Лекции по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:26, курс лекций

Описание работы

Правовые системы имеют национальный характер с точки зрения их принадлежности к конкретной стране, относятся к типологии как учение о систематизации представлений государстве и праве. В российской доктрине принято примерно 30 лет назад. Термины «правовая система», «правовая реальность», «правовая действительность» получили распространение в конце 90-х – начале 2000. У этих терминов условно – допустимый характер, так как до настоящего времени не сложилось четкого представления о отличительных признаках, структуре этих явлений. Наиболее из них научно обоснованно понятие «правовая система» при всей условной допустимости. В этом направлении отличились французские компаративисты Ш. Монтескье, основоположники учения о правовых системах и их классификациях Р. Давид, М. Ансель.

Файлы: 3 файла

Вопросы по ПТГиП 2010 г.(1).doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Конспект лекций по теории государства и права.doc

— 418.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Лекции ПТГП.doc

— 579.50 Кб (Скачать файл)

 

Режим

 

Понятие «государственный режим» объясняет способы осуществления государственной власти. Это категория, выражающая меру и характер участия субъектов государственного общения (граждан или подданных, социальных групп, общественных объединений) в формировании и осуществлении государственной власти.

Режим – внутренняя «пружина» деятельности всего государства, основа механизма деятельности государства.

Теоретически режим производен от функций, задач и целей. Так, например, если государство преследует цели построения социального государства, то и режим преследует эти цели, и формы и методы построены на широкой опоре на общественные объединения. Если речь идет о государстве, где преследуются цели элиты, то режим достигается видимостью демократии, ложной харизматической характеристикой лидеров и т.д.

Цели и задачи формулируются непосредственно (в конституционном праве прямой способ изложения целей и задач). Цели и задачи государства можно увидеть в посланиях Президента. Функции закрепляются через компетенцию высших органов государственной власти. Цели и задачи, как правило, в абстрактной форме закрепляются в КРФ (часто в преамбуле), а также в главе 1 «Основы конституционного строя».

Функции в общем виде в КРФ можно найти в статье 114. На первом месте стоит бюджетно-финансовая функция, при этом на самом последнем месте говорится о правах и свободах граждан.

Цели, задачи и ф6 формулируются ежегодным посланием Президента, а затем выражаются в актах о структуре высших органов исполнительной власти.

Причина этого: в КРСФСР 1978 г. провозглашались основы социалистического строя. 12.12.1993 народу был предложен вопрос: «Принимаете ли вы КРФ?», от чего сложилась иллюзия, что в России вообще нет конституции. Когда у политиков кончаются козыри в игре, они прибегают к референдуму (был проведен не как конституционный референдум, а как обычный: вместо квалифицированного большинства (2/3) набрало простое большинство голосов за принятие новой конституции (52%).

Режим – совокупность приемов, методов и средств осуществления государственной власти. На практике режим может трансформироваться в угоду власти, в ущерб выполнения функций государства (функции задаются послание Президента РФ, отсюда изменяется ежегодно структура аппарата) и направлен, прежде всего, на удержание власти ее субъектом любой ценой. В этих случаях режим оказывает влияние и на форму государства. Так, президентская республика при увеличении срока правления президента трансформируется в недемократическую форму правления. Снятие ограничения количества избраний, снятие возможности отказываться от дебатов, нарушение принципа разделения властей – режим напрямую может сказываться негативно на форме правления государства.

Режим в конечном итоге влияет на изменения структуры государств, его органов.

 

Классификация режимов


 

Демократические режимы:

Недемократические режимы:

  1. Развитый демократический
  2. Авторитарный демократический
  3. Олигархо-демократический.
  4. Анархо-демократический.
  1. Автократия
  2. Авторитарный
  3. Тоталитарный
  4. Фашистский
  5. Расистский
  6. Режим геноцида (нации или социальной группы)

 

В РФ к. 90-. н. 2000 шел геноцид старшего поколения. В 2008 г. убыль населения 780 000, в 2009 – 670 000 (несмотря на мигрантов и повышение рождаемости).

  • Демократия в современном смысле этого понятия означает формально равное участие полноправных граждан в формировании и осуществлении государственной власти. Принцип демократии — это формальное равенство в политике, формальное равенство политических идеологий и объединений, партий, формально равная для всех субъектов государственно-правового общения возможность участвовать в формировании государственной воли.

Признаком современной демократии прежде всего являются политические свободы - идеологический и политический плюрализм, многопартийность, свобода выражения мнений, свобода средств массовой информации, свободы объединений, собраний и манифестаций, всеобщее и равное избирательное право, право петиций.

Принято различать:

- непосредственную (прямую),

- представительную формы демократии.

Представительной демократией называют осуществление государственной власти демократически избираемыми представителями народа. По существу, представительная демократия — это и есть демократия в современном смысле. В современном демократическом государстве власть осуществляется не народом, а «от имени народа» и формально «для народа», «в интересах народа». Причем демократические выборы — это не прямая демократия, а необходимая предпосылка и процедура представительной демократии.

Непосредственная демократия («прямое народоправие») означает принятие политических решений, непосредственное осуществление государственной власти всей совокупностью Полноправных граждан или их большинством (в данном контексте «народ» — это совокупность полноправных граждан).

  • Авторитаризм означает такой способ публично-властного, государственного управления общественными отношениями, при котором сигналы обратной связи, показывающие реакцию общества на управление, блокируются и не воспринимаются организацией власти. Ибо сама авторитарная организация власти (управляющая система) перекрывает каналы распространения этих сигналов, исходящих от управляемой системы. А именно: в условиях авторитарных государственных режимов действует предварительная цензура, нет свободы выражения мнений, свободных выборов, свободы объединений и других политических свобод (либо они существенно ограничены).

 

 

Немного из истории

 

Общественно-политические идеалы Льва Иосифовича Петражицкого были близки к этическому социализму, получившему распространение в России на рубеже XIX—XX вв. Для современной эпохи, отмечал он, характерны процессы «социализации производства», замены «деспотического режима системой государственного и общинного самоуправления». В будущем право изживет себя и уступит место нормам нравственного поведения. «Вообще право существует из-за невоспитанности, дефектности человеческой психики, и его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным».

Все авторитарные и тоталитарные режимы либо принципиально отвергают демократию, права и свободы человека, либо формально признают и даже пропагандируют их в идеологических целях, но попирают на практике.

 

В системе тоталитарной политической власти государству отводилось отнюдь не центральное, а куда более скромное место. По убеждению национал-социалистов, государство должно быть лишь одним из элементов (но вовсе не главным) германской политической общности. Она имеет тройственное членение. Ее образуют: 1) «движение» (т. е. национал-социалистическая немецкая рабочая партия); 2) «государство» (собственно государственный аппарат); 3) «народ» (т. е. немцы, сорганизованные в различные непартийные и негосударственные объединения).

Фашистско-партийному государству, по мысли его конструкторов, подлежало стать (и оно стало!) полной противоположностью демократически-правового государства, которое они отвергали как противное природе германской нации установление. Что не устраивало их в этом типе государства? Отсутствие в нем режима личного господства и носителя принципов подлинной государственности. Вызывали неприязнь нормальное состояние общества в качестве предпосылки правового государства и легальность, якобы заменившая собой справедливость. Отталкивали парламентаризм и многопартийная система, плюрализм политических сил и их влияние на государство, равенство всех перед законом и судом.

Идеалом же рисовалось государство, в котором покончено с демократией, преодолены индивидуализм и раздробленность буржуазного общества. Такое государство должно было сложиться на расовой основе и структурироваться по сословиям, сотрудничающим во имя высших интересов нации. В нем нет места гражданам, там все — подданные, которые обязаны служить государству и исполнять его приказы. В этом государстве торжествует постулат: решения (веления) сверху вниз, ответственность снизу вверх.

Шельмование концепции демократического правового государства, в котором приоритетными ценностями признаются личные свободы индивида, гарантии их осуществления, не помешало нацистским идеологам на свой лад воспользоваться категорией «правовое государство». Если Веймарская республика была, с их точки зрения, «формальным» правовым государством, то повергший эту республику национал-социалистический «третий рейх» возник как «материальное правовое государство». «Материальное», ибо опиралось не на право, толкуемое в легалистском смысле, а на право силы, вернее просто на физическую силу. Руководство таким государством должно было осуществляться (либо уже осуществлялось) исключительно вождем (фюрером) — Гитлером. Постулат о необходимости именно такого политического руководства государством, движением, народом, или «фюрер-принцип», также входит в ядро фашистской идеологии.

На вершине всей иерархической пирамиды стоит одна фигура — фюрер, вождь. По фашистским понятиям, фюрер уникален, он лучший из лучших: он самый одаренный и доблестный из всех своих современников. В нем воплощаются судьбы народа. В его руках сходятся нити организации иерархического государства и единства жизни нации. Фюрер неприкасаем, стоит выше всякой критики. То, что он говорит, — всегда истинно, ему неведомы ошибки, заблуждения, и он всегда неизменно прав. Вождь фактически обожествлен. «Фюрер-принцип» выступает синонимом безудержного культа вождя.

 

Форма правления

 

«Русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним быть может. А если каковое-нибудь иное владение правило воспримет, содержаться ему в целости и благосостоянии

отнюдь не возможно»

Феофан Прокопович

 

Форма правления - это способ организации высших органов власти, характеризуемый порядком их образования и прекращения полномочий (например, наличие института публичной отставки), сроком полномочий, структурой высших органов государственной власти, распределением компендии между нами, взаимосвязи с обществом, его организацией и личностью.

  1. Монархия – форма правления единоличного главы государства или семьи (через регентство), пользующегося своей властью пожизненно, передающего ее по наследству, представляющего государство по своему усмотрению с открытым перечнем компетенции, юридически безответственного перед обществом, личностью и общественными организациями.

В монархии высшие полномочия государственной власти (реальные или номинальные) приобретаются единоличным правителем обычно по наследству и осуществляются, как правило, пожизненно. Но династический принцип наследования короны соблюдается не всегда. Во-первых, династии могут меняться в результате захвата власти. Во-вторых, известны выборные монархии, в которых судьбу короны решала аристократия. Власть монарха (и сам институт монархии) легитимируется ее божественным происхождением. Даже в номинальной монархии монарх не подлежит юридической ответственности. Монарх, осуществляющий реальные властные полномочия, не несет законной политической ответственности за свою деятельность.

Виды монархии:

- абсолютная (не ограничена ни  религией, ни сословно-представительными  учреждениями; декреты, указы вторгаются  в личную жизнь; личный суверенитет отсутствует; присутствует жесткая вертикаль власти; при этом духовная сфера испытывает колоссальный кризис; идет развитие прикладных наук).

- сословно-представительная («везде  свое»).

- конституционная монархия (парламент  – и законодательный и представительный орган власти). Виды: парламентарная (правительство несет ответственность перед парламентом: Япония, Великобритания, Новая Зеландия), дуалистическая (правительство несет ответственность как перед правительством, так и перед монархом: Канада).

  1. Республика – форма правления единоличного или коллегиального органов государства, избираемых на определенный срок, имеющих определенную компетенцию, осуществляющих власть по мандату народа и юридически ответственных.

В республике высшие полномочия государственной власти осуществляются должностными лицами (президент, депутаты парламента и т.д.), избираемыми на определенный срок. Признаки реальной республики — это выборность, коллегиальность одного или нескольких высших государственных органов, законность, краткосрочность легислатур и замещения высших должностей исполнительной власти.

Древнейшие республики: Др. Афины, Сан-Марино (парламент 6 человек, избираемых на 6 месяц, президент избирается на 1 год с обязательным отчетом перед парламентом и народом).

Республики с точки разделения властей:

  1. Президентские:
  • президент определяет основу внутренней и внешней политики,
  • президент имеет право роспуска парламента,
  • президент обладает правом вето (кроме конституционных законов),
  • является верховным главнокомандующим.
  1. Парламентские:
  • правительство формирует парламент,
  • депутаты, как правило, образуют правительство,
  • главнокомандующий – премьер-министр,
  • основу внутренней и внешней политики определяет парламент,
  • президент не имеет права вето.
  1. Президентско-парламентские:
  • полномочия органов власти делятся: может отсутствовать право вето у президента.
  1. Парламентско-президентские:
  • упор сделан на том, что президент предлагает состав правительства, утверждается парламентом,
  • парламент разрабатывает основы внутренней и внешней политики.

 

Сергей Андреевич Муромцев (первый председатель Государственной Думы, обладал высокими способностями к организаторской деятельности): «В России всегда были и есть, кто готовы жить при парламентской республике, – высшей форме правления и режима, но их абсолютное меньшинство. Большинство устраивает либо самодержавие, либо авторитарный режим».

Информация о работе Лекции по «Теории государства и права»