал шаг по пути полной

легализации политической стачки, которая ранее считалась полностью не

законной.

      Политическая  стачка была в 70-х годах признана законной в Швеции (за

исключением государственного сектора). В ФРГ считается, что политическая

забастовка возможна при нарушении государственной властью конституционных

норм. Во Франции суды долгое время признавали незаконной любую политическую

стачку как непозволительное вмешательство в прерогативы правительства.

Однако с начала 60-х годов Кассационный суд в своих решениях обосновывает

необходимость особого подхода к «смешанным стачкам», т.е.  к таким, в

которых сочетаются как экономические (профессиональные), так и политические

мотивы. Такие стачки признаются незаконными только при превалировании в них

политических мотивов.

      Особо регулируются забастовки работников, занятых в общественных

услугах (электро-, газо-, водоснабжение, АЭС, почтово-телеграфная связь,

общественный транспорт, пожарная охрана, работники больниц, и т.д.).  такие

забастовки трактуются как чрезвычайно опасные для общества конфликты,

ведущие к потенциальному разрушению национальной экономики, поскольку

специфика этих услуг требует их   бесперебойного   функционирования.   В

большинстве стран забастовки в общественных   услугах   либо   полностью

запрещены, либо запрещены в определенных отраслях, либо запрещены с большим

числом    оговорок    и    ограничительных    условий, определяемых     в

законодательстве. Например, во Франции: предупреждение за пять дней,

запрет «неофициальных», «шахматных», забастовок и потеря заработной платы,

непропорциональная отсутствию на работе (за час отсутствия – потеря

дневного заработка). В Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Швеции порядок

проведения забастовок в общественных услугах установлен в коллективных

договорах, действующих в этих отраслях.  Там предусматриваются   особые

условия    проведения    таких    стачек: предупреждение, продолжение

функционирования служб, необходимых   для   жизнеобеспечения   населения,

ограничение продолжительности, одобрение   забастовки   квалифицированным

большинством работников, высшим профсоюзным органом и т.п.

      В настоящее время в большинстве стран признано, что забастовка,

будучи правом, установленным в законе, ведет к приостановлению трудовых

правоотношений, т.е. по окончании забастовки ее участники подлежат в

принципе восстановлению на работе, а заменявшие их работники должны быть

уволены.

      Приостановление  на время трудовых правоотношений ведет к тому, что

предприниматель в этот период не отвечает за ущерб, причиненный работником

третьим лицам; несчастный случай на предприятии в период забастовки не

рассматривается как производственная травма. Заболевшему стачечнику обычно

не выплачивается пособие по болезни.

      Забастовка влечет за собой   прекращение выплаты заработной платы.

Забастовщики могут существовать при отсутствии у них личных сбережений

только за счет стачечного пособия, выплачиваемого профсоюзом, средств

социального вспомоществования, а также материальной помощи, оказываемой в

порядке солидарности другими трудящимися.

       Наказания за незаконные забастовки   в   странах   Запада   весьма

дифференцированы, и применение их показывает гибкость социальной политики.

      Различаются дисциплинарные, гражданско-правовые и уголовно-правовые

меры против забастовок.  Объектом их являются   организаторы забастовок,

главным образом профсоюзы и их функционеры, и рядовые забастовщики.

        Профсоюзы как таковые   за   организацию   незаконной   забастовки

подвергаются   гражданско-правовой ответственности (договорной или деликатной). 

       Во Франции профсоюз может   быть   подвержен   гражданско-правовой

(договорной) ответственности за нарушение положений коллективного договора

о предварительном предупреждении о стачке или осуществлении примирительной

процедуры.

      Рядовые участники незаконных забастовок подвергаются прежде всего

дисциплинарной ответственности. Теоретически против них можно применить всю

гамму дисциплинарных наказаний, в том числе и штрафы.  Однако наиболее

частой реакцией администрации на незаконную забастовку или незаконные

действия в связи со стачкой является «крайняя мера» - увольнение без

предупреждения и выплаты выходного   пособия.   Эта   мера   может   быть

осуществлена выборочно – в отношении зачинщиков, либо всех забастовщиков в

порядке локаута.

      Уголовно-правовые  наказания могут применяться за участие в некоторых

видах незаконных забастовок, за акты насилия, сопровождающие забастовку,

либо за «действия, вытекающие из забастовок». Приведу некоторые примеры.  В

Японии, согласно Закону 1948 г.  о  государственной   службе (ст.11),

государственные чиновники – участники стачек караются тюремным заключением

до трех лет или штрафом 10 тысяч иен.  По толкованию Верховного суда

уголовной ответственности подвергаются только зачинщики или руководители

таких забастовок. В Италии уголовной ответственности подлежат участники в

государственных и общественных   службах, если такие стачки   подрывают

порядок и дезорганизуют «существенные услуги».

      На практике уголовные санкции большей частью применяются в двух

случаях: против покушения на «свободу труда», т.е.   против   действий

предпринимаемых забастовщиками (забастовочными пикетами) с   целью   не

допустить на предприятие штрейкбрехеров, и против участников «сидячих»

забастовок.

      Хотя в  регламентации забастовок на Западе нередко проявляются открыто

насильственные аспекты, следует признать, что эта регламентация далеко не

сводится к прямым запретам и подавлению, является довольно гибкой и

подчинена главной стратегической задаче– институционализировать трудовые

конфликты.

 

 

Глава 2. Современное состояние общества и причины способствующие             коллективным трудовым конфликтам.

  2.1 Забастовочное движение в России в 90-х годах.

       Падение уровня реальной   заработной   платы, несвоевременная   ее

индексация, хронические задержки с выплатой стали основными причинами

забастовок и коллективных трудовых споров.

       Забастовки стали реальностью девяностых.  Если в восьмидесятых годах

забастовка казалась событием экстраординарным, то в девяностых годах 20-го столетия сообщения об этих акциях звучали едва ли не каждый день, а число людей, 

участвующих в их проведении, все возрастало.

       Анализ соответствующей статистики дает представление как о количестве

трудовых конфликтов, так и о качественных их изменениях.

В период с 1990 г. по 1992 г. количество забастовок ежегодно увеличивалось.

В промышленности их пик пришелся на 1991 г.  (в основном в угольной

отрасли); в бюджетной сфере - на 1992 г. (больше всего бастовали учителя).

Главные причины конфликтов, перераставших в забастовки - либерализация цен,

безработица, резкое снижение доходов и т. д.

             К 1993 - 1994 гг. количество забастовок резко уменьшилось, причем в

1993 г.  в бюджетной сфере  их не было вообще.  Однако  это отнюдь не

свидетельствовало об уменьшении социальной напряженности.  От забастовок,

которые не давали желаемых результатов, в этот период профсоюзы (прежде

всего в бюджетной сфере) перешли к давлению на органы   региональной

исполнительной   власти, используя   иные   формы    протеста: митинги,

пикетирование зданий администраций, шествия и др.

Новый взлет забастовок в стране отмечен в 1995-1997 гг. (в 1997 г.  -  около

17 тыс.). И если пик забастовок в промышленности не достиг наивысшего

уровня, зафиксированного в 1990-1992 гг., то в бюджетной сфере, и особенно

в образовании, он превысил его почти в три раза.  Основная их причина -

несвоевременная выплата заработной платы. Например, 16 сентября 1996 г.  в

Приморье начали бессрочную забастовку энергетики на   17   предприятиях

акционерного общества  Партизанская ГРЭС, Артемовская ТЭЦ и Владивостокская ТЭЦ-2.

Кроме того, к забастовке присоединилась не входящая в систему "Дальэнерго" Приморская

ГРЭС (г. Лучегорск), на которой началась голодовка персонала.  Главной

причиной акций протеста энергетиков Приморья стала невыплата заработной

платы за 4 месяца.

Количественные параметры забастовочного движения в 1998 г.  были спокойнее.

Число забастовок и участников забастовочного движения по сравнению с 1997 года

сократилось в два раза. Однако несмотря на сокращение числа забастовок и

количества их участников, они стали жестче.  Экономические   требования

сопровождались   политическими   лозунгами, использовались   новые   формы

протеста, - например, объявление    шахтерами    "рельсовой    войны",

сопровождавшейся значительными народно-хозяйственными   потерями.   Сугубо

отраслевые коллективные действия стали трансформироваться в региональные и

всероссийские акции протеста.

       Из всех забастовок, прошедших в стране в 1999 г., 98% приходилось на

сферу образования, причем большинство из них состоялось 27-29 января, во

время всероссийской акции протеста работников этой отрасли.  Они требовали

выплаты задолженности по зарплате, которая только по   образовательным

учреждениям субъектов Федерации превысила 10 млрд. руб., или 2,6 их ФОТ.

Например, в поселке Ольга Приморского края объявили голодовку 8 учителей. 

Информация о работе Порядок организации и проведения забастовки