Лекции по "Публичное администрирование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, курс лекций

Описание работы

Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга (страна — понятие географическое, общество — социологическое, государство — политическое) и вместе с тем они взаимосвязаны. Государство — универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества.

Содержание работы

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
2.1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
2.2. Государственная власть и государственное управление
2.3. Государственный аппарат и государственная служба
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО
3.1. Государственное управление и человек
3.2. Государственное управление и коллектив
3.3. Государственное управление и общество
ТЕМА 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4.1. Территория, население и управление
4.2. Общегосударственное управление
4.3. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
ТЕМА 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
5.1. Функции государства
5.2. Государственное управление в сфере экономики
5.3. Государственное управление в сфере социальных отношений
5.4. Государственное управление в административно-политической сфере
5.5. Государственное управление в сфере культуры и духовной жизни общества
5.6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
5.7. Межотраслевое государственное управление
ТЕМА 6. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
6.1. Роль главы государства в управлении государством.
6.2. Полномочия и деятельность президента Украины .
6.3. Досрочное освобождение президента Украины от должности и его ответственность.
ТЕМА 7. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
7.1. Роль законодательной власти в управлении государством
7.2. Структура, полномочия и порядок деятельности украинского парламента
7.3. Законодательный процесс
7.4. Формы парламентского контроля
ТЕМА 8. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
8.1. Роль органов исполнительной власти в управлении государством
8.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства Украины
8.3. Полномочия правительства Украины и его деятельность
8.4. Ответственность правительства Украины
ТЕМА 9. ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
9.1. Роль судебной власти в управлении государством
9.2. Судебная система в Украине
9.3. Конституционные принципы правосудия
ТЕМА 10. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
10.1. Место и роль прокуратуры в управлении государством
10.2. Прокурорский надзор
ТЕМА 11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
11.1. Понятия муниципального образования и местного самоуправления
11.2. Основы местного самоуправления
ТЕМА 12. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
12.1. Предметы ведения
12.2. Полномочия муниципального образования и компетенция органов местного самоуправления
ТЕМА 13. ОРГАНИЫ И ДОЛЖНОСТИЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
13.1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе
13.2. Представительные органы местного самоуправления
13.3. Выборные должностные лица местного самоуправления
13.4. Исполнительные органы местного самоуправления
13.5. Муниципальная служба
ТЕМА 14. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
14.1. Муниципальные выборы
14.2. Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления избирателями
14.3. Местный референдум
14.4. Общие собрания (сходы) граждан
14.5. Народная правотворческая инициатива
14.6. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы и к должностям лицам местного самоуправления
14.7. Территориальное общественное самоуправление
14.8. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Украине»
ТЕМА 15. КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
15.1. Понятие и виды добровольных объединений
15.2. Общие принципы управления в добровольных объединениях
15.3. Управление в общественных объединениях
15.4. Управление в общественно-хозяйственных объединениях
15.5. Управление в хозяйствующих обществах, имеющих целью извлечение прибыли
15.6. Управление в религиозных объединениях
ТЕМА 16. ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ
ТЕМА 17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
17.1. Правонарушения и ответственность
17.2. Ответственность государственных и муниципальных организаций, органов, должностных лиц за правонарушения в сфере публичного управления
17.3. Ответственность негосударственных организаций, органов, лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере публичного управления
17.4. Правонарушения и ответственность при осуществлении международной публичной власти

Файлы: 1 файл

ПУ.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

— участие в  обеспечении выполнения международных  договоров Украины, утверждение  решений, проведение переговоров и  подписание международных договоров Украины, которые заключаются от имени Кабинета Министров Украины;

— организация  управления внешнеэкономической деятельностью  государства, таможенным делом, составление  платежного баланса Украины, обеспечение  рационального использования государственных валютных средств и др.

В отличие от Президента Украины, которому Конституция  Украины запрещает передавать свои полномочия для их осуществления  иными лицами или органами, Кабинет  Министров в случае необходимости  может делегировать (то есть передавать для временного или бессрочного исполнения) отдельные полномочия другим органам исполнительной власти, а также органами местного самоуправления — по их согласию, если это прямо не запрещено законом или актом Президента Украины.

Акты Кабинета Министров Украины подписывает Премьер-министр и они вступают в законную силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в этих актах.

Центральные органы исполнительной власти 

Министерство  является главным (ведущим) органом  в системе центральных органов  исполнительной власти для обеспечения реализации государственной политики в определенной сфере деятельности. 

Министерства  обеспечивают формирование и реализуют  государственную политику в одной  или нескольких сферах, другие центральные  органы исполнительной власти выполняют отдельные функции по реализации государственной политики.

Основными задачами министерства как органа, который  обеспечивает формирование и реализует  государственную политику в одной  или нескольких сферах, являются:

1) обеспечение  нормативно-правового регулирования;

2) определение  приоритетных направлений развития;

3) информирование  и предоставление разъяснений  относительно осуществления государственной  политики;

4) обобщение  практики применения законодательства, разработка предложений по его  совершенствованию и внесение в установленном порядке проектов законодательных актов, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины на рассмотрение Президенту Украины и Кабинету Министров Украины;

5) осуществление  иных задач, определенных законами  Украины и возложенных на него актами Президента Украины.

Полномочия  министерств, других центральных органов  исполнительной власти распространяются на всю территорию государства.

Деятельность  министерств и других центральных  органов исполнительной власти основывается на принципах верховенства права, обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, непрерывности, законности, обеспечения единства государственной политики, открытости и прозрачности, ответственности.

Министерства, другие центральные органы исполнительной власти в своей деятельности руководствуются Конституцией Украины, и другими законами Украины, актами и  доручениями Президента Украины, актами Кабинета Министров Украины, другими актами законодательства Украины.

Руководство министерством  осуществляет министр. 

Министр как руководитель министерства:

1) возглавляет министерство, осуществляет руководство его деятельностью

2) определяет приоритеты работы министерства и пути выполнения возложенных на него задач, утверждает планы работы министерства, отчеты об их выполнении;

3) в пределах компетенции организует и контролирует выполнение аппаратом министерства и территориальными органами министерства Конституции Украины, законов Украины, актов и поручений Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины;

4) обеспечивает выполнение обязательств, взятых по международным договорам Украины;

5) вносит Премьер-министру Украины предложения относительно назначения на должности первого заместителя министра, заместителя министра (в случае введения), заместителя министра - руководителя аппарата;

6) утверждает положения о самостоятельных структурных подразделениях аппарата министерства, назначает на должности и освобождает от должностей их руководителей и заместителей руководителей, работников патронатной службы министра и проч.;

Заместитель министра - руководитель аппарата в соответствии с возложенными на него задачами:

1) организует работу аппарата министерства;

2) обеспечивает подготовку предложений по выполнению задач министерства и представляет их на рассмотрение министру;

3) организует и контролирует выполнение аппаратом министерства Конституции и законов Украины, актов и поручений Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, приказов министерства и поручений министра, его первого заместителя и заместителя (в случае введения), отчитывается об их выполнении;

4) готовит и представляет на утверждение министру планы работы министерства, отчитывается об их выполнении;

5) обеспечивает реализацию государственной политики относительно государственной тайны, контроль за ее сохранением в аппарате министерства и т.д.;

 Государственный  комитет (государственная служба) является центральным органом  исполнительной власти, деятельность  которого направляет и координирует  Премьер-министр Украины или один  из вице-премьер-министров или  министров. Государственный комитет (государственная служба) вносит предложения по формированию государственной политики соответствующим членам Кабинета Министров Украины и обеспечивает ее реализацию в определенной сфере деятельности, осуществляет управление в этой сфере, а также межотраслевую координацию и функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к его ведению. Государственный комитет (государственную службу) возглавляет его председатель.

Центральный орган  исполнительной власти со специальным  статусом имеет определенные Конституцией и законодательством Украины особые задачи и полномочия, к нему может устанавливаться специальный порядок создания, реорганизации, ликвидации, подконтрольной, подотчетности, а также назначения и увольнения руководителей и решения других вопросов. Центральный орган исполнительной власти со специальным статусом возглавляет его председатель.

Административно-правовой статус местных государственных  администраций

Исполнительную  власть в областях и районах, городах  Киеве и Севастополе осуществляют областные и районные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации.

Эти органы являются единоначальными органами исполнительной власти, властные полномочия которых  реализуются единолично их руководителями — председателями местных государственных администраций. Они наделены правом представлять интересы государства и издавать от его имени распоряжения, действующие на территории соответствующей административно-территориальной единицы. Местные государственные администрации действуют по принципу субординации, ответственности перед Президентом Украины и Правительством, подотчетности и подконтрольности органам исполнительной власти высшего уровня, а также районным и областным советам в пределах, предусмотренных Законами Украины «О местных государственных администрациях» и «О местном самоуправлении в Украине».

Главными задачами местных государственных администраций  являются:

— исполнение Конституции  и законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров, иных органов исполнительной власти;

— законность и  правопорядок; соблюдение прав и свобод граждан;

— выполнение государственных  и региональных программ социально-экономического и культурного развития, программ охраны окружающей среды;

— подготовка и  исполнение соответствующих областных и районных бюджетов;

— отчет об исполнении соответствующих бюджетов и программ;

— взаимодействие с органами местного самоуправления;

— реализация иных, предоставленных государством, а  также делегированных соответствующими советами полномочий.

Основной функцией местной государственной администрации  является исполнительная функция, поскольку  этот орган, его деятельность непосредственно  связаны с практической реализацией  исполнительной власти. В управлении соответствующих местных администраций находятся объекты государственной собственности: инвестиционные фонды, основателями которых являются соответствующие местные государственные администрации; объекты, обеспечивающие деятельность государственных организаций, учреждений и служб, которые финансируются из соответствующего областного или районного бюджета; учебные заведения, учреждения культуры, здравоохранения и др.

К ведению местных  государственных администраций  относится решение вопросов:

— обеспечения  законности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан;

— бюджета, финансов и учета;

— управления имуществом, приватизации и предпринимательства;

— промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи;

— науки, образования, культуры, здравоохранения, физкультуры  и спорта, семьи, женщин, молодежи и несовершеннолетних;

— землепользования, природных ресурсов, охраны окружающей среды;

— внешнеэкономической  деятельности;

— оборонной  работы и мобилизационной подготовки;

— социальной защиты, занятости населения, труда и  заработной платы.

Для решения  своих задач и выполнения функций  местные государственные администрации  имеют право: проводить проверки состояния соблюдения Конституции  и законов Украины, иных актов  законодательства органами местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений независимо от форм собственности и подчиненности; давать обязательные для выполнения распоряжения руководителям предприятий, учреждений, организаций и гражданам по вопросам, связанным с осуществлением государственного надзора; получать необходимую статистическую информацию и другие необходимые данные от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, предприятий, учреждений; ставить вопросы о досрочном прекращении полномочий соответствующих советов, сельских, поселковых и городских голов в соответствии с действующим законодательством и др.

Наряду с  этим Президент Украины по представлению  КМУ в пределах, определенных Конституцией и законами Украины, может дополнительно  передавать (делегировать) местным государственным администрациям полномочия органов исполнительной власти высшего уровня. При этом действующее законодательство не предусматривает перечня таких полномочий. Такая передача должна сопровождаться предоставлением им соответствующих финансовых, материально-технических и иных ресурсов, необходимых для осуществления указанных полномочий.

В то же время  органы местного самоуправления также  имеют право делегировать отдельные  свои полномочия местным государственным  администрациям. Последние в части осуществления таких полномочий подотчетны и подконтрольны соответствующим советам. Вместе с этим, местные государственные администрации не имеют права вмешиваться в осуществление органами местного самоуправления собственных полномочий.

Местные государственные администрации возглавляют председатели этих администраций, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины на срок полномочий Президента, то есть на 5 лет. В случае избрания нового Президента председатели государственных администраций выполняют свои полномочия до формирования Кабинета Министров и заявляют о своей отставке в день вступления в полномочия нового состава Правительства. Досрочное прекращение полномочий председателя местной государственной администрации возможно, в частности, тогда, когда орган местного самоуправления выражает недоверие председателю, на основании чего Президент Украины принимает решение и дает обоснованный ответ. Если же недоверие председателю выразили две трети депутатов от состава соответствующего совета, Президент Украины принимает решение об отставке председателя.

Законом установлены  определенные ограничения относительно занятия должностей в местных  государственных администрациях. В  частности, их председатели, заместители, руководители управлений, отделов не могут быть народными депутатами, иметь другой представительский мандат, не имеют права совмещать свою служебную деятельность с другой работой, кроме преподавательской, научной, творческой в нерабочее время, входить в состав руководящего органа предприятия или другой организации, имеющих цель получение прибыли.

Важным направлением деятельности местных государственных  администраций является осуществление  государственного контроля за:

— сохранением и рациональным использованием государственного имущества;

Информация о работе Лекции по "Публичное администрирование"