Государственная должность: понятие и основные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:36, реферат

Описание работы

С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственного служащего, т. е. от конкретного лица, ее занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах.
Необходимо разграничивать такие понятия, как «учреждение государственной должности» и «замещение государственной должности». Учреждение государственной должности — это порядок установления государственной должности уполномоченным субъектом (государственным органом, должностным лицом) в структуре самого государственного органа.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 117.29 Кб (Скачать файл)

Классный чин гражданской  службы — действительный государственный  советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса — присваивается гражданским  служащим, которые замещают должности  федеральной гражданской службы высшей группы. Этот классный чин присваивается  Президентом РФ.

Классный чин гражданской  службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса —  присваивается гражданским служащим, которые замещают должности федеральной  гражданской службы главной группы. В федеральных органах исполнительной власти указанный классный чин присваивается  Правительством РФ, а в иных федеральных  государственных органах — руководителем  федерального государственного органа.

Классный чин гражданской  службы — советник государственной  гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса — присваивается  гражданским служащим, которые замещают должности гражданской службы ведущей  группы. Этот классный чин присваивается  представителем нанимателя.

Классный чин гражданской  службы — референт государственной  гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса — присваивается  гражданским служащим, которые замещают должности гражданской службы старшей  группы. Этот классный чин присваивается  представителем нанимателя.

Классный чин государственной  гражданской службы — секретарь  государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса —  присваивается гражданским служащим, которые замещают должности гражданской  службы младшей группы. Этот классный чин присваивается представителем нанимателя.

Гражданским служащим, которые  замещают должности гражданской  службы субъекта РФ высшей и главной  групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ.

Указом Президента РФ устанавливается  порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской  службы, соотношение классных чинов  федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотношение класс-

Глава Ю. Государственная  служба и государственные служащие       325

ных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов РФ.

Президент РФ своим Указом утвердил Положение о порядке  присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным  служащим в целях достижения соответствия уровня профессиональной подготовки федеральных  государственных служащих квалификационным требованиям по группам государственных  должностей федеральной государственной  службы.

Статья 13 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает, что государственным служащим, проходящим федеральную государственную службу, в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы присваиваются классные чины, дипломатические  ранги, воинские и специальные звания. Классные чины устанавливаются также  для граждан, проходящих государственную  гражданскую службу субъектов РФ, в соответствии с федеральным  законом о виде государственной  службы.

Общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических  рангов, воинских и специальных званий законодательством определены следующие:

а) последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени  пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;

б)  присвоение классного  чина, дипломатического ранга, воинского  и специального звания государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной  службы;

в) досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного  чина, дипломатического ранга, воинского  и специального звания либо присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания на одну ступень выше классного чина, дипломатического ранга, воинского  и специального звания, предусмотренных  для замещаемой должности федеральной  государственной службы в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы;

г)  сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности  федеральной.государственной службы или увольнении с нее.

1

326

Раздел II. Субъекты административного  права

Лишение присвоенного классного  чина, дипломатического ранга, воинского  и специального звания возможно по решению суда.

Если государственный  служащий переводится с государственной  службы одного вида на государственную  службу другого вида, ранее присвоенный  классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а  также период пребывания в соответствующем  классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитываются  при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной  службы в соответствии с федеральными актами.

Президент РФ устанавливает  своим указом соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий.

Классные чины государственной  гражданской службы субъекта РФ присваиваются  с учетом положений ст. 13 Федерального закона «О системе государственной  службы Российской Федерации» в порядке, установленном нормативными правовыми  актами соответствующего субъекта РФ.

Согласно Положению о  порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим  работникам Министерства иностранных  дел Российской Федерации, дипломатических  представительств и консульских  учреждений Российской Федерации, представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации устанавливаются следующие  дипломатические ранги, которые  присваиваются дипломатическим  работникам в соответствии с их квалификацией  и замещаемой должностью: Чрезвычайный и Полномочный Посол; Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса; Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса; советник 1 класса; советник 2 класса; первый секретарь 1 класса; первый секретарь 2 класса; второй секретарь 1 класса; второй секретарь 2 класса; третий секретарь; атташе.

Как и поступление на государственную  службу, прекращение государственной  службы имеет свои основания и  процедуру. Прекращение государственной  службы — это нормативно установленный  порядок прекращения государственно-служебных  правовых отношений между государственным  служащим и государственным органом, которые возникли при поступлении

Глава 10. Государственная  служба и государственные служащие       327

гражданина на государственную  службу и в процессе выполнения им должностных обязанностей.

Федеральным законом о  виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной  службе данного вида.

Прекращение государственной  службы предусматривает исключение государственного служащего из перечня  лиц, занимающих в государственном  органе штатную государственную  должность государственной службы. Прекращение государственной службы является в некоторых случаях  одновременно и окончанием служебной  карьеры государственного служащего. В других случаях прекращение  государственной службы связывается  лишь с изменением служебного статуса  государственного служащего (например, при поступлении государственного служащего на государственную службу в другом государственном органе).

Прекращение государственной  службы возможно только по тем основаниям, которые устанавливаются законодательством  о государственной службе и законодательством  о труде.

Основания прекращения государственной  службы, в том числе основания  увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются  федеральными законами о видах государственной  службы.

Можно выделить следующие  три вида оснований прекращения  государственной службы:

1)  смерть (гибель) государственного  служащего;

2)  увольнение государственного  служащего по основаниям, предусмотренным  действующим законодательством;

3)  выход на пенсию.

Увольнение государственного служащего является самым распространенным основанием прекращения государственной  службы. Основания увольнения определяются в следующих законах:

1)  Трудовой кодекс  РФ;

2)   Федеральный закон  «О государственной гражданской  службе Российской Федерации»; этот  Закон, подобно ТК РФ для  работников, устанавливает правовое  регулирование государственно-служебных  отношений при замещении гражданским  служащим должности гражданской  службы, при прохождении службы, а также при прекращении служебного контрак-

328

Раздел II. Субъекты административного  права

та,   освобождении  служащего  от замещаемой должности  и увольнении с гражданской службы;

3)  федеральные законы  о видах государственной службы; специальные федеральные законы, регламентирующие государственно-служебные  отношения в различных государственных  органах и различные виды государственной  службы (например, органы внутренних  дел, налоговые органы, таможенные  органы);

4)  законы субъектов  РФ, регулирующие вопросы государственной  гражданской службы;

5)  иные нормативные  правовые акты РФ.

Законодательство о государственной  службе и ее соответствующих видах  предусматривает специальные дополнительные основания для увольнения государственного служащего по инициативе руководителя государственного органа:

1)  достижение государственным  служащим предельного возраста, установленного для замещения  должности государственной службы. Законодательство о государственной  гражданской службе устанавливает  предельный возраст пребывания  на гражданской службе — 65 лет;

2)  прекращение гражданства  РФ. Наличие гражданства Российской  Федерации является принципиальным  требованием при поступлении  на государственную службу. В  Российской Федерации в соответствии  с федеральным законом предусматривается  поступление иностранных граждан  на военную службу по контракту  и прохождение ими военной  службы. На указанных граждан  распространяются положения Федерального  закона «О системе государственной  службы Российской Федерации», определяющие  правовые основы государственной  службы;

3)  несоблюдение государственным  служащим обязанностей и ограничений,  установленных Федеральным законом  «О государственной гражданской  службе Российской Федерации». Для  увольнения государственного служащего  по данным основаниям требуется  установление факта виновного  нарушения им установленных   законодательством   о   государственной   гражданской службе обязанностей  и ограничений, а также необходимые  доказательства такого нарушения.  В каждом конкретном случае  руководителю государственного  органа необходимо детально разобраться  с фактами несоблюдения служащими  установленных правоограничений и запретов;

I

Глава Ю. Государственная  служба и государственные служащие       329

4)  разглашение сведений, составляющих государственную и  иную охраняемую законом тайну;

5)  увольнение по другим  основаниям. Государственный служащий  может быть уволен и при  возникновении других обстоятельств,  которые предусматриваются федеральными  законами о соответствующем виде  государственной службы. Этими основаниями  являются: признание государственного служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; лишение его права занимать должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; признание служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением; отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных  обязанностей   по  должности  государственной службы связано с использованием таких сведений.

В качестве общих оснований  прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности  гражданской службы и увольнения с гражданской службы можно назвать

Информация о работе Государственная должность: понятие и основные черты