Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 23:56, лекция
Экологические этикетки и декларации дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах. Продавец продукции или услуги надеется, что экологическая этикетка или декларация могут быть эффективно использованы при принятии решений в пользу той или иной продукции или услуги
водящим формулировку ст. 72 Конституции
о предметах совместного
вотный мир».
Данное уточнение сделано не
случайно и касается следующего обстоятельства.
Конституция (п. 2 ст. 9), определяя формы
собственности на природные ресурсы,
провозглашает возможность
зуется понятие «земля и другие природные ресурсы». Очевидно, что формулировка данной конституционной нормы выглядит еще более упрощенной по сравнению с формулировкой ст. 72, поскольку не упоминаются понятия не только «животный мир», но и «недра», «водные ресурсы», «лесной фонд». И это также подтверждает вывод о применении в Конституции универсального, общего понятия «природные ресурсы», поглощающего понятие «животный мир».
Можно ли рассматривать наличие единственной формы собственности на животный мир (государственной) как ограничение конституционных прав и свобод или как несоответствие специального федерального законодательства конституционным нормам? На эти вопросы следует ответить отрицательно. Конституция лишь предоставила возможность установления в специальном (фаунистическом) законодательстве различного правового режима собственности
на природные ресурсы, в частности на объекты животного мира. Поэтому в данном случае установление многообразия форм собственности на животный мир является правом, но
никак не обязанностью законодателя.
Есть и еще одно обстоятельство.
Специфическая особенность
перемещаться, преодолевая огромные расстояния, пересекая и границы субъектов РФ, и Государственную границу. Притаких обстоятельствах практически невозможно установить
правовой режим частной
вещыо; права пользования — извлечение из принадлежащей собственнику вещи полезных свойств; права распоряжения — отчуждение вещи вплоть до ее уничтожения. Весьма
затруднительным представляется и
осуществление юридической
Если предположить, что в дальнейшем законодатель пойдет по пути изменения законодательства об охране и использовании животного мира и смежного с ним (земельного, водного, лесного) на цивилистических началах, то ситуация может дойти до абсурда. Рассмотрим простой
пример. На территории двух граничащих
между собой земельных
(п. 2 ст. 261 ГК). То, что на обособленный водный объект, являющийся вещью (видом недвижимого имущества (п. 1 ст. 130 ГК)), может быть распространено право частной
собственности, сомнений не вызывает. Однако как быть с объектами животного мира, которые населяют этот водоем и прилегающую к нему территорию? Могут ли собственники пограничных земельных участков и соответственно частей водоема запретить карпу или утке свободно переме-
щаться в нем, пересекая формально
установленную границу
Правовой режим природных
ющее животное не может быть объектом гражданского права и такого его института, как право собственности.
Представляется, что, руководствуясь юридической логикой, было бы целесообразно в отношении диких животных (находящихся в состоянии естественной свободы) вообще отказаться от существующего законодательного закрепления за ними статуса объекта государственной собственности.
Следовало бы обратиться к таким категориям, как «национальное богатство», «всеобщее достояние», «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей
территории». Безусловно, для этого потребуется новое, современное обоснование названных правовых конструкций.
54. Субъектами права пользования
объектами животного мира
Виды пользования животным миром:
• охота и рыболовство, включая добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
• добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
• пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических и иных целях;
• использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователен, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.;
• использование объектов животного мира в целях получения продуктов их жизнедеятельности.
Законодательством РФ и субъектов РФ могут быть предусмотрены другие виды пользования животным миром.
Юридические лица осуществляют пользование животным миром на основе лицензии на пользование определенными объектами животного мира в течение срока, оговоренного в этом документе по согласию сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории.
Граждане осуществляют пользование животным миром на основе именных разрешений на добывание определенного количества объектов животного мира в определенном месте или за конкретное время.
Выдает лицензию специально уполномоченный государственный орган на основании решения Правительства РФ или субъекта РФ.
Использование объектов животного
мира с изъятием их из среды обитания
предоставляется за плату, которая
устанавливается
В систему платежей за пользование животным миром входят:
• плата за пользование животным миром;
• штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром;
• штрафы за нарушение законодательства РФ о животном мире.
Использование объектов животного мира, не включенных в перечень, может осуществляться бесплатно, если оно не связано с получением лицензии или разрешения на пользование животным миром.
Пользователи животным миром имеют право:
• пользоваться объектами животного мира, предоставленными в пользование;
• право собственности на добытые объекты животного мира* и продукцию, полученную от них;
• реализовывать произведенную продукцию и изделия;
• предъявлять иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель объектов животного мира, ухудшение среды их обитания и т. п.
Пользователи животного мира обязаны:
• осуществлять только указанные в лицензии виды пользования животным миром;
• соблюдать установленные
• применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;
• не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира;
• осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;
• проводить необходимые
• оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;
• обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;
• применять при пользовании животным миром гуманные способы.
55. Экономическое регулирование
охраны и использования
Экономическое регулирование охраны и использования животного мира предусматривает: учет и экономическую оценку объектов животного мира; экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром; бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира; экономически обоснованную систему штрафов и исков в возмещение вреда за нарушение законодательства РФ о животном мире; целенаправленное использование средств, полученных от конфискации орудий незаконного добывания объектов животного мира, транспортных средств и продукции.
Содержание экономического стимулирования охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира:
• установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания;
• предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира;
• установление льгот за выявленные нарушения законодательства РФ о животном мире.
Действие системы экономического стимулирования обеспечивается специальным законодательством РФ.
Меры охраны животного мира:
• установление правил и норм по охране,
рациональному использованию и
воспроизводству животного
• установление запретов и ограничений в пользовании животным миром;
• охрана от самовольного пользования и других нарушений установленного порядка пользования животным миром;
• охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных;
• предотвращение гибели животных при осуществлении производственных процессов;
• создание заповедников, заказников и выделение других особо охраняемых территорий;
• разведение в неволе редких и
находящихся под угрозой
• ограничение изъятия животных для зоологических коллекций;
• оказание помощи животным в случае заболевания, угрозы их гибели при стихийных бедствиях и вследствие других причин;
• организация научных
• воспитание граждан в духе гуманного отношения к животному миру;
• пропаганда охраны животного мира средствами массовой информации;
• проведение других мероприятий и установление иных требований по охране животного мира.
Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных учреждена Красная книга РФ, красные книги республик в составе РФ. Растения и животные, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений и животных, ухудшающая среду их обитания.
В соответствии с Постановлением Правительства
РФ от 19.02.96 "О Красной книге
Российской Федерации" Красная книга
РФ ведется Министерством