Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:01, монография
В монографии рассматриваются теоретические и нормативные основы конституционного контроля в рамках отечественной государственности. Анализируются практика конституционного контроля высшими органами государственной власти, перспективы развития законодательства, призванного обеспечить верховенство Конституции в республиках. Особое внимание уделено правовому статусу специальных органов правовой охраны Основного Закона: Комитету конституционного надзора СССР, Конституционному Суду Российской Федерации.
Предисловие 4
ГлаваI 8
Конституционный контроль в системе институтов государства 8
§ I. Понятие конституционного контроля 8
§ 2. Конституционный контроль в системе государственно—правовых институтов 17
ГлаваII 25
Конституционный контроль и надзор в СССР 25
§ I. Возникновение и развитие конституционного контроля и надзора 25
§ 2. Формирование системы конституционного контроля и надзора 30
§ 3. Субъекты конституционного контроля и надзора 35
Глава III 46
Конституционный надзор – специализированная правовая охрана основного закона 46
§ I. Правовые основы конституционного надзора в СССР 46
§ 2. Комитет конституционного надзора СССР 56
Глава 17 75
Конституционный суд России – новый этап в развитии института конституционного контроля 75
ПРИМЕЧАНИЯ 106
Нельзя не заметить, что из числа критериев конституционного
контроля исчезли пресловутые общегосударственные интересы и речь идет лишь о тех, которые определены в Конституции или законах. Хотя, например, Конституционный Суд ФРГ, по мнению А.Бланкенагеля, в конфликтах, связанных с госаппаратом, ставит государственные интересы выше частных; одновременно существует целый ряд решений, в которых законность и правопорядок превалируют над государственной целесообразностью8.
Говоря о первой группе функций Конституционного Суда РФ, которые определяют содержание его компетенции, нельзя не заметить и очень широкую трактовку понятия "нормативный акт" как объекта конституционного контроля. В российском законе в отличие от союзного уже нет расшифровки о надзоре за "нормативными правовыми актами" с указанием их вида (ст.10 Закона СССР). Подконтрольны по существу все нормативные акты, включая акты Президента, граничащие с актами индивидуально-правового регулирования.
Как и аналогичные зарубежные органы (Франция, ФРГ), Конституционный Суд РФ осуществляет конституционный контроль за правоприменением, что может составить самостоятельную (вторую) группу присущих ему функций. В принципе надзор союзного комитета на эту сферу не распространялся, хотя подпадаете под его функции руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда СССР могли содержать обыкновения правоприменительной практики. Только принятие оспариваемого решения в соответствии с ним является основанием для рассмотрения Конституционным Судом РФ дела о конституционности правоприменительной практики (ст.66 Закона "О Конституционном Суде РФ"). В связи с перспективой принятия аналогичного Закона в бывших автономных республиках возникает вопрос о целесообразности включения рассматриваемых полномочий в компетенцию их конституционных судов. Возможны различные коллизии с решениями Конституционного Суда РФ и актами других высших государственных органов Российской Федерации, так как бывшие республики не имеют собственного законодательства по многим отраслям права. Заметим, что в проекте Закона Республики Татарстан эти полномочия у Конституционного Суда не предусмотрены, а в проекте Закона Башкортостана они имеются.
Хотя практика рассмотрения этой категории дел только зарождается, она должна занять одно из основных мест в деятельности Конституционного Суда РФ, поскольку речь идет о защите основных прав и законных интересов граждан, которая тем более возможна по
инициативе
самих граждан. По Закону СССР "О
конституционном надзоре в
Особое место принадлежит функциям Конституционного Суда РФ, в которых он выступает как независимый арбитр (третья группа функций), имеются в виду споры в связи с разделением законодательной, исполнительной и судебной власти, разграничением компетенции между высшими органами и предметов ведения между РФ и республиками в составе Российской Федерации. Аналогичные полномочия Комитета конституционного надзора СССР так и не были реализованы, проблематично их осуществление в настоящее время и в Российской Федерации. Как выше говорилось, здесь еще должно быть продолжено правовое оформление этой сферы отношений.
В самостоятельную (четвертую) группу можно объединить и полномочия Конституционного Суда РФ по оценке конституционности действий и решений высших должностных лиц. Это соответствует зарубежной практике (Франция). По последствиям эти полномочия связаны лишь с дачей заключений о соответствии действий и актов Конституции (ст. 74, 79 Закона РФ), которые могут служить основанием для
отрешения от должности или приведения в действие иного специального механизма ответственности высших должностных лиц.
В отличие от Комитета конституционного надзора СССР Конституционный Суд РФ не вправе осуществлять предварительный контроль и рецензирование проектов договоров и нормативных актов, консультировать кого бы то ни было по подведомственным ему вопросам, высказывать суждения о конституционности неподписанных договоров, не принятых нормативных актов, отсутствующей практики их применения и несовершенных действий (ст.32 Закона РФ).
Согласно заключительным положениям Закона РФ "О Конституционном Суде РФ", его полномочия не ограничиваются рассмотренными. Он может пользоваться правами, предоставляемыми эму нормативными актами государственных органов РФ и республик в составе РФ, если они не противоречат его юридической природе, задачам и предназначению в качестве высшего органа судебной власти, осуществляющего конституционный контроль в РФ (ст.80).
Как уже отмечалось, Конституционный Суд РФ не вправе осуществлять свои функции в форме предварительного контроля, основное применение находит последующий контроль. Условно применимы в отношении его и традиционно выделяемые формы "абстрактного" и "конкретного" контроля. В соответствии с известным их пониманием к "конкретному" могут быть, видимо, отнесены дела, рассматриваемые по индивидуальным жалобам о конституционности правоприменительной практики. Иллюстрацией может служить дело о проверке конституционности правоприменительной практики расторжения трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом I статьи 33 КЗОТ РФ, рассмотренное Конституционным Судом РФ 4 февраля 1992 года. "Абстрактный" конституционный контроль возможен, скажем, при рассмотрении дел по собственной инициативе Конституционного Суда РФ.
В ходе и в результате осуществления правосудия Конституционный Суд РФ принимает решения, которыми признается всякий акт, принимаемый в его заседании, выражающий его волю или констатирующий в соответствии с законом определенные обстоятельства (ст.43 Закона РФ "О Конституционном Суде РФ"). Можно выделить несколько видов актов Конституционного Суда Российской федерации.
Это решения, принимаемые в процессе подготовки и рассмотрения вопроса в суде (например, решение о принятии дела к рассмотрению в Конституционном Суде; требование Председателя Конституционного
Суда о приостановлении действия нормативных актов, решений, разъяснений, указаний и иных актов; распоряжения Председателя о назначении судьи-докладчика), итоговые акты и те, которые принимаются Конституционным Судом после провозглашения итогового решения. К последним относятся решения Конституционного Суда РФ об исправлении допущенных в решении неточностей, описок, счетных и других явных ошибок (ст.47 Закона РФ), а также акты толкования Конституционным Судом РФ его решений. Согласно ст.58 Закона о Конституционном Суде РФ, решение Конституционного Суда РФ может быть истолковано только самим Конституционным Судом РФ, о толковании его решения в заседании Конституционного Суда принимается решение", излагаемое в виде отдельного документа.
В процессе отправления конституционного правосудия принимаются акты Конституционного Суда и его Председателя. Председатель, как уже говорилось, в основном принимает акты, обеспечивающие движение различных стадий конституционного процесса, например, о возвращении ходатайства о проверке конституционности нормативного акта, об установлении срока завершения предварительной подготовки дела к рассмотрению Конституционным Судом. Но они не могут быть итоговыми. Тогда как Конституционный Суд принимает решения в ходе различных стадий конституционного процесса (в основном это, как и в случае с Председателем, акты процессуального характера) и итоговые решения.
По содержанию акты Конституционного Суда носят как материально-правовой, так и процессуально-правовой характер. Иллюстрацией процессуального акта Конституционного Суда РФ служит его решение об объединении двух ходатайств для совместного рассмотрения по делу о конституционности КПСС и КП РСФСР и указов Президента РФ о прекращении их деятельности. Надо сказать, что такими полномочиями наделены и зарубежные конституционные суды, § 66 соответствующего закона ФРГ допускает объединение в одном судебном процессе связанных между собой дел.
В качестве материально-правовых актов Конституционного Суда выступают его итоговые решения. Закон предусматривает различные их виды в зависимости от категории рассматриваемого дела. Например, по итогам рассмотрения дела о проверке конституционности международного договора или нормативного акта Конституционный Суд РФ принимает решение о признании данного акта соответствующим
Конституции РФ полностью или частично или решение о его признании не соответствующим Конституции РФ полностью или частично (ст.64 Закона РФ).
Зарубежное законодательство также предусматривает полное или частичное признание неконституционности акта. Так, в ФРГ Федеральный Конституционный Суд вправе решать вопрос о полной или частичной недействительности Закона в качестве федерального права на всей территории федерации или в пределах определенной части территории федерации (§ 89 Закона о Федеральном Конституционном Суде от 12 марта 1951 г.). Конституция Испании (абз.2 ст.164) предусматривает аналогичное правило (кроме случаев, когда в решении Конституционного Суда не указано иное): часть закона, необъявленная неконституционной, остается в силе.
Законом предусмотрены различные формы актов Конституционного Суда РФ: постановление, заключение. Конституционный Суд может принимать представления и требования, направлять послания (Верховному Совету РФ о состоянии конституционной законности в стране). Основной формой являются постановления (принимаются по двум видам производств), у Комитета конституционного надзора СССР это были заключения. За рубежом это и решения конституционных судов, и приговоры (Австрия, Италия), и постановления (Италия). Закон регулирует форму акта при принятии решений; так, итоговые документы по существу рассмотренного дела о конституционности международного договора, нормативного акта, правоприменительной практики именуются постановлением, в случаях, предусмотренных законом,-заключением. Закон также в общей форме определяет содержание постановления Конституционного Суда (ст.64, 71), необходимые атрибуты всех его решений независимо от вида производства (наименование решения, дата и место постановления решения, состав суда, стороны и их представители и т.д. - ст.46). Поскольку компетенция зарубежных судов нередко разнообразнее полномочий отечественного конституционного контроля, то и решения имеют особое содержание по отдельным категориям рассматриваемых дел и соответственно регулируются законодательством, в частности, Австрии, ФРГ. По делам о выборах Конституционный Суд Австрии должен в своем решении аннулировать всю процедуру выборов или определенные этапы этой процедуры (§ 70.1 Закона об организации и производстве Конституционного Суда Австрии).
Для оценки актов Конституционного Суда РФ ваяно определить юридические последствия их принятия как определяющие юридическую силу решений суда. В первую очередь речь идет о его итоговых решениях.
Представляется, что можно говорить об общих юридических последствиях решений Конституционного Суда РФ, по отдельным категориям дел и "продолжающихся" последствиях, общие - это те, которые действуют независимо от вида рассматриваемых дел, а именно: окончательный характер решения Конституционного Суда РФ (ст.50 Закона РФ) и возможность его пересмотра только самим Конституционным судом РФ (ст.53); обязательность решений Конституционного Суда РФ на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти и управления судов, а также предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан (ст.8). Исходя из этого сила решения Конституционного Суда РФ о признании, например, нормативного акта или его отдельной части неконституционными не может быть преодолена повторным принятием этого нормативного акта и его части (п.7 ст.65).
Особые последствия предусмотрены по отдельным видам производств. Согласно ст.65 Закона "О Конституционном Суде РФ", с момента вступления в силу его постановления о признании международного договора или его отдельной части неконституционными договор или его отдельная часть не могут быть ратифицированы, официально опубликованы, обнародованы или введены в действие, а будучи ратифицированными или введенными в действие после вступления в силу постановления Конституционного Суда РФ, считаются недействующими. Утрачивают силу также полностью или частично решения с ратификации и введении в действие международного договора, принятые после вступления в силу постановления Конституционного Суда РФ о признании неконституционным международного договора. Аналогичные санкции предусмотрены для нормативных актов, признанных неконституционными.
По делам
о конституционности
Несколько иная юридическая сила у заключений Конституционного Суда РФ. Заключение о соответствии Конституции РФ действий и решений высших должностных лиц РФ и республик в составе РФ обязывает в случае установления таких действий и решений признавать их конституционность или неконституционность в соответствии с данным Конституционным Судом РФ заключением. В других случаях заключения Конституционного Суда имеют консультативное значение.
Закон предусматривает и так называемые продолжающиеся последствия. Так, после принятия решения Конституционного Суда не подлежат исполнению решения судов и иных правоприменительных органов, основанные на международных договорах, а также нормативных актах, признанных конституционными, если такие решения не были исполнены к моменту вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда РФ (п.3 ст.65).
Такой порядок предусмотрен и зарубежным законодательством. Конституционный Суд Испании, например, вправе объявить о неконституционности не только опротестованного акта, но и иных актов в силу взаимосвязанности их предписаний или вызываемых ими аналогичных последствий (ст.39. Один Органического Закона Испании от 3 октября 1979 г.).
Здесь, правда, на наш взгляд, сильно действие усмотрения суда, и закономерно может возникнуть вопрос о его пределах в каждом конкретном случае. Эта же проблема не исключена при распространении решений Конституционного Суда РФ на другие дела (ст.72).