Конституционный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:01, монография

Описание работы

В монографии рассматриваются теоретические и нормативные основы конституционного контроля в рамках отечественной государственности. Анализируются практика конституционного контроля высшими органами государственной власти, перспективы развития законодательства, призванного обеспечить верховенство Конституции в республиках. Особое внимание уделено правовому статусу специальных органов правовой охраны Основного Закона: Комитету конституционного надзора СССР, Конституционному Суду Российской Федерации.

Содержание работы

Предисловие 4
ГлаваI 8
Конституционный контроль в системе институтов государства 8
§ I. Понятие конституционного контроля 8
§ 2. Конституционный контроль в системе государственно—правовых институтов 17
ГлаваII 25
Конституционный контроль и надзор в СССР 25
§ I. Возникновение и развитие конституционного контроля и надзора 25
§ 2. Формирование системы конституционного контроля и надзора 30
§ 3. Субъекты конституционного контроля и надзора 35
Глава III 46
Конституционный надзор – специализированная правовая охрана основного закона 46
§ I. Правовые основы конституционного надзора в СССР 46
§ 2. Комитет конституционного надзора СССР 56
Глава 17 75
Конституционный суд России – новый этап в развитии института конституционного контроля 75
ПРИМЕЧАНИЯ 106

Файлы: 1 файл

Nasirova_kons.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

Поскольку речь идет об органе, не имевшем до сих  пор аналогов в отечественной  государственной системе, важно точно определить его основные цели и обеспечивающие их реализацию конкретные задачи. Они, конечно же, связаны с формированием правового государства, созданием в нем действенного механизма зашиты Основного Закона, обеспечением его юридического верховенства, а следовательно,

 

 

конституционных прав и свобод граждан. На II Съезде народных депутатов СССР отмечалось, что создание новой политической системы требует соответствующих государственных и законодательных структур. Комитет конституционного надзора - одна из тех государственных структур, которая долота содействовать разделению властей и необходимой независимости государственных органов от политических8. Там же отмечалась необходимость законодательного порядка, обеспечивающего преемственность государственной власти. Речь шла о так называемых нештатных ситуациях, когда комитет мог бы объявить, отстаивая незыблемые конституционные основы, в первую очередь касающиеся гарантий свободы и неприкосновенности личности, неконституционными те или иные акты (например, политических или отдельных государственных органов)9. Специально отмечалось, что новый орган должен стать своеобразным барометром, фиксирующим, как в той или иной республике соблюдаются права каждого гражданина независимо от национальной принадлежности10.

Члены Комитета конституционного надзора избирались Съездом народных депутатов СССР из числа специалистов в области  политики и права в составе председателя, заместителя председателя и  25 членов комитета, в том числе по одному из каждой союзной республики. Предложения о персональном составе Комитета конституционного надзора СССР предоставлялись Съезду народных депутатов СССР Председателем Верховного Совета СССР. Избранным считался тот, кто получил большинство голосов от общего числа народных депутатов СССР.

Порядок формирования Конституционного Суда Российской Федерации  в основном этот порядок повторяет, так как он тоже избирается Съездом  народных депутатов Российской Федерации. Но здесь уже отсутствует лазейка  для бывших партийных деятелей и проводится четкое требование о необходимости юридической квалификации (ст.3, 12 Закона РФ "О Конституционном Суде РФ").

Говоря о  составе Комитета конституционного надзора СССР, следует отметить три важных момента.

Во-первых, члены  комитета избирались из числа лиц, проживающих в соответствующих республиках. Тем самым охватывались все союзные республики и вместе с тем обеспечивалась независимость членов комитета от тех или иных регионов страны. В Российском законе отсутствует правовая база, подтверждающая избрание в том числе

 

 

лиц, проживающих  в республиках, входящих в Российскую Федерацию, Судьи, также не являясь представителями республик, каких-либо органов, организаций или социальных групп, независимы, самостоятельны и подчиняются только Конституции России (ст.6 Закона Российской Федерации "О Конституционном Суде РФ").

Во-вторых, был  установлен срок полномочий членов комитета в десять лет. Однако в целях обеспечения непрерывности и преемственности в деятельности комитета устанавливалась обновляемость  его состава наполовину каждые пять лет. Указанные нормы могут быть восприняты республиками как и избрание на неограниченный срок (Конституционный Суд России), который имеет свои преимущества и также может служить гарантией независимости органа. Более того, он по ряду причин может оказаться предпочтительнее, учитывая сложности освобождения от должности судьи, отсутствие формальных оснований для отставки. Речь не идет о "политической неблагонадежности", а об объективных жизненных ситуациях.

В-третьих, квалифицированное большинство членов Комитета конституционного надзора СССР было из союзных республик. Данная количественная сторона дела должна была исключить возможность ущемления суверенных прав союзных республик11. Это положение актуально и для Российской Федерации пока формирование Конституционного Суда не завершено.

Впервые у  нас в стране Закон предусмотрел приведение к присяге лиц, избранных в государственный орган (ст.7 Закона. СССР "О конституционном надзоре в СССР"). Этот опыт получил дальнейшее развитие, позднее законодатель предусмотрел приведение к присяге Президента СССР. Он был закреплен и в отношении Президента России и Конституционного Суда РФ.

Гарантии  независимости членов Комитета конституционного надзора СССР и Конституционного Суда России во многом схожи. Члены этих органов при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции. Они не имеют права запрашивать, получать от государственных органов, общественных организаций, должностных лиц какие-либо указания, не могут быть одновременно народными депутатами, входить в состав органов, акты которых поднадзорны или подконтрольны. Лиц, избранных в комитет и суд, нельзя без согласия этих органов привлекать к уголовной ответственности, арестовывать или подвергать мерам административного взыскания,

 

 

налагаемым  в судебном порядке. Член этого органа не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выражение своего мнения или голосование при рассмотрении дел. Он пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым органом охраны. Конституции. Российский закон существенно расширил рассматриваемые гарантии. Это вполне соответствует и статусу нового органа, наделенного еще более широкими полномочиями в сфере обеспечения верховенства Конституции. Думается, можно говорить и о большей независимости и свободе членов Конституционного Суда, выступающих в личном качестве и руководствующихся, помимо Конституции, правосознанием (ст.6, I Закона Российской Федерации).

Закон СССР обязывает  членов комитета не высказывать публично свое мнение о соответствии или несоответствии Конституции СССР, законам СССР актов или проектов актов, которые находятся на рассмотрении этого органа до принятия заключения. Это правило сохраняется в отношении членов Конституционного Суда Российской Федерации.

Гарантией независимости  членов комитета было законодательное установление процедуры прекращения их членства в этом органе. Полномочия членов Комитета конституционного надзора СССР могли быть прекращены в следующих случаях: по их просьбе об отставке; по состоянию здоровья, препятствующему выполнению ими своих обязанностей; в случае нарушения присяги; в связи с вступившим в силу  в отношении их обвинительным приговором суда. Решение о досрочном прекращении полномочий принималось по представлению Председателя Верховного Совета СССР Съездом народных депутатов СССР. Полномочия члена комитета могли быть приостановлены в двух случаях. Если член комитета нарушил присягу и если в отношении его вступил  в законную силу обвинительный приговор суда. Такое решение принимает Верховный Совет СССР по представлению Председателя Верховного Совета СССР. Полномочия члена Конституционного Суда Российской федерации также могут быть как приостановлены, так и прекращены (ст.18, 19 Закона Российской Федерации).

Закон СССР не предусматривал, как это принято  в зарубежных странах, определенные возрастные рамки для избрания в состав Комитета. Не было закреплено требование о необходимости высшего юридического образования и стажа работы по юридической специальности. Хотя, бесспорно, ярко выраженный правовой характер данного

 

 

органа требовал высокой профессиональной подготовки. Российский закон учел это, включив  как возрастные требования, так и  профессиональные. Таким образом, еще  раз был подчеркнут особый статус нового органа, основной задачей которого является юридическая оценка нормативно-правовых актов.

Комитет конституционного надзора СССР рассматривал вопросы  о соответствии Конституции СССР:

- проектов  законов СССР и иных актов,  внесенных на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР;

- законов  СССР и иных актов, принятых  Съездом народных депутатов СССР;

- конституций  союзных республик.

Комитет конституционного надзора СССР осуществлял надзор за соответствием Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР:

- законов и иных актов,  принятых Верховным Советом СССР, постановлений Совета Союза и  Совета Национальностей, а также  проектов актов, внесенных на рассмотрение этих органов. Он надзирал за соответствием Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР;

- указов Президента  СССР;

- распоряжений  Председателя Верховного Совета  СССР;

- законов  союзных республик;

- постановлений  и распоряжений Кабинета Министров  СССР;

- международных  договорных и иных обязательств СССР и союзных республик, представленных на ратификацию или утверждение;

- руководящих  разъяснений Пленума Верховного  Суда СССР;

- актов Генерального  Прокурора СССР и Главного  государственного арбитра СССР, имевших нормативный характер, а также нормативно-правовых актов других государственных органов, общественных организаций, в отношении которых в соответствии с Конституцией СССР не осуществлялся прокурорский надзор.

Надзорные функции  Комитета конституционного надзора  СССР, как отмечалось, не распространялись на приговоры и иные решения судов, решения органов следствия, прокуратуры, государственного арбитража по гражданским, уголовным, административным, арбитражным делам.

Указанные объекты  конституционного надзора свидетельствуют

 

 

о праве комитета осуществлять как предварительный (за законопроектами), так и последующий (за принятыми актами) надзор. Установление предварительного надзора было призвано предупредить появление неконституционных актов высшего уровня или их отдельных положений, вступление в силу которых могло бы привести к нарушению конституционного режима.

Как уже отмечалось, в Законе "О конституционном  надзоре в СССР" была ограничена сфера надзора комитета за республиканскими правовыми актами. Закон предусматривал наблюдение за соответствием Конституции СССР только конституций и законов союзных республик. Не был предусмотрен надзор комитета за соответствием актов Совета Министров союзных республик Конституции и законам СССР. Надзор за этими республиканскими актами входил в компетенцию соответствующих органов союзных республик. Следует также особо подчеркнуть, что принятие заключения комитета конституционного надзора не влекло за собой не только отмену, но и приостановление действия конституции союзной республики. В целом же крут актов, поднадзорных комитету, очерчен чрезвычайно широко, особенно учитывая его право на дачу заключений относительно актов и других государственных органов и общественных организаций. Очевидно, что здесь имелись в виду прежде всего правовые акты общесоюзных государственных органов и общественных организаций, в том числе, видимо, и партийных. Иначе комитет подменял бы органы власти союзных республик, республиканские органы охраны Конституции. Нельзя забывать и о надзорных функциях прокуратуры в этой сфере.

Полномочия  Конституционного Суда Российской Федерации  значительно шире рассмотренных  выше. Так, согласно ст.57 Закона Российской Федерации, он вправе рассматривать дела о конституционности законов и других нормативных актов высших государственных органов республик в составе Российской Федерации. Статья 74 предусматривает и право дачи заключений о соответствии Конституции России действий и решений высших должностных лиц республик в составе Российской Федерации, а также договоров России с этими республиками и договоров между республиками в составе Российской Федерации. Как нам кажется, хотя такие полномочия соответствуют характеру органа, их целесообразнее было бы включить в Закон после подписания Федеративного договора, так как речь идет о контроле над республиками, провозгласившими государственный суверенитет.

 

 

Может быть, следовало  предоставить Конституционному Суду только право давать заключения по нормативным  актам республик, входящих в состав Российской Федерации, и направлять их для окончательного решения в соответствующие органы республик. По крайней мере, такое правило было бы целесообразно до принятия новой Конституции, всесторонне регулирующей взаимоотношения Российской Федерации  и республик в ее составе.

Особую группу полномочий Комитета конституционного надзора СССР составляли его права по рассмотрению разногласий между Союзом ССР и республиками, между союзными республиками и национально-государственными, национально-территориальными образованиями по поводу конституционности актов, принятых их органами государственной власти и управления. Указанные полномочия приближают рассматриваемый орган к статусу Конституционного Суда. Аналогичные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации закреплены в качестве дополнительных, а не основных. По ст.80 Закона Российской Федерации Съезд народных депутатов Российской федерации только с согласия республик в составе Российской Федерации имеет право передать в ведение Конституционного Суда РФ рассмотрение разногласий и споров между указанными республиками. Специальное положение о рассмотрении споров между Россией и входящими в ее состав республиками в Законе отсутствует, хотя оно вполне реализуемо через другие полномочия суда.

Следующая группа полномочий была связана с правом Комитета конституционного надзора СССР на реализацию законодательной инициативы (ст.23 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР"). Отдельная группа полномочий вытекает из ст.128 Конституции СССР при смещении Президента с его должности в случае нарушения Конституции и законов СССР. Такая же группа полномочий может быть выделена и у Конституционного Суда России.

Информация о работе Конституционный контроль