Экологические этикетки и декларации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 23:56, лекция

Описание работы

Экологические этикетки и декларации дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах. Продавец продукции или услуги надеется, что экологическая этикетка или декларация могут быть эффективно использованы при принятии решений в пользу той или иной продукции или услуги

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 956.00 Кб (Скачать файл)

Издание Красной книги РФ осуществляется не реже одного раза в 10 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

56. Все земли независимо от своего назначения подлежат охране; назначение земель особо охраняемых территорий показано в ст. 94 «Понятие и состав земель особо охраняемых территорий» гл. XVII «Земли особо охраняемых территорий и их объектов» ЗК РФ. Эти земли имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. В соответствии с постановлениями и решениями федеральных, региональных (субъектов Федерации) либо муниципальных органов власти эти земли полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота.

 В нашей стране уделяется  большое внимание созданию, функционированию  и защите особо охраняемых  территорий — землям особо  охраняемых природных территорий, землям природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения, иным  особо ценным землям.

 Как на уровне Федерации,  так и на уровне ее субъектов  и местного самоуправления площадь  этих земель неуклонно возрастает. Акты Республики Хакасии, например, выделяют охрану земель архитектурных  объектов, курганов, древних поселений,  крепостных валов, наскальных рисунков и соответствующих земельных участков. В Республике Карелия охраняются законом уникальные исторические природно-ландшафтные территории.

 Этим землям присущи общие  и специфические признаки. Общими  признаками обладает любой земельный  участок: он является неотьемлемой частью природы; играет определенную экономическую и экологическую роль в обществе, которая закреплена нормами земельного законодательства; обладает территориальной неперемещаемостью; обозначен в порядке землеустройства на местности. Специфические черты присущи отдельным видам земель особо охраняемых территорий и обуславливают их дифференцированный правовой режим, определяемый в общем виде в статьях гл. XVII ЗК РФ, более подробно — в соответствующих нормативных актах о видах особо охраняемых территорий, а применительно к конкретной территории — в постановлении органа исполнительной власти об объявлении данной территории особо охраняемой.

Чем отличаются земли особо охраняемых территорий от земель особо охраняемых природных территорий?

 Земли особо охраняемых природных  территорий (ООПТ) согласно ст. 94 ЗК  РФ являются частью и видом  земель особо охраняемых территорий. К землям ООПТ относятся земли  государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных  природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

 Земли ООПТ относятся к  объектам общенационального достояния  и могут находиться в федеральной,  региональной (субъектов РФ) и муниципальной  собственности.

 В период проведения реформы  местного самоуправления, административной реформы и перераспределения полномочий между Федерацией и субъектами Федерации, между государственными органами и органами местного самоуправления права и обязанности органов исполнительной власти различного уровня в отношении земельных участков и поддержания режимов использования особо охраняемых и особо охраняемых природных территорий могут меняться, передаваться от одних к другим, перемещаться за счет субвенций, договоров о передаче полномочий и т.п.

 В случаях, предусмотренных  федеральными законами, допускается включение в ООПТ земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе ООПТ допускается ограничение хозяйственной и рекреационной (для целей отдыха) деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

 В целях создания новых  и расширения существующих ООПТ  органы государственной власти  субъектов РФ вправе принимать  решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями ООПТ, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

 В части 7 ст. 95 ЗК РФ предусматриваются  ограничения деятельности, общие  для всех земель ООПТ. Для каждого вида ООПТ существуют свои особенности режима использования и охраны земельных участков. Кроме того, положениями о конкретных ООТ и ООПТ устанавливаются индивидуальная специфика данной особо охраняемой территории или особо охраняемой природной территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57. В соответствии с концепцией правовой охраны окружающей среды в России неблагополучной с юридической точки зрения окружающая среда считается уже при превышении установленных нормативов ее качества [1].

 

 В литературе по экологическому  управлению употребляются различные  понятия экологически неблагополучной  территории. Приведем некоторые  из них. 

 

^ Экологически неблагополучная  территория — это участок земли  или водного пространства, в пределах которого экологическая обстановка и состояние здоровья населения не соответствуют установленным критериям, в связи с чем актами органов государственной власти Российской Федерации на данной территории установлен особый режим природопользования с целью проведения специальных мероприятий по восстановлению благоприятного качества окружающей среды [2].

 

^ Экологически неблагополучной  территорией считается такой  ее участок (зона), состояние которого (в результате аварии, опасного  природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, повлекших человеческие жертвы, ущерб здоровью или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей) соответствует правовым критериям, выделяющим его в специальную зону с целью принятия необходимых мер по восстановлению благоприятного состояния окружающей среды [3].

 

 Ныне действующий Федеральный  закон «Об охране окружающей  среды» выделяет зоны экологического  бедствия и зоны чрезвычайных  ситуаций (ст. 57), причем защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Тем не менее, в настоящий момент есть все основания говорить о наличии правовой основы для выделения зон чрезвычайной экологической ситуации.

 

^ Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории России, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетического фонда растений и животных.

 

 В зоне чрезвычайной экологической  ситуации:

 

 прекращается деятельность, отрицательно  влияющая на окружающую среду;  приостанавливается работа предприятий,  учреждений, организаций, цехов,  агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую среду;

 

 ограничиваются отдельные виды  природопользования;

 

 проводятся оперативные меры  по восстановлению и воспроизводству  природных ресурсов.

 

^ Зонами экологического бедствия объявляются участки территории, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

 

 В зоне экологического бедствия:

 

 прекращается деятельность  хозяйственных объектов, кроме связанных  с обслуживанием проживающего  на территории зоны населения;

 

 запрещается строительство,  реконструкция новых хозяйственных объектов;

 

 существенно ограничиваются  все виды природопользования;

 

 принимаются оперативные меры  по восстановлению и воспроизводству  природных ресурсов и оздоровлению  окружающей среды. 

 

 Помимо этого, выделяют также  зоны критической экологической ситуации и острокритической экологической ситуации [4].

 

 Характерными признаками зоны  критической экологической ситуации  являются:

 

 хронически повышенный уровень  загрязнения окружающей среды; 

 

 устойчивая антропогенная нагрузка  на окружающую среду;

 

 угроза дефицита пресной  воды;

 

 снижение плодородия почв;

 

 оскудение растительного покрова  и уменьшение многообразия видов  животных;

 

 оскудение рыбных запасов; 

 

 повышенный уровень заболеваемости  людей. 

 

 Для зон острокритической экологической ситуации характерно наряду с перечисленными признаками развитие устойчивых процессов разрушения экологических систем, многократно повышенная загрязненность окружающей среды, нарастание процессов истощения растительного и животного мира, потеря плодородия почв, рост смертности населения.

 

 Провести четкую грань, отделяющую  одну из указанных выше зон  от другой, крайне сложно, но перечисленные  признаки могут быть полезны  и использованы при анализе  конкретной экологической обстановки  той или иной территории.

 

 Законом «Об охране окружающей  среды» установлено, что защита  окружающей среды в зонах чрезвычайных  ситуаций регулируется Федеральным  законом «О защите населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного  характера», другими правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 57). Эти мероприятия осуществляются после издания Президентом РФ или Правительством РФ акта о признании того или иного региона зоной повышенного экологического риска.

 

 Эти меры можно разделить  на три основные группы:

 

 первая — прекращение, приостановление,  ограничение экологически вредной  деятельности;

 

 вторая — проведение работ  по улучшению состояния окружающей  среды; 

 

 третья — компенсация вреда,  причиненного здоровью граждан, путем выдачи экологического пособия, установления различных экологических льгот для населения.

 

 Следует отметить, что только  некоторые территории Российской  Федерации признаны установленным  порядком зонами экологического  риска. Прежде всего, это относится к районам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и признанным зонами экологического бедствия.

 

 В настоящее время постановлением  Правительства РФ от 18.12.97 г. №  1582 утвержден перечень населенных  пунктов (в пределах территории субъектов Федерации), находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

 

 зона отчуждения — Брянская  область; 

 

 зона отселения — Брянская  область; 

 

 зона проживания с правом  на отселение — Брянская, Калужская, Орловская и Тульская области;

 

 зона проживания с льготным  социально-экономическим статусом  — Белгородская, Брянская, Воронежская,  Калужская, Курская, Ленинградская,  Липецкая, Орловская, Пензенская, Рязанская,  Тамбовская, Тульская, Ульяновская области и Республика Мордовия.

 

 В Российской Федерации действуют  специальные программы реабилитации  радиационно загрязенных участков  территорий в рамках Федерального  закона от 10 июня 2001 г. № 92-ФЗ  «О специальных экологических  программах реабилитации загрязненных участков территорий». Согласно этому закону финансирование этих программ осуществляется за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов.

 

 Кроме радиационно загрязненных  территорий остается напряженной экологическая обстановка на территории России. Несмотря на то, что за последнее десятилетие значительно снижены объемы производства, на отдельных территориях она близка к критической. Основными экологическими проблемами по-прежнему являются:

 

загрязнение водных объектов (Поволжье, Урал, Кузбасс, Северный Кавказ);

 

загрязнение атмосферного воздуха  в результате выбросов промышленных предприятий (гг.Норильск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Новокузнецк, Череповец  и др.);

 

постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления, в том числе токсичных (Московская, Кемеровская, Тюменская, Ярославская области и др.);

 

загрязнение почв, опустынивание и  деградация растительного покрова  на многих территориях, сокращение видового состава флоры и фауны.

 

 Особенно неблагополучно состояние  окружающей природной среды в  бассейне реки Волги.

 

 В 90-х годах был разработан  и осуществлялся целый ряд  федеральных и региональных целевых  программ, направленных на оздоровление  экологической обстановки, обеспечение экономики страны и населения природными ресурсами, их охрану и воспроизводство. Однако реализация этих программ была затруднена в основном из-за недостатка финансовых ресурсов, в результате чего достичь намеченных целей в полной мере не удалось.

 

 Кроме того, причинами неудовлетворительного  выполнения указанных программ  являлись:

Информация о работе Экологические этикетки и декларации