Лекции по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:26, курс лекций

Описание работы

Правовые системы имеют национальный характер с точки зрения их принадлежности к конкретной стране, относятся к типологии как учение о систематизации представлений государстве и праве. В российской доктрине принято примерно 30 лет назад. Термины «правовая система», «правовая реальность», «правовая действительность» получили распространение в конце 90-х – начале 2000. У этих терминов условно – допустимый характер, так как до настоящего времени не сложилось четкого представления о отличительных признаках, структуре этих явлений. Наиболее из них научно обоснованно понятие «правовая система» при всей условной допустимости. В этом направлении отличились французские компаративисты Ш. Монтескье, основоположники учения о правовых системах и их классификациях Р. Давид, М. Ансель.

Файлы: 3 файла

Вопросы по ПТГиП 2010 г.(1).doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Конспект лекций по теории государства и права.doc

— 418.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Лекции ПТГП.doc

— 579.50 Кб (Скачать файл)
  1. По степени категоричности предписаний:
    • императивные,
    • диспозитивные.

У нас отраслей, построенных на одном виде норм. Нет отраслей, состоящей только из императивных или только из диспозитивных норм.

  1. По форме выражения диспозиции:
    • предоставительно-обязывающие,
    • управомочивающие (все правомочия обеспечены обязанностью),
    • обязывающие.
  1. По характеру санкции:
    • запрещающие,
    • рекомендательные,
    • стимулирующие (стимулирование сводится к тому, что на правовом уровне обозначается конечный ориентир: предоставление льгот определенным категориям. Одним льготы предоставляется в порядке реализации принципа социального закона (инвалиды), другим – за качественное исполнение обязанности (за дополнительный стразовой стаж участникам выполнения государственных обязанностей специального характера – чернобыльцы и т.д.),
    • поощрительные (поощрение всегда предусматривает индивуально-правовой характер реализации: индивидуальный или локальный акт).
  1. По степени определенности:
    • абсолютно-определенные,
    • относительно-определенные,
    • содержащие отсылочный или бланкетный характер.
  1. По времени действия:
    • постоянные,
    • временные,
    • чрезвычайные.
  1. По сфере действия:
    • международные
    • федеральные
    • региональные
    • местные,
    • локальные
    • индивидуальные.

Применительно к России существуют в различных сферах 6 уровней правового регулирования.

  1. Структурный:
    • материальные,
    • процессуальные (регламентируют порядок разрешения конкретны дел  с участием уполномоченных органов и заинтересованных лиц в случаях когда заинтересованные лица не могут самостоятельно разрешить спор),
    • процедурные (порядок правотворческой деятельности, порядок вступления в наследство),
    • публичные,
    • частные,
    • коллизионные.

Действие норм права.

  • Действие норм права во времени.

Рассматривая этот вопрос, можно отметить, что следует разграничивать понятия «вступление в юридическую силу» и «вступление в действие», т.е. право может достичь своего функционального предназначения и приносить результат, а может некоторое время оставаться на бумаге де юре.

Юридическую силу нормы и акты приобретают с момента завершения процедуры принятия (когда исполнения процедурная норма). Момент принятия практически совпадает с момента завершения оформления акта. Акт считается принятым с момента его подписания лавой государства, а постановление правительства –  подписания премьер-министром.

Приостановление действия акта осуществляется на основании акта равно юридической силы на определенный срок, либо до принятия нового акта по данному предмету.

Прекращение действия акта:

    • в связи с истечение срока действия акта,
    • в связи с появление нормы и акта, заменяющих данный акт,
    • в связи с принятие комплексного акта, содержащего нормы в том числе и данного акта,
    • нормы постепенно утрачивают силы в связи с поэтапным вступлением в силу других актов и норм в силу.
  • Действие норм в пространстве.

Пространство – территория государства.

Принцип экстерриториальности: юрисдикция государства распространяется на объекты собственности (только недвижимости: церкви, трубопровод), находящиеся за пределами России.

  • Действие норм права по кругу лиц.

Зависит от следующих категорий:

  1. Политико-правовое состояние субъектов (граждане, иностранцы, апатриды, беженцы и т.д.)
  2. Возраст
  3. Пол
  4. Физическое состояние (больной, здоровый¸ нетрудоспособный)
  5. Профессиональная принадлежность.

 

 

  • Действие норм права по предмету.
  • По видам общественных отношений.

 

 

СИСТЕМА ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ИХ СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ

 

Синергетический метод близок к фукционально-структурному методу и предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений исходя из того, государство и право обладает свойствами саморегуляции. Любая социальная подсистема, являясь частью такой системы как общество, находится во взаимодействии с иными социальными подсистемами.

Свойство саморегуляции играет определенную роль, а именно: определяет устойчивость права и правоотношений в общей системе правоотношений. Человек является существом саморегулирующим, т.к. оно существо биологическое, и он построен так, что одно подменяется другим.

Личность, как продукт социализации, - саморегулирующийся субъект, на ее саморегуляцию оказывают влияние умственные, психические способности, социальный опыт, обуславливающие ее сознание. Разные личности ведут себя по-разному, даже в разном возрасте люди ведут себя по-разному, так как у человека с возрастом становится больше опыта.

Три подсистемы:

  1. Политика.
  2. Экономика.
  3. Государство и право.

К социальной среде относятся все факторы естественной среды, как среды обитания человека и общества. Общество – среда обитания шире, чем среда обитания одного конкретного человека.

Не нужно к факторам изменения естественной среды относить кратковременные факторы: извержение вулкана, землетрясение и др.

Общество, как единая система, функционирует, используя все иные подсистемы, оно на них рассчитывает.

Экономическая система, политическая система формируются под воздействием государства и права. Если они как социальные подсистемы бездействуют, то последствия сказываются тяжело.

Прожиточный минимум пенсионеров на 2011 год – 4 960 руб. но такой прожиточный минимум не обеспечивает достойное существование человека.

Нормальное взаимодействие проявляется: общество в лице социальных  институтов (общественных организаций, политических партий) воздействует на государственную власть с помощью митингов, шествий, петиций, демонстраций. Такие общественные формирования с совещательным голосом – общественная палата, призваны аккумулировать, учитывать все возмущения в социальной среде, трансформируя их на государственную власть, а уже от власти должна следовать ответная реакция. Реакция должна быть адекватной, позволяющей устранить последствия негативных явлений и не вызвать резонанс.

На сколько общество воспитывает своих членов, на столько они будут готовы действовать сообща при возникновении негативных явлений. Для этого требуется воспитать активную правовую установку личности и социальных коллективов, корпораций.

Игнорирование публичной властью общественного мнения и интересов, если это не срез сиюминутного настроения, приводит к снижению уровня самоорганизации общества. Его члены раз за разом все менее эффективно реагируют на воздействие негативных факторов со стороны власти и при изменении окружающей среды.

Формула социальной власти в условиях догосударственного периода – «власть авторитета». Из цивилизованных государств пришла формула «формула государственной власти: авторитет власти».

Если власть действует, игнорируя общественное мнение, в тех государствах, где демократия развита слабо, то вторая формула подменяется третьей формулой: «власть денег». Эта формула пронизывает самоуправленческие начала между людьми, возможен подкуп политических партий.

Такое общество, которое мы имеем сейчас в России не сразу стало таким. Оно может выживать в условиях тоталитарного и патерналистского режима. Если в обществе отсутствует самоорганизация, то общество пассивно, и никакой тоталитарный режим не нужен. Общество пассивно – законодательная власть утрачивает свое значение. Судебная власть востребована только частью населения. Половина общества вообще не прибегает к разрешению споров с помощью судебной власти. Основная нагрузка на исполнительной власти, система сдержек и противовесов не работает.

Три типа поведения социальных подсистем (эти типы характерны и для личности):

  1. Реактивный тип. Когда самоорганизации в обществе нет, коллективные начала ослаблены, то формируется реактивный тип – прямая зависимость поведения государства, права, личности от воздействия факторов окружающей среды и иных социальных сфер.

Если мы имеем дело с таким типом поведения, то для того, чтобы избежать негативных социальных последствий, когда личности, корпорации не защищены от негативных воздействий, то закономерным является закрепление во всех отраслях права основных факторов возмущения и меры ответного воздействия со стороны государства и общества, то есть факторы и реакции.

  1. Адаптивный тип. Когда обеспечивается определенный запас прочности функционирования государства и права, автономии от воздействия внешних (по отношению к данным соц явлениям) факторов в присущих государству и праву форму саморегуляции.

Адаптивный тип характере для стран, развивавшихся по эволюционному пути. Страны-монархии: Норвегия, Дания, Швеция. Страны традиционной демократии: Швейцария, Италия.

Важнейшее средство обеспечения адаптивности – преемственность власти и права, а также учет исторического опыта развития.

Россия, Латинская Америка, Китай, Япония, постсоциалистические страны.

  1. Активный тип. Характерен для прогрессирующих общества  и государства. Тип основан на активном взаимодействии государства, права, экономики, политики, общества в целом, активной роли личности и общественных объединений. Такое взаимодействие – гарантия от деградации общества, а также обеспечивает его прогрессивное развитие.

Ильинский: такого орда активный тип формируется и проявляется в современных странах, лишенных сырьевых ресурсов. Великобритания, Италия, Франция, на пути к этому Швейцария.

В этот тип не попадают страны традиционного развития: религиозные правовые семьи, африканские, азиатские, дальневосточные.

Система права – это управляющий центр социально-правовой подсистемы, влияющий на процесс институциализации (установление учреждений) в обществе, т.к. формирование необходимых социальны, в том числе государственных и правовых институтов, при наличии предпосылок для этого.

От того, как государственно-правовые институты по своей структуре, функция, внешним связям отражают тенденции прогрессивного социального развития и потребности общества, зависит становление того или иного типа государственно-правовой системы.

Например, институт президентства – социальный институт, институт президентства – государственно-правовой институт как форма института главы государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальный фактор

 

Социальный институт

 

Правовой институт

 

Социально-правовые институты

 

совокупность социальных фактов образует социальные институты

 

на основании формирования социальных институтов формируют правовые институты

 

не все социальные институты переходят в русло правовых

     

 

   
   

Правовой институт

 

Социальный правовой институт

 
           
 

Идея


 

Нормы

   

Юридическая практика

         

 

         

 

Правовой институт - устойчивая совокупность правовых норм, регулирующих или охраняющих определенную часть общественных отношений.

Социальные факты дают толчок к идеям, затем нормы, затем юридическая практика.

 

 

 

 

Информация о работе Лекции по «Теории государства и права»