Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:01, монография
В монографии рассматриваются теоретические и нормативные основы конституционного контроля в рамках отечественной государственности. Анализируются практика конституционного контроля высшими органами государственной власти, перспективы развития законодательства, призванного обеспечить верховенство Конституции в республиках. Особое внимание уделено правовому статусу специальных органов правовой охраны Основного Закона: Комитету конституционного надзора СССР, Конституционному Суду Российской Федерации.
Предисловие 4
ГлаваI 8
Конституционный контроль в системе институтов государства 8
§ I. Понятие конституционного контроля 8
§ 2. Конституционный контроль в системе государственно—правовых институтов 17
ГлаваII 25
Конституционный контроль и надзор в СССР 25
§ I. Возникновение и развитие конституционного контроля и надзора 25
§ 2. Формирование системы конституционного контроля и надзора 30
§ 3. Субъекты конституционного контроля и надзора 35
Глава III 46
Конституционный надзор – специализированная правовая охрана основного закона 46
§ I. Правовые основы конституционного надзора в СССР 46
§ 2. Комитет конституционного надзора СССР 56
Глава 17 75
Конституционный суд России – новый этап в развитии института конституционного контроля 75
ПРИМЕЧАНИЯ 106
2 См.: там же. М., 1964. Т.З. Док.44.
3См.: Еременко Ю.П. Советская Конституция и законность. Саратов, 1982. С.140.
4 См.: Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1928. № 10.
5 См.: Шейнин X. Первые годы деятельности Верховного Суда СССР (1924 - 1929) // Верховному Суду - 40 лет. М., 1965. С.71.
6 См.: СЗ СССР. 1929. № 650. С.445.
7 См.: Дябло В.К. Судебная охрана Конституций в буржуазных государствах и в Союзе СCP. М., 1928. С.100 - 102.
8 См.: Ильинский И.П., Щетинин Б.В. Конституционный контроль и охрана конституционной законности в социалистических странах // Советское государство и право. № 9. С.44.
9 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 17. Ст.272.
10 См.: Калинычев Р.И. Президиум Верховного Совета СССР. М., 1969.
11 См., напр.: Ильинский И.П., Щетинин Б.В. Конституционный контроль и охрана конституционной законности в социалистических странах // Советское государство и право. 1969. №9. С.48.
12 См., напр.: Мухамедшин К.Д. Деятельность Президиума Верховного Совета союзной республики по укреплению законности. М., 1975. С.22.
13 См., напр.: Еременко Ю.П. Нормы советских конституций. Саратов, 1968. С.19 - 20.
14 См., напр.: Меликян С.В. Контрольные функции Президиума Верховного Совета союзной республики (по материалам Армянской ССР). Ереван, 1986.
15 Характерно, что на одном из первых заседаний Президиума Верховного Совета СССР, рассматривавшем вопрос о соответствии ряда актов, принятых Верховным Советом Эстонской ССР в ноябре 1988 года, Конституции СССР А.И.Лукьянов упомянул, что и раньше встречались случаи издания республиками неконституционных актов, но обходились без издания специального акта. Примечательно, что заседание транслировалось по телевидению. Это, на наш взгляд, связано
и с тем, что Президиум Верховного Совета СССР едва не впервые официально использовал свои конституционные полномочия в рассматриваемой сфере, кроме того, речь шла о законах суверенной республики.
16 См., напр.: Указ Президиума Верховного Совета Татарской АССР от 5 декабря 1983 года "О внесении изменений в статьи III и 114 Конституции (Основного Закона) Татарской АССР".
17Ст.124 Конституции СССР, ст.119 Конституции РСФСР, ст.107 Конституции Татарской ССР закрепляли независимость членов Комитетов конституционного надзора и подчиненность только Конституции своего государства. Кроме того, в ст.3 Закона "О конституционном надзоре в СССР" демократический централизм как принцип организации и деятельности органов конституционного надзора не указан. К этой же подсистеме примыкала деятельность Верховного Суда СССР, не наделенного непосредственно надзорными полномочиями в отношении Конституции, как это закреплялось в 20-е годы, но который, будучи не вправе отменять неконституционные акты, мог их отвергнуть как основу правоприменения при разрешении судами конкретных дел. Неприменение такого акта можно рассматривать как действие косвенного конституционного контроля со стороны судебных органов.
19 См.: Феофанов Ю. Не спешите на баррикады // Известия. 1990. 13 сент.
20Конституция перестройки // Известия. 1990. 16 янв.
21См. подробнее гл.1.
22См.: Известия. 1990. 18 марта.
23См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. № 15. Ст. 106.
24 См.: Известия. 1989. II июня.
25 См.: Постановление Верховного Совета СССР "О ходе выполнения Постановления Верховного Совета СССР об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР 17 марта 1991 года"// Известия. 1991. 8 марта.
26См.: Куштапин М. Депутаты голосуют за поправки// Известия..1988. 21 нояб.
27См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1988. № 43. Ст.720.
28См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. № II. Ст.256.
29См.: Известия. 1990. 12 янв.
30См.: Известия. 1990. 23 марта.
31 См.: Указы Президента СССР "О Декларации Верховного Совета Латвийской ССР "О восстановлении независимости Латвийской республики" от 14 мая 1990 г., "О признании недействительными постановления Верховного Совета Эстонской ССР "О государственном статусе Эстонии" от 14 мая 1990 г. // Правда. 1990. 16 мая.
32 См.: Правда. 1990. 21 мая.
33См.: Известия. 1990. 14 авг.
34См.: вокруг закона, который не подписал Президент // Известия. 1991. 27 апр.
35Рябушкин А. "Пятый пункт" земельного кодекса //Известия. 1991. 13 июня.
36 См.: Известия. 1990. 22 апр.
37См.:Цикора С. Украинский парламент признал 18 указов Л.Кравчука не соответствующими Конституции //Известия. 1992.II апр.
38 См.: Известия. 1991. 22 июня.
39 Юридическая наука и практика в условиях перестройки // Коммунист. 1988. № 2. С.60.
40 Бюллетень Верховного Суда СССР. 1982. и 4. С.20.
41Туманов В.А. Судебный контроль за конституционностью нормативных актов//Советское государство и право. 1988.№ 3. С.10 - 19.
42 См.: Боброва Н.А., Насырова Т.Я. Высшая юридическая сила
конституционных норм. Конституционный
контроль и надзор // Политико-правовые
средства обеспечения перестройки.
Казань, 1990. С.68-69.
43 Алексеев С., Собчак А. Конституция и судьба России // Известия. 1992. 31 марта.
Глава III
1Пискотин М. Конституционная защита // Известия. 1991. 28 янв.
2 См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. №29. Ст.572.
3См.: Второй Съезд народных депутатов СССР // Известия. I990. 25 дек.
4 О преимуществах законодательного разъяснения целей правового регулирования см.: Насырова Т.Я. Телеологическое (целевое) толкование советского закона. Теория и практика. Казань, 1988. С.121 - 123.
5 См. также о содержании института юридической охраны Конституции: Пряхина Т.М. Роль юридической охраны Конституции в обеспечении стабильного развития регионов // Правовая реформа и совершенствование управления регионами. Саранск, 1991. С.81-82.
6См., напр.: Ильинский И.П., Щетинин Б.В. Конституционный контроль и охрана конституционной законности в социалистических странах // Советское государство и право. 1969. № 9.
7Доклад Л.А.Херимова на II Съезда народных депутатов СССР "О проекте Закона о конституционном надзоре в СССР" // Известия. 1989. 22 дек.
8 См.: Известия. 1989. 22 дек.
9 См.: там же.
10 См.: Второй Съезд народных депутатов СССР // Известия. 1989. 23 дек.
11 См.: Второй Съезд народных депутатов СССР // Известия. 1989. 22 дек.
12 См.: Шульженко Ю.Л. Комитет конституционного надзора - специализированный орган по правовой охране Основного Закона СССР // Конституционная реформа в СССР: актуальные проблемы. М., 1990. С.34 - 35.
13 См. Известия. 1990. II дек.
14 См. Третья власть // Известия. 1991. 25 февр.
15 Там же.
16 См.: там же.
17 См.: там же.
18 См.: Известия. 1991. 16 февр.
19 См.: там же.
20См.: Алексеев С.С. Третья власть//Известия. 1991. 25 февр.
21Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. и 47. Ст.1002.
22См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 4. Ст.89.
23См.:Алексеев С.С. Год на пути к верховенству права // Известия. 1991. 20 июня.
24См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. и 9. Ст.207.
25 См.: Алексеев С.С. Год на пути к верховенству права // Известия. 1991. 20 июня.
26 См.: Алексеев С.С. Третья власть // Известия. 1991. 25 февр.
27 См.: Феофанов Ю. А зачем нам все это нужно? // Известия. 1991. I мая.
28 См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 39. Ст.775.
29См.: там же. Ст.776.
30См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 47. Ст.1001.
31См.: Лазарев Л.В., Слива А.Я. Конституционная реформа: первый этап. М., 1989. С.38.
1 См.: Руднев В. Минюст начинает регистрировать ведомственные секреты // Известия. 1992. 16 мая.
2Это соответствует основной тенденции развития данного института в зарубежных странах. См.: Боботов С.В. Конституционный контроль в буржуазных странах: доктрина и практика //Советское государство и право. 1989/ №3. С.115.
3См.:Бланкенагель А. Теория и практика конституционного контроля в ФРГ // Советское государство и право. 1989. №I. С.102, 108.
4 См.: Морщакова Т.Г. Судебная реформа. М., 1990. С.50.
5См.: Италия. Конституция и законодательные акты. М.,1988. С.279 - 289.
6См.: Корнилов С. Судебная реформа. Возвращаясь к напечатанному//Российская газета. 1991. 13 дек.
7 См., например, § 56.3, 63.2, 83.1 и др. Закона об организации и производстве Конституционного Суда Австрии.
8 См.:Бланкенагель А. Указ. работа. С.107.
9 См.: там же. С.103 - 104.
10См.: Боботов С.В. Конституционный контроль в буржуазных странах: доктрина и практика//советское государство и право. 1989. №3. С. 120.