Лекции по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:26, курс лекций

Описание работы

Правовые системы имеют национальный характер с точки зрения их принадлежности к конкретной стране, относятся к типологии как учение о систематизации представлений государстве и праве. В российской доктрине принято примерно 30 лет назад. Термины «правовая система», «правовая реальность», «правовая действительность» получили распространение в конце 90-х – начале 2000. У этих терминов условно – допустимый характер, так как до настоящего времени не сложилось четкого представления о отличительных признаках, структуре этих явлений. Наиболее из них научно обоснованно понятие «правовая система» при всей условной допустимости. В этом направлении отличились французские компаративисты Ш. Монтескье, основоположники учения о правовых системах и их классификациях Р. Давид, М. Ансель.

Файлы: 3 файла

Вопросы по ПТГиП 2010 г.(1).doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Конспект лекций по теории государства и права.doc

— 418.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Лекции ПТГП.doc

— 579.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ИСТОЧНИКИ И ФОРМЫ ПРАВА

 

«Обычай является лучшим толкователем закона»

Римские юристы

 

Множественность подходов к пониманию права требует необходимость разграничения источников и форм права.

Древняя Греция: источник – путь, который проходят нормы до придания им официального характера.

Социологический подход: источник – социальные условия жизни общества.

Нормативистский, позитивистский, легистский подход: источник – вид акта, содержащего правовые нормы. Существует право в форме правосознания, в системе права (в совокупности действующих норм), юридической практике.

Источник права с одной стороны понимается как форма права, с другой стороны – правовой обычай, правовые принципы, НА и договоры, прецеденты.

В современном правопонимании источник – способ закрепления юридических прав, обязанностей, ответственности в объективном праве.

 

Л.П., Н.П., П.П.


 

ИП=ФП     Правовые принципы, Правовой обычай, НА (Д), Юридический прецедент

 

                     Психологический тип, социологический тип

   

 

                   
                         
                         
   

ФП

           

ИП

     

 

         

 

           
                         

Правосознание

 

Система права

 

Юридическая практика

 

Правовой обычай

 

Правовые принципы

 

НПА (Договор)

 

Юр. практика


 

 

Нормативно-правовой договор как источник права.

НПД – санкционированный органами государства наилучший вариант договора, который до определенного времени разрабатывают сами участники отношений. После санкционирования в органах государственной власти такие договоры приобретают название «типовой договор».

К типовым договорам приравниваются коллективные ТД, за нарушение которых установлена административная ответственность.

В системе категорий теории права понятие «источники права» выполняет двойственную функцию:

- с одной стороны, оно позволяет отграничить источники права от социальных регуляторов, которые таковыми не являются. Всякая правовая система определяет в своей доктрине и законодательстве, какие источники (формы) права признаются действующими.

- с другой стороны, данное понятие раскрывает место того или иного источника права в системе источников права, соотношение его юридической силы с юридической силой других источников права. В рамках правовой системы источники права, выстроенные по принципу их иерархической соподчиненности, образуют систему источников права. Ее вертикальная структура строится таким образом, что предписания нисходящих источников права издаются на основе и во исполнение Норм вышестоящих источников и любая норма в рамках этой системы должна соответствовать нормам источника высшей юридической силы, замыкающего эту вертикаль.

В современном государстве вертикальная структура системы источников права, как правило, воспроизводит его структуру. Поэтому юридическая сила акта обычно соответствует месту издавшего его органа в системе государственных органов. А высшей юридической силой обладает в большинстве государств писаная конституция. В то же время в традиционных правовых системах источник права высшей юридической силы имеет, как правило, надгосударственный характер (например, священная книга ислама — Коран в мусульманском праве).

Различия в формах (источниках) права обусловлены различными факторами (историческими, политическими и т. д.), в том числе различиями в способах правотворчества. Так, обычай как источник права формируется «снизу», из практики реальных правоотношений. Все остальные источники права возникают, как правило, «сверху», по воле государства либо надгосударственных сил (богов, мудрецов, мифических героев и т. д.). Последнее характерно для традиционного права, для которого типичен высокий удельный вес норм негосударственного происхождения. В ходе исторической эволюции такие источники права постепенно вытесняются нормами позитивного права. Вместе с тем новейшие тенденции в развитии источников права свидетельствуют об активной интеграции в национальные правовые системы (и системы источников права) международного права.

 

 

Немного из истории

 

Источник законов и права Цицерон искал в природе человека и общества, так как вне семьи, гражданской общины, государства люди существовать не могут.

 

Большое внимание римские юристы уделяли источникам (формам) права. Они писали, что цивильное право происходит из законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, мнений мудрецов, решений преторов. К источникам права относится также обычай: «Обычай является лучшим толкователем закона»; обычаем следует руководствоваться в случаях, когда не имеется писаного закона. К основному источнику публичного права Ульпиан относил решения принцепса (императора): «То, что решил принцепс, имеет силу закона, так как народ предоставил принцепсу всю свою высшую власть и мощь... Таким образом, то, что император постановил путем письма и подписи или предписал, исследовав дело, или вообще высказывал, или предписал посредством эдикта, является законом». При этом сам император (принцепс) ставился выше действующих законов: «Принцепс свободен от (соблюдения) законов».

 

Густав Гуго отдает предпочтение формам самобытно развивающегося права и критически оценивает законы как источник права. Формам самобытно развивающегося права в высшей степени присущи такие качества, как известность и определенность предписаний. В отношении же законов, созданных верховной властью, всегда остается сомнение: насколько они будут применяться в действительности? В подтверждение Гуго приводит пример, когда согласно постановлению властей города в Геттингене переименовывали улицы, а жители продолжали пользоваться старыми, привычными названиями. Законы могут противоречить друг другу, выражать лишь корыстные цели законодателя, требовать особого повода к принятию и большой работы по внесению в них поправок, и, кроме того, - многие граждане никогда не читают законов, — полагает Гуго.

 

Ключевым понятием в концепции правообразования Георга Фридриха Пухты стало понятие народного духа (Volksgeist) — безличного и самобытного сознания народа. В работе «Обычное право» (1838) он различает невидимые источники права (вначале это — Бог, затем — народный дух) и видимые источники — формы выражения народного духа (обычное право, законодательное право, научное право).

 

Герберт Спенсер возражал тем, кто, следуя Бентаму, утверждал, что государство есть творец права. «Права, в истинном смысле этого слова, суть выводы из принципа равной свободы... Изучая эти выводы, мы увидим, что не законодательство есть источник права, а право есть основа законодательства».

 

Габриэль Феликсович Шершеневич писал, что государство является источником права. Согласно его концепции государство есть явление первичное, а право — вторичное.

 

Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Лев Иосифович Петражицкий называл «эмоциональная теория» и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам

права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.

 

НОРМЫ ПРАВА: СТРУКТУРА, ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ

 

Системность как отличительная черта права, т.е. упорядоченность элементов взаимосвязи, начинается с самих правовых норм.

Если структурировать, анализировать нормы, то можно выделить:

  1. Логическую структуру. Логика предполагает последовательность и взаимосвязь. Предполагается, что у любой нормы права есть логическая структура: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза содержит указание на условие вступление в действие правовых норм и одновременно указание на предпосылки возникновения правоотношения. Следовательно, можно сделать предположение, что гипотеза содержит информацию о круге участников правоотношения, т.е. указывает на круг субъектов права, которые могут стать участниками этих правоотношений. Также в гипотезе содержится указание на предпосылку юридического факта или фактического состава, а также на субъектов правоотношения.

Диспозиция в регулятивных нормах содержит рамки поведения, модель поведения, предписание (рамки поведения, очерченные взаимными правами и обязанностями). Диспозиция содержит субъективные права и обязанности участников. Диспозиция – обязательный элемент регулятивных норм.

Предполагается, что диспозиция охранительных норм, даже если она отсутствует в тексте акта, то она существует в виде допущения на любой вариант правомерного поведения.

Диспозиция содержит меры государственного принуждения (имеют превентивный характер): право и обязанность уполномоченных субъектов принять меры: выемка, обыск.

Санкция указывает на последствия реализации нормы либо ее нарушения, т.е. на последствия правомерного или неправомерного поведения. В санкции содержится характеристика правоотношения. В санкции начинает работать регулятивно-динамическая функция права (механизм реализации прав и обязанностей).

В теории права долгое время, вплоть до настоящего времени в большинстве учебников, существует позиция, согласно которой юридическая ответственность отождествляется с юридическими обязанностями неблагоприятного характера, предусмотренными нормами права, за неправомерное поведение.

Санкции содержат указание на характер меры юридической ответственности, как позитивной, перспективной (поощрение), так и негативной, ретроспективной ответственности (за неправомерное поведение) в виде указания на круг субъектов этого правоотношения: государство как уполномоченный орган и правонарушитель. Право и одновременно обязанность – прерогатива государства на реализацию мер негативного характера, направленных на принуждение правонарушителя к исполнению обязанности, предусмотренной предписанием уполномоченного лица. .

Санкция:

  1. Одобрение, разрешение.
  2. Указание на характер и меры юридической ответственности.
  3. Логическая структура нормы.

Поводы и основания юридической ответственности.

Поводы существуют, чтобы определить, в каком случае наступает юридическая ответственность. Поводы – те юридические факты, которые влекут возникновение отношений, связанных с привлечением к юридической ответственности. Повод привлечения к дисциплинарной ответственности – опоздание на работу, отсутствие свыше 5 часов на рабочем месте. Опоздание оказалось уважительным, поэтому в ответственности не привлекли. Следовательно, не всегда поводы влекут наступление ответственности. Повод возбуждения уголовного дела – совершение преступления.

  1. Юридическую структуру правовых норм. Юридическая структура определяется особенностями предметов и методов правового регулирования и охраны. Эта структура:
    • Одночленная (в правовом акте мы видим изложение правовой нормы в виде диспозиция). Это, прежде всего, нормы-принципы.
    • Двучленная. Гипотеза и санкция: охранительные нормы, либо гипотеза и диспозиция: регулятивные нормы.
    • Трехчленная.

Способы изложения норм:

  1. Прямой способ.
  2. Отсылочный способ. Сейчас приобретает особую актуальность в связи с принятием многочисленных ФЗ.
  3. Бланкетный способ. Сейчас приобретает особую актуальность в связи с принятием многочисленных ФЗ.

 

Соотношение норм и статьи правовых актов.

 

  1. Простейшее соотношение – 1 статья – 1 норма.
  2. Одна статья – несколько норм (пункты).

 

Виды правовых норм.

 

  1. Разновидность по предмету регулирования или охраны:
    • гражданские,
    • уголовные,
    • административные,
    • и т.д.
  1. По роли и функциям норм в механизме правового регулирования (нормы права, правоотношения и акты реализации права):
    • общевидовые (нормы социального обеспечения),
    • родовые (для инвалидов),
    • всеобщие или учредительные нормы (нормы-принципы, нормы устанавливающие основы строя),
    • нормы, устанавливающие определения понятий (дефинитивные нормы).

Информация о работе Лекции по «Теории государства и права»