Лекции по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:26, курс лекций

Описание работы

Правовые системы имеют национальный характер с точки зрения их принадлежности к конкретной стране, относятся к типологии как учение о систематизации представлений государстве и праве. В российской доктрине принято примерно 30 лет назад. Термины «правовая система», «правовая реальность», «правовая действительность» получили распространение в конце 90-х – начале 2000. У этих терминов условно – допустимый характер, так как до настоящего времени не сложилось четкого представления о отличительных признаках, структуре этих явлений. Наиболее из них научно обоснованно понятие «правовая система» при всей условной допустимости. В этом направлении отличились французские компаративисты Ш. Монтескье, основоположники учения о правовых системах и их классификациях Р. Давид, М. Ансель.

Файлы: 3 файла

Вопросы по ПТГиП 2010 г.(1).doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Конспект лекций по теории государства и права.doc

— 418.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Лекции ПТГП.doc

— 579.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВА.

 

Функции – не юридическое понятие, оно заменяется в юриспруденции словосочетанием «основные направления деятельности».

Структура государственного аппарата производна от функций.

Основные направления деятельности общества и государства тесно между собой связаны. Наблюдается диалектика. В зависимости от типа государства, патерналистское государство – большинство функций берет на себя государство, обществу остается минимум.

Между функциями общества и государства тесная взаимосвязь. Иногда – ротация. В отдельных случаях одну и ту же функцию выполняет и общество и государство (организаторская функция – за государством): воспитательная, идеологическая, образовательная, экономическая, коммуникативная, информационная.

Поскольку различные теоретические концепции по-разному определяют сущность государства (классовая, общесоциальная, психологическая, социологическая), то и цели и задачи государств могут быть различными. Они различаются на различных исторических этапах, территориях, зависят от этнографических факторов, культурных, геополитических.

При всем многообразии теоретических концепций в науке и в учебной дисциплине, сложилось устойчивое понятие функций государства как основных направлений его деятельности, обусловленных сущностью и социальным назначением государства, его целями и задачами на конкретном историческом этапе, нормативно установленных через компетенцию высших органов государственной власти и управления, носящих взаимосвязанный системный характер.

Эффективность деятельности государства, его институтов определяют такие отправные точки. Как цели и задачи соответствующего института.

Есть функции государства, которые присуще ему всегда, например, политическая функция удержания власти, экономические, социальные, финансовые, организаторские, информационные, воспитательные, коммуникативные. Эффективность их выполнения различна.

Идеологическая функция государства. Ученые подвергают критике статью 13 конституции РФ, в которой говорится о том, что в РФ нет идеологии, на самом же деле РФ поддерживает религиозную идеологию. Национальная идея (Конституция Италии, Швейцарии) – господствующая идеология – сочетание национальных и личных интересов. Свободное развитие всех является условием свободного развития каждого и наоборот.

Национальная идеология – то что выражает основанную на учете всех членов общества позицию власти. Эта позиция – основа легитимации власти. Все остальное манипулирует общественным мнением. Идеология должна быть внятной, понятной народу, как социальная подсистема призвана носить системный характер, закрепляться в праве и реализовываться в политике. В основе идеологии, охраняемой государством и обществом лежит новая система ценностей, гарантируемых государством.

Ценности – это то, что на различных этапах исторического развития признается в обществе жизненно важным и необходимым, являющимся продуктом развития общества. Государство и право сами по себе являются социально-культурными ценностями, они призваны обеспечить сохранение и развитие всех иных ценностей.

Ильинский: первый высший тип демократии – Италия, Швейцария, второй – Франция, Германия, третий – низший – США, Латинская Америка. Функции меняются на различных исторических этапах эти изменения закрепляются в правовых актах. В России это послание Президента Федеральному Собранию. Функции государства закрепляются компетенцией органов государственной власти и реализуются федеральными государственными органами и организациями.

Функция не должна определяться как механизм. Функции меняются на различных государственных этапах. Это проявляется в принятии соответствующих нормативно-правовых актов.

 

ФГ        КВОГВ        ФГО и организации


            немецкая школа

Эта формула получила развитие в трудах Парсонсона.

Органы государства – это основной элемент, позволяющий реализовать функции. Механизм государства и государственный аппарат в отечественной советской литературе отождествляли.

Государственный аппарат – система иерархически и функционально взаимосвязанных между собой органов, создаваемых и функционирующих в соответствии с нормами права, имеющих материальную, финансовую, кадровую основу. Кадры формируются из профессиональных служащих и вспомогательного технического персонала. Отличительная особенность государственного органа как части государственного аппарата – наличие у него предусмотренных нормами права государственно-властных полномочий в определенной сфере деятельности (компетенции).

Содержание государственно-властных полномочий включает в себя два основных компонента:

  1. исключительное право и одновременно обязанность, гарантированная в нормах права ответственностью должностных лиц, рассматривать и решать по существу путем издания правовых актов вопросов, отнесенных к их компетенции;
  2. обеспечение выполнения принятого властного решения.

Государственные органы и организации выполняют функции в различных формах:

  1. правотворческая – составление нормативных актов
  2. правообеспечительная или правоохранительная
  3. правоприменительная
  4. информационная
  5. финансовая
  6. техническая
  7. организационная
  8. кадровая (подбор, подготовка, обучение кадров для выполнения той или иной функции, формирование резерва кадров, сменяемость, ответственность кадров)

Механизм – система органов и подведомственных им организаций, созданных с участием государства, отношений между ними, связанных с осуществлением функций государства. РЖД – это элемент чего? ОАО Аэрофлот обеспечивает коммуникативную функцию. Демографическая функция – функция, которой государство способствует. По большинству функций возникает вопрос безопасности, например, продовольственная безопасность.

Функции государства, связанные с безопасностью в современных условиях в России реализуются через издание правовых актов, технических регламентов.

Классификация государственных органов.

  1. По компетенции:
  • Органы общей компетенции, уполномоченные решать любые вопросы данного уровня власти (Правительство, Президент, Парламент, региональное Правительство, губернатор)

ВОПРОС. По каким вопросам принимаются законы, по каким – указы президента, по каким Постановления Правительства?

  • Органы отраслевой компетенции (Министерство природных ресурсов, транспорта, топлива)
  • Органы межотраслевой компетенции (ведомства) (Министерство по налогам и сборам)
  • Органы специальной компетенции (Министерство иностранных дел, ФСБ, ГНК)
  1. По порядку образования:
  • Выборные
  • Назначаемые
  1. По срокам:
  • По срокам
  • На бессрочной основе (МВД)
  1. По способу принятия решений:
  • Коллегиальные
  • Единоличные
  1. По источнику полномочий:
  • Первичные
  • Производные (Администрация Президента, Посольство)

Принципы организации и деятельности государственного аппарата и механизма:

  1. Законность
  2. Ответственность
  3. Разделение властей
  4. Профессионализм
  5. Научная обоснованность
  6. Информационная, техническая обеспеченность
  7. Системность
  8. Сменяемость. Резерв кадров
  9. Демократический централизм – учет позиций, мнений нижестоящий органов при принятии решений вышестоящими, обязательность решений вышестоящий органов для нижестоящих.

Бюрократия – понятие, связанное с государственным аппаратом. Это власть канцелярии. Это явление характерно для любой организации.  Бюрократия –  иерархически организованная структура власти и управления, состоящая из людей, наделенных определенными полномочиями. Это государственно-правовое определение, юридическое.

Макс Вебер меньше ста лет тому назад посвятил свои работы теории рациональной бюрократии, теории рационального права.

Понятие бюрократизм употребляется в негативном контексте. Рецепты преодоления негативного влияния бюрократизма:

  1. Жесткая регламентация компетенций.
  2. Регулярная персональная ответственность.

 

«Не отмечая хороших людей, мы плодим плохих».

 

  1. Конкурсный отбор, перестановка, сменяемость кадров.
  2. Пропорциональное стимулирование и выдвижение кадров из резерва.
  3. Постоянная научная обеспеченность, гласность, открытость, информированность населения о полномочиях

Теория рационального права: право свободно от религиозных предрассудков и консерватизма – не связаны обычаями. Закон и право должны твориться на основе разумных начал.

Существует чисто нормативистский подход (характерен для российской практики). Кельзен – основоположник теории, затем он стал придерживаться социологического подхода, а потом ушел в реалистическую школу (право принадлежит тому, кто им пользуется).

Реалистическая школа права: право принадлежит тому, кто им пользуется. Под законом понимается как нормативный, так и индивидуальный правовой акт, конкретизирующий правовое предписание.

Психологический подход. В широком смысле под законом понимается как нормативный, так и индивидуальный правовой акт (решение суда, приговор, распоряжение, постановление): как правоприменительный индивидуальный правовой акт, так и конкретизирующий правовой акт, сюда же включаются договоры.

Легитивистский, нормативисткий – не разграничивают право и закон.

Либертарный, социологический и психологический подходы разграничивают право и закон. Право – не как идея, а как нарушение основных правовых принципов. Орган власти будет устанавливать, противоречит ли акт закону или нет.

 

Система социального регулирования.

 

Смешанный подход: неразрывная связь всех трех компонентов: идеи, нормы и юридической практики. При этом идеи, нормы и социальная практика – это формула всех остальных социальных регуляторов.

Например обычаи. Идеи когда-то появлялись в обществе. Нужны были усилия всего общества и субъектов, чтобы обычай вошел в правило. обычай изменить нельзя, если он уже вошел в привычку, его можно только отменить. Если обычай не защищен правом, то он прекращает свое существование.

Получать образование – это тоже обычай.

Догосударственный период развития общества (40 000 лет назад – переход от стадного образа к жизни к организации). Первая форма организации – род. Уже род получает название общества. Начиная от родоплеменного союза кончая общиной, существует длительный период, где поначалу никаких норм нет. Социальные нормы складываются тогда, когда появляется первая форма организация общества (определенный порядок).

Сначала складывается индивидуальный социальный регулятор (ИСР) в обществе (на стадном уровне общества):

  1. Группа биофизиологических регуляторов (голод, сытость). Пытки, долговые ямы, куда сажали арестантов. Эти регуляторы действуют до сего времени.
  2. Группа информационных регуляторов (окрики, обращения, колокола, факелы, опознавательные знаки на деревьях). Сегодня: будильник, прогноз погоды, звонок, светофор, курс доллара.
  3. Группа ценностных регуляторов. Первейшая ценность – жизнь, здоровье, любовь (отношение к субъекту, а не сам субъект). Ценность – то, что обществом признано жизненно необходимым, важным, и воспринимается как результат предшествующего развития (т.е. человек должен считаться с опытом прошлых людей). Ценность – нравственная категория, поведенческая категория. Нравственность – мораль в действии. Совесть – индивидуальный регулятор в системе моральных норм, определяющий поведение.
  4. Группа директивных регуляторов: приказы, решения, законы, угроза.
  5. Группа психологических регуляторов.

Все эти группы индивидуальных регуляторов используются в комбинации. На основании их сочетания появляется первый нормативный социальный регулятор, потому что ИСР становится недостаточно, чтобы воздействовать на разрастающееся общество.

Первым появляется табу религиозного характера, как правило, от жрецов, затем – мононормы, запреты – это одновременно и право и обязанность. На основе табу складываются обычаи (вошли в привычку ввиду их прикладной полезности, пользы), затем традиции, ритуалы, обряды (все три служат формированию общественного порядка, преемственности, их объединяет символический характер, а также то, что они не несут пользы конкретному субъекту, не имеют прикладного характера).

На более позднем этапе развития общества складываются следующие нормативные социальные регуляторы: мораль, нравственность (оба получают развитие в условиях государства, т.к. людям надо ориентироваться, какое поведение общество одобряет, а какое – нет, и понято это можно только через политику государства).

Иногда бывает такое, что обычай начинает охраняться законом: например, праздники.

Информация о работе Лекции по «Теории государства и права»