Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:26, курс лекций
Правовые системы имеют национальный характер с точки зрения их принадлежности к конкретной стране, относятся к типологии как учение о систематизации представлений государстве и праве. В российской доктрине принято примерно 30 лет назад. Термины «правовая система», «правовая реальность», «правовая действительность» получили распространение в конце 90-х – начале 2000. У этих терминов условно – допустимый характер, так как до настоящего времени не сложилось четкого представления о отличительных признаках, структуре этих явлений. Наиболее из них научно обоснованно понятие «правовая система» при всей условной допустимости. В этом направлении отличились французские компаративисты Ш. Монтескье, основоположники учения о правовых системах и их классификациях Р. Давид, М. Ансель.
На последнем этапе право становится социальной нормой. Право завершает собой формирование целостной системы социального регулирования. Эта система включает в себя индивидуальные правовые регуляторы и социальные правовые регуляторы.
Идея Норма Правоприменение
ИСР НСР ИПР СПР
Нормативные правовые регуляторы сочетаются с индивидуальными правовыми регуляторами. При этом ИПР могут способствовать созданию отдельных НПР.
Этика производна от нравственности. Когда корпоративные ценности пытаются подменить нравственность, значит, государственная политика слаба.
Признаки права, отличающие его от других нормативных социальных регуляторов (обычаев, традиций):
Какие отношения прежде всего требуют правового регулирования и охраны? Выделяют следующие виды отношений как объектов правового регулирования:
- политические;
- экономические;
- социальные;
- финансовые;
- культурные;
- информационные;
- коммуникативные.
Все ли экономические или политические отношения регулируются правом? Нет, часть из них регулируется, охраняется моралью, нравственностью, корпоративными нормами. Во всех названных видах отношений правовое регулирование или охрана обязательны в современных условиях в тех случаях, когда присутствуют три аспекта:
|
субъект |
общество (социум) | |||||
внешнее восприятие |
индивидуальные регуляторы |
||||||
внутреннее восприятие |
|||||||
индивидуальные правовые регуляторы |
осознание |
социальные явления |
|||||
социальные нормативные правовые регуляторы |
|||||||
|
социальная и правовая установка личности |
Явления- случаи |
|||||
социальные факты | |||||||
социальные институты |
юридические факты |
Вся система нацелена на поведение субъекта. Наряду с субъектом существует общество (социум), значит, есть субъект, общество и их взаимодействие, в результате которого имеют место различные социальные явления (институты, случаи). От социальных явлений со временем формируются социальные институты. Социальные явления через индивидуальные регуляторы воздействуют на субъект. Воздействие сопровождается двумя компонентами:
- внешнее восприятие
- внутреннее восприятие (порождает осознание, квалификацию)
На стадии осознания и квалификации вступают социальные нормативные регуляторы, нормативные правовые регуляторы, индивидуальные правовые регуляторы.
После квалификации вступает в действие социальная и правовая установка личности (поведенческая).
После установки следует поведенческая реакция, которая как может быть связана со всеми социальными нормами, так и может не учитывать эти нормы. Все зависит от уровня воспитания и образования личности.
Поведенческая реакция завершается социальным фактом, а в отдельных случаях социальный факт будет юридическим фактом.
Само слово «право» - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание.
В рамках последнего понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:
1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;
2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;
3) нормативность права
4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;
5) формальная определенность
6) системность права проявляется
в том, что оно представляет
собой не механическую
Можно выделить подходы к сущности права. Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы.
Существует также общесоциальный подход, который рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в более широких целях - как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.
Наряду с этими основными выделяют и другие - религиозный, этнический, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответствующие интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике.
Иначе говоря, сущность права многопланова. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в ней в зависимости от исторических условий на первый план может выступать любое из вышеперечисленных начал.
Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория «ценность права», под которой понимается способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности.
Ценность права выражается в том, что оно прежде всего выступает средством:
Суммируя изложенное и учитывая существующие в современной отечественной и зарубежной научной литературе мнения, можно предложить следующее определение права, разделяемое с небольшими расхождениями большинством правоведов, как ученых, так и практиков.
Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества.
Немного из истории
Аристотель: право – это справедливость, справедливость – это совокупность добродетелей. Право – это норма политического общения людей. Право – это равенство, но не абсолютное, а относительное, поскольку люди не равны по своим добродетелям, по свои достоинствам.
Фома Аквинский создает многоярусную систему права, на вершине которой стоит вечный закон – это божественная мудрость, управляемая миром, это божественное провидение. Право происходит от понятия правда, справедливость. Правда – добродетель, исходит от человеческой воли, касается поступков и отношений с другими людьми.
Иммануил Кант: право – совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Совокупность условий – гарантия прав личности, частной собственности, наличие законов и гарантии их принудительного исполнения, равенство всех перед законом.
Фридрих Гегель отождествляет право со свободой, право реализуется через свободную волю человека.
Понятие права в концепции Максима Максимовича Ковалевского имеет двоякое значение: 1) право есть отражение требований солидарности и обусловленной ею идеи долга, заставляющей индивидов брать на себя обязанности, чтобы сохранить интерес группы; это право предшествует государству и порождает позитивное право; 2) позитивное право содержит правила, призванные либо расширить, либо ограничить свободу индивида (зависит от того, в какой степени государство берет на себя функции, ранее исполняемые общественными союзами).