Мотивация как один из методов повышения эффективности государственного и муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях формирование и сохранение персонала, обладающего высоким профессиональным и творческим потенциалом, возможно лишь в том случае, если система оплаты и стимулирования труда обеспечивает организации конкурентные преимущества на рынке труда.
Рассмотрим в данной контрольной работе мотивацию как один из методов повышения эффективности государственного и муниципального управления.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 604.50 Кб (Скачать файл)
  •  
    Ввод в действие жилых домов увеличился на 9,5%;
  •  
    Оборот розничной торговли увеличился на 2,3%;
  •  
    Объем платных услуг населению увеличился на 2,4%;
  •  
    Среднемесячная номинальная заработная плата по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства увеличилась на 7,9%;
  •  
    Просроченная задолженность по заработной плате на 1 октября 2009г. снизилась на 4,8% по сравнению с 1 октября 2008г.;
  •  
    Число дорожно-транспортных происшествий сократилось на 13,9%, из них с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет – на 21,4%;
  •  
    Уменьшилось число краж на 21,7%;
  •  
    Снизилось число зарегистрированных преступлений на 18,2%;
  •  
    Число родившихся в январе-августе 2009г. увеличилось на 4,8%;
  •  
    Число умерших в январе- августе 2009г. уменьшилось на 4,5%;
  •  
    Число браков в январе- августе 2009г. увеличилось на 3,1%;
  •  
    Число разводов в январе- августе 2009г. уменьшилось на 2,7%.

 
Отрицательные тенденции:

  •  
    Индекс промышленного производства составил 95,4%;
  •  
    Объем работ, выполненный по виду деятельности “строительство”, уменьшился на 43,6 %;
  •  
    Перевозки грузов, выполненные автомобильным транспортом крупных и средних организаций, сократились на 30,1%, грузооборот - на 23,5%;
  •  
    Перевозки пассажиров, выполненные автобусами на маршрутах общего пользования, уменьшились на 6,7%. пассажирооборот - на 8,3%;
  •  
    Перевозки пассажиров троллейбусным транспортом сократились на 12,5%;
  •  
    Доля убыточных организаций увеличилась на 8,3 процентных пункта и составила 33,7%;
  •  
    Финансовый результат по крупным и средним городским предприятиям за январь-август 2009 года снизился на 32,2 %;
  •  
    Увеличилось число лиц, совершивших преступления, на 20,2%;
  •  
    Численность официально зарегистрированных безработных увеличилась в 2,3 раза.

 
Промышленность 
 
Оборот крупных и средних организаций всех видов деятельности городского округа «Город Йошкар-Ола» в январе-сентябре 2009г. составил 29356 млн. рублей, что выше января-сентября предыдущего года в действующих ценах на 3,5%. Индекс промышленного производства в январе-сентябре 2009г. по сравнению с январем- сентябрем 2008г. составил 95,4%. 
 
Финансовая деятельность предприятий 
Финансовый результат по крупным и средним городским предприятиям за январь-август 2009 года составил 1001,5 млн. руб. В сравнении с аналогичным периодом 2008 года он снизился на 32,2 %. 
 
При этом финансовый результат формировался следующим образом: 112 организации получили прибыль в размере 1412,3 млн. рублей, 57 организаций допустили убыток на сумму 410,8 млн. рублей. Соотношение организаций, получивших прибыль и убыток сложился соответственно 61,2 % и 38,8%. Количество прибыльных предприятий снизилось на 6,8 процентных пункта к результатам прошлого года. 
 
Инвестиции и строительство 
В январе-августе 2009г. на развитие экономики и социальной сферы города организациями, не относящимися к субъектам малого и среднего предпринимательства, использовано 1750,8 млн. рублей инвестиций, что в фактически действовавших ценах на 49% меньше, чем в январе-августе 2008г. Основным источником финансирования инвестиций крупных и средних предприятий являются привлеченные средства (свыше 70%), из них более 30% составляют бюджетные средства. 
 
Потребительский рынок 
Обеспечение населения услугами торговли и общественного питания осуществляется через потребительский рынок города, который характеризуется ростом товарооборота и высоким уровнем обслуживанием. 
 
Оборот розничной торговли за 9 месяцев 2009 года составил 17370,8 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,3 % больше, чем в январе-сентябре 2008 года.  
 
В обороте розничной торговли республики доля Йошкар-Олы составила 60,5 %, объем продажи товаров на душу населения - 66682 рубля (по РМЭ – 41018 рублей).  
 
Уровень жизни населения 
Основным источником доходов населения является заработная плата. 
 
По городу Йошкар-Оле начисленная номинальная заработная плата по крупным и средним предприятиям по состоянию на 1 октября 2009 года составила 13252,4 рублей и увеличилась по сравнению с анализируемым периодом прошлого года на 7,9%.  
 
Сохраняется тенденция межотраслевой дифференциации заработной платы. Соотношение в оплате труда работников крупных и средних предприятий отдельных отраслей экономики города составляет 2,9 раза. Самая высокая оплата труда сохраняется в финансовой сфере 26066,6 руб. На предприятиях, занимающихся обрабатывающим производством, среднемесячная заработная плата составила - 11948,3 руб., на предприятиях транспорта и связи -15134,1 руб., в строительстве -11963,6 руб., в здравоохранении - 8852,9 руб. 
 
По данным организаций городского округа «Город Йошкар-Ола», сообщивших сведения о задолженности по заработной плате по состоянию на 1 октября 2009г., суммарная задолженность составила 8875 тыс. рублей и снизилась по сравнению с 1 октября 2008г. на 445 тыс. рублей (4,8%), по сравнению с 1 сентября 2009г. увеличилась на 201 тыс. рублей (2,3%). 
 
Демография 
 
 
За 8 месяцев 2009г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года демографическая ситуация в городском округе “Город Йошкар-Ола” характеризовалась увеличением рождаемости и снижением смертности населения. Родилось 1976 детей, что на 90 малышей больше того же периода 2008 г. Из общего числа родившихся в республике каждый третий ребенок родился в городском округе “Город Йошкар-Ола”. Умерло 2211 чел., что на 103 человека меньше, чем в прошлом году. Естественная убыль составила 235 чел., темпы убыли приостановились. 
 
В январе-августе 2009г. в городском округе “Город Йошкар-Ола” было зарегистрировано 899 браков и 750 разводов. На 100 браков пришлось 83 развода, в то время как в среднем по республике оформлялось 55 разводов. Число зарегистрированных браков в январе-августе 2009г. увеличилось по сравнению с январем-августом 2008г. на 3,1%, число разводов уменьшилось на 2,7%. 
 
За январь-август 2009г. число прибывших в городской округ “Город Йошкар-Ола” составило 2150 человек, число выбывших - 2022 человек. Миграционный прирост в январе-августе 2009г. составил 128 человек, против миграционной убыли 411 человек в январе-августе 2008г, что характеризуется изменением экономической ситуации. Миграционный прирост на 54,5% компенсировал естественную убыль населения.  
 
 
Занятость населения. Безработица 
В январе-сентябре 2009 года в городской Центр занятости населения за содействием в поиске работы обратилось 11106 человек, из них уволившихся по собственному желанию 4384 человека, по сокращению численности или ликвидации предприятия 844 человека, не работавших более года 1803 человека, ранее не работавших и ищущих работу впервые 1662 человека. По сравнению с соответствующим периодом 2008 года число обратившихся граждан в Центр занятости за содействием в поиске работы увеличилось в 1,3 раза. В общем количестве обратившихся в службу занятости женщины составляют 52,1%.  
 
ЖКХ 
В текущем периоде бесперебойно функционировали все предприятия жилищно-коммунального комплекса. Был успешно завершен отопительный сезон 2008-2009 г.г., проведен двухмесячник по санитарной очистке города, проведено озеленение бульваров и парков, организованы восстановительные работы улично-дорожной сети после весенней распутицы. Предприятиями были исполнены мероприятия по подготовке к новому отопительному сезону 2009-2010 г.г. Ведутся работы по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».  
 
За 9 месяцев текущего года МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» отпущено тепловой энергии потребителям на нужды отопления и горячего водоснабжения 887,5 тыс. Гкал., что на 3,3% больше соответствующего периода 2008 года. Передано потребителям 403,5 млн.КВт.час. электрической энергии. МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» работало надежно и качественно, без срывов в тепло- и электроснабжении. 
 
Здравоохранение 
 
За 9 месяцев 2009 года зарегистрировано 186865 случаев заболевания, зарегистрированных у больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, что на 2% ниже аналогичного периода прошлого года. Наблюдается снижение на 14,3% числа случаев заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Стали выше показатели болезненности населения города. За 9 месяцев 2009г. этот показатель на 1000 населения составил 1431,3,за 9 месяцев 2008г. – 1295,7. В группе социально-обусловленных инфекций в текущем году в г.Йошкар-Оле выявлено 103 случая заболевания активными формами туберкулеза.  
 
В текущем периоде отмечается значительное увеличение инвалидизации населения. За отчетный период первично вышли на инвалидность 913 человек, что на 9,6 % выше, чем за аналогичный период прошлого года. В трудоспособном возрасте первично вышли на инвалидность 1180 человека или на 1,9% выше, чем за аналогичный период прошлого года.  
Исполнение бюджета за 9 месяцев 2009 года 
В процессе исполнения бюджета за 9 месяцев 2009 года на единый счет бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» зачислено доходов на сумму 1644,1 млн. руб., что составило 74,8% доходов от годовых плановых показателей. Собственные доходы, поступившие в виде налогов, сборов и иных платежей, составили 838,0 млн. руб. с выполнением на 67,1 % от налоговых и неналоговых доходов, предусмотренных на год. Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде дотаций, субсидий и субвенций перечислены в сумме 806,1 млн.руб., что соответствует 84,9% от планируемой годовой суммы. Фактическая доля налоговых и неналоговых доходов за январь-сентябрь т.г. составила 51% от общих доходов. По сравнению с равным периодом прошлого года поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджет города уменьшилось на 12,9% 
 
 
рис.2 Структура расходной части бюджета 
3. Пути совершенствования системы муниципального управления в России 
 
3.1. Основные векторы дальнейшего развития 
 
Развитие муниципального управления и местного самоуправления находятся сегодня на переднем плане демократических преобразований и формирования гражданского общества в России. Это – важнейшая задача, решение которой определяет как прочность системы гражданских институтов, так и возможности эффективной организации хозяйственной жизни на территориях России.  
 
Перед определением устройств повышения эффективности муниципального управления следует найти аспекты эффективности - это способность муниципальных структур на различном уровне удачно решать экономические, социальные, денежные, организационные и остальные задачи, достигать поставленных целей, согласовывать и координировать экономические и политические интересы разных групп населения, действуя при всем этом в строго определенном правовом пространстве. Верно делегируя возможности, можно создать идеальный механизм, который будет поражать собственной эффективностью [16]. 
 
Одним из вопросов, крайне актуальных для развития муниципального управления является уровень профессионализации его деятельности и, соответственно, кадровая обеспеченность. Отсюда, в свою очередь, вытекает актуальность вопроса подготовки и переподготовки кадров для сферы муниципального управления. 
 
Развитие системы местного самоуправления в России формирует муниципальное управление как новую сферу управленческой деятельности и новую профессиональную квалификацию. Это происходит из-за того, что задачи, с которыми сегодня имеют дело органы местного самоуправления, существенно отличаются от задач, которые решали местные советы и их исполнительные комитеты в советской структуре территориального управления, а также от задач, которые решаются в системе государственного, производственного и бизнес - управления. 
 
Для того чтобы работа органов муниципального управления была эффективной, необходимо, чтобы основополагающие принципы ее работы задавались на федеральном уровне, в частности, чтобы федеральное законодательство в части местного самоуправления было полным, непротиворечивым, системным. Опыт показал, что регулирование ряда ключевых вопросов местного самоуправления на уровне субъектов Федерации не дает положительных результатов, а зачастую приводит к явно негативным для людей явлениям. Местное самоуправление должно быть надежно защищено федеральным центром. Иначе социальные проблемы никогда не будут решены [14]. 
 
Особым видом управленческого решения является бюджет муниципального образования, когда органы исполнительной власти берут на себя обязательства, что, в соответствии с выделенными средствами, они обязуются достичь согласованных результатов, а представительные — обеспечение контроля расходования и выполнение взятых перед избирателями на себя обязательств [10]. 
 
По сути, разработка и утверждение бюджета — это то время, когда следовало бы определиться с оценкой эффективности муниципального управления. Когда исполнительные органы берут на себя обязательства, выраженные «измеримыми результатами», «под которые выделяются соответствующие средства» и определяются изменения, которые должны произойти в здравоохранении, образовании, жилищно-коммунальной сфере и т.п. необходимо при этом понять, что муниципальные ресурсы вкладываются не в образование, здравоохранение, жилищно-коммунальную сферу и т.п., а в изменения, которые должны в них произойти. 
 
Для каждого структурного подразделения необходимо, во-первых, определить сферы деятельности и изменения, которые должны произойти в данных сферах. Во-вторых, определить сферы деятельности совместной, с другими структурными подразделениями, компетенции и, соответственно, изменения, которые должны в них произойти. Определить средства, которые могут быть выделены из бюджета. Все названные атрибуты должны носить согласованный характер. 
 
Определить, какие обязательства берет на себя представительный орган местного самоуправления, а какие — органы исполнительной власти местного самоуправления. Все это должно приобрести для органов местного самоуправления статус закона. 
 
Информационное обеспечение – механизм повышения эффективности муниципального управления. 
 
В данный момент можно сказать, что мы живем в информационном обществе, где ценность информации тяжело переоценить. "Кто обладает информацией, тот обладает миром" - это теорема. Особо принципиальное значение она приобретает в органах муниципального управления, обеспечивая его рациональность и эффективность. Информационное обеспечение является базой, на которой строится управленческая деятельность муниципального аппарата [14]. 
 
Информация, циркулирующая в органах муниципального управления, разнородна и разнообразна. Она может относиться к внешнеполитической, экономической, социально-политической и экологической обстановке. Информация этих видов имеет самостоятельную ценность также для соответственных региональных управленческих структур, когда они выступают как органы, принимающие решения в пределах собственной компетенции. Не считая того, она служит в качестве базы для нормативных документов 
 
Требование к информации как к средству повышения эффективности муниципального управления:  
 
1. Информация - это стратегический ресурс. Она обязана быть полной, актуальной, достоверной, обхватывать весь диапазон интересующих вопросов, собираться часто, с определенной периодичностью. 
 
2. Информация обязана отвечать композиции целей, которые ставят органы муниципального управления, с теми средствами, которыми она хочет их добиваться. Её качественность и достаточность разрешают органам иметь перед собой действующий план, определять настоящие и чёткие цели управленческих действий.  
 
Использование Интернет-технологий в муниципальном управлении предоставляет многочисленные возможности, основные из которых:  
 
• повышение конкурентного потенциала, инвестиционной привлекательности муниципального образования (МО), так как создается имидж прогрессивной администрации и положительный образ МО как места проживания и работы;  
 
• использование в работе МО технологий регионального и муниципального Интернет - маркетинга;  
 
• повышение качества отношений с жителями и организациями:  
 
- сокращение времени на получение требуемой информации;  
 
- обеспечение круглосуточного доступа;  
 
- сокращение штата муниципальных служащих, экономия бюджетных средств на обеспечение деятельности (фонд оплаты труда, канцелярские расходы и т.д.);  
 
- формирование активной и сплоченной власти;  
 
- местная власть станет более доступной, а ее деятельность - более прозрачной с точки зрения процедур и функций, и подотчетной через электронную почту и публичные выступления в сети ее руководителей. 
 
Укрепление экономической и денежной базы регионов. Это действующий путь повышения эффективности муниципального управления, который получает возможность сформировывать обычный бюджет и внебюджетные фонды и тем самым решать стоящие перед ней вопросы. Но для этого необходимы отлично проработанные программы с верно поставленными целями и задачами [10].  
 
Успешное экономическое и социальное развитие регионов - это центральный нюанс повышения эффективности муниципального управления. Конкретно на данной почве региональные структуры власти обретут уверенность, устойчивость и нужную динамику. А это главные составляющие эффективности муниципального управления. 
 
Публичность как один из механизмов эффективности муниципального управления. 
 
 
В практике муниципального управления существуют разнообразные формы участия населения в процессе управления муниципальным образованием: через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно и через советы, комиссии, конференции, референдумы и др., поэтому органы муниципального управления должны создать условия для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.  
 
Для создания эффективной работы органов местного самоуправление планируется:  
 
- внедрение методических основ и систем мониторинга процессов управления по результатам, качества предоставления услуг  
 
- освещение хода реализации системы мероприятий административной реформы  
 
-обеспечение информационной открытости местного самоуправления  
 
- участие представителей гражданского общества в процессе подготовки и принятия органами местного самоуправления решений с последующим осуществлением необходимого мониторинга 
 
Создание системы мониторинга качества и доступности муниципальных услуг является неотъемлемым элементом внедрения административных регламентов и должно обеспечить системную независимую оценку их применения с участием пользователей услуг, своевременную коррекцию предоставления услуг. 
 
Механизмами повышения эффективности муниципального управления являются:

  •  
    умеренная децентрализация;
  •  
    улучшение использования информационной составляющей муниципального управления;
  •  
    улучшение свойства муниципальных услуг и механизма их распределения;
  •  
    необходимость включения масс в активную жизнедеятельность.

 
Заключение 
 
Местное самоуправление в силу того, что оно наиболее близко к проблемам населения, способно решать проблемы людей эффективней, чем любой другой уровень власти.  
 
Место и роль муниципального управления в местном самоуправлении определяется следующими характеристиками: 
 
а) муниципальное управление - конкретный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий функциональную и компетенциональную специфику;  
 
б) муниципальное управление - это прерогатива только органов муниципального управления (местного самоуправления);  
 
в) муниципальное управление - в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования; 
 
г) муниципальное управление - подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом. 
 
Внутренняя эффективность муниципального управления — эффективность работы органов местного самоуправления, которая заключается в эффективности выработки, принятия, организации исполнения решений, обеспечивающих наращивание, развитие и рациональное использование потенциала личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса, их самодостаточность.  
 
Внешняя эффективность — эффективность, т.е. степень соответствия целей и результатов деятельности органов местного самоуправления потребностям и интересам населения, уровень удовлетворенности запросов населения в услугах данного рода. 
 
Эффективность и целесообразность органов местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан. 
 
Можно с уверенностью утверждать, что миссией муниципального управления является повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования. 
Список используемых источников 
 
 
1. Конституция РФ. - М.: ИНФРА-М, 1993. 
 
2. Закон РФ «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131 – ФЗ от 06.10.2003. 
 
3 . Европейская хартия о местном самоуправлении. Русская версия. Страсбург. № 92-871-0804-8, 1990. 
 
4. Глазунов Н.И. Государственное (административное) управление: Учебник для вузов/ Н.И.Глазунов. – М.: Проспект, 2006.- 320с. 
 
5. Зотов В.Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов/ В.Б. Зотов.- 3-е изд., испр. и доп. – Изд-во Питер, 2008.- 512с. 
 
6. Можаева Н.Г. Муниципальное управление: Учебное пособие для вузов/ А.А.Скамницкий, Н.Г. Можаева.- Гардарики УИЦ, 2006.- 254с. 
 
7. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник для вузов/ В.Е. Чиркин.- М.: Юристъ, 2003.- 320с. 
 
8. Широков А.Н. Основы местного самоуправления в РФ: Учебное пособие/ А.Н. Широков.- М.: Муниципальная власть, 2000.-304с. 
 
9. Гричук А.Г. К вопросу об эффективности муниципального управления/ А.Г. Гричук // Чиновникъ.- 2007.- № 304(31). 
 
10. Даниленко Н.И. Бюджет развития муниципального образования/ Н.И. Даниленко// Практика муниципального управления.- 2009.- № 2 - с.99-109. 
 
11. Итоги реализации ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в 2007г.// Вопросы местного самоуправления РФ: Стратегия и практика муниципального развития.- 2008.- №2.- апр. – с.4-23 
 
12. Ковалев В.А. Российская муниципальная реформа: бесконечный тупик?/ В.А. Ковалев// Политекс.-2005.- №3. 
 
13. Нестеров А.В. О качестве государственного и муниципального управления/ А.В. Нестеров// Государственная власть и местное самоуправление.- 2006.- №12. 
 
14. Татаркин А. Пути совершенствования местного самоуправления /А. Татаркин, В. Бочко// Федерализм.- 2008.- №1.- март.- с.117-132 
 
15. Татаурова Е.Н. Муниципальное управление: проблема взаимодействия с населением/ Е.Н. Татаурова// Регионология.- 2008.- №1.- дек.- с.4-8 
 
16. Трофимова И.Н. Муниципальное управление: ориентация на результат/ И.Н. Трофимова// Государственная власть и местное самоуправление.- 2007.-№1. 
 
17. От чего зависит действенность муниципального управления // Трудности теории и практики управления.- 2002.- №1 
 
18. Информационный портал МО « Город Йошкар-Ола» www.i-ola.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Мотивация как один из методов повышения эффективности государственного и муниципального управления