Защита трудовых прав граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:14, реферат

Описание работы

В связи с рядом изменений, которые произошли в нашем государстве за последние десятилетия, на первый план выходит проблема правового регулирования прав граждан. Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Провозглашение названной статьей Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством, которое оказывает значительное влияние на различные сферы жизни общества и государства в целом, в том числе и на сферу трудовых отношений.

Файлы: 1 файл

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН мпопом.docx

— 295.90 Кб (Скачать файл)

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию

государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:

1) производит уведомительную  регистрацию коллективных трудовых  споров по поводу

заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых _____на федеральном уровне

социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из

федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в

56

соответствии с нормами трудового законодательства в целях разрешения коллективного

трудового спора забастовка не может быть проведена;

2) содействует урегулированию  указанных коллективных трудовых  споров;

3) ведет базу данных  по учету трудовых арбитров;

4) организует подготовку  трудовых арбитров.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в

урегулировании коллективных трудовых споров:

1) производят уведомительную  регистрацию коллективных трудовых  споров, за исключением

коллективных трудовых споров, указанных в ч. 2 ст. 407 ТК РФ;

2) содействуют урегулированию  указанных коллективных трудовых  споров.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах

своих полномочий:

1) проверяют в случае  необходимости полномочия представителей  сторон коллективного

трудового спора;

2) выявляют, анализируют  и обобщают причины возникновения  коллективных трудовых

споров, подготавливают предложения по их устранению;

3) оказывают методическую  помощь сторонам коллективного  трудового спора на всех этапах

его рассмотрения и разрешения;

4) организуют в установленном  порядке финансирование примирительных  процедур.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при

организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с

представителями работников и работодателей.

Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в

порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами

Российской Федерации, имеют право беспрепятственно при предъявлении удостоверения

установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их

организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц)

в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин,

порождающих эти споры.

Соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения

этого спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон коллективного трудового

спора обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляется сторонами коллективного

трудового спора.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как

способ разрешения коллективного трудового спора.

Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых

обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора

либо работодатель (его представители) или представители работодателей уклоняются от участия

в примирительных процедурах, не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения

коллективного трудового спора, или не исполняют решение трудового арбитража, имеющее

обязательную для сторон силу, то работники или их представители имеют право приступить к

организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с трудовым

законодательством в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть

проведена.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию

или отказу от участия в забастовке.

Сотрудник, не участвующий в забастовке, в связи с ее проведением не имеет возможности

выполнять свою работу. Возникает вопрос: обязан ли работодатель выплачивать ему заработную

плату и в каком размере?

В соответствии со ст. 414 ТК РФ работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее

проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме

о начале простоя, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах,

которые предусмотрены ТК РФ. Работодатель имеет право переводить указанных работников на

другую работу в порядке, предусмотренном ТК РФ.

Согласно ст. 157 ТК РФ время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и

работника, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя,

оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада). Коллективным договором,

соглашением или соглашениями, достигнутыми _____в ходе разрешения коллективного трудового

спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в

забастовке, чем предусмотренный ТК РФ <38>.

--------------------------------

<38> Финансовая газета. Региональный выпуск. 2007. N 42.

57

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут

дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном

трудовым законодательством, иными федеральными законами.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней

участие.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников

организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения),

индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее

уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной

профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием

(конференцией) работников  данного работодателя без проведения  примирительных процедур.

Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем

присутствуют не менее половины от общего числа работников. Конференция работников данного

работодателя считается правомочной, если на ней присутствуют не менее двух третей делегатов

конференции.

Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для

проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее)

проведению.

В результате того, что работодатель отказался предоставить помещение для проведения

собрания примирительной комиссии (при проведении примирительных процедур), работники не

смогли выдвинуть работодателю свои требования для устранения коллективного трудового спора.

Возникает вопрос: следует ли действия работодателя квалифицировать как нарушение трудового

законодательства со всеми правовыми последствиями таких действий работодателя?

В соответствии с нормами ст. 402 ТК РФ примирительная комиссия создается в срок до трех

рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании комиссии

оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением

представителя работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового

спора на равноправной основе.

Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать законы и иные нормативные

правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и

трудовых договоров.

Отказ работодателя предоставить помещение для работы примирительной комиссии

является со стороны работодателя нарушением трудового законодательства. В этой связи при

установлении указанных выше нарушений трудового законодательства государственные

инспекторы труда вправе привлечь нарушителей к ответственности, установленной нормами ст.

5.32 КоАП РФ <39>.

--------------------------------

<39> Савина Т.А. // http://www.buhi.ru/text/381-l.html.

Решение считается принятым, если за него проголосовали не менее половины работников,

присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва

конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое

решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно

объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть

предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

В период с 11 по 28 апреля 2007 г. на собраниях работников структурных подразделений

(цехов и участков) ОАО "Михайловцемент" были избраны 28 делегатов для участия в конференции

работников по вопросу выдвижения требований к работодателю.

На конференции, состоявшейся 1 мая 2007 г., были приняты требования к работодателю о

повышении тарифных ставок и сдельно-премиальной оплаты в три раза и утвержден список

представителей трудового коллектива для включения в состав примирительной комиссии по

рассмотрению выдвинутых требований.

2 мая 2007 г. протокол конференции, содержащий изложенную информацию, был получен

администрацией ОАО "Михайловцемент".

Приказом генерального директора акционерного общества от 8 мая 2007 г. была

сформирована примирительная комиссия по рассмотрению требований работников с включением

в ее состав представителей как трудового коллектива, так и администрации предприятия.

58

Постановлением конференции работников ОАО "Михайловцемент" от 15 мая 2007 г. была

объявлена на 21 мая 2007 г. с 9 до 10 ч предупредительная забастовка работников предприятия,

избран забастовочный комитет и определены предложения по минимуму необходимых работ

(услуг), подлежащих выполнению  в период проведения забастовки.

16 мая 2007 г. работодателю  было направлено предупреждение  с изложением даты и

времени забастовки, планируемого количества участников, состава органа управления

забастовкой и указанием об обязательности согласования минимума необходимых работ.

21 мая 2007 г. предупредительная  забастовка работников акционерного  общества была

проведена.

ОАО "Михайловцемент" обратилось в суд с заявлением о признании предупредительной

забастовки незаконной, ссылаясь на нарушения норм трудового законодательства при ее

объявлении. Требования аргументированы тем, что в силу ст. ст_____. 29 и 30 ТК РФ представителями

интересов работников в социальном партнерстве являются исключительно первичные

профсоюзные организации. Иной представительный орган работников в этих целях может быть

сформирован лишь в случаях, предусмотренных ст. 31 ТК РФ, т.е. когда работники данного

работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из

имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников

данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять

интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне. При этом иной

Информация о работе Защита трудовых прав граждан