Экологические этикетки и декларации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 23:56, лекция

Описание работы

Экологические этикетки и декларации дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах. Продавец продукции или услуги надеется, что экологическая этикетка или декларация могут быть эффективно использованы при принятии решений в пользу той или иной продукции или услуги

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 956.00 Кб (Скачать файл)

 

Перечень организаций, осуществляющих статистические наблюдения в. области охраны атмосферного воздуха на соответствующих территориях, определяется территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха по согласованию с территориальными органами государственной статистики. Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.

 

Мониторинг атмосферного воздуха  осуществляется в целях: наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха; комплексной оценки и прогноза его  состояния; обеспечения органов  государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха.

 

Обеспечивают поведение мониторинга  Правительство РФ, органы государственной  власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления.

 

Государственный мониторинг атмосферного воздуха - составная часть государственного мониторинга окружающей природной  среды.

 

Программы охраны атмосферного воздуха  и мероприятия по его охране разрабатывают  и осуществляют юридические  лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Программы должны быть согласованы с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

 

Специально уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти в области  охраны атмосферного воздуха, его территориальные  органы разрабатывают соответствующие  федеральные целевые программы, программы субъектов Федерации и местные программы охраны атмосферного воздуха.

 

Мероприятия по охране атмосферного воздуха не должны приводить к  загрязнению других объектов окружающей природной среды. Проекты программ охраны атмосферного воздуха могут  выноситься на обсуждение граждан и общественных объединений.

 

Одна из угроз загрязнения воздуха - истощение озонового слоя. Охрана окружающей природной среды от экологически опасных изменений озонового  слоя Земли обеспечивается:

 

• организацией наблюдения, учета и контроля изменений состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов;

 

• установлением и соблюдением  нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озонового  слоя;

 

• регулированием производства и  использования в быту химических веществ, разрушающих озоновый слой;

 

• применением мер ответственности  за нарушение требований.

 

В соответствии с международным  соглашением министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации обязаны сократить и в последующем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50. Нормирование качества атмосферного  воздуха. Согласно закону «Об  охране атмосферного воздуха» (1999 г.), в целях определения критериев безопасности и безвредности химических, физических и биологических факторов для людей, растений и животных, особо охраняемых природных территорий и объектов, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

 

Гигиенические и экологические  нормативы качества атмосферного воздуха  устанавливают или пересматривают в порядке, определенном правительством РФ.

 

Разработанные гигиенистами предельно  допустимые концентрации (ПДК) после  их утверждения становятся общегосударственным  нормативом, имеющим силу закона, определяют направление социально-экономических, технологических, санитарно-технических, планировочных и других мер по защите воздушного бассейна.

 

Гигиеническое нормирование качества атмосферного воздуха имеет большое  значение, поскольку является важным критерием защиты населения от вредных  веществ.

 

Гигиеническое нормирование в области  охраны атмосферного воздуха началось в стране сразу же после Великой Отечественной войны. Основные положения, сформулированные известным ученым В. А. Рязановым, сводятся к следующему:

 

1) допустимой может быть признана  такая концентрация вредного  вещества, которая не оказывает прямого или косвенного вредного и неприятного действия на организм, не снижает его работоспособности, не оказывает влияния на самочувствие и настроение людей;

 

2)  привыкание к вредным веществам  рассматривается как неблагоприятный  момент и доказательство недопустимости этой концентрации;

 

3)  недопустимыми являются такие  концентрации вредного вещества, которые оказывают влияние на  растительность, климат местности,  прозрачность атмосферы и бытовые  условия жизни населения.

 

В нашем санитарном законодательстве существуют две ПДК – максимально-разовая и среднесуточная. Максимально-разовая ПДК учитывает так называемые залповые, массивные выбросы вредных веществ в атмосферу. Она характеризует разовое одномоментное рефлекторное влияние загрязнения атмосферного воздуха на организм человека.

 

Среднесуточная ПДК учитывает  как пиковые, так и наименьшие концентрации атмосферных загрязнений, которые имеют место в течение  суток. Эта концентрация представляет собой среднюю арифметическую из всех проб, отобранных в населенном пункте в течение суток. Иными словами, среднесуточная концентрация включает в себя фоновые загрязнения атмосферного воздуха, а также как неблагоприятные, так и выгодные для населения мест условия.

 

При разработке ПДК учитывают еще  одно важное обстоятельство. Качество атмосферного воздуха должно быть таким, чтобы организму не пришлось использовать свои защитные механизмы. Установлено, что длительное напряжение этих механизмов при действии вредных веществ, поступающих с вдыхаемым воздухом, приводит к их торможению. Поэтому все разрабатываемые нормативы качества воздуха должны находиться ниже того уровня, который приводит к мобилизации защитных сил организма.

 

Среднесуточные ПДК устанавливают  для человека на основании опытов на лабораторных животных. Однако для гигиенического нормирования содержания вредных веществ в атмосферном воздухе важно знать, как малые их концентрации действуют на человека при длительном действии. Для этого можно использовать метод динамического наблюдения за состоянием здоровья населения, которое проживает вблизи промышленного предприятия – источника загрязнения атмосферы. Исследования должны сопровождаться систематическим контролем атмосферного воздуха.

 

В последние годы большое внимание уделяют изучению состояния заболеваемости населения в районах с чистым и загрязненным воздухом. Для того чтобы исследование могло дать объективные данные, необходимо подбирать микрорайоны с одинаковым уровнем медицинского обслуживания. Эти районы должны отличаться только уровнем загрязнения воздуха. При переходе от одного района к другому заболеваемость нарастает в той же последовательности, в какой нарастают концентрации загрязняющего вещества. Обследованию подлежат лица, которые проживают в данном районе длительный срок.

 

На основании всех этих наблюдений уточняются ПДК, установленные в опытах на животных.

 

В последнее время все больший  интерес проявляется к изучению комбинированного действия химических веществ, находящихся в атмосферном  воздухе. При комбинированном действии многих вредных веществ, одновременно поступающих в атмосферный воздух, достаточно часто может наблюдаться эффект суммации и довольно редко – антагонистические отношения.

 

Нормирование содержания вредных  веществ в атмосферном воздухе  ведется с учетом мутационного, канцерогенного, тератогенного, гонадотропного, эмбриотропного действия атмосферных загрязнений.

 

Оценка степени загрязнения  атмосферного воздуха населенных мест осуществляется с учетом установленных  таким образом ПДК.

 

Гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха установлены для 395 веществ максимально-разовых и для 368 веществ среднесуточных ПДК.

 

Наряду с ПДК для многих химических веществ установлены ориентировочные  безопасные уровни воздействия (ОБУВ). Эти нормативы имеют ограниченный срок действия (как правило, не более 3 лет). Кроме того, они применяются в основном для целей предупредительною санитарного надзора, в частности, при оценке воздухохранительных мер, предусматриваемых проектами строительства, организации санитарно-защитных зон и др. В настоящее время ОБУВ предложены более чем для 1400 различных химических веществ.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

 

Предельно допустимый выброс – норматив предельно допустимого выброса  вредного (загрязняющего) вещества в  атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

 

Временно согласованный выброс – временный лимит выброса  вредного (загрязняющего) вещества в  атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

 

Согласно закону «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы  таких выбросов:

 

– технические нормативы выбросов;

 

–  предельно допустимые выбросы (ПДВ).

 

Технические нормативы выбросов устанавливает  специально уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти в области  охраны атмосферного воздуха или  другой специально уполномоченный правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для стационарных источников вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

 

ПДВ устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного  федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха  для конкретного стационарного  источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

 

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники  выбросов вредных (загрязняющих) веществII атмосферный воздух, ПДВ, территориальные  органы специально уполномоченного  федерального органа исполнительной власти и области охраны атмосферного воздуха могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы (ВСВ) по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

 

ВСВ устанавливаются на период поэтапного достижения ПДВ при условии соблюдения технических нормативов выбросов и наличии плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

 

Сроки поэтапного достижения ПДВ устанавливаются  органами государственной власти субъектов  РФ по представлению соответствующих территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

 

План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный  воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, для которых устанавливаются ВСВ, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей природной среды.

 

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, методы их определения пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

 

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ВСВ, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном правительством РФ.

 

Специально уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти в области  охраны атмосферного воздуха совместно  с другими федеральными органами исполнительной власти осуществляет организацию  регистрационных испытаний вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и окружающую природную среду, и их государственную регистрацию в соответствии с положением, утвержденным правительством РФ.

 

 

 

 

 

51. Согласно закону «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), в целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами на новые технику, технологию, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказывать вредное воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха.

 

Запрещается внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и  другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям атмосферного воздуха.

Информация о работе Экологические этикетки и декларации