Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:26, курс лекций
Правовые системы имеют национальный характер с точки зрения их принадлежности к конкретной стране, относятся к типологии как учение о систематизации представлений государстве и праве. В российской доктрине принято примерно 30 лет назад. Термины «правовая система», «правовая реальность», «правовая действительность» получили распространение в конце 90-х – начале 2000. У этих терминов условно – допустимый характер, так как до настоящего времени не сложилось четкого представления о отличительных признаках, структуре этих явлений. Наиболее из них научно обоснованно понятие «правовая система» при всей условной допустимости. В этом направлении отличились французские компаративисты Ш. Монтескье, основоположники учения о правовых системах и их классификациях Р. Давид, М. Ансель.
К сущностным чертам права Габриэль Феликсович Шершеневич относил следующие: 1) право предполагает поведение лица; 2) право обладает принудительным характером; 3) право всегда связано с государственной властью. Эти неотъемлемые элементы права образуют представление о его понятии. Право, утверждал Шершеневич, — это норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов.
Богдан Александрович Кистяковский в своем основном произведении «Социальные
науки и право: Очерки по методологии социальных
наук и общей теории права» (1916 г.) глубоко
исследовал понятие права как социального
явления и как части духовной жизни человека,
методологию изучения права, вопросы государственной
власти, проблемы прав человека и гражданина,
идеи правового государства и возможности
перехода к социально-справедливому государству.
Гуманитарные науки, в том числе наука
о праве, подобно естественным наукам,
должны строиться, по учению Кистяковского,
на основе множественности понятий. Коль
скоро «право входит в различные сферы
человеческой жизни и деятельности, которые
могут составлять предмет различных отраслей
гуманитарных наук», то понятие права
сводится к четырем основным определениям:
государственно-
Государственно-
Социологическое понятие права обращает внимание на право как на совокупность осуществляющихся в ж:изни правовых отношений. Право, согласно этому подходу, отмечал Кистяковский, представляет собой социальное явление, заключающее в себе широкий круг национальных, бытовых, экономических и других отношений. Во взаимодействии с ними право вырабатывается, изменяется, развивается. Такое правопонимание, считал ученый, безусловно, шире государственно-повелительного, поскольку обнимает и обычное, и государственное, и международное право во всем их объеме. К недостаткам этого правопонимания Кистяковский относил отсутствие
четких границ между правовыми и неправовыми отношениями. В силу неясности критерия — что именно считать правом — социологи права, отмечал ученый, любят обращаться к словесным определениям типа «социальная солидарность», «замиренная среда» и т. п. Однако подобное правопонимание содержит в себе «чисто этическое
содержание».
Нормативное понятие права признает право как «совокупность норм, заключающих в себе идеи о должном, которые определяют внешние отношения людей между собой». Это понятие права обладает большой познавательной ценностью, считал Кистяковский, поскольку указывает на устойчивый характер права (долженствование), который не определяется исчерпывающим образом ни одним другим правопониманием. Недостаток нормативного правопонимания заключается в том, писал он, что оно не всегда определяет реальное, действующее право, поскольку характер долженствования распространяется на то право, которое было бы желательно с точки зрения современного правосознания. Кроме этих трех «теоретических понятий» права Кистяковский определил «технические понятия», к которым относил юридико-догматическое и юридико-политическое понятия. Назначение этих понятий, по его мнению, заключается в определении и систематизации правовых явлений для решения чисто практических задач догматической юриспруденции.
Психологическое понятие права, выдвинутое Львом Иосифовичем Петражицким, представляет собой «совокупность тех психических переживаний долга или обязанности, которые обладают императивно-атрибутивным характером».
Во второй половине 19 в. в странах западной Европы, а в России – во второй половине 20 в. в теорию входит понятие «правовой закон» (закон в широком смысле: нормативный и индивидуальный правовой акт). Естественно-правовая теория положила начало разграничению понятий право и закон.
Смысл разграничения права и закона обусловлено следующими факторами:
Юридический смысл социальной справедливости отражает масштаб, соразмерность между первичным деянием субъекта и принятой предусмотренной нормой права реакцией со стороны общества и государства.
В зависимости от того, разграничивается ли право и закон, либо нет в том или ином государстве или в той иной сфере отношений различают два типа правового регулирования:
Вопрос разграничения права и закона имеет прикладной характер: во всех случаях несоответствие акта меркам правового закона следует обжаловать или обращаться с заявлением об отмене акта. Когда заинтересован неограниченный круг лиц, то вмешивается прокуратура, но, как правило, принявший акт орган доказывает в суде, что акт не нарушает прав. Последствия признания акта недействительным влечет ничтожность всех деяний, совершенных на основании акта. Отмена акта влечет прекращение совершения всех действий, совершенных на основании акта.
Немного из истории
Особенность восточной идеологии: право и закон неразрывны.
Жан Боден признает и специфику законов в зависимости от формы государства: «Законы необходимы и при монархии, и при народных формах правления, и при аристократических (законы являются столь же разнообразными, как и формы правления)». Боден различает законы и в зависимости от их творца. Он выделяет:
законы, установленные Богом; законы, установленные природой; законы, установленные суверенной властью; законы, установленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть (для монархии — это закон престолонаследия, подобный Салическому Закону (Lex Salica)).
«Субъективное право — это законная свобода человека что-либо делать или требовать…»
Борис Николаевич Чичерин
Выделяется объективное и субъективное право.
Структура субъективного права:
Юридическое образование в России, 1755 год – императорский указ об издании устава университета: Московский университет, Петербургский университет, Казанский университет. В них было богословско-нравственное отделение – учили правильному поведению, которое отличало бы целям правосознания. Преподавалось также естественное право, право знатнейших и нынешних народов, незначительный объем уделялся изучению истории развития права России.
Квалификационные требования к выпускникам: знание особенностей представителей различных сословий, их права, умение найти подход к представителю каждого сословия, умение проявлять толерантность к различным сословиям. Изучение собственно действующего законодательства (Соборное уложение) не требовалось в форме заучивания. Обучение было направлено лишь на приобретение навыков правильного толкования закона.
Концепция юридического образования меняется в 1835 году: ушел курс естественного права, психологии. Это привело к тому, что выпускники выходили из университетов неготовыми к государственной службе. Это отмечалось в докладах императору, выпускников отличала заносчивость, зазубривание действующего законодательства.
1863 год – новые указы императора, уклон в сторону фундаментальной подготовки студентов.
1833 год – новая редакция устава университета.
1906 год – выступления студентов.
Преподавателей. Перепуганная царская
канцелярия принимает
1955 год – юридическое образование в основном стало заочным (МГУ, Свердловск, Ленинград, Иркутск). Действовал ВЮЗИ с его отделениями (Урал, Куйбышев).
В 90-е годы начинается массовое открытие юридических факультетов (Томск, Тюмень, Саратов).
Сегодня образовательный стандарт предусматривает, что преподаватель должен пройти школу управления в юридическом учреждении, совмещать практику с преподавательской деятельностью.
Субъективное право – гарантированный в нормах права вид дозволенного поведения, свобода. Проявление личности необходимо для того. Чтобы реализовать свободу. Без волевого фактора свобода не реализуется. Если субъективное право можно реализовать по доверенности, то свободу нельзя.
Законный интерес – это понятие и категория появились как предмет науки в отечественной доктрине на рубеже 80 – 90х гг. Это связано с процессом динамичного появления новых сфер отношений, когда правотворчество не успевало закрепить права и обязанности участников отношений.
Законный интерес – гарантированное в нормах право общее дозволение удовлетворение и защиты субъективных интересов лица, признаваемых в обществе общественной моралью и нравственностью.
Законный интерес – получить работу – реализовать право на труд. Сегодня регулирование в сфере труда такого, что за одну и ту же работу можно получать зарплату больше или меньше, например, юрист в страховой компании, помощник адвоката и юрист, работающий в нефтяной сфере.
Структура законного интереса включает в себя обеспеченность и гарантированность со стороны государства, ему гарантируются обязанности других лиц. Законный интерес в отличие от прописанного права подлежит изменению.
Термин «законный интерес» упоминается Суворовым, который, не будучи принятым в военную академию, подал прошение, в котором указал, что его законный интерес нарушен.
Формы защиты законных интересов:
Существуют охраняемые законом интересы и просто законные интересы. К охраняемым законам относятся те интересы, за нарушение которых предусмотрены меры ответственности, это сфера охраны жизни и здоровья.
Примеров нарушения законных интересов в судебной практике очень много. Самый распространенный пример нарушения законных интересов неопределенного круга лиц – принятие НПА, связанных с отменой каких-либо субъективных прав и заменой их другими субъективными правами.
Способы защиты законных интересов и законных прав пересилены в ГК. Это самозащита, устранение препятствий к использованию объекта собственности.
Злоупотребление правом иногда образует состав правонарушения. Это использование своих прав и свобод во вред другим лицам, с нарушением прав других лиц.
Произвол в праве – наиболее опасная сфера нарушения законных интересов и прав. Облеченные в правовую форму деяния (оформленные протоколом), а по сути нарушающие права и свободы определенного или неопределенного круга лиц. Произвол в праве опаснее злоупотребления.
Злоупотребления и произвол снижают легитимность власти, способствуют распространению правового нигилизма.
Право, по Борису Николаевичу Чичерину, составляет неотъемлемую принадлежность всех обществ. Субъективное право — это законная свобода человека что-либо делать или требовать; объективное право — закон (совокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий права
и обязанности участников правоотношений. Оба эти значения, писал Чичерин, неразрывно связаны, поскольку свобода выражена в форме закона, закон же имеет целью признание и определение свободы — «источник права не в законе, а в свободе».
Описывая право в предельно широком культурологическом контексте, Иммануил Кант подготовил условия для возникновения философии права в виде самостоятельной дисциплины. Для специальных юридических исследований важное значение имела содержащаяся в его трудах характеристика правовых отношений как взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей. В догосударственном состоянии человек приобретает субъективные естественные права, в том числе право собственности, но они ничем не обеспечены, кроме физической силы индивида, и являются предварительными. Совокупность таких субъективных полномочий Кант вразрез с господствующей традицией назвал частным правом. Подлинно юридический и гарантированный характер частное право, по его мнению, приобретает только в государстве, с утверждением публичных законов.
Понятие права, утверждал Габриэль Феликсович Шершеневич, включает в себя только положительное, действующее право. Объективное право — совокупность правовых норм, субъективное право — «возможность осуществления своих интересов субъектом права». Шершеневич доказывал, что объективное и субъективное право — это не две стороны одного понятия, как утверждали Иеринг и другие представители социологической юриспруденции, а самостоятельные и совершенно различные понятия. Если субъективному праву всегда соответствует объективное право, то последнее может вполне существовать без субъективного права. Объективное право, по Шершеневичу, — основное понятие права, субъективное право — производное.