Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:26, курс лекций
Правовые системы имеют национальный характер с точки зрения их принадлежности к конкретной стране, относятся к типологии как учение о систематизации представлений государстве и праве. В российской доктрине принято примерно 30 лет назад. Термины «правовая система», «правовая реальность», «правовая действительность» получили распространение в конце 90-х – начале 2000. У этих терминов условно – допустимый характер, так как до настоящего времени не сложилось четкого представления о отличительных признаках, структуре этих явлений. Наиболее из них научно обоснованно понятие «правовая система» при всей условной допустимости. В этом направлении отличились французские компаративисты Ш. Монтескье, основоположники учения о правовых системах и их классификациях Р. Давид, М. Ансель.
Не подпадает под принцип разделения властей 2 вида республик:
Парламентская республика: в Италии и Германии один и тот же президент не может посетить зарубежное государство не более одного раза.
Немного из истории
Развитие общества Полибий трактует как бесконечное движение по кругу, в ходе которого «формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются».
Классификацию различных форм («образов») правления Феофан Прокопович строил на базе традиционного для европейской политической идеологии критерия, а именно: в зависимости от количества носителей высочайшей власти. В соответствии с ним он выделял:
1) демократию или народодержавство, «инде главные всего Отечества дела управляются согласием всех жителей»;
2) аристократию, «инде же не всего народа, но и не единаго лица волею, но несколько избранных мужей сословием правится Отечество»;
3) монархию или самодержавство, «инде же вся держава в руках единаго лица держится».
Помимо этого Феофан признавал возможность существования и смешанных форм правления, сочетающих признаки двух или трех вышеотмеченных основных «образов правления».
Законы, по мнению Шарля Монтескье, находятся в зависимости от формы правления государства. Монтескье различает четыре формы правления: демократическую республику, аристократическую республику, монархию, деспотию. Для демократической республики. Монтескье выводит правило, согласно которому «законы, определяющие право голосования, являются основными для этого вида правления». В аристократических республиках не должно быть законов, предусматривающих выбор должностных лиц по жребию: «Выбор по жребию не должен иметь места; он проявил бы здесь только свои дурные стороны». В монархиях власть главы государства связана основными законами: «Власти посредствующие, подчиненные и зависимые образуют природу монархического правления, т. е. такого, где правит одно лицо посредством основных законов». В деспотиях значение законов сводится почти к нулю, за исключением одного из них: «Учреждение должности визиря есть поэтому основной закон такого государства». Законодатель не свободен в выборе форм правления государства, так как каждая из них обусловлена размером территории. Монтескье считал, что республики могут существовать на небольших территориях (античные республики), монархии предполагают территорию средних размеров (английская и французская монархии), деспотии могут существовать на огромных территориях (Персия, Китай, Индия, Япония). Однако Монтескье делал одно исключение: на большой территории возможно создание федеративной республики.
В представлении Михаила Михайловича Щербатова ни одна из форм правления не существовала и не существует на практике в чистом виде, «ибо монарх не может править без вельмож, вельможи не могут править без начальника и без народа, ни народ без начальников сам себя управлять».
«Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».
Жан Жак Руссо
Государственная власть состоит из трех относительно самостоятельных ветвей, каждая из которых имеет свое юридическое обоснование. Эти ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — обособились как три основополагающие институционально-правовые формы публично-властной деятельности.
Обособление именно этих ветвей власти и соответствующих им форм не есть просто проявление некой целесообразности, упорядочивающей управление обществом. Это проявление правовой природы государственности в целом и естественных различий трех направлений и правовых форм публично-властной деятельности. По мере того как в ходе истории все больше проявлялось правовое начало государственности, обособлялись именно законодательная, исполнительная и судебная власти, но не «контрольная» или, скажем, «карательная». Ибо именно эти три власти, и только они (четвертой в этом ряду не дано), исчерпывают предназначение государства — публично-властное обеспечение свободы, безопасности, собственности.
Это не закономерность функционирования государства, это один из «рецептов» против публичной узурпации власти.
Впервые принцип разделения властей можно увидеть в работе «Государь» (Макиавелли), затем – в работах Шарля Монтескье.
Геннадий Васильевич Мальцев: «В треноге разделения властей попытка усилить одну ветвь за счет другой приводит к ослаблению всей системы власти».
Принцип разделения властей – один из приемов некоторой легитимации государственной власти.
Когда эти приемы получают свое развитие? С появлением первых государств, которые возникают 12-8 тыс. лет назад.
Первое общество нестадного типа складывается 40 тыс. лет назад.
40 000 лет назад 12 000 – 8 000 лет назад
|
Демократия
|
Первобытнообщинный строй |
Возникновение первых государств |
Первобытнообщинный строй (род, племя, союз) – догосударственный период: субъект властвующий и субъект подвластный совпадают. Форма социальной власти – самоуправление. Действует общий принцип управления, когда все вопросы решаются всеми, нет специальных органов управления.
Константин Петрович Победоносцев (консерватор) в 1864 г. пишет статью «Великая ложь нашего времени», говорил, что не нужно принимать много законов. Свою статью посвящает демократии, местного самоуправлению и всевозможным иллюзиям, бытующим в народе, которыми пользуется власть. «Демократия прекращается в России в извечную борьбу за процедуры. В каждом обществе складывается своя демократия, свое историческое воздействие на власть. Демократия – есть образ жизни власти и народа, а он может быть разным в разных исторических обществах». Победоносцев приверженец исторической школы права, т.к. утверждает, что сама власть по своему усмотрению не может творить законы: «Как только вы слышите призывы к демократизации общественной жизни – знайте, что началась борьба за передел власти и собственности. Демократия не возникает из ничего и не исчезает сразу».
Монтескье: «Полезно в умах людей идеализировать власть».
До 1988 года в России концепция разделения властей не признавалась. Затем исчезла 6 статья конституции, где ядром политической системы СССР называлась коммунистическая партия.
1993 г.: в РФ существует разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную.
Монтескье: законодательная, управленческая для внешних сношений (гражданская), мирская (судебная).
Способы разделения государственной власти:
Осуществление функций законодательной, исполнительной и судебной не должно быть соединено в одном лице или учреждении. Разделение властей означает отделение инстанций, обладающих принудительной силой, от инстанций, принимающих решение о применении силы. Иначе говоря, нужно разделить государственные органы, компетентные применять силу и компетентные принимать решения о применении силы.
Ради обеспечения свободы необходимо установить раздельно функцию принятия решений о принуждении (применении силы) и функцию осуществления государственного принуждения. Законодательная власть устанавливает правила применения силы, судебная власть допускает или предписывает конкретные меры применения силы. Следовательно, эти ветви власти не должны обладать принудительной силой, не должны осуществлять государственное принуждение. Поскольку такой силой обладает исполнительная власть, она сама не должна принимать нормативные или индивидуальные решения о применении силы. Следовательно, исполнительная власть должна действовать на основании и во исполнение законов и судебных решений.
Федеральная служба судебных приставов:
Немного из истории
Главное в том, чтобы организация самой власти надежно гарантировала права и свободы от произвола и беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованная Джоном Локком концепция разделения властей, воспроизводящая ряд идей периода английской революции. Локк различал законодательную, исполнительную и союзную (федеративную) власти.
Шарль Монтескье разработал теорию разделения властей, опираясь на существующий государственный строй Англии, увиденный собственными глазами. Монтескье считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная.
Концепция разделения властей нашла свое отражение в конституциях некоторых западных государств. В ст. 71 Конституции Португалии 1826 г. было закреплено такое положение: «Уравновешивающая власть является основанием всякой политической организации и принадлежит исключительно королю как верховному главе нации, дабы он непрерывно мог заботиться о независимости, согласии и гармонии остальных властей».
Николай Михайлович Коркунов отвергал общепринятое понимание разделения властей как обособление законодательной, исполнительной и судебной власти. Сущность разделения властей, по его мнению, заключается «в обеспечении свободы надлежащим распределением функций властвования». При безусловном единстве власти как силы, служащей объектом отношения, возможно, утверждал Коркунов, разделение распоряжения государственной властью.
Это структура государства с позиции центральной государственной власти и государственной власти составных частей (государства, территориальных образований); это характер разделение и взаимодействия публичной государственной власти и населения.
Формы государственного устройства делятся на виды по категориям:
- личные (муж и жена создают союз)
- кровные (два брата).
Шведская уния, Польско-литовская уния. Империи: Османская, Японская, Российская.
- инкорпорации;
- федеративные государства (появляются после утверждения договорной теории);
- конфедерации.
В мире: 200 унитарных государств, 18 – федераций.
Признаки федерации:
Федерации: РФ, ФРГ, США, Мексика, Бразилия, Австралия.
И в унитарном и в федеративном государстве есть две тенденции: центростремительная (укрепляет государство), центробежная (угрожает государству сецессией).
Испания: провинции построены по национальному принципу.
Чтобы противостоять этим тенденциям существует два направления:
- централизация
- децентрализация.
Классификация типов федерации:
- договорная;
- конституционно-договорная (РФ);
- конституционная;
Переход от конституционной формы к договорной невозможен. СССР разломили, т.к. хотели перейти к договорному типу республики. Возможен только промежуточный вариант перехода: к конституционно-договорной.
- территориальные (ФРГ, США, Мексика);
- национальные федерации (Югославия, Чехословакия, Эфиопия, Нигерия);
- смешанные (национально-территориальные): РФ, Индия;
3) по статусу, компетенции, правовому положению:
- симметричные;
- несимметричные (РФ).
4) по территориальной структуре:
- пропорциональные;
- непропорциональные (матрешечные – в состав одного субъекта входит другой). Так, Тюменская область имела в своем составе еще субъектов. Краснодарский край имеет Адегею.
В Новое время однозначно прослеживается тенденция от абсолютистской централизации к децентрализации государственной власти. Но существуют доводы как в пользу федерализма, так и в пользу унитаризма. Например, при большой территории государства децентрализация власти обеспечивает более эффективное управление, но при этом компетенция центральных и самостоятельных региональных (местных) органов власти нередко пересекается, что затрудняет управление. Децентрализация, создание региональных (местных) представительных органов, приближение власти к населению способствует реализации политических прав и свобод, росту политической активности граждан; с другой стороны, централизованное государство способно более эффективно защищать права человека от местных злоупотреблений властью. Децентрализация власти затрудняет проведение реформ в масштабе всей страны; однако тем самым она препятствует не только прогрессивному реформированию общества и государства, но и возможному разрушению институтов демократического правового государства, авторитарным тенденциям. Современное социальное государство при большей централизации власти более эффективно перераспределяет национальный доход в интересах общества в целом, в целях выравнивания уровня социально-экономического развития регионов; наоборот, федерализм в определенной мере препятствует такому выравниванию, т. е. препятствует развитию одних регионов за счет других. Федерализм обеспечивает формальное (правовое) равенство регионов, из которых складывается федеративное государство. Следовательно, федерализм препятствует такой социальной (перераспределительной) политике центральной власти, которая противоречит господству права, подрывает основы рыночной экономики и эффективность производства.