Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:14, реферат
В связи с рядом изменений, которые произошли в нашем государстве за последние десятилетия, на первый план выходит проблема правового регулирования прав граждан. Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Провозглашение названной статьей Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством, которое оказывает значительное влияние на различные сферы жизни общества и государства в целом, в том числе и на сферу трудовых отношений.
представительный орган может быть избран для осуществления указанных полномочий тайным
голосованием из числа работников на общем собрании (конференции) работников.
Так как работники акционерного общества объединены в первичную профсоюзную
организацию, которая включает более их половины (799 при фактической численности работников
1072), то представителем работников в рассматриваемом коллективном трудовом споре могла
быть лишь первичная профсоюзная организация акционерного общества, которая не принимала
участия в подготовке и проведении забастовки и не уполномочивала никого из своих членов на
представительство интересов работников в примирительной комиссии. Утверждается, что данное
обстоятельство в силу положений ст. 402 ТК РФ влечет незаконность состава примирительной
комиссии.
Обращается внимание на то, что нарушены предписания ст. 410 ТК РФ, поскольку
предупреждение об объявлении предупредительной забастовки было получено работодателем
позднее трех рабочих дней до ее начала.
Решением областного суда заявленные требования удовлетворены, предупредительная
забастовка, проведенная 21 мая 2007 г. в период с 9 до 10 ч. по решению конференции
работников ОАО "Михайловцемент" от 15 мая 2007 г., признана незаконной.
В кассационной жалобе представителя акционерного общества ставится вопрос об
изменении мотивировочной части решения суда. Указывается, что суд не применил положения ч. 2
ст. 29, ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, нарушил установления ч. 3 ст. 402 ТК РФ при рассмотрении доводов
истца о нарушении порядка выдвижения требований и объявления забастовки по причине
неучастия в разрешении коллективного трудового спора профсоюзной организации акционерного
общества. Высказывается мнение, что вывод суда о наличии в решении об объявлении забастовки
сведений, оговоренных в ч. 9 ст. 410 ТК РФ, не соответствует фактическим обстоятельствам.
В кассационной жалобе органа, возглавлявшего забастовку, выражена просьба об отмене
решения суда. На основе анализа процедур объявления и проведения забастовки полагается
неправомерным вывод суда о допущенных при этом нарушениях сроков, оговоренных в ст. ст. 410
и 14 ТК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Положения ст. ст. 29, 30, 31 ТК РФ разрешают вопросы представительства работников в
социальном партнерстве. Указанными нормами установлено правило, согласно которому в
социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников представляют первичные
профсоюзные организации. Иные представители работников могут быть избраны тайным
голосованием лишь в том случае, когда в организации нет первичных профсоюзных организаций
либо ни одна профсоюзная организация не объединяет более половины работников данного
работодателя и ни одна из них не уполномочена представлять интересы всех работников.
Вместе с тем данные предписания реализуются во взаимосвязи с установлениями гл. 61 (ст.
ст. 398 - 418) ТК РФ, регулирующими рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров.
Наличие неурегулированных разногласий между работниками и работодателем, т.е.
коллективного трудового спора, в рассматриваемом случае участвующими в деле лицами не
оспаривается.
Согласно ст. 399 ТК РФ правом выдвижения требований обладают работники и их
представители, определенные в соответствии со ст. ст. 29 - 31 и ч. 5 ст. 40 ТК РФ.
59
Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников
организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения),
индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции)
работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю.
Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что правом выдвижения требований
обладают как работники организации, утверждая их на соответствующем собрании (конференции)
работников, так и представительный орган работников. В последнем случае интересы работников
представляет первичная профсоюзная организация и лишь в особо оговоренных законом случаях
(ст. 31 ТК РФ) - избранный в соответствующей процедуре иной представительный орган.
По настоящему делу судом определено, что на конференции, состоявшейся 1 мая 2007 г.,
были приняты требования к работодателю о повышении тарифных ставок и сдельно-премиальной
оплаты в три раза и утвержден список представителей трудового коллектива для включения в
состав примирительной комиссии по рассмотрению выдвинутых требований.
Таким образом, в приведенной ситуации вопросы выдвижения требований и формирования
состава представителей работников в примирительную комиссию решались самими работниками
на конференции без обращения к первичной профсоюзной организации либо избрания
представительного органа, что не противоречит положениям трудового законодательства.
По ст. 410 ТК РФ после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может
быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель
должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
В ходе судебного разбирательства установлено, что постановлением конференции
работников ОАО "Михайловцемент" от 15 мая 2007 г. была объявлена на 21 мая 2007 г. с 9 до 10
ч. предупредительная забастовка работников предприятия. Предупреждение с изложением даты и
времени забастовки, планируемого количества участников, состава органа управления
забастовкой и указанием об обязательности согласования минимума необходимых работ было
направлено и вручено работодателю 16 мая 2007 г.
Принимая во внимание данное обстоятельство, учитывая, что рабочими днями являлись 17
и 18 мая, а последующие дни - 19 и 20 мая - были выходными, суд принял обоснованное решение
о пропуске срока предупреждения работодателя об объявлении часовой предупредительной
забастовки.
При этом следует исходить из того, что ст. 14 ТК РФ порядок исчисления сроков поставлен в
зависимость от возникновения или прекращения трудовых прав и обязанностей, которые в силу ст.
16 ТК РФ возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. В иных
случаях при исчисления срока, т.е. периода времени, с которым связываются определенные
правовые последствия, необходимо руководствоваться общим правилом исчисления срока,
течение которого, как правильно полагал суд, начинается на следующий день после календарной
даты, которой определено его начало <40>.
------------------------------
<40> Определение Верховного Суда Российской Федерации от 31 августа 2007 г. N 6-Г07-7.
При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает
минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с ТК РФ.
О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной
форме не позднее чем за десять календарных дней.
В решении об объявлении забастовки указываются:
1) перечень разногласий
сторон коллективного
для объявления и проведения забастовки;
2) дата и время начала
забастовки, ее предполагаемая
предполагаемое количество участников. При этом забастовка не может быть начата позднее двух
месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки;
3) наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников,
уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
4) предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период
проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного
обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.
Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный
орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
В случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении
забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке
примирительной процедуры.
Забастовку возглавляет представительный орган работников. Орган, возглавляющий
забастовку, имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя
60
информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для
подготовки заключений по спорным вопросам.
Орган, возглавляющий забастовку, имеет право приостановить забастовку. Для
возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной
комиссией или в трудовом арбитраже. Работодатель и соответствующий государственный орган
по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены о возобновлении
забастовки не позднее чем за три рабочих дня.
В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны
продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур.
Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган,
возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период
забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также
работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни
и здоровью людей.
Перечень минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения
забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных
структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана
с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в
каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом
исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в
соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим
общероссийским профессиональным союзом. В случае если в отрасли (подотрасли) экономики
действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума
необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли
(подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и
утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством
Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что приказом генерального директора ОАО "Авиакомпания
"Якутия" от 13 июня 2005 г.
N 553 создана примирительная
коллективного трудового спора. 23 июня 2005 г. участниками примирительной комиссии подписан
<p class="Normal" style=" margin-bottom: 0pt; text-align: ju