Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 20:42, курс лекций
1.экономическая сущность налогов. Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную), требующую средств.
Для государства налоги - основная статья доходов бюджета.
Налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости.
1.экономическая
сущность налогов. Необходимость налогов вытекает
из классических функций государства,
которое выполняет разнообразную деятельность
(политическую, экономическую, внешнеэкономическую,
оборонную, социальную), требующую средств.
Для государства налоги - основная статья доходов бюджета.
Налоговые отношения предполагают
наличие двух субъектов: налогоплательщика
и государства, между которыми возникает
движение стоимости.
Прямое безвозмездное движение
стоимости в денежной форме является объектом
налоговых отношений. Налоговые отношения
носят односторонний характер: от налогоплательщика
к государству, при этом отсутствует эквивалентность,
т. е. плательщик конкретно за свой платеж
ничего не получает. Налоги — обязательные платежи юридических
и физических лиц в бюджет, устанавливаемые
и принудительно изымаемые государством
в форме перераспределения части общественного
продукта, используемого на удовлетворение
общегосударственных потребностей.
Финансовые отношения между
государством и хозяйствующими субъектами
и населением по формированию централизованного
денежного фонда называются налоговыми
отношениями.
2.функции налогов, общая характеристика.
Ф-ция нал. — это проявление его сущности
в действии, способ выражения его свойств.
Ф-ция показывает, каким образом
реализуется общественное назначение
данной экономической категории как инструмента
стоимостного распределения и перераспределения
доходов.ф-ции налогов:1)фискальная, обеспечивающая
формирование доходов гос-тва, создающая
материальную основу гос.политики; 2) регулирующая, состоящая в
способности налогов воздействовать на
развитие экономики;3)стимулирующая, ориентирующая
налоговый механизм на стимулирование
плательщика к определенным действиям;
4)распределительная, проявляющая через
распределение и перераспределение национального
дохода, доходов юридических и физических
лиц на расширенное воспроизводство и
в бюджеты различных уровней;
5)контрольная, позволяющая
оценивать эффективность налоговой системы,
обеспечивающая контроль за движением
финансовых ресурсов, выявляющая необходимость
внесения изменений в нал-вую систему
и бюджетную политику.Налоги, сборы и пошлины
являются основным источником поступления
денежных средств в доход бюджета гос-тва
и внебюджетные социальные фонды, косвенным
методом регулирования экономики. Н. затрагивают самые насущные
интересы гос-тва и каждого гражданина,
поэтому для государства важно найти компромисс
в регулировании возникающих между ними
противоречий. Задача государства состоит
в построении такой налоговой системы,
которая обеспечила бы финансовыми ресурсами
общественные издержки и при этом не нарушала
предела изъятия средств у налогоплательщиков,
который определяет возможности расширенного
воспроизводства.
3.фискальная
функция налогов и её
Благодаря фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части валового внутреннего продукта. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.
4.распределительная функция и её характеристика. Наиболее тесно с фискальной функцией налога связана распределитель-ная (социальная) функция, выражающая экономическую сущность налога как централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в непроизводственную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.
Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной. Именно за счет данного перераспределения обеспечивается социальная стабильность в стране. В связи с этим, распределительную функцию довольно часто называют социальной.
5.регулирующая
функция налогов и её
6.контрольная
функция налогов и её
Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физических лиц, а также за источниками доходов и расходов. Благодаря денежной оценке сумм уплаченных налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Таким образом, посредством данной функции оценивается эффективность налоговой системы, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую и бюджетную политику.
Осуществление контрольной функции во многом зависит от налоговой дисциплины (налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивают установленные законодательством налоги).
7.особенность
формирования налоговой
8.принципы налогов и их характеристика. Принципы налогообложения в РБ:1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кон-цией Р Б, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента РБ.3. Налогообложение в РБ основывается на признании всеобщности и равенства.4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Р Б, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство РБ, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории РБ либо создающих в нарушение Конституции РБ и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с Налоговым Кодексом и таможенным законодательством. В целом принципы налогообложения, которые кладутся в основу его конкретной системы в той или иной стране, зависят от экономической ситуации в государстве, плана мероприятий, отношения госаппарата и населения к отдельным его группам.
9.классификация налогов. В РБ устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы. Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные настоящим Кодексом либо Президентом РБ и обязательные к уплате на всей территории РБ. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования РБ; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы; утилизационный сбор. К местным налогам и сборам относятся: налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей.
10.элементов налогов, налоговые термины, понятие налогов.Элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления; порядок и сроки уплаты. Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юрид. и физ. лиц, облагаемых налогами. Объект налога (объект обложения) – предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности, передача или продажа имущества и др.),кот. в соответствии с законом подлежат обложению налогом.Налоговая база (основа налогообложения) – часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки. Налоговый период – время,за кот. производится начисление налога или сбора и в течение которого налогоплательщик имеет обязанности по их уплате. Налоговая ставка – величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается либо в %-ах, либо в твердых суммах. Различают 4 метода: твердые, или равные ставки; пропорциональные ставки; прогрессивные ставки; регрессивные ставки. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др. Налоговая декларация – официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им подлежащих налогообложению доходах за определенный период времени и о распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. Налоговая квота – налоговая ставка, выраженная в %-ах к доходу налогоплательщика.
Налогоплательщики – юрид.е и физ. лица,кот. в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги.
Налоговый агент – лицо, на кот. в силу принятых актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогопла-тельщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налога или сбора.
Таможенная пошлина – вид налога, взимаемого гос-ными органами, таможенными службами с провози-мых через государственную границу товаров по ставкам таможенного тарифа.Резидент – юрид. или физ.лицо,постоянно зарегистрированное или постоян-но проживающее в данной стране. Нерезидент – юрид. лицо,действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в другой; физ.лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой.Понятие налоговой льготы вкл. в себя предоставление отдельным категориям плательщиков предусмотрен-ных налоговым законодательством преимуществ по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.
11.Налогоплательщики, их права и обязанности
Плательщиками налогов, сборов признаются организации и физ. лица, на которых в соответствии с НК, таможенным закон-вом Таможенного союза, Законом РБ «О таможенном регулировании в РБ» и (или) актами Президента РБ возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины). Под организациями понимаются: юр.лица РБ; иност. и междунар. орг-ции; простые товарищества. Физ. лица: граждане РБ; граждане либо подданные иностранного гос-ва; лица без гражданства (подданства).Плательщик имеет право:
1. получать от налоговых органов бесплатную инф-ю о действующих налогах, сборах, актах нал-го закон-ва, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;
2. получать письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;
3. представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;
4. использовать налоговые льготы при наличии оснований;5. требовать соблюдения налоговой тайны.
Плательщик обязан:
1. уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы;
2. стать на учет в налоговых органах ;
3. вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения;
4. представлять в налоговый орган налоговые декла-рации,годовую индив. бух-ю и (или) фин. отчетность.
5. выполнять законные требования
налогового, таможенного органа и их должностных
лиц.
12.НДС,
история, методы исчисления, плательщики.В
РБ НДС был введен в 1992г. это объясняется
открытостью нац. экономики, ориентацией
внешнеэк.связей на страны с косвенными
налогами. НДС – осн. бюджетообра-зующий
налог. Плательщиками признаются: организации;
ИП с учетом особенностей, установленных
ст. 91; доверит. управляющие по оборотам
по реал-и товаров, имущественных прав,
возникающим в связи с доверительным управлением
имуществом, полученным в доверительное
управление, в интересах вверителей и
(или) выгодоприобретателей; физ. лица,
на которых в соответствии с закон-вом
возложена обязанность по уплате НДС,
взимаемого при ввозе товаров на территорию
РБ.