Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:23, курсовая работа
В современных условиях формирование и сохранение персонала, обладающего высоким профессиональным и творческим потенциалом, возможно лишь в том случае, если система оплаты и стимулирования труда обеспечивает организации конкурентные преимущества на рынке труда.
Рассмотрим в данной контрольной работе мотивацию как один из методов повышения эффективности государственного и муниципального управления.
Ориентировочные этапы работ по развитию городской информационно -коммуникационной системы включают:
проведение инвентаризации средств компьютерных коммуникаций (ЛВС, абонентских пунктов глобальных сетей, модемов и т. д.) города, с последующим анализом совместимости их между собой и созданием реестра (БД) средств компьютерных коммуникаций и средств передачи данных системы;
разработка и реализация инвестиционных проектов (за счет бюджетных или внебюджетных средств) создания (развития) городских телекоммуникационный сетей, соответствующих рекомендациям протоколов и интерфейсов МККТТ;
поэтапное подключение (организация взаимодействия через межсетевые соединения) городских телекоммуникационных сетей между собой к областным, российским и международным сетям;
разработка и согласование образцов, и определение (на экспертно - конкурсной основе) реализующих их унифицированных информационных технологий обеспечения и взаимодействия подсистем функциональных
блоков и абонентов системы между собой и с базами данных из состава автоматизированных информационных ресурсов,
монтаж базовых информационно - коммуникационных узлов городской информационно - коммуникационной системы и организация их взаимодействия.
А также с центральными информационными узлами других регионов и межрегиональных органов и организаций;
поэтапное подключение
подсистем функциональных блоков, их
(функциональных) информационных узлов
и абонентов к базовым
Система мероприятий этого раздела Программы строится на базе имеющихся и создаваемых в процессе реализации Программы элементах интегрированной системы. Объектами этого раздела Программы являются глава администрации города, городская Дума города Нижнего Новгорода и администрация города. Департамент информационно - аналитической работы осуществляет информационно - аналитическое обеспечение указанных органов местного самоуправления города путем издания следующих материалов:
ежемесячный информационно - аналитический бюллетень о деятельности администрации города;
ежеквартальный бюллетень о социально - экономической ситуации в городе;
ежемесячный обзор свежих поступлений в библиотеку департамента информационно - аналитической работы;
тематические аналитические записки, доклады и другие материалы. В проектах нормативно - правовых актов будут предусматриваться специальные разделы по информационной безопасности, об обязанностях должностных лиц по обеспечению защиты информации.
Организацию и координацию работ в сфере информатизации осуществляет департамент информационно-аналитической работы. Департамент информационно - аналитической работы обеспечивает интеграцию информационных ресурсов города Нижнего Новгорода на основе формирования общей информационно-логической, программно - технической и телекоммуникационной среды обработки и обмена информацией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационно-аналитические технологии является одной из важнейших составляющих системы муниципального управления.
Грамотный подход
к решению этого вопроса
В связи с этим в настоящее время необходимо комплексно ставить и решать вопросы информационного обеспечения, для координации развития информационного поля разрабатывать концепции развития на всех уровнях от федерального до муниципального.
Такой подход является необходимым условием для устойчивого развития муниципальных образований, эффективной реализации органами местного самоуправления своих полномочий.
Одним из таких шагов является реализация Концепции информатизации органов местного самоуправления и муниципального хозяйства города Нижнего Новгорода. Она рассчитана на несколько лет и в конечном итоге должна привести к созданию единого информационного поля в рамках муниципального образования Нижнего Новгорода, что позволит качественно улучшить информационное обеспечение муниципальных структур.
Делая выводы, необходимо сказать следующее:
На сегодняшний день, не на федеральном и не на областном уровне нет единого подхода к вопросам развития информационного пространства страны и регионов.
Нижегородская область не проводит на своей территории единой информационной политики, что крайне затрудняет любой обмен информацией, в том числе между субъектами административной и хозяйственной деятельности.
На сегодняшний день отсутствие единой правовой и семантической базы позволяет существовать огромному количеству дублированной информации, что чрезвычайно усложняет и запутывает поиск и обработку необходимых данных.
Положительным
является то, что городские власти,
поняв необходимость
На основании выводов необходимо решить следующие вопросы:
необходимо
разработать и принять федеральную Программу об информационном развитии;
принять областную Программу информатизации органов управления на основе федеральной;
скорректировать существующую городскую Концепцию и в перспективе принять городскую Программу информатизации органов местного самоуправления.
Последовательное принятие этих программ поможет создать на территории Российской Федерации единое информационное пространство, в котором муниципальная составляющая будет неотделимой частью единой структуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ø Информационные технологии управления, Питер, 2005.
//А.Э. Саак, Е.В. Пахомов, В.Н. Тюшняков,
Ø Информационные технологии управления. Учебное пособие для вузов. Калининград 2005г.//Бастриков М.В.,Пономарев О.П.
Ø Информационные технологии управления, учебное пособие, М., 2008. //В. Н. Логинов,
Ø Государственное и муниципальное управление :учебник -2-е изд.//Василенко И.А 2007 г
Ø Муниципальный менеджмент: справочное пособие. – М., ИНФРА-М, 2002. //Иванов В.В., Коробова В.Н
Ø технология как фактор успеха// Муниципальная власть – 2002. //Иванов В.В /Коробова А.Н.
Ø Инфраструктура муниципальных образований: Учебное пособие - ("Учебное пособие") (ГРИФ) /Кухтин П.В. Кухтин П.В. 2008 208 КноРус 138,0000
Ø «Информационное общество», постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2010 г//
.
Ø Сергеев М. Информатизация начинается с местного самоуправления // www.politcom.ru
Ø Информационные технологии, Пособие для подготовки к экзаменам, М., 2004./ Хохлова Н.М.,
Курсовая работа
по дисциплине:
«Система государственного и муниципального
управления»
на тему:
«Эффективность муниципального управления»
Йошкар-Ола
2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие муниципального управления…………………………………….…5
1.1 Муниципальное управление в РФ………………………………………..7
1.2 Цель и перечень задач муниципального
управления……………….…10
1.3 Эффективность муниципального управления:
основные критерии и показатели……………………………………………………
2. Анализ муниципального управления……………………………………….20
2.1 Проблемы эффективности муниципального
управления……………..20
2.2 Развитие муниципального управления:
МО «Город Йошкар- Ола»....24 3. Пути совершенствования
системы муниципального управления в
России
3.1. Основные векторы дальнейшего развития……………………….……31
Заключение…………………………………………….……
Список используемых источников…………………………………...…39
Введение
Муниципальное управление призвано создать
условия для формирования, развития и
реализации потенциала личности, домашнего,
муниципального хозяйства, бизнеса и т.п.,
минимизировать экономическую зависимость
муниципального образования от социально-экономической
политики органов государственной власти.
Муниципальное управление призвано обеспечить
условия для обеспечения самодостаточности
личности, домашнего хозяйства, малого
бизнеса, посредством имущества, находящегося
в муниципальной собственности, средств
местного бюджета, имущественных прав
муниципального образования, в соответствии
с действующим законодательством, решая
вопросы местного значения.
Чтобы местному самоуправлению быть успешным,
достичь поставленных целей, органы местного
самоуправления должны так организовать
управление, чтобы оно было эффективным
и результативным. Если использовать применительно
к органам местного самоуправления терминологию
П. Друкера, то они должны предоставлять
«нужные, правильные услуги» (результативность),
как следствие того, что услуги предоставляются
«правильно» (эффективность).
Ядром управления является управленческое
решение, и как бы оно ни было обосновано
с точки зрения теории и практики, оно
представляет собой лишь определенные
идеи, мысли, формализованные в муниципальном
правовом акте. Успешное решение то, которое
реализуется результативно и эффективно.
Органы государственной власти, органы
местного самоуправления призваны разрешать
проблемы тех, ради кого они «созданы»
и работают. Проблема — это фактическое
положение дел, не соответствующее желаемому
состоянию объекта управления. Проблемы
могут проявляться не только как фактическое
положение дел, не соответствующее желаемому
состоянию, но и как ситуация, когда находится
под угрозой либо задача, требующая разрешения,
либо потенциальная возможность.
Актуальность темы данной курсовой работы
продиктована в первую очередь глобальными
изменениями в эффективности органов
муниципального управления.
Предмет: органы муниципального управления.
Объект: проблемы связанные с эффективностью
работы органов муниципального управления.
Целью данной работы является изучение
органов местного самоуправления: дать
определение понятия муниципальное управление;
рассмотреть основные задачи муниципального
управления; эффективность муниципального
управления. Поскольку это имеет принципиальное
значение для правильного понимания темы
и представляет собой основу для всех
законов РФ и ее субъектов и других правовых
актов, связанных с вопросами местного
самоуправления.
Для достижения указанной цели были поставлены
следующие задачи:
- найти само понятие "управление";
разглядеть специфику муниципального
управления; выявить составляющие эффективности
муниципального управления; обозначить
пути повышения эффективности муниципального
управления в Российской Федерации.
- основы муниципального управления в
г. Йошкар-Ола : работа органов муниципального
управления г. Йошкар-Ола.
Структура работы: в соответствии с целью
и поставленными задачами структура работы
состоит из введения, трех глав, заключения,
списка используемых источников.
Государство заинтересовано в таких способах
формирования и деятельности местной
власти, которые отвечали бы его политике
и поддерживались населением. Именно поэтому
местное самоуправление призвано обеспечивать
достижение этих целей, и составляет одну
из основ конституционного строя Российской
Федерации.
Управление — это взятие субъектом
управления на себя обязательств перед
носителями проблемы, в качестве которых
выступают личность, население, домашнее
хозяйство, бизнес и т.п., по их разрешению.
При этом под качеством управления понимается
степень соответствия результатов деятельности
органа власти требованиям и ожиданиям
личности, домашнего хозяйства, населения,
бизнеса и т.п., измерителям, посредством
которых они оценивают свои ожидания [7].
В отличие от местного самоуправления,
где местное население выступает и как
субъект и как объект в одном лице, в муниципального
управления субъектом являются органы
местного самоуправления (муниципального
управления).
Субъект муниципального управления имеет
сложную организационную структуру, представляет
собой совокупность организационно-оформленных
групп людей, соединенных соответствующими
связями, управленческими отношениями
Объектом муниципального управления является
муниципальное образование.
Муниципальное образование - это сложная
социально-экономическая система, состоящая
из нескольких тесно взаимодействующих
и взаимосвязанных элементов: населения,
географической среды, градообразующей
базы и жизнеобеспечивающей системы, обслуживающей
функционирование, сохранение и развитие
самого муниципального образования.
Следовательно, муниципальное управление
представляет собой целенаправленное
упорядочивающее воздействие органов
местного самоуправления на муниципальное
образование с целью повышения уровня
и качества жизни населения.
Муниципальное управление представляет
собой целостную систему общественных
отношений, связанных с территориальной
самоорганизацией населения, самостоятельно
решающего вопросы местного значения,
вопросы устройства и функционирования
муниципальной власти.
Муниципальное управление осуществляется
в пределах муниципального образования
(городское, сельское поселение, несколько
поселений, объединенных общей территорией),
где имеется муниципальная собственность,
местный бюджет и выборные органы местного
самоуправления.
В целом можно утверждать, что муниципальное
управление - это управленческая деятельность
базирующаяся на муниципальном праве,
муниципальной службе и муниципальной
собственности.
Внутри муниципального управления, также
как и на общенациональном уровне, может
существовать принцип разделения властей:
исполнительная власть сосредотачивается
в руках мэра, законодательная — в руках
городского совета, и судебная — в руках
городского суда и муниципального подразделения
министерства юстиции.
Эффективность муниципального управления
— это результат управления, точнее, «вмешательства»
в ключевые процессы, предполагающий изменение
формы, свойств, характера условий, обеспечивающих
формирование, наращивание и реализацию
потенциала личности, домашнего хозяйства,
бизнеса, отнесенный к затратам на его
достижение [5].
Если подойти к вопросу эффективности
управления с данных позиций, то можно
сказать, что муниципальное управление
находится в «эмбриональном, зачаточном»
состоянии на пути к цивилизованному эффективному
управлению.
1.1 Муниципальное управление в РФ
Муниципальное управление в РФ строится
на основе Конституции РФ и нормативно
правовых актов, регламентирующих построение
структуры муниципальных органов и их
компетенции, а также распределение государственных
финансовых фондов и иных ресурсов между
органами государственной власти и муниципального
управления. «Термины «муниципальный»
и «местный» и словосочетания с этими
терминами применяются в отношении органов
местного самоуправления, предприятий,
учреждений и организаций, объектов собственности
и других объектов, целевое назначение
которых связано с осуществлением функций
местного самоуправления, а также в иных
случаях, касающихся осуществления населением
местного самоуправления Местное самоуправление
как выражение власти народа составляет
одну из основ конституционного строя
Российской Федерации» [1].
Чтобы понять задачи, принципы построения
и компетенцию органов муниципального
или иными словами местного самоуправления
необходимо обратиться непосредственно
к основному закону РФ, т. е. к Конституции
РФ:
п. 2 ст. 3 «Народ осуществляет свою власть
непосредственно, а также через органы
государственной власти и органы местного
самоуправления»
п. 2 ст. 8 «В Российской Федерации признаются
и защищаются равным образом частная,
государственная, муниципальная и иные
формы собственности».
ст. 12 «В Российской Федерации признается
и гарантируется местное самоуправление.
Местное самоуправление в пределах своих
полномочий самостоятельно. Органы местного
самоуправления не входят в систему органов
государственной власти».
п. 2. ст. 32 «Граждане Российской Федерации
имеют право избирать и быть избранными
в органы государственной власти и органы
местного самоуправления, а также участвовать
в референдуме».
Глава 8 «Местное самоуправление»:
Статья 130
1. Местное самоуправление в Российской
Федерации обеспечивает самостоятельное
решение населением вопросов местного
значения, владение, пользование и распоряжение
муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется
гражданами путем референдума, выборов,
других форм прямого волеизъявления, через
выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 131
1. Местное самоуправление осуществляется
в городских, сельских поселениях и на
других территориях с учетом исторических
и иных местных традиций. Структура органов
местного самоуправления определяется
населением самостоятельно.
2. Изменение границ территорий, в которых
осуществляется местное самоуправление,
допускается с учетом мнения населения
соответствующих территорий.
Статья 132
1. Органы местного самоуправления самостоятельно
управляют муниципальной собственностью,
формируют, утверждают и исполняют местный
бюджет, устанавливают местные налоги
и сборы, осуществляют охрану общественного
порядка, а также решают иные вопросы местного
значения.
2. Органы местного самоуправления могут
наделяться законом отдельными государственными
полномочиями с передачей необходимых
для их осуществления материальных и финансовых
средств. Реализация переданных полномочий
подконтрольна государству.
Статья 133
Местное самоуправление в Российской
Федерации гарантируется правом на судебную
защиту, на компенсацию дополнительных
расходов, возникших в результате решений,
принятых органами государственной власти,
запретом на ограничение прав местного
самоуправления, установленных Конституцией
Российской Федерации и федеральными
законами.
Таким образом, органы муниципального
управления в Российской Федерации признаваемая
и гарантируемая Конституцией Российской
Федерации самостоятельная и под свою
ответственность деятельность населения
по решению непосредственно или через
органы местного самоуправления вопросов
местного значения, исходя из интересов
населения, его исторических и иных местных
традиций. Они создаются и функционируют
в РФ с целью выражения власти народа.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного
обеспечения жизнедеятельности населения
муниципального образования, отнесенные
к таковым уставом муниципального образования
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, настоящим Федеральным законом,
законами субъектов Российской Федерации.
1.2 Цель и перечень задач муниципального
управления
Каждое государство заинтересовано в
таких способах формирования и деятельности
местной власти, которые отвечали бы его
политике и поддерживались населением.
Именно местное самоуправление призвано
обеспечить достижение этих целей.
«Цель муниципального управления — повысить
уровень жизнеобеспечения населения муниципального
образования». Для этого муниципальное
управление решает следующие задачи:
Для решения этих задач формируется
система муниципального управления,
которая:
В состав базовых задач системы муниципального
управления входят:
1. Стратегическое планирование, включающее
в себя разработку программ и проектов,
прогнозирование и социально-экономическое
развитие.
В управлении любыми объектами роль стратегического
планирования чрезвычайно высока. Трудно
переоценить ее роль и в муниципальном
управлении.
В своей деятельности органы местного
самоуправления имеют дело с различными
субъектами в экономической, предпринимательской,
общественной сферах. Интересы этих субъектов
всегда противоречивы и эгоистичны. Например,
предприниматель стремится к извлечению
максимальной прибыли за счет модернизации
своей деятельности, минимизации накладных
расходов и сокращения персонала; в свою
очередь, органы местного самоуправления
заинтересованы в обеспечении занятости
и в прибыльности деятельности предприятий;
население заинтересовано в гарантиях
занятости и не заинтересовано в модернизации
производств.
Стратегическое планирование и муниципальные
политики необходимы в муниципальном
управлении как средства согласования
интересов местных сообществ в отношении
ключевых вопросов муниципального развития.
Они призваны переводить конфликты и проблемы
в цели и задачи деятельности органов
управления [7].
Муниципальные программы выполняют задачу
соорганизации деятельности всех подразделений
Администрации и других субъектов муниципального
развития.
Программный подход ориентирован на работу
именно с проблемами, он позволяет управлять
процессом работы с ними и с постоянно
меняющимся содержанием проблемного поля.
В программном подходе центр тяжести переносится
с результата - текста программы как выражения
статичного состояния - на процесс программирования.
Вся структура управления втягивается
в постоянный процесс программирования
своей деятельности, приобретая эластичность
и способность к изменениям.
2.Формирование нормативно-правовой базы
местного самоуправления.
Это, прежде всего работа с Уставом муниципального
образования и создание условий для усиления
регулирующей роли органов муниципального
управления.
Сбалансированное решение задач местного
самоуправления требует установления
четких правил деятельности со всеми местными
ресурсами, вне зависимости от форм собственности.
Развитая муниципальная нормативно-правовая
база - важнейшее средство в освоении предметов
ведения местного самоуправления.
При отсутствии развернутой законодательной
базы местного самоуправления, положения
Устава муниципального образования выступают
как основания для судебной защиты прав
местного самоуправления.
3. Формирование базы социально-технических
нормативов.
Одной из ключевых задач, решение которых
необходимо для нормальной организации
муниципального управления, является
определение социальных норм, по которым
муниципальное образование предоставляет
различные услуги населению за счет своего
бюджета.
Эта задача очень хорошо понимается управленцами
из производственной сферы, поскольку
ни один производственный процесс нельзя
построить без описания составляющих
его процедур и операций, а также определения
стоимости каждой из них. В практике муниципального
управления без нормативно-технической
базы невозможно разработать нормативно-расчетный
бюджет, организовать планирование деятельности,
нормативное финансирование бюджетных
расходов, соотнести качество услуг, которые
предоставляются населению, с возможностями
бюджета.
Замещение муниципальных нормативов государственными
или региональными, как правило, ведет
к росту расходов, не отражающих специфики
конкретного муниципального образования
и его возможностей.
4. Анализ внешней и внутренней ситуации,
как условие гибкого реагирования структуры
муниципального управления на изменения.
Безусловно, аналитическая работа - дорогое
удовольствие, и не каждое муниципальное
образование может себе позволить содержать
аналитические подразделения. Однако,
если муниципальное образование не способно
обеспечить аналитическое сопровождение
своей деятельности, оно вынуждено заимствовать
цели и задачи на вышестоящих уровнях
управления, у других муниципальных образований.
На практике это означает, что деятельность
структур муниципального управления будет
слабо ориентировано на собственную социально-экономическую
ситуацию, а в тех областях, где структура
муниципального управления не имеет своих
целей, их заместят цели Администрации
Субъекта Федерации.
5. Планирование работы как условие согласования
действий подразделений Администрации
по используемым ресурсам и во времени.
Система планирования, пронизывающая
все уровни управления, является гарантом
прозрачности деятельности подразделений,
позволяет установить характеристики
результативности работы. Этому способствуют
унифицированные требования к разработке
планов работы.
Планы должны лечь в основу оперативных
совещаний, оценки деятельности подразделений
и их руководителей, анализа объема исполняемых
функций и т.д.
6. Контроль за исполнением нормативно-правовых
актов и нормативных предписаний внутри
структуры управления и в подведомственной
муниципальной сфере.
Существующие недостатки контроля за
выполнением задач муниципального управления
заключены в их ведомственном характере.
Это нарушает важнейший принцип муниципального
управления: разделение позиций заказчика,
исполнителя и контролера.
Система контроля обязательно должна
быть перекрестной. Ни в коем случае нельзя
сосредотачивать все контрольные функции
в одном специальном контрольном подразделении.
На этом основании, следует проинвентаризировать
все процессы, которые требуют контроля.
Сюда, в частности, необходимо отнести:
контроль в рамках системы делопроизводства,
контроль за качеством управленческой
работы, контроль за хозяйственной деятельностью,
контроль за распределением и использованием
финансовых ресурсов, нормативный контроль,
технический контроль. И каждым из этих
видов контроля должно заниматься профильное
подразделение Администрации.
7. Управление персоналом, как условие
мотивации муниципальных служащих и развития
их компетентности.
Как правило, работа с сотрудниками Администрации
ведется отделами кадров и руководителями.
Она охватывает весьма узкий круг задач,
главным образом, определяемый функциями
учета кадров.
В результате, муниципальный служащий
не имеет четких представлений ни о системе
требований к выполняемым им функциям,
ни об условиях его продвижения по службе.
8. Регламентация собственной деятельности
и деятельности в подведомственной сфере,
как условие для обеспечения нормального
функционирования всей структуры муниципального
управления.
Любая система управления может нормально
функционировать, если все ее основные
функциональные связи описаны в терминах
процедур и операций.
Соблюдение данного требования позволяет
установить четкие границы между уровнями
иерархии управления и горизонтальные
связи между подразделениями.
9. Публичность деятельности, как условие
вовлечения муниципальных сообществ в
решение муниципальных задач и расширения
гражданского участия.
Принцип публичности деятельности органов
местного самоуправления - эффективное
средство установления отношений доверия
между властью и населением.
Понимание намерений власти и их поддержка
населением - условие реализации муниципальных
программ и проектов.
В противном случае, власть всегда будет
наталкиваться на негативную реакцию
населения на свои инновации, базирующуюся
на незнании, боязни потерять что-то, недоверии
к власти как таковой.
Информированность населения о намерениях
власти повышает коэффициент реализации
программ и проектов вдвое.
1.3 Эффективность муниципального управления:
основные критерии и показатели
В ст. 3 Европейской хартии о местном самоуправлении
зафиксировано: «Под местным самоуправлением
понимается право и реальная способность
органов местного самоуправления регламентировать
значительную часть государственных дел
и управлять ею, действуя в рамках закона,
под свою ответственность и в интересах
местного самоуправления»[3]. Несмотря
на общий, политический характер этого
определения, оно, тем не менее, вполне
точно указывает на тот факт, что местное
самоуправление является одной из разновидностей
управленческой деятельности, которая
может быть названа «муниципальным управлением».
Это, в свою очередь, подтверждается развивающимся
в Российской Федерации муниципальным
правом и практикой управления.
Муниципальное управление, как и любой
вид управленческой деятельности, нуждается
в измерении и оценке его эффективности,
которые позволяют достичь определенных
результатов:
- выявить факторы, влияющие на реализацию
генеральной и частных целей муниципальной
деятельности;
- получить по результатам контроля информацию,
необходимую для анализа причин и источников
неэффективных управленческих решений;
- вскрыть процессы, не поддающиеся или
трудно поддающиеся управленческим воздействиям;
- определить влияние управленческих решений
на эффективность использования всех
видов местных ресурсов;
- разработать прогнозы, определить направления
и пути совершенствования процессов муниципального
управления.
Поскольку генеральной целью муниципальной
деятельности является повышение качества
жизни населения на территории муниципального
образования, данный показатель в динамике
мог бы выступать в качестве обобщающего
критерия эффективности муниципального
управления. Однако, это будет верно лишь
отчасти, так как качество жизни населения
измеряется не одним показателем, а их
совокупностью. При этом отдельные показатели
могут улучшиться, а другие за тот же период
ухудшиться. Кроме того, изменение качества
жизни населения зависит не только от
эффективности муниципального управления,
но и от множества других факторов, в том
числе от общей социально- экономической
ситуации в государстве, политики федеральных
и региональных властей [6].
Поэтому эффективность муниципального
управления не может быть измерена каким-либо
одним показателем, а должна определяться
как результат сложного взаимодействия
различных факторов: природных, человеческих,
социально- экономических, экологических
и других, оказывающих влияние на принятие
и реализацию управленческих решений.
Сложность выработки и измерения достаточно
объективных показателей эффективности
муниципального управления определяется
спецификой муниципального образования
как сложного объекта управления, имеющего
иерархическую структуру, трудностями
формализованного описания социально-экономических
процессов, протекающих на территории
муниципального образования, сложностью
получения достоверной исходной информации,
трудностями измерения отдельных показателей,
имеющих комплексный, обобщенный характер
[9].
При определении системы измерителей
эффективности муниципального управления
можно выделить следующие базовые критерии
оценки муниципального управления, носящие
концептуальный характер: действенность,
экономичность, качество.
Действенность – это степень достижения
системой муниципального управления поставленных
перед ней целей. Чтобы ее измерить, необходимо
сравнивать планируемые результаты управления
с фактическими. Измерение действенности
направлено на оценку, как отдельного
исполнителя, так и более высоких уровней
управления.
Экономичность определяется путем
сопоставления ресурсов, которые предполагалось
израсходовать для достижения определенных
целей и выполнения конкретных работ,
с фактическими потребленными ресурсами.
Качество – это степень соответствия
системы управления предъявляемым к ней
требованиям и ожиданиям.
Измерителями эффективности муниципального
управления могут быть: общая социальная
эффективность, эффективность управления
экономическими объектами и эффективность
организации муниципального управления.
В качестве измерителя общей социальной
эффективности муниципального управления
выступает динамика уровня и качества
жизни населения [5].
Для оценки эффективности управления
необходимо периодически получать информацию,
которая характеризует социально - экономическое
положение исследуемой территории в конкретный
момент времени. Для решения этой задачи
необходимо организовать систему информационно-аналитического
сопровождения управленческой деятельности.
Конкретным воплощением такой системы
может служить система мониторинга, под
которым, в свою очередь, понимают деятельность
по периодическому сбору и анализу информации
на основе специально разработанной системы
показателей.
Качественное и количественное изучение
потенциала и динамики развития территорий,
основанного на комплексном мониторинге
социально-экономических показателей,
а также простота и лаконичность представления
информации может кардинально изменить
содержание управленческой деятельности.
Конкретное воплощение этот тезис находит
в сокращении времени, требующегося для
анализа ситуации в конкретном муниципальном
образовании, и переходе от рутинной работы
муниципальных служащих к более творческой,
направленной на развитие муниципального
образования. Это, в свою очередь позволит
в более короткие сроки принимать правильные
управленческие решения, а также определять
проблемные участки в системе муниципального
управления.
Таким образом, эффективность муниципального
управления – многогранное понятие. Она
может быть измерена только системой показателей.
Для измерения эффективности муниципального
управления требуется совокупность нескольких
методических подходов, при каждом из
которых эффективность имеет свое качественное
содержание. Поэтому в каждом конкретном
случае необходимо обосновать и разработать
систему критериев и показателей, которая
по своей сложности соответствовала бы
сложности самого объекта управления.
При этом наряду с локальными и частными
критериями, отражающими отдельные стороны
и уровни управления, необходимы обобщающие
критерии и интегрированные показатели
эффективности.
рис.1 система показателей эффективности
муниципального управления
2.Анализ муниципального управления
2.1 Проблемы эффективности муниципального
управления
Проблема эффективности муниципального
управления всегда была актуальной, но
в настоящее время стала еще острее. Последствия
неверно выбранной стратегии и тактики
муниципального управления в современных
условиях становятся катастрофическими
для муниципальных образований. Жизненной
необходимостью стало уменьшение риска
принятия неверных решений путем использование
научных методов управления, широкого
использования опыта менеджмента и маркетинга,
стратегического планирования и управления.
Но вместе с тем переход на современные
методы управления, связан с определенными
трудностями.
В настоящее время местное самоуправление
в Российской Федерации составляет одну
из основ конституционного строя. Его
положение в политической системе российского
общества определяется тем, что это тот
уровень власти, который наиболее приближен
к населению, им формируется и ему непосредственно
подконтролен, решает вопросы удовлетворения
основных жизненных потребностей населения.
Рационально организованные органы местного
самоуправления позволят эффективно использовать
местные ресурсы, снимать социальную напряженность
в обществе, повышать доверие населения
к власти [17].
Управленческие проблемы
Децентрализация государственного управления
сама по себе еще не гарантирует эффективности
управления. Для построения эффективной
системы муниципального управления любым
объектом необходимо решить следующие
задачи:
· адекватно описать объект управления;
· определить цели и задачи управления;
· выявить ограничения, препятствующие
реализации целей и задач;
· задать критерий качества управления.
На решении этих задач основывается выбор
структуры и функций системы управления.
Рассмотрим более детально проблемы управления
на уровне местной власти.
Цели и задачи управления
Целью любого уровня власти является обеспечение
достойной жизни людей. Задачи местного
самоуправления определяются как проблемами
местного значения, так и полномочиями,
возлагаемыми на органы местного самоуправления
государством.
Цели и задачи органов местного самоуправления
являются необходимой составной частью
планирования. Сегодня многие города осознали
необходимость не только краткосрочного,
но и стратегического планирования. Ряд
городов уже разработало стратегические
планы развития, в других городах эта работа
только начинается, третьи – еще не пришли
к этому.
Разработка стратегических планов развития
городов сегодня не потребность в теоретических
изысканиях, а насущнейшая необходимость.
Не будет планирования – дома будут взрываться,
школы разрушаться, больницы закрываться.
При этом целесообразно на федеральном
уровне скоординировать работу по стратегическому
планированию городов. Это позволит избежать
многих ошибок, сэкономить средства, не
будет дублирования работ. Возможным путем
решения этой проблемы могло бы стать
создание на федеральном уровне Института
стратегии развития городов.
Ограничения, препятствующие реализации
целей и задач
Низкая эффективность деятельности муниципальной
власти обусловлена рядом факторов, в
частности:
· недостаточной и нестабильной финансовой
базой;
· нечетко определенными полномочиями,
что касается как собственно компетенции
местной власти, так и государственных
полномочий, которыми наделяется местная
власть;
· низким уровнем квалификации муниципальных
служащих.
Если недостаточность финансовой базы
еще значительное время будет препятствовать
местной власти нормально выполнять свои
задачи, поскольку очевидно, что государство
еще долго будет бедным, то ее нестабильность
может быть устранена урегулированием
межбюджетных отношений и совершенствованием
налогового и бюджетного законодательства
[10].
Компетенция местной власти должна быть
уточнена и структурирована в соответствии
с типом муниципального образования. И
это должно быть четко зафиксировано федеральным
законодательством.
Что касается наделения местной власти
отдельными государственными полномочиями,
давно назрела необходимость принятия
соответствующего федерального закона.
Проект Федерального Закона "Об общих
принципах наделения местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями
в Российской Федерации" принят Государственной
Думой еще 27 октября 1999 года. Однако он
так и не дошел до Совета Федерации.
Низкий уровень квалификации муниципальных
служащих также не является неустранимым
ограничением. Поступление на муниципальную
службу должно быть только на конкурсной
основе. При этом конкурсы при поступлении
на муниципальную службу, как и регулярная
аттестация муниципальных служащих, должны
быть не менее жесткими, чем при поступлении
в престижный вуз, и регламентироваться
на федеральном уровне. Когда нет грамотных
и добросовестных управленцев, никакие
законы не помогут. При этом муниципальные
служащие должны получать зарплату на
уровне управляющего звена крупных предприятий
или банков и размер ее должен существенным
образом зависеть от квалификации и качества
работы (а не только от положения на служебной
лестнице). Нормативно-правовая база муниципальной
службы должна быть существенно доработана.
Качество управления
Качество управления определяется, прежде
всего, здоровьем и уровнем жизни людей.
Критерий качества должен формулироваться
исходя из объективных показателей, таких
как рождаемость, смертность, продолжительность
жизни, уровень доходов разных групп населения.
Такая информация есть в Госкомстате,
и необходимо ее использовать при оценке
качества управления любого уровня власти,
в частности, органов местного самоуправления.
Кроме того, качество управления определяется
затратами на выполнение тех или иных
функций. Необходима оптимизация расходов
и методики, позволяющие оценить, насколько
эффективно расходуются деньги налогоплательщиков.
Подобные методики целесообразно разрабатывать
на федеральном уровне, только так можно
будет объективно оценивать работу местных
властей, и сравнивать эффективность деятельности
органов местного самоуправления различных
муниципальных образований.
Финансовые проблемы органов местного
самоуправления
Местное самоуправление, являясь властью
наиболее приближенной к населению, к
проблемам территории, на которой проживает
население, оказалось наиболее финансово
ущемленным в сравнении с другими уровнями
власти. Неопределенность и неустойчивость
полномочий органов местного самоуправления,
утверждаемых на федеральном уровне, приводят
к произволу по отношению к предметам
ведения органов местного самоуправления
со стороны государственной власти субъектов
Федерации. В результате финансовые ресурсы,
оставляемые местному самоуправлению,
не соответствуют тому кругу задач и функций,
которые стоят перед ним. В этих условиях
говорить об эффективном управлении просто
бесполезно.
2.2 Развитие муниципального управления:
МО «Город Йошкар- Ола»
Муниципальное образование "Город Йошкар-Ола"
законом Республики Марий Эл наделено
статусом городского округа.
Административным центром муниципального
образования "Город Йошкар-Ола" является
город Йошкар-Ола - столица Республики
Марий Эл.
Структуру органов местного самоуправления
городского округа "Город Йошкар-Ола"
составляют:
- представительный орган - Собрание депутатов
городского округа "Город Йошкар-Ола"
(городское Собрание);
- высшее должностное лицо - глава городского
округа "Город Йошкар-Ола";
- исполнительно-распорядительный орган
- администрация городского округа "Город
Йошкар-Ола" [18].
Основные показатели социально-экономического
развития МО «город Йошкар-Ола» (январь-сентябрь
2009г.)
Положительные тенденции: