Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:07, курсовая работа
Оказавшись в ситуации, когда главный противник самоустранился, альянс приобрел новые амбициозные цели. НАТО приняла на себя новую ответственность в таких вопросах, как укрепление стабильности на европейском континенте в целом, предупреждение региональных кризисов и урегулирование возникающих конфликтов, борьба с терроризмом. Если раньше стратегия альянса носила оборонительный характер и состояла преимущественно в поддержании status quo и обеспечении неприкосновенности границ, то теперь перед НАТО открылись новые районы возможностей, на которые, начиная со второй половины 90-х гг., альянс распространил свои гарантии безопасности и которые включил в сферу своих стратегических интересов.
Вступление
стр. 3
ГЛАВА 1.
Трансформация политики НАТО в условиях постбиполярного мира
1.1.
Формирование основ политической и военной реформ
стр. 14
1.2.
Расширение НАТО: последствия и вызовы для архитектуры европейской безопасности
стр. 28
1.3.
Новая стратегическая концепция НАТО
стр. 61
1.4
Миротворчество как инструмент политики НАТО
стр.68
ГЛАВА 2..
Механизмы дипломатического взаимодействия в рамках НАТО и диалог Россия – НАТО: новый формат сотрудничества
2.1.
Политика консенсуса и процесс принятия решений в НАТО
стр.81
2.2.
Трансатлантический фактор в системе взаимодействия стран-членов НАТО
стр.97
2.3.
Диалог Россия - НАТО и новый формат сотрудничества
стр.106
Заключение
стр.115
Список использованных источников и литературы
1.1.Формирование основ политической и военной реформ.
Окончание "холодной войны" и все те преобразования, которые произошли в Европе, не могли не оказать влияния на внешнеполитическую стратегию НАТО, организация должна была отвечать новым политическим реалиям. Североатлантический альянс столкнулся с серьезнейшей задачей адаптации к новой политической ситуации, развития новых отношений со странами Центральной и Восточной Европы, а также переосмысления своей роли в новых условиях. Начало процесса адаптации НАТО к новым политическим реалиям было положено Лондонской сессией Совета НАТО на высшем уровне летом 1990 года. Там была принята Декларация, в которой главы государств и правительств объявили о серьезных мерах по преобразованию Североатлантического Союза с учетом новой обстановки в сфере безопасности и прекращения конфронтации между Востоком и Западом. В ней констатировалось начало новой, многообещающей эры для Европы, в которой НАТО должна стать институтом, "в котором европейцы, канадцы и американцы прилагали бы общие усилия не только в целях обеспечения общей обороны, но и для создания нового партнерства со всеми государствами Европы"13.
Участники Лондонской встречи обратились к правительствам стран Центральной и Восточной Европы с предложением установить постоянные дипломатические связи с НАТО и перейти от конфронтации к сотрудничеству. В Лондоне было заявлено об отсутствии у Альянса агрессивных намерений, подтверждена приверженность мирному урегулированию конфликтов и отказ от применения первыми военной силы. Страны-члены взяли курс на принятие новой военной стратегии альянса, предусматривающей переход от "обороны на передовых рубежах" к сокращению присутствия сил на передовых рубежах, а также внесение изменений в доктрину "гибкого реагирования", которые отражали бы уменьшение опоры на ядерное оружие.
В Лондоне сложился консенсус по следующим областям ограничения военной деятельности:
- развертывание на границах менее многочисленных и реорганизованных регулярных сил;
- постепенное снижение боеготовности своих частей, сокращение требований по боевой подготовке и числа учений;
- установление по возможности наиболее низкого и стабильного уровня ядерных сил, необходимого для гарантированного предотвращения войны;
- в большей мере, чем раньше, была сделана ставка на способность в случае необходимости к наращиванию вооруженных сил, а не на постоянное поддержание их численности на высоком уровне.
Положения Лондонской декларации получили дальнейшее развитие на Копенгагенской встрече министров иностранных дел (летом 1991 г.), на встрече на высшем уровне в Риме в 1991 году, где была принята новая стратегическая концепция альянса. Тогда необходимость ее принятия обосновывалась возникновением "многообещающей эры в Европе", преодолением политического раскола, который был источником военной конфронтации в период "холодной войны"14. Несмотря на заявление альянса, что "новая политическая и стратегическая обстановка позволяют ему изменить целый ряд важных черт своей военной стратегии и выработать ее новые основные принципы...", в концепции было оставлено положение о том, что альянс "намерен сохранять в обозримом будущем оправданное сочетание ядерных и обычных сил в Европе..." и что "ядерные вооружения имеют" большое значение для сохранения мира15.
В стратегии говорится о том, что подготовка к отражению крупномасштабного нападения более не является центральной задачей Альянса. Более вероятной угрозой безопасности стран НАТО являются межэтнические конфликты и территориальные споры. В соответствии с этим НАТО отказалась от концепции "выдвинутой обороны" и "гибкого реагирования". Сердцевина новой стратегии - антикризисное урегулирование.
Сразу же после одобрения новой стратегии в ноябре 1991 г. в рамках НАТО развернулась широкая дискуссия по вопросу о том, как интерпретировать антикризисное урегулирование - в узком смысле, т.е. в чисто оборонительном измерении, или же в более широком, включая операции по поддержанию мира вне зоны действия Североатлантического договора. Вскоре были сделаны заявления, что Североатлантический союз готов выступить за проведение операций по поддержанию мира в зоне ответственности ОБСЕ и под эгидой СБ ООН. В этом контексте была начата разработка концепции так называемых совместных объединенных оперативно-тактических групп.
В 1994 г. была одобрена концепция "многонациональных оперативных сил", которая нацелена на реализацию операций по поддержанию и восстановлению мира. Эта концепция была одобрена как важная часть адаптации структур союза к изменениям в условиях европейской безопасности. Концепция была направлена на создание в НАТО оперативных средств реагирования на новые задачи в области безопасности, а также на объединение сил при участии стран, не входящих в НАТО, в операциях под руководством НАТО. По сути, с начала 90-х годов НАТО приобщилась к проведению антикризисного урегулирования в Боснии.
Североатлантический союз попытался также найти ответ на ситуацию, сложившуюся в результате распада ОВД - был создан Совет североатлантического сотрудничества (ССАС), на смену которому потом пришел Совет евроатлантического партнерства (СЕАП). Идея создания ССАС была выдвинута на встрече в верхах НАТО в Риме в ноябре 1991 г., инаугурационное заседание ССАС прошло уже в декабре 1991 года.
ССАС сыграл существенную роль в отходе от конфронтации периода "холодной войны" и содействовал развитию новой архитектуры безопасности Европы, строящейся на основе сотрудничества. Его первоначальной целью, как указывалось в коммюнике саммита НАТО в Риме, было "развивать институционализированные отношения сотрудничества и консультаций по вопросам политики и безопасности"16.
Создание ССАС послужило основой механизма регулярных консультаций между НАТО и нарождающимися новыми демократиями в
Центральной и Восточной Европе и Евроазиатском регионе.
Появление ССАС стало одним из первых шагов адаптации НАТО к изменениям в условиях европейской безопасности. На учредительном заседании 20 декабря 1991г. министры государств - участников ССАС (представители 16 стран НАТО, шести стран Центральной и Восточной Европы, а также трех стран Балтии) договорились, что Совет будет "концентрировать свое внимание на вопросах безопасности и связанных с ней проблемах, включая военное планирование, концептуальные подходы к контролю над вооружениями, отношения между военными и гражданскими, управление воздушным движением, конверсию военной промышленности и вопросы "третьего измерения" программ НАТО в области науки и охраны окружающей среды"17. Программы ССАС разрабатывались специально для того, чтобы оказать государствам-партнерам помощь в процессе проведения институциональных, политических, экономических и военных реформ. Широкое поле сотрудничества между странами - участницами соответствовало широкому подходу к концепции безопасности, представленной в коммюнике саммита НАТО в Риме. Одиннадцать государств, возникших на территории бывшего Советского Союза и образовавших СНГ, в декабре 1991 г. стали участниками ССАС. В 1992г. к ССАС присоединились Грузия и Албания, а к 1997 году, когда на смену ССАС пришел СЕАП, в его составе было уже 22 партнера по сотрудничеству.
ССАС содействовал достижению большей
открытости и доверия в вопросах
безопасности между государствами-
между гражданскими и военными в области управления воздушным движением, гражданское планирование при чрезвычайных ситуациях, развитие прочных отношений между военными и гражданскими и демократического контроля над вооруженными силами.
В рамках специальной группы ССАС по миротворчеству в 1993 году был разработан Афинский доклад, в котором государства-участники определили ряд принципов и критериев сотрудничества с целью поддержки миротворческих операций под эгидой ООН или ОБСЕ. Создание и последующая деятельность этой группы явились серьезным успехом в продвижении сотрудничества государств в рамках миротворчества. На встрече на высшем уровне Североатлантического Совета в январе 1994г. в Брюсселе НАТО пригласила страны ССАС присоединиться к новой программе сотрудничества с НАТО, известной под названием "Партнерство ради мира "(ПРМ). Приглашение к участию в ПРМ было также направлено и другим странам - участницам СБСЕ. Приглашение было принято 27-ю странами. В настоящее время в Рабочей программе партнерства перечислены следующие области сотрудничества18:
- вопросы, связанные с противовоздушной обороной;
- управление воздушным движением/контроль;
- гражданское чрезвычайное планирование (включая готовность к стихийным бедствиям);
- концептуальные, плановые и оперативные аспекты миротворчества;
- консультации, командование и управление (включая системы связи и информации, оперативное материально-техническое обеспечение);
- урегулирование кризисных ситуаций;
- военное планирование и формирование бюджета;
- военная политика и стратегия;
- демократический контроль над вооруженными силами и оборонными структурами;
- радиоэлектронная борьба;
- обучение иностранным языкам;
- медицинские службы;
- метеорологическое обеспечение сил НАТО/партнеров;
- военная география;
- военные учения и связанная с ними деятельность по общей подготовке;
- военное образование, обучение и доктрина;
- перевозки и транспортировка;
- системы навигации и опознания, аспекты оперативной совместимости, процедуры и терминология;
- учения невоенного характера и связанная с ними деятельность по общей подготовке;
- оперативные, материальные и управленческие аспекты стандартизации;
- планирование, организация и управление национальных оборонных исследований и технологии;
- планирование, организация и управление национальными программами военных закупок;
- международное сотрудничество в области вооружений.
По каждому из этих направлений
проводятся многочисленные мероприятия,
организуемые гражданскими или военными
органами НАТО, а также государствами-
В мае 1997г. в Синтре преемником ССАС стал Совет евроатлантического партнерства (СЕАП). СЕАП был создан как единый механизм взаимодействия, сменивший ССАС и вобравший в себя ПРМ. Главные аргументы в пользу такой реформы сводились к следующему19:
- упрощение и рационализация деятельности двух близких по выполняемым задачам институтов;
- усиление политического компонента ПРМ.
В основном документе, определяющем параметры деятельности СЕАП, страны-участницы подтвердили то, что ключевая роль в обеспечении безопасности и стабильности Европы принадлежит ОБСЕ. В рамках СЕАП возможности политических консультаций и практического сотрудничества открыты для всех союзников и партнеров в равной степени. В нем также сохранился индивидуальный подход для того, чтобы партнеры могли сами определить уровень и области сотрудничества с НАТО.
С окончанием "холодной войны" Европа уже не стояла перед угрозой войны между блоками – НАТО и ОВД. Поэтому в 1990-92 гг. началась реорганизация военных структур Североатлантического союза с тем, чтобы приспособить их к новым задачам, связанным с реализацией антикризисной стратегии. Лица, ответственные за принятие решений в НАТО, считали, что общая численность объединенных вооруженных сил союза может быть снижена, а ядерные вооружения сокращены. Одновременно предусматривалось повысить мобильность вооруженных сил, усовершенствовать системы командования, контроля, связи и разведки, инфраструктуру и материально-техническое оснащение с учетом новых задач антикризисного урегулирования. В течение первых шести лет 90-х годов военные расходы союзников по НАТО сократились на 22%; численность военного персонала сократилась на 24%; обычных вооружений - на 36,6%; что касается ядерных вооружений, то с 1991 г. по 1993 г. НАТО их сократила на 80%20.
Были произведены значительные сокращения численности войск, находящихся в состоянии высокой боевой готовности. Вооруженные силы также были отведены от старых линий противостояния и передислоцированы: например, вооруженные силы США в Европе подверглись сокращению на 2/3, а большая часть союзных войск, ранее размещенных в Германии, теперь покинула эту страну. Было принято решение об усовершенствовании командной структуры - количество командований сокращается с 60 до 25. В январе 1994г. была одобрена концепция многонациональных оперативных сил (МОС), предусматривающая возможность формирования коалиционных сил для проведения операций с участием стран НАТО, ЗЕС, а также государств, не являющихся членами данных союзов. Продвижения в развитии концепции МОС как средства повышения способности Североатлантического союза к скорейшему развертыванию сил удалось достичь на Мадридской встрече 1997г., а сама концепция МОС применялась на практике в контексте операций миротворческих сил ИФОР и СФОР, действовавших под руководством НАТО в Боснии и Герцеговине.