Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:23, курсовая работа
В современных условиях формирование и сохранение персонала, обладающего высоким профессиональным и творческим потенциалом, возможно лишь в том случае, если система оплаты и стимулирования труда обеспечивает организации конкурентные преимущества на рынке труда.
Рассмотрим в данной контрольной работе мотивацию как один из методов повышения эффективности государственного и муниципального управления.
Отрицательные тенденции:
Промышленность
Оборот крупных и средних организаций
всех видов деятельности городского округа
«Город Йошкар-Ола» в январе-сентябре
2009г. составил 29356 млн. рублей, что выше
января-сентября предыдущего года в действующих
ценах на 3,5%. Индекс промышленного производства
в январе-сентябре 2009г. по сравнению с
январем- сентябрем 2008г. составил 95,4%.
Финансовая деятельность предприятий
Финансовый результат по крупным и средним
городским предприятиям за январь-август
2009 года составил 1001,5 млн. руб. В сравнении
с аналогичным периодом 2008 года он снизился
на 32,2 %.
При этом финансовый результат формировался
следующим образом: 112 организации получили
прибыль в размере 1412,3 млн. рублей, 57 организаций
допустили убыток на сумму 410,8 млн. рублей.
Соотношение организаций, получивших
прибыль и убыток сложился соответственно
61,2 % и 38,8%. Количество прибыльных предприятий
снизилось на 6,8 процентных пункта к результатам
прошлого года.
Инвестиции и строительство
В январе-августе 2009г. на развитие экономики
и социальной сферы города организациями,
не относящимися к субъектам малого и
среднего предпринимательства, использовано
1750,8 млн. рублей инвестиций, что в фактически
действовавших ценах на 49% меньше, чем
в январе-августе 2008г. Основным источником
финансирования инвестиций крупных и
средних предприятий являются привлеченные
средства (свыше 70%), из них более 30% составляют
бюджетные средства.
Потребительский рынок
Обеспечение населения услугами торговли
и общественного питания осуществляется
через потребительский рынок города, который
характеризуется ростом товарооборота
и высоким уровнем обслуживанием.
Оборот розничной торговли за 9 месяцев
2009 года составил 17370,8 млн. рублей, что
в сопоставимых ценах на 2,3 % больше, чем
в январе-сентябре 2008 года.
В обороте розничной торговли республики
доля Йошкар-Олы составила 60,5 %, объем продажи
товаров на душу населения - 66682 рубля (по
РМЭ – 41018 рублей).
Уровень жизни населения
Основным источником доходов населения
является заработная плата.
По городу Йошкар-Оле начисленная номинальная
заработная плата по крупным и средним
предприятиям по состоянию на 1 октября
2009 года составила 13252,4 рублей и увеличилась
по сравнению с анализируемым периодом
прошлого года на 7,9%.
Сохраняется тенденция межотраслевой
дифференциации заработной платы. Соотношение
в оплате труда работников крупных и средних
предприятий отдельных отраслей экономики
города составляет 2,9 раза. Самая высокая
оплата труда сохраняется в финансовой
сфере 26066,6 руб. На предприятиях, занимающихся
обрабатывающим производством, среднемесячная
заработная плата составила - 11948,3 руб.,
на предприятиях транспорта и связи -15134,1
руб., в строительстве -11963,6 руб., в здравоохранении
- 8852,9 руб.
По данным организаций городского округа
«Город Йошкар-Ола», сообщивших сведения
о задолженности по заработной плате по
состоянию на 1 октября 2009г., суммарная
задолженность составила 8875 тыс. рублей
и снизилась по сравнению с 1 октября 2008г.
на 445 тыс. рублей (4,8%), по сравнению с 1 сентября
2009г. увеличилась на 201 тыс. рублей (2,3%).
Демография
За 8 месяцев 2009г. по сравнению с соответствующим
периодом прошлого года демографическая
ситуация в городском округе “Город Йошкар-Ола”
характеризовалась увеличением рождаемости
и снижением смертности населения. Родилось
1976 детей, что на 90 малышей больше того
же периода 2008 г. Из общего числа родившихся
в республике каждый третий ребенок родился
в городском округе “Город Йошкар-Ола”.
Умерло 2211 чел., что на 103 человека меньше,
чем в прошлом году. Естественная убыль
составила 235 чел., темпы убыли приостановились.
В январе-августе 2009г. в городском округе
“Город Йошкар-Ола” было зарегистрировано
899 браков и 750 разводов. На 100 браков пришлось
83 развода, в то время как в среднем по
республике оформлялось 55 разводов. Число
зарегистрированных браков в январе-августе
2009г. увеличилось по сравнению с январем-августом
2008г. на 3,1%, число разводов уменьшилось
на 2,7%.
За январь-август 2009г. число прибывших
в городской округ “Город Йошкар-Ола”
составило 2150 человек, число выбывших
- 2022 человек. Миграционный прирост в январе-августе
2009г. составил 128 человек, против миграционной
убыли 411 человек в январе-августе 2008г,
что характеризуется изменением экономической
ситуации. Миграционный прирост на 54,5%
компенсировал естественную убыль населения.
Занятость населения. Безработица
В январе-сентябре 2009 года в городской
Центр занятости населения за содействием
в поиске работы обратилось 11106 человек,
из них уволившихся по собственному желанию
4384 человека, по сокращению численности
или ликвидации предприятия 844 человека,
не работавших более года 1803 человека,
ранее не работавших и ищущих работу впервые
1662 человека. По сравнению с соответствующим
периодом 2008 года число обратившихся граждан
в Центр занятости за содействием в поиске
работы увеличилось в 1,3 раза. В общем количестве
обратившихся в службу занятости женщины
составляют 52,1%.
ЖКХ
В текущем периоде бесперебойно функционировали
все предприятия жилищно-коммунального
комплекса. Был успешно завершен отопительный
сезон 2008-2009 г.г., проведен двухмесячник
по санитарной очистке города, проведено
озеленение бульваров и парков, организованы
восстановительные работы улично-дорожной
сети после весенней распутицы. Предприятиями
были исполнены мероприятия по подготовке
к новому отопительному сезону 2009-2010 г.г.
Ведутся работы по капитальному ремонту
многоквартирных домов в рамках Федерального
закона «О фонде содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства».
За 9 месяцев текущего года МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» отпущено
тепловой энергии потребителям на нужды
отопления и горячего водоснабжения 887,5
тыс. Гкал., что на 3,3% больше соответствующего
периода 2008 года. Передано потребителям
403,5 млн.КВт.час. электрической энергии.
МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» работало надежно
и качественно, без срывов в тепло- и электроснабжении.
Здравоохранение
За 9 месяцев 2009 года зарегистрировано
186865 случаев заболевания, зарегистрированных
у больных с диагнозом, установленным
впервые в жизни, что на 2% ниже аналогичного
периода прошлого года. Наблюдается снижение
на 14,3% числа случаев заболеваемости с
временной утратой трудоспособности.
Стали выше показатели болезненности
населения города. За 9 месяцев 2009г. этот
показатель на 1000 населения составил 1431,3,за
9 месяцев 2008г. – 1295,7. В группе социально-обусловленных
инфекций в текущем году в г.Йошкар-Оле
выявлено 103 случая заболевания активными
формами туберкулеза.
В текущем периоде отмечается значительное
увеличение инвалидизации населения.
За отчетный период первично вышли на
инвалидность 913 человек, что на 9,6 % выше,
чем за аналогичный период прошлого года.
В трудоспособном возрасте первично вышли
на инвалидность 1180 человека или на 1,9%
выше, чем за аналогичный период прошлого
года.
Исполнение бюджета за 9 месяцев 2009 года
В процессе исполнения бюджета за 9 месяцев
2009 года на единый счет бюджета городского
округа «Город Йошкар-Ола» зачислено доходов
на сумму 1644,1 млн. руб., что составило 74,8%
доходов от годовых плановых показателей.
Собственные доходы, поступившие в виде
налогов, сборов и иных платежей, составили
838,0 млн. руб. с выполнением на 67,1 % от налоговых
и неналоговых доходов, предусмотренных
на год. Безвозмездные поступления от
других бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации в виде дотаций, субсидий и субвенций
перечислены в сумме 806,1 млн.руб., что соответствует
84,9% от планируемой годовой суммы. Фактическая
доля налоговых и неналоговых доходов
за январь-сентябрь т.г. составила 51% от
общих доходов. По сравнению с равным периодом
прошлого года поступление налоговых
и неналоговых доходов в бюджет города
уменьшилось на 12,9%
рис.2 Структура расходной части бюджета
3. Пути совершенствования системы муниципального
управления в России
3.1. Основные векторы дальнейшего развития
Развитие муниципального управления и
местного самоуправления находятся сегодня
на переднем плане демократических преобразований
и формирования гражданского общества
в России. Это – важнейшая задача, решение
которой определяет как прочность системы
гражданских институтов, так и возможности
эффективной организации хозяйственной
жизни на территориях России.
Перед определением устройств повышения
эффективности муниципального управления
следует найти аспекты эффективности
- это способность муниципальных структур
на различном уровне удачно решать экономические,
социальные, денежные, организационные
и остальные задачи, достигать поставленных
целей, согласовывать и координировать
экономические и политические интересы
разных групп населения, действуя при
всем этом в строго определенном правовом
пространстве. Верно делегируя возможности,
можно создать идеальный механизм, который
будет поражать собственной эффективностью
[16].
Одним из вопросов, крайне актуальных
для развития муниципального управления
является уровень профессионализации
его деятельности и, соответственно, кадровая
обеспеченность. Отсюда, в свою очередь,
вытекает актуальность вопроса подготовки
и переподготовки кадров для сферы муниципального
управления.
Развитие системы местного самоуправления
в России формирует муниципальное управление
как новую сферу управленческой деятельности
и новую профессиональную квалификацию.
Это происходит из-за того, что задачи,
с которыми сегодня имеют дело органы
местного самоуправления, существенно
отличаются от задач, которые решали местные
советы и их исполнительные комитеты в
советской структуре территориального
управления, а также от задач, которые
решаются в системе государственного,
производственного и бизнес - управления.
Для того чтобы работа органов муниципального
управления была эффективной, необходимо,
чтобы основополагающие принципы ее работы
задавались на федеральном уровне, в частности,
чтобы федеральное законодательство в
части местного самоуправления было полным,
непротиворечивым, системным. Опыт показал,
что регулирование ряда ключевых вопросов
местного самоуправления на уровне субъектов
Федерации не дает положительных результатов,
а зачастую приводит к явно негативным
для людей явлениям. Местное самоуправление
должно быть надежно защищено федеральным
центром. Иначе социальные проблемы никогда
не будут решены [14].
Особым видом управленческого решения
является бюджет муниципального образования,
когда органы исполнительной власти берут
на себя обязательства, что, в соответствии
с выделенными средствами, они обязуются
достичь согласованных результатов, а
представительные — обеспечение контроля
расходования и выполнение взятых перед
избирателями на себя обязательств [10].
По сути, разработка и утверждение бюджета
— это то время, когда следовало бы определиться
с оценкой эффективности муниципального
управления. Когда исполнительные органы
берут на себя обязательства, выраженные
«измеримыми результатами», «под которые
выделяются соответствующие средства»
и определяются изменения, которые должны
произойти в здравоохранении, образовании,
жилищно-коммунальной сфере и т.п. необходимо
при этом понять, что муниципальные ресурсы
вкладываются не в образование, здравоохранение,
жилищно-коммунальную сферу и т.п., а в
изменения, которые должны в них произойти.
Для каждого структурного подразделения
необходимо, во-первых, определить сферы
деятельности и изменения, которые должны
произойти в данных сферах. Во-вторых,
определить сферы деятельности совместной,
с другими структурными подразделениями,
компетенции и, соответственно, изменения,
которые должны в них произойти. Определить
средства, которые могут быть выделены
из бюджета. Все названные атрибуты должны
носить согласованный характер.
Определить, какие обязательства берет
на себя представительный орган местного
самоуправления, а какие — органы исполнительной
власти местного самоуправления. Все это
должно приобрести для органов местного
самоуправления статус закона.
Информационное обеспечение – механизм
повышения эффективности муниципального
управления.
В данный момент можно сказать, что мы
живем в информационном обществе, где
ценность информации тяжело переоценить.
"Кто обладает информацией, тот обладает
миром" - это теорема. Особо принципиальное
значение она приобретает в органах муниципального
управления, обеспечивая его рациональность
и эффективность. Информационное обеспечение
является базой, на которой строится управленческая
деятельность муниципального аппарата
[14].
Информация, циркулирующая в органах муниципального
управления, разнородна и разнообразна.
Она может относиться к внешнеполитической,
экономической, социально-политической
и экологической обстановке. Информация
этих видов имеет самостоятельную ценность
также для соответственных региональных
управленческих структур, когда они выступают
как органы, принимающие решения в пределах
собственной компетенции. Не считая того,
она служит в качестве базы для нормативных
документов
Требование к информации как к средству
повышения эффективности муниципального
управления:
1. Информация - это стратегический ресурс.
Она обязана быть полной, актуальной, достоверной,
обхватывать весь диапазон интересующих
вопросов, собираться часто, с определенной
периодичностью.
2. Информация обязана отвечать композиции
целей, которые ставят органы муниципального
управления, с теми средствами, которыми
она хочет их добиваться. Её качественность
и достаточность разрешают органам иметь
перед собой действующий план, определять
настоящие и чёткие цели управленческих
действий.
Использование Интернет-технологий
в муниципальном управлении предоставляет
многочисленные возможности, основные
из которых:
• повышение конкурентного потенциала,
инвестиционной привлекательности муниципального
образования (МО), так как создается имидж
прогрессивной администрации и положительный
образ МО как места проживания и работы;
• использование в работе МО технологий
регионального и муниципального Интернет
- маркетинга;
• повышение качества отношений с жителями
и организациями:
- сокращение времени на получение требуемой
информации;
- обеспечение круглосуточного доступа;
- сокращение штата муниципальных служащих,
экономия бюджетных средств на обеспечение
деятельности (фонд оплаты труда, канцелярские
расходы и т.д.);
- формирование активной и сплоченной
власти;
- местная власть станет более доступной,
а ее деятельность - более прозрачной с
точки зрения процедур и функций, и подотчетной
через электронную почту и публичные выступления
в сети ее руководителей.
Укрепление экономической и денежной
базы регионов. Это действующий путь
повышения эффективности муниципального
управления, который получает возможность
сформировывать обычный бюджет и внебюджетные
фонды и тем самым решать стоящие перед
ней вопросы. Но для этого необходимы отлично
проработанные программы с верно поставленными
целями и задачами [10].
Успешное экономическое и социальное
развитие регионов - это центральный
нюанс повышения эффективности муниципального
управления. Конкретно на данной почве
региональные структуры власти обретут
уверенность, устойчивость и нужную динамику.
А это главные составляющие эффективности
муниципального управления.
Публичность как один из механизмов эффективности
муниципального управления.
В практике муниципального управления
существуют разнообразные формы участия
населения в процессе управления муниципальным
образованием: через выборные и другие
органы местного самоуправления, а также
непосредственно и через советы, комиссии,
конференции, референдумы и др., поэтому
органы муниципального управления должны
создать условия для эффективного участия
граждан в осуществлении местного самоуправления.
Для создания эффективной работы органов
местного самоуправление планируется:
- внедрение методических основ и систем
мониторинга процессов управления по
результатам, качества предоставления
услуг
- освещение хода реализации системы мероприятий
административной реформы
-обеспечение информационной открытости
местного самоуправления
- участие представителей гражданского
общества в процессе подготовки и принятия
органами местного самоуправления решений
с последующим осуществлением необходимого
мониторинга
Создание системы мониторинга качества
и доступности муниципальных услуг является
неотъемлемым элементом внедрения административных
регламентов и должно обеспечить системную
независимую оценку их применения с участием
пользователей услуг, своевременную коррекцию
предоставления услуг.
Механизмами повышения эффективности
муниципального управления являются:
Заключение
Местное самоуправление в силу того, что
оно наиболее близко к проблемам населения,
способно решать проблемы людей эффективней,
чем любой другой уровень власти.
Место и роль муниципального управления
в местном самоуправлении определяется
следующими характеристиками:
а) муниципальное управление - конкретный
вид деятельности по осуществлению местного
самоуправления, имеющий функциональную
и компетенциональную специфику;
б) муниципальное управление - это прерогатива
только органов муниципального управления
(местного самоуправления);
в) муниципальное управление - в основном
исполнительная деятельность, осуществляемая
в процессе повседневного непосредственного
руководства экономической, социальной,
политической и духовной сферами муниципального
образования;
г) муниципальное управление - подзаконная
деятельность, регламентируемая муниципальным
правом.
Внутренняя эффективность муниципального
управления — эффективность работы органов
местного самоуправления, которая заключается
в эффективности выработки, принятия,
организации исполнения решений, обеспечивающих
наращивание, развитие и рациональное
использование потенциала личности, домашнего
хозяйства, малого бизнеса, их самодостаточность.
Внешняя эффективность — эффективность,
т.е. степень соответствия целей и результатов
деятельности органов местного самоуправления
потребностям и интересам населения, уровень
удовлетворенности запросов населения
в услугах данного рода.
Эффективность и целесообразность органов
местного самоуправления для населения
предполагает необходимость развития
муниципальной демократии, более действенных
условий для самостоятельного решения
населением вопросов местного значения,
поддержки инициатив и самодеятельности
граждан.
Можно с уверенностью утверждать, что
миссией муниципального управления является
повышение уровня и качества жизни населения
муниципального образования.
Список используемых источников
1. Конституция РФ. - М.: ИНФРА-М, 1993.
2. Закон РФ «Об основных принципах организации
местного самоуправления в РФ» № 131 –
ФЗ от 06.10.2003.
3 . Европейская хартия о местном самоуправлении.
Русская версия. Страсбург. № 92-871-0804-8,
1990.
4. Глазунов Н.И. Государственное (административное)
управление: Учебник для вузов/ Н.И.Глазунов.
– М.: Проспект, 2006.- 320с.
5. Зотов В.Б. Система муниципального управления:
Учебник для вузов/ В.Б. Зотов.- 3-е изд.,
испр. и доп. – Изд-во Питер, 2008.- 512с.
6. Можаева Н.Г. Муниципальное управление:
Учебное пособие для вузов/ А.А.Скамницкий,
Н.Г. Можаева.- Гардарики УИЦ, 2006.- 254с.
7. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное
управление: Учебник для вузов/ В.Е. Чиркин.-
М.: Юристъ, 2003.- 320с.
8. Широков А.Н. Основы местного самоуправления
в РФ: Учебное пособие/ А.Н. Широков.- М.:
Муниципальная власть, 2000.-304с.
9. Гричук А.Г. К вопросу об эффективности
муниципального управления/ А.Г. Гричук
// Чиновникъ.- 2007.- № 304(31).
10. Даниленко Н.И. Бюджет развития муниципального
образования/ Н.И. Даниленко// Практика
муниципального управления.- 2009.- № 2 - с.99-109.
11. Итоги реализации ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ» в 2007г.// Вопросы местного самоуправления
РФ: Стратегия и практика муниципального
развития.- 2008.- №2.- апр. – с.4-23
12. Ковалев В.А. Российская муниципальная
реформа: бесконечный тупик?/ В.А. Ковалев//
Политекс.-2005.- №3.
13. Нестеров А.В. О качестве государственного
и муниципального управления/ А.В. Нестеров//
Государственная власть и местное самоуправление.-
2006.- №12.
14. Татаркин А. Пути совершенствования
местного самоуправления /А. Татаркин,
В. Бочко// Федерализм.- 2008.- №1.- март.- с.117-132
15. Татаурова Е.Н. Муниципальное управление:
проблема взаимодействия с населением/
Е.Н. Татаурова// Регионология.- 2008.- №1.-
дек.- с.4-8
16. Трофимова И.Н. Муниципальное управление:
ориентация на результат/ И.Н. Трофимова//
Государственная власть и местное самоуправление.-
2007.-№1.
17. От чего зависит действенность муниципального
управления // Трудности теории и практики
управления.- 2002.- №1
18. Информационный портал МО « Город Йошкар-Ола» www.i-ola.ru